Фрагмент для ознакомления
2
Важнейшей целью вступления любой страны в Всемирную Торговую Организацию является возможность улучшения и увеличения доступа конкурентоспособной продукции, которая экспортируется на мировые рынки. Присоединяясь к ВТО, государство ставит задачу повышения конкурентоспособности промышленной области, улучшение инвестиционного климата своих промышленных предприятий, а также обеспечение признания страны развитой рыночной экономикой.
Страновая интеграция в мировую экономику сегодня является важной задачей, поскольку это положительно влияет на промышленность страны и позволяет ей расширять присутствие своих производителей на рынке стран-членов ВТО. Однако, следует заметить, что эти факторы могут быть возможными только для стран, которые ориентированы на рост экспорта своих конкурентоспособных отраслей промышленности. В противном случае участие страны во Всемирной Торговой Организации не присеет ей никаких положительных экономических результатов. Участие в ВТО значительно влияет на осознание предприятиями национальной промышленности важности осуществлять конкуренцию с иностранными компаниями.
Кроме этого, при участии в ВТО государство получает большой опыт в использовании своих прав обжаловать необоснованные обвинения в недобросовестной конкуренции некоторых промышленных предприятий. Существует также возможность изучать и диагностировать антидемпинговые исследования, размеры пошлин и квот в отношении легкой и текстильной промышленностей, отрасли цветной металлургии, химической промышленности в арбитражных органах Всемирной торговой организации.
Компании страны-члена организации получают возможности участия в процедуре решения некоторых торговых конфликтов в отношении товаров металлургической, химической промышленности . В рамках ВТО они могут разработать меру защиты национальных товаропроизводителей.
В настоящее время отсутствует один конкретный вид производства, на хозяйственной деятельности которого не отразится членство страны в ВТО. В первую очередь политика ВТО касается таких предприятий, как экспортоориентированных, так и импортоконкурирующих компаний. Поэтому важность исследования вопросов конкурентоспособности предприятий национальной промышленности выступает важным моментом.
Сокращение пределов доминирования сырьевой промышленности и поощрение развития промышленности, ориентированной на экспорт является также важной задачей для любой экономически развитой страны. Но, несмотря на рост внимания государств к реальному сектору своей экономики, сейчас получается невозможным заметить тенденции значительного улучшения финансово-экономического состояния предприятий. Таким образом, многие отрасли промышленности стран будут отличаться низкой конкурентоспособностью на внешнем рынке.
Из числа основных проблем, препятствующих росту конкурентоспособности промышленных компаний, 39% относится к устаревающему оборудованию и технологиям . В наименьшей степени бизнес озабочен низким качеством комплектующих и изделий. Таким образом, членство в ВТО может иметь для страны двойственное воздействие на ее отечественные предприятия, которые конкурируют с иностранными предприятиями.
Таким образом, основная задача государства при участии в ВТО ― минимизировать потери своих наиболее уязвимых отраслей промышленности. Необходимо с помощью специальных правительственных мероприятий агрессивно защищать рынки от недобросовестной конкуренции. Одним из возможных средств защиты отечественных производителей может стать принятие ограничений к иностранному присутствию в стратегически важных секторах национальной промышленности. Другим методом укрепления конкурентоспособности предприятий и отраслей промышленности являются субсидии.
Характер и степень влияния факта вступления во Всемирную тор-говую организацию (ВТО) на промышленность страны является одним из основных дискуссионных вопросов в настоящее время.
Большинство исследований воздействия вступления в ВТО на национальную промышленность, проведенных к настоящему моменту, основаны на исполь¬зовании агрегированных моделей и оценке усредненного воздействия изменений среднего уровня таможенной защиты страны на объемы выпуска отраслей промышленности. Несмотря на то, что подобные подходы представляются единственно возможными в современных условиях отсутствия детализированной информации об усло-виях вступления в ВТО по отдельным товарным позициям, его использование с большой вероятностью может привести к серь¬езным искажениям результата.
Итак, вступление и участие страны в ВТО может принести для отечественных производителей промышленных товаров и оборудования как положительные тенденции, так и отрицательные последствия. Присоединение к ВТО предоставляет возможности национальным производителям промышленных товаров осуществлять сбыт своей продукции на новых экспортных рынках, в результате чего увеличивается инвестиционная привлекательность отечественных экспортирующих предприятий. Однако, участие в ВТО ограничивает возможность защиты товаропроизводителей от иностранной конкуренции (особенно производителей продукции, ориентированной на национальный рынок). Для предотвращения таких негативных последствий участия в ВТО для промышленности страны необходимо использовать защитные меры и механизмы, одновременно используя стимул для повышения конкурентоспособности отечественных производителей.
