Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ 6
1.1. Российская семья в досоветский период 6
1.2. Особенности семьи как правового института в советский период 6
1.3. Становление института семьи в современной России 18
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА 25
2.1. Сущность и содержание понятия семьи 25
2.2. Социально-правовые аспекты развития семьи в современных условиях 30
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ» В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 38
3.1. Особенности организации дискуссии на уроке обществознания 38
3.2. Разработка дискуссии к уроку обществознания на тему «Особенности семейных правоотношений» 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что в современном мире наблюдается процесс изменения роли и функции семьи. Семья является важным элементом общественных отношений, а потому все изменения, происходящие в обществе, отображаются и на ней. Семейный кодекс Российской Федерации является результатом многовековой законодательной деятельности. Долгое время семейное право находилось в тесной связи с другими отраслями, например, такими как наследственное. В связи с этим, оно имело ряд специфических черт, которые, несомненно, отличают его от современного права.
На протяжении многих лет изменялось представление о том, какой должна быть семья, но этот процесс не остановим и семейное право продолжает претерпевать изменения. Изучение положений семейного права в школе помогает школьникам лучше освоится в современном мире. Ведь в будущем они, так или иначе, столкнутся с вопросами семейного права, создадут свои собственные семью. И потому следует заранее ознакомить их с основными проблемами, которые могут возникнуть у них и показать значимость института семьи.
Степень научной изученности. Вопросы семейно-брачных отношений были предметом исследования для многих ученых. Общетеоретическими вопросами, а также проблемами семейного законодательства и регулирования семейных отношений занимались такие исследователи, как: М.В. Антокольская, Л.М. Пчелинцева, А.М. Нечаева. В их работах освещаются такие вопросы как понятие брака и семьи, роль и место семьи в обществе, тенденции ее развития, определили основные позиции в изучении семьи. Нормативно-правовой базой исследования послужили: Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, нормативно-правовые акты СССР и РСФСР и судебная практика.
Проблемы, связанные c фактическими браками в таких работах: А.И. Антонова, В.М. Медкoва «Социология семьи», C.Н. Бондова «Брачный договор (контракт) по семейному праву России», Ю.Г. Волкова, В.И. Добренкова, Ф.Д Кадаpия, И.П. Cавченкo, В.А. Шаповалова «Социология молодёжи», А.А. Иудиной «Различие установок на семейно-брачные отношения и ценность детей», В.C. Панина «История развития института фактических брачных отношений в России», C. Ю. Чашкoвoй «Проблемы применения семейного законодательства и защита прав членов семьи».
Объектом исследования выступают семейно-брачные общественные отношения в Российской Федерации на современном этапе.
Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие семейно-брачные отношения в Российской Федерации на современном этапе.
Целью настоящего исследования является анализ правового и методического аспектов семейно-брачных отношений в Российской Федерации на современном этапе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть российскую семью в досоветский период;
– исследовать особенности семьи как правового института в советский период;
– проанализировать становление института семьи в современной России;
– раскрыть сущность и содержание понятия семьи;
– охарактеризовать социально-правовые аспекты развития семьи в современных условиях;
– выявить особенности организации дискуссии на уроке обществознания;
– разработать дискуссию к уроку обществознания на тему «Особенности семейных правоотношений».
Методологическую основу работы составили следующие методы: общетеоретический, историко-правовой, сравнительно-правовой и другие.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, иные нормативные правовые акты.
Теоретическая и практическая значимость заключается в использовании комплексного историко-правового анализа исследуемой проблемы, разработан урок по теме «Особенности семейных правоотношений» с использованием историко-правового анализа.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ
1.1. Российская семья в досоветский период
Необходимость исследования истории развития правового регулирования семейно-брачных отношений обусловлено тем, что формирование института семьи уходит своими корнями глубоко в прошлое, и невозможно понимать его современное состояние без знаний того, как происходило развитие, и к чему приводило введение тех или иных правовых норм. Природа брака (порядок его заключения и расторжения, правовое регулирование отношений, связанных с браком) меняется в процессе развития общественных отношений.
Неоднозначные процессы развития института семьи в современной России, попытки переосмыслить духовно-нравственный опыт, накопленный русской цивилизацией, делают актуальным обращение к опыту правового регулирования брачно-семейных отношений. Российское семейное право имеет многовековую историю, представляя результат действия русского обычного права, византийских светских законов, церковного канонического права и европейского законодательства .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020) Консультант Плюс: [справочно-поисковая система]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 15.05.2021).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021, с изм. от 02.03.2021) // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 16.
4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. № 1 (часть 1). Ст. 14.
5. Об актах гражданского состояния: Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 24.11.1997. № 47. Ст. 5340.
Литература
6. Аглиуллин Д. Р. Семья как важнейший социальный институт / Д. Р. Аглиуллин // Экономика и социум. 2016. № 11-1 (30). С. 61-64.
