Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня в мире широко и активно применяется и обсуждается термин «мягкая сила». При этом следует отметить, что единого понимания смысла данного термина в среде мировой науки нет.
В самом простом и упрощенном понимании «мягкую силу» можно позиционировать как возможность к продвижению на территории других стран информации о себе, о своей культуре, образовании, экономике, бизнес процессах и т.д. Кроме этого «мягкая сила» предполагает активное продвижение бренда той или иной страны.
Сегодня практически все страны занимаются продвижением своего бренда на мировой арене. Особенно успешно в этом плане движется Китай. Сегодня в цивилизованном мире нет ни одного человека, который бы не слышал о Китае. Каждый второй человек в мире, так или иначе, знаком или сталкивался с китайскими проектами или китайской культурой.
Не менее интересна в этом отношении Италия. Нужно заметить, что Италию можно назвать страной, которая не слишком успешно продвигает свой бренд. Дело в том, что Италия может стать успешным бизнес проектом на территории Европы. За это говорит, как удачное географическое расположение, так и хорошее культурно-историческое наследие, а так же наличие мощных научных и экономических кластеров.
Сегодня Италия за счет дней и месяцев своей культуры в других странах продвигать свой язык и культуру по всему миру. Кроме этого Италия устраивает полноценный обмен студентами и преподавателями с ведущими ВУЗами мира. В частности такая программа действует в России с МГУ и СПбГУ.
Не менее важен тот факт, что Италия в рамках своей «мягкой силы»
Объект - политика «мягкой силы» Италии
Предмет – процесс реализации концепции «Система-Страна» как инструмента политики «мягкой силы» Италии
Цель – определить особенности применения инструментов «мягкой силы» в итальянской внешней политике на примере продвижения концепции «Система-Страна»
Задачи:
1. определить особенности политики «мягкой силы» Италии, для чего изучить теоретические основания концепции «мягкой силы»; выявить специфику интерпретации концепции «мягкой силы» в официальном внешнеполитическом курсе Италии; определить компоненты итальянской «мягкой силы»;
2. обозначить стратегические приоритеты политики «мягкой силы» Италии, для чего выявить основные инициативы и программы, нацеленные на продвижение бренда «Италия» за рубежом и изучить роль концепции «Система-Страна» во внешней политике Италии.
Глава 1. Особенности «мягкой силы» Италии
1.1. Теоретическое обоснование концепции «мягкой силы»
В исследовании «мягкой силы» большое значение имеет обращение к трудам основателя концепции Джозефа Ная-мл. Он сформулировал основные положения, разработал понятийный аппарат, заложив тем самым теоретические основы политики «мягкой силы», причем как в сугубо научно-исследовательском, так и практическом аспектах.
Однако, с нашей точки зрения, к работам Дж. Ная нельзя относиться «формально», что, к сожалению, иногда встречается в публикациях. Най сформулировал систему понятий, и если для политологического анализа используется концепция «мягкой силы», то надо использовать эту систему понятий целиком. Необходимо уточнить и смысл понятий.
Поскольку работы Дж. Ная носят публицистический оттенок, они связаны с международной политикой времени подготовки и выпуска той или иной его работы и вне учета политического и исторического контекста смысл понятий концепции «мягкой силы» может быть ясен далеко не полностью или даже искажен. Это может стать препятствием в применении его концепции в политологическом анализе. Поэтому в статье предлагается попытка анализа концепции Дж. Ная и уточнения смысла выдвигаемых им понятий, от чего, на наш взгляд, зависит применимость этой теоретической концепции.
Взгляды Дж. Ная на международные отношения, в которых появление концепции «мягкой силы» является только одним из этапов, претерпели значительное развитие.
Первый этап оформления его концепции прошел в 1970-х и 1980-х годах, когда Дж. Най совместно с Робертом Кеохейном разработал неолиберальную теорию международных отношений1. Основные положения этой теории сводились к тому, что развитие глобального рынка влияет на все стороны общественной и политической жизни, принципы свободных, рыночных отношений проникают в сферу внешней политики, в которой на тот момент главное место занимал силовой компонент и особенно ядерное оружие.