Европейский союз представляет собой союз несколько десятков стран Европы, которые объединились в своеобразное общее государство для того, чтобы развивать собственную экономику, а также оказывать влияние на экономику других стран. Экономика стран, входящих в Евросоюз, развита очень высоко: в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии и др. производится огромное количество качественных товаров, которые очень успешно продаются по всему миру. Кроме того, эти страны обладают значительными запасами полезных ископаемых: угля, нефти и газа, что также оказывает влияние на мировую экономику .
Сегодня Европейский Союз занимает лидирующие позиции в мире и является крупнейшей интеграционной группировкой. Участие страны в данном интеграционном процессе связано с политическими и экономическими целями. Углубление интеграционных процессов между странами происходит постепенно от образования зоны свободной торговли до образования экономического и валютного союза.
Участвуя в интеграционных процессах, страны-участники ЕС преследуют не только экономические цели, но хотят налаживать отношения со всеми странами-членами союза, укреплять сотрудничество в различных сферах, увеличивать влияние в международных аспектах.
В свою очередь членство в ЕС накладывает на страну-участницу ряд ограничений и требований, которые она должна соблюдать. Эти правила оказывают непосредственное влияние на экономику государства.
Основные требования заключаются в следующем:
—принадлежность страны к европейской цивилизации независимо от географического положения;
— соблюдение принципов свободы, демократии, уважения прав человека;
— развитие конкурентоспособной рыночной экономики, соблюдение общих правил и стандартов ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.
Таким образом, реализация общей торговой политики между странами ЕС содействует устранению барьеров в передвижении всех факторов производства, установлению единых правил для либерализации торговли между странами-членами союза.
1.3.Законодательно-правовое регулирование участия страны в ЕС и ВТО
Правовое регулирование ВТО и ЕС оказывает большое влияние на стратегию развития стран-участниц данных соглашений.
Современные тенденции мирового правового развития представляют собой сложный синтез процессов интеграции и дезинтеграции, конвергенции и дивергенции правовых систем, интенсивной глобализации и противодействующих ей стремлений сохранить национальную, государственную и правовую самобытность отдельных стран. Необходимость отыскать тонкую грань равновесия между общим и частным, глобальным и национальным особенно остро предстает перед государством, вступающим в какую-либо крупную международную организацию, обладающую собственной сильной "правовой волей", ярко выраженным стремлением к унификации и деперсонификации правовых систем своих участников.
Однако трудности, с которыми неизбежно столкнутся экономика и правовая система каждой страны-участницы в процессе интеграции в ВТО, не должны перевешивать потенциальных выгод от такого сотрудничества.
Таким образом, одна из актуальных задач современного государства заключается в минимизации рисков от вступления страны в ВТО и не в последнюю очередь рисков в правовой сфере. Потребности гармонизации правовой системы ВТО и правовой системы страны-участницы требуют более глубокого исследования права ВТО и его основных системных характеристик, особенностей его соотношения с национальными правовыми системами стран-участниц.
Система правового регулирования в ВТО в своем развитии прошла два основных этапа, которые можно условно обозначить как "исторический" и "современный". В рамках исторического этапа развития еще до создания собственно ВТО была сформирована его важнейшая правовая основа в виде Генерального соглашения по тарифам и торговле.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле - ГАТТ было принято в 1947 г. Таким образом, исторические корни права ВТО уходят в послевоенный период, и познание причин и задач подписания данного документа невозможно без осмысления международной политической обстановки названного периода.
Деятельность Всемирной торговой организации направлена на решение сугубо экономических вопросов. Цель Всемирной торговой организации не определяется работой по получению запланированных показателей экономического развития каждой страны-участники, исходя из которых та строит свою региональную стратегию. Задача организации - формирование и установление единых принципов мировой торговли. Основные принципы, на которых базируется деятельность ВТО и ГАТТ, могут быть выражены следующим образом :
1) Товары. Принципы и роль Всемирной торговой организации были определены в 1947 году Генеральным соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). ГАТТ функционировал сорок семь лет в качестве форума по организации международного переговорного процесса, направленного на уменьшение таможенных платежей и ликвидацию различных барьеров в международной торговле. Эти правила дополнены отдельными соглашениями по конкретным областям – текстиль, сельское хозяйство, также такими специфическими темами, как торговля стран, стандарты на конечную продукцию, субсидии, антидемпинговые мероприятия.
Среди принципов, сформулированных в ГАТТ, можно выделить два основных: содействие доступу товаров на рынки и недискриминация.