7. Акылбаева Д. И. Организация внеурочной деятельности в основной школе в свете новых образовательных стандартов /Д. И. Акылбаева, С. М. Сайдильдина // Молодежь и наука: шаг к успеху; Московский политехнический университет. 2020. С. 9-11.
8. Александров И. Ф. История становления и первые источники семейного права России / И. Ф. Александров // Актуальные проблемы правоведения. 2015. № 3 (47). С. 6-16.
9. Андреева Н. И. Развитие семейного законодательства в советский период / Н. И. Андреева // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. 2014. № 3. С. 6-11.
10. Астахова Р.К. Проблематика институтов семьи в условиях социальных трансформаций / Р.К. Астахова // Этнос и общество в контексте межнациональных отношений. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 17-25.
11. Берая И. О. Развитие института брака в России / И. О. Берая // Бизнес. Образование. Право. 2016. №2(35). С. 216-220.
12. Буланая Ю. В. Семья как фундаментальный социальный институт в формировании нравственных ценностей и традиций / Ю. В. Буланая // Научный потенциал. 2020. № 3 (30). С. 14-16.
13. Вилявина И. В. История становления семьи и института брака / И. В. Вилявина // Студенческий. 2020. № 40-5 (126). С. 6-9.
14. Вялых Н. А. Институт семьи в системе формирования и воспроизводства социального неравенства / Н. А. Вялых // Вестник НГУЭУ. 2021. № 1. С. 254-268.
15. Герич А. А. Культурные и исторические аспекты института семьи и брака / А. А. Герич // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 3. С. 150-152.
16. Гефеле О. Ф. Проблема института семьи как ценности в современном обществе / Гефеле О.Ф., Долгова Т.В., Новожилова И.В. // Актуальные проблемы практической психологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией Т.А. Попковой, А.В. Антоновского. 2020. С. 70-72.
17. Даутова О. Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС: методическое пособие / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина. СПб.: КАРО. 2015. 176 с.
18. Елисеев А. А. Советское законодательство о браке и семье в годы Великой Отечественной войны / А. А. Елисеев // Вестн. Междунар. юрид. ин-та. 2015. № 3. С. 15-18
19. Жиляева С.К. Исторический аспект развития института семьи и брака / С. иК. Жиляева // Тенденции реформирования судебной системы, действующего уголовного, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законодательства. Сборник статей. Материалы регионального круглого стола и всероссийской заочной научно-практической конференции. Редколлегия: А.В. Гришин [и др.]. 2017. С. 85-90.
20. Званцова И. О. Проблемы трансформации института семьи: пути решения / И. О. Званцова, С. А. Старостин // Современная педагогика и психология: проблемы и перспективы: материалы IV Международной студенческой научно-практической конференции. Тверь, 2021. С. 348-356.
21. Искакова Э. В. Институт семьи в развитии личностной активности: роль гражданского общества и органов власти / Искакова Э.В. // Воспитание как стратегический национальный приоритет. Международный научно-образовательный форум. Екатеринбург, 2021. С. 241-246.
22. Калуцкая Т. Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т. Н. Калуцкая. М., 2014. 105 с.
23. Королев Ю. А. Семья, государство, общество / Ю. А. Королев. М., 2011. 281 с.
24. Краснова Т. В. Семейное право / Т. В. Краснова, Л. А. Кучинская. М., 2016. 327 с.
25. Крафт Е. А. Формирование ценностного отношения к институту семьи у старших школьников / Е. А. Крафт // Образование и глобальные вызовы современности: научно-педагогический контекст: сборник материалов II Международной интернет-конференции. Ставрополь, 2020. С. 190-193.
26. Крылов А. Б. Русская семья в контексте российской истории / А. Б. Крылов // Архонт. 2020. № 4 (19). С. 20-69.
27. Кубасов Е. А. Институт семьи в условиях современного экономоцентричного общества: нарастающие противоречия / Е. А. Кубасов // Образование в современном мире: горизонты и перспективы. Сборник научных статей. 2018. С. 208-211.
28. Макаров Д. А. К истории развития семейного права в России В X-XIX вв. / Д. А. Макаров, Н.П. Маюров // Правозащитная деятельность в современной России: проблемы и их решение: сборник научных трудов V Международной научно-практической конференции. 2019. С. 182-189.
29. Мантрова М. С. Семья как основной институт социализации подростков / М. С. Мантрова, А. С. Султангалиева, М. С. Сахановская, А. В. Шевкун // Современный научный вестник. 2017. Т. 1. № 6. С. 022-024.
30. Мардахаев Л. В. Основы социально-педагогической технологи / Л. В. Мардахаев. М., 2015. 89 с.
31. Муратова С. А. Семейное право / С. А. Муратова. М., 2006. 375 с.