Развитие международных рыночных отношений требует устранения угроз безопасности, предотвращения глобальной ядерной войны, способной нанести непоправимый экономический ущерб участвующим в войне странам. Неолиберализм в международных отношениях провозглашает принцип отказа от войны и кооперативное сотрудничество в целях установления международной безопасности, стабильности и порядка.
Дж. Най еще в 1970-х годах выдвинул тезис, что участниками международных отношений могут быть не только государства, но и транснациональные корпорации, международные и неправительственные организации, сотрудничающие на основе универсальной международной морали, базирующейся на либеральной демократии и правах человека. Еще одним универсальным основанием международного сотрудничества, по мнению Дж. Ная и Р. Кеохейна, является рациональный расчет, вытекающий из соображений благосостояния и безопасности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бажанов Е.П., Бажанова Н.Е. Эта грустно-весёлая Италия. Путевые заметки. М.: Восток — Запад, 2011.
2. Бобыло А.М. «Мягкая сила» в международной политике: особенности национальных стратегий // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 14. C. 129—135.
3. Бокерия С.А., Соколова Н.В. «Мягкая сила» как инструмент обеспечения национальной безопасности в контексте культурно-лингвистической политики Франции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2014. № 2. C. 93—100.
4. Бокерия С.А., Данилов В.В. Особенности культурной дипломатии Италии на современном этапе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19. № 4. С. 643—653. DOI: 10.22363/2313-0660-2019-19-4-643-653
5. Василенко Е.В. «Мягкая сила» имиджевой политики Италии // Мир и политика. The Scientist. 2013. № 10. С. 222—232.
6. Елескина О.В. Некоторые аспекты культурной политики ЕС // Вестник КемГУ. 2015. № 3—2 (63). С. 115—119.
7. Звягина Д.А. «Мягкая сила»: структурный анализ // Инициативы XXI века. 2012. № 3. С. 135—137.
8. Зонова Т.В. Дипломатия Италии // Дипломатия иностранных государств / под ред. Т.В. Зоновой. М.: РОССПЭН, 2004. С. 103—127.
9. Ковба Д.М. Основные подходы к исследованию «мягкой силы» в отечественной политической науке // Дискурс-Пи. 2017. № 1. С. 143—148.
10. Бокерия С.А., Данилов В.В. Вестник РУДН. Серия: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. 2019. Т. 19. № 4. С. 643—653
11. Миронова Т.Н. Сохранение культурного и природного наследия как главная черта культурной политики европейского региона: Италия // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 2. С. 41—48.
12. Табаринцева-Романова К. М. «Italsimpatia» как элемент культурной дипломатии в развитии российско-итальянских отношений // Итальянская республика в меняющемся мире: доклады Института Европы № 306. М.: Ин-т Европы РАН, 2014. С. 65—71.
13. Табаринцева-Романова К.М. Развитие внешней культурной политики ЕС после Лиссабонского договора // Современная Европа. 2017. Т. 4. № 76. С. 98—108.
14. Anholt S. Brand New Justice: How Branding Places and Products Can Help the Developing World. Amsterdam: Butterworth Heinemann, 2005.
15. Cummings M. Cultural Diplomacy and the United States Government. Center for Arts and Culture. 2003. URL: https://www.americansforthearts.org/sites/default/files/MCCpaper.pdf (accessed: 28.02.2019).
16. Feigenbaum H.B. Globalization and Cultural Diplomacy. Center for Arts and Culture. 2001. URL: https://www.americansforthearts.org/sites/default/files/globalization_0.pdf (accessed: 28.02.2019).
17. Hayden C.The Rhetoric of Soft Power: Public Diplomacy in Global Contexts. Lanham, MD, United States: Lexington Books, 2011.
18. Nye Jr. J.S. Soft Power: The Means to Success in World Politics. NY: PublicAffairs, 2005.
19. Nye Jr. J.S. Soft Power: The Origins and Political Progress of a Concept// Palgrave Communications. 2017. Vol. 3. P. 1—3. DOI: 10.1057/palcomms.2017.8
20. Pajtinka E. Cultural Diplomacy in Theory and Practice of Contemporary International Relations // Political Sciences. 2014. No. 4. P. 95—108.
21. Riordan S. The New Diplomacy. London: Polity, 2003.
22. Searching for a Cultural Diplomacy / Ed. by M.D. Donfried, J.C.E. Gienow-Hecht. NY, Oxford: Berghahn Books, 2010.