Для обеспечения доступа на рынок используются национальный режим, режим благоприятствуемой нации РНБ и производится отмена количественных ограничений в пользу таможенных тарифов в условиях прозрачного осуществления таможенных режимов государств ВТО. Для реализации принципа недискриминации используется режим РНБ, создающий равные условия для ведения торговых операций всем членам ВТО, а также национальный режим обеспечивающий защиту от дискриминации импортируемых товаров.
2) Услуги. Первое документальное закрепление важнейших принципов свободного экспорта/импорта услуг вне зависимости от варианта их осуществления (межгосударственная торговля, коммерческое присутствие, потребление услуг за границей и т.д.) представлено в Генеральном соглашении о торговле услугами – ГАТС. В тоже время, учитывая специфичность продаж услуг, эти режимы используются с большим количеством исключений, которые индивидуальны для каждого участника ВТО. Выборочный характер существует и в отношении отмены количественных квот, решение по которой принимается посредством проведения переговоров.
К обязательствам членов ВТО по ГАТС относится также решение вопросов, связанных с открытием рынка услуг для предприятий из других государств.
3) Интеллектуальная собственность. ТРИПС - Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности содержит нормативы, регулирующие торговые сделки и нормативы финансирования в области объектов, которые относятся к индивидуальной собственности.
4) Разрешение споров. Для прозрачного и объективного разрешения спорных вопросов используются Соглашение о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров. Согласно этому документу разрабатывается четкая схема по разрешению межгосударственных разногласий в консультационном режиме. Если этот этап не дает положительного результата, для стран предусмотрена четкая процедура по разрешению споров экспертами с возможностью подачи юридически обоснованных апелляций.
5) Обзор политики. Созданный механизм обзора торговой политики состоит в обеспечении максимальной прозрачности коммерческой политики различных государств. Кроме того, регулярно проводится оценивание эффективности проведения торговой политики государств участников ВТО. Ее рассмотрение включается в обзор по соответствующему государству и в отчет Секретариата ВТО. Начиная с 1995 года, составлены обзоры по сорока пяти государствам, участвующим во Всемирной торговой организации.
Можно встретить разные мнения о ВТО, в которых организация рассматривается, как международная торговая система или как сообщество, способствующее прозрачному устранению спорных и конфликтных ситуаций в вопросах торговых отношений между мировыми государствами.
Необходимость унификации международных норм в сфере тарифов и торговли стала очевидна в результате беспрецедентного развития транспортных сетей в ХХ веке, в результате которой пространственные и временные границы мира были словно "сжаты", что создало предпосылки для небывалого роста общения между странами, их частными гражданами, их торговыми организациями и предпринимателями. Взаимозависимость всех стран мира, необходимость в сотрудничестве и поиске "общих точек" взаимопонимания в самых различных сферах, в том числе в экономической, стала особенно очевидна в ходе Второй мировой войны и в процессе послевоенного восстановления нарушенного мироустройства, что также подталкивало страны к сотрудничеству в рассматриваемой области.
Обращает на себя внимание постоянное увеличение количества стран, принимавших участие в данных раундах. В частности, если в Аннесинском раунде ГАТТ приняло участие всего 13 стран, то в Женевском раунде - уже 22 страны, в раунде Диллона - 45 стран, в раунде Кеннеди - 48 стран, в Токийском раунде - 99 стран, а в Уругвайском раунде, по итогам которого была создана ВТО, - 125 стран . Таким образом, нормы ГАТТ, показавшие свою жизнеспособность, привлекали внимание все большего количества стран, получив роль поистине глобального интегрирующего фактора современного мира.
Одним из наиболее значимых раундов ГАТТ был так называемый "Кеннеди-раунд", в ходе которого получили развитие антидемпинговые нормы ГАТТ. Эти нормы сегодня интегрированы в торговую стратегию любой страны-члена.
Особое значение имеет создание по итогам данного раунда Всемирной торговой организации, которым увенчалось почти сорокалетнее движение мирового сообщества к объединению в сфере мировой торговли.
Современный этап развития системы права ВТО характеризуется принятием множества международных договоров, в совокупности образующих правовые основы ВТО. На данном этапе состоялся очередной раунд ГАТТ, который получил название Дохийского. В рамках переговоров на данном раунде была предпринята попытка разработать меры по дальнейшей либерализации мировой торговли, однако эксперты оценивают данный раунд как малорезультативный.
В процессе своего развития ВТО сталкивается с различными проблемами, помимо процедурных сложностей при принятии в организацию новых государств. Особенности интеграционных процессов, которые наблюдаются сегодня во всем мире, приводят к необходимости изменения задач и корректировки роли ВТО в интернационализации международных экономических связей.