32. Никитская Е. А. Теоретические основы изучения функций семьи как социального института / Е. А. Никитская, А. А. Гаврилина // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 3-1. С. 101-104.
33. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластёнина. М.: Юрайт, 2016. 246 с.
34. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2016. 653 с.
35. Приступа Е. Н. Семья как институт первичной социализации / Е. Н. Приступа // Апгрейд социальных проектов: этапы стартапа. Обновление 2025. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 150-154.
36. Рыськова О. В. Семья как ценность и институт социального самоопределения студенческой молодежи / О. В. Рыськова, Е. Н. Львова // Инновационный потенциал молодежи – 2019. сборник работ по результатам Всероссийского фестиваля научного творчества. Сост. и отв. ред. – к.псх.н., доцент Михайлова И.В., 2019. С. 178-181.
37. Сагитова В. О. Акцентуация социального института семьи в феминистическом дискурсе / В. О. Сагитова // Технологии PR и рекламы в современном обществе. материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 308-311.
38. Садыков Р. М. Модернизация института семьи через призму ее структурных и функциональных изменений / Р. М. Садыков, Н. Л. Большакова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2021. Т. 17. № 5 (398). С. 968-982.
39. Самойлова А. К. Восстановление института семьи в современной России / А. К. Самойлова // Правовая культура и правовая идеология российского общества. сборник научных статей международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.М. Курицына. 2021. С. 514-516.
40. Сенюшкина Н. С. Анализ состояния института семьи в РФ как основы национальной безопасности / Н. С. Сенюшкина // В книге: ЭНЕРГИЯ-2018. Министерство образования и науки Российской Федерации; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина». 2018. С. 60.
41. Солодовникова Н.В. Укрепление института семьи в современной России: проблемы и пути решения / Н. В. Солодовникова, Л. В. Яковлева // Россия и мировое сообщество: проблемы демографии, экологии и здоровья населения: сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2019. С. 177-180.
42. Столяров Д. А. Понятие и социально-правовая сущность семьи: междисциплинарный и межотраслевой анализ / Д. А. Столяров, Е. Г. Никитина // Вестник Международного юридического института. 2019. № 3 (70). С. 22-33.
43. Сторчай Д.С. Семья как социальный институт / Д. С. Сторчай, И. Ф. Петров // Вестник современных исследований. 2019. № 4.7 (31). С. 36-39.
44. Стрелкова Е. В. Некоторые историко-правовые аспекты развития института приемной семьи в России / Е. В. Стрелкова, Н. С. Аникеева // Право и правопорядок: вопросы теории и практики. Сборник научных трудов / Под общей редакцией С. Е. Туркулец, Е. В. Листопадовой. Хабаровск, 2018. С. 67-72.
45. Филенко С.С. Семейная политика: проблемы реализации / С. С. Филенко, А. Н. Тимохович // Реформы в России и проблемы управления – 2017: материалы 32-й Всероссийской научной конференции молодых ученых. М.: ГУУ, 2017. С. 178-180.
46. Хабибова Н. Е. Организация внеурочной деятельности как учебная дисциплина / Н. Е. Хабибова, А. Р. Гарданов, Е. В. Карунас // Образовательный вестник Сознание. 2020. Т. 22. № 5. С. 9.
47. Черкасова Е. С. Семья как важнейший социальный институт, формирующий личность / Е. С. Черкасова // Право и экономика: национальный опыт и стратегии развития. Сборник статей по итогам Второго Новосибирского международного юридического форума: в 2 ч. Новосибирск, 2020. С. 158-164.
48. Чечет В. В. Основные пути преодоления кризиса современной семьи как важнейшего института социализации и воспитания / В. В. Чечет // Сацыяльна-педагагічная работа. 2007. № 1 (71). С. 16-24.
49. Ягудин А. Г. Семья как главный социальный институт / А. Г. Ягудин // Научные исследования современных ученых. XXV Международная научно-практическая конференция. 2017. С. 437-439.
50. Яковлев С.В. Основные тенденции и механизмы развития института семьи в современной России // В книге: Воспитательный потенциал современной семьи и социально- педагогические механизмы его развития и реализации. Бобылева И.А., Заводилкина О.В., Орехова Е.Я., Петрякова О.Л., Яковлев С.В., Дементьева И.Ф., Борисова Т.С. Москва, 2019. С. 152-176.
51. Ярукова Т.О. Семья как социальный институт: прошлое и настоящее // Молодежь и XXI век - 2018. Материалы VIII Международной молодежной научной конференции. В 5-ти томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2018. С. 257-260.
52. Яхин Р.М. Современное состояние института семьи в России // Science Time. 2016. № 7 (31). С. 298-302.
53. Федеральная служба государственной статистики. Демография. [Электронный ресурс]. URL: https://gks.ru/folder/12781 (дата обращения: 15.05.2021).