К перечню наиболее важных проблем сегодня можно отнести антидемпинговые мероприятия, которые закрывают дорогу недорогим товарам иностранного производства на внутренние рынки государств с развитой экономикой.
Правила ВТО дают возможность применения высоких тарифных ставок на импортную продукцию, которая реализуется на внутренних рынках развитых стран дешевле, чем в стране происхождения. Такие случаи считаются недобросовестной торговлей, основной целью которой является захват рынка, невзирая на существенные потери на начальном этапе. В тоже время существует и мнение некоторых развивающихся государств о нарушениях в применении антидемпинговых требований, чем пользуются развитые страны для того, чтобы предотвратить проникновение на внутренние рынки импортной конкурентоспособной продукции.
Еще одним проблемным вопросом справедливо считаются имеющиеся случаи нарушения принципов честной конкуренции основными участниками ВТО. К примеру, летом 2001 года ВТО установила нарушение международного права со стороны правительства США, которое предоставило существенные преференции американским экспортерам. По мнению участников ВТО, компании из Соединенных Штатов получили несправедливое преимущество в конкурентной борьбе, так как им выпала возможность экспортировать продукцию в другие страны без уплаты налогов в США. По мнению представителей ВТО, такая ситуация может быть сравнима с получением правительственных субсидий, что является прямым нарушением правил свободной торговли.
Подобные обвинения предъявлялись и Европейскому Союзу, государства которого предоставили субсидии сельскохозяйственным компаниям. Объем дотаций достиг 90 миллиардов долларов США в год. Представители государств, не являющихся членами ЕС, выдвинули требование по сокращению фермерских субсидий . В результате этих процессов ЕС дал согласие на сокращения субсидирования, правда без уточнения конкретных объемов и сроков.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1. Авагян Г.Л. Международные валютно-кредитные отношения. – М.: Инфра-М, 2016. – 491 с.
2. Булатов А.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Кнорус, 2017. – 602 с.
3. Гукасьян Г. М., Маховикова Г. А., Амосова В. В.. Экономическая теория. — СПб.: Питер,2003. — 480 с.
4. Дж. Мэнвилл Хэррис. Международные финансы [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/biznes-18/
5. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 423 с.
6. Камаев В.Д. Экономическая теория. Электронная библиотека http://uchebnik-online.com
7. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные отношения. – М.: Юрайт, 2016. – 283 с.
8. Любецкий В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: НИЦ Инфра-М, 2017. – 447 с.
9. Маркс К., Энгельс Ф. К критике политической экономии // Собр. соч., изд. 2, т. 13. — М.: Политиздат, 1959. — 771 с.
10. Николаева И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Дашков и К, 2016. – 503 с.
11. Носова С.С. Экономическая теория. - М.: Юнити – Дана, 2008. - 383 с. Электронная библиотека http://uchebnik-online.com
12. Суэтин А.А. Мировая экономика. Международные экономические отношения. – М.: Кнорус, 2015. – 237 с.
13. Торкунов А.В. История международных отношений. – М.: Аспект-Пресс, 2015. – 552 с.
14. Торкунов А.В. Современные международные отношения. – М: Аспект-Пресс, 2016. – 268 с.
15. Федякина Л.Н. Международные финансы [Электронный ресурс]. URL: http://nashol.com/
16. Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: НИЦ Инфра-М, 2017. – 558 с.
17. Хасбулатов Р.И. Международные финансы. – М.: Юрайт, 2014. – 567 с.
18. Цыганков П.А. Теория международных отношений. – М.: Юрайт, 2016. – 690 с.
19. Цыганов П.А. Международные отношения и мировая политика. – М.: Юрайт, 2016. – 462 с.
20. Чеботарев Н.А. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Дашков и К, 2016. – 421 с.
21. Шаховская Л.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Кнорус, 2013. – 371 с.
22. Щенин Р.К. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Юрайт, 2014. – 399 с.
23. Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие// под ред. И.К. Ларионова, С.Н. Сильвестрова. – М.: Дашков и К, 2012. - 874 с.
24. Основные черты испанской экономики. URL: http://www.ereport.ru/articles/weconomy/spain.htm
25. Федеральная служба государственной статистики. URL: gks.ru
26. Международный валютный фонд. URL: imf.org
27. Мировая экономика: финансы и инвестиции [Электронный ресурс]. URL: http://www.globfin.ru/
28. Экономический портал [Электронный ресурс]. URL: http://economic.su/
29. Всемирная торговая организация. UEL: wto.org
30. Конференция ООН по торговле и развитию. URL: unctad.org
31. Национальный институт Испании по статистике. URL: http://www.ine.es/
32. Банк Испании. URL: https://app.bde.es/