Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Понятие когнитивных способностей в психологии 5
1.2.Особенности формирования когнитивных способностей у детей дошкольного возраста 9
1.3.Особенности применения развивающих игр, направленных на формирование когнитивных способностей у детей дошкольного возраста 17
1.4. Классификация игр и их влияние на развитие психических процессов дошкольников 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Описание этапов исследования 32
2.2. Описание выборки 32
2.3. Описание психодиагностических методик исследования. 33
2.4. Описание и анализ результатов исследования влияния развивающих игр на формирование когнитивных способностей у детей дошкольного возраста 44
2.5.Рекомендации для педагогов по формированию когнитивных способностей у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
Фрагмент для ознакомления
2
Сравнивая предметы, многие дети проявили высокий уровень интереса к заданию, выполняли самостоятельно, не прибегая к помощи взрослого, находили все отличия и называли их. В экспериментальной группе таких детей, набравших 10-12 баллов (высокий уровень) оказалось 13, в контрольной – только 6. Средний уровень развития действия сравнения показали 2 ребенка экспериментальной группы и 8 детей контрольной. Эти дети выполняли задание с помощью воспитателя, находили не все отличия, не всегда точно их описывали. В контрольной группе 1 ребенок не смог справиться с заданием. Средний показатель освоенности действия сравнения равен в экспериментальной группе – 10,4 (высокий уровень), в контрольной – 8,7 (средний).
Задание «Домино», направленное на соотнесение фигур по двум признакам, 9 человек экспериментальной группы и 5 детей контрольной выполнили, показав высокий уровень. Эти дети играли с интересом, соблюдая правила, называя фигуры и свойства. Многие дети, в основном, соблюдали правила, допуская некоторые ошибки, нуждались в незначительной помощи (средний уровень) – 6 детей экспериментальной группы и 5 – контрольной. Не справились с заданием и показали низкий уровень 5 детей контрольной группы.
Наибольшее отличие показателей наблюдается в методиках, направленных на выявление уровня развития операций обобщения и группировки. Средний балл развития этих операций в экспериментальной группе 9,2-10,1, что соответствует средне – высокому уровню, а контрольной – 6,1-6,7 – низкий уровень. Дети экспериментальной группы выполняли задания в большей степени самостоятельно и с большим интересом. Могли выделить общее существенное свойство в предметах (некоторые выделяли общее свойство, понятное только ребенку).
Качественный анализ результатов показал, что во всех методиках, направленных на изучение уровня развития операций со свойствами, дети экспериментальной группы проявляли большую самостоятельность, более уверенно выполняли задания, при этом активно пользовались речью. Даже если результат был не всегда правильным, ребенок старался объяснить, почему он так считает.
Например, в игровом упражнении «Четвертый лишний» Егор Б. , выбирая из 4-х картинок (заяц, лиса, волк, кошка), сначала исключает зайца: «У него длинные уши, а у других – нет, маленькие, а хвост у него – малюсенький, а у всех других – длиннее», затем предполагает: «А, наверно это кошка, она может дома жить, с ней можно играть» На данном примере видно, что хотя ребенок не называет понятие (дикие – домашние животные), он активно рассуждает, сравнивает объекты, выделяя не только внешние признаки. На этапе констатации дети практически не объясняли свой выбор.
Итак, уровень вербализации действий в среднем составляет 2,4-2,6 балла в экспериментальной группе (средневысокий уровень) и 1,4-2 в контрольной группе (низко-средний).
Также можно отметить, что дети экспериментальной группы проявляли более высокий, устойчивый интерес к заданиям и уровень проявления самостоятельности, чем дети контрольной группы. Это связано с более высоким уровнем развития действий, дети не нуждаются в существенной помощи.
В таблице представлены уровни развития когнитивных способностей групп на начало и конец формирующей работы (средние значения, полученные детьми по всем методикам)
Таким образом, обобщая полученные результаты, можно сделать выводы:
В работе с детьми младшего дошкольного возраста возможно и целесообразно использовать дидактические игры. На протяжении всего формирующего эксперимента дети проявляли устойчивый интерес к играм и игровым заданиям с применением игр Дьенеша.
В результате работы у детей повысился общий уровень развития когнитивных способностей, в том числе представления о свойствах и умения оперировать этими свойствами – сравнивать, соотносить, обобщать и группировать (об этом свидетельствует отличие показателей контрольной и экспериментальной групп – в экспериментальной этот показатель намного выше.)
Наблюдения показали, что у детей экспериментальной группы значительно выросли показатели вербализации действий, т.е. игры с конструктором помогает активизировать речь детей, увеличивают активный словарь ребенка за счет перевода названий свойств, обобщающих слов, из пассивного словаря в активный, учат элементарным рассуждениям и развивают способность делать простейшие выводы.
В процессе выполнения различных игровых заданий у детей формируются такие качества как любознательность, интерес к познанию нового, познавательной деятельности, активность и самостоятельность, которые возрастают по мере освоения ребенком представлений.
Для эффективной работы, достижения результатов необходимо придерживаться определенной последовательности в подборе заданий: от формирования представлений о свойствах – к сравнению предметов по этим свойствам – к различным операциям со свойствами. Эффективность данной последовательности подтверждена практически.
Контрольный эксперимент показал, что гипотеза нашего исследования подтвердилась – использование определенной последовательности игр и упражнений с действительно способствует более эффективному развитию когнитивных способностей у детей младшего дошкольного возраста.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абричкина, М.Е. Развивающая игра как средство эмоционально-познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сборник статей международной научно-практической конференции (21 апреля 2014 г.). Уфа, 2014. С. 3-5.
2. Ахметов Н.К. Игра как процесс обучения / Н.К. Ахметов // Вестник научно-педагогического центра. – Алма-Ата: Научно-педагогический центр, 2015. – № 22. – С. 8 – 10.
3. Басов А.В. Развитие логического мышления детей / А.В. Басов, Л.С. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2016. – 240 с.
4. Безруких, М. М. Психофизиология ребенка: Учебное пособие/М. М. Безруких, Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер.- М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2015. - 496с.
5. Берлянд, И.Е. Игра как феномен сознания / И.Е. Берлянд. – Кемерово: Алеф, 2012. – 96 с.
6. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А.Реан. CПб.: «Питер», 2010. 480 с.
7. Веракс Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном возрасте: учеб. пособие. / Н.Е. Веракс, Н.Н. Веракс. – М.: Мозаика-синтез, 2012. – 336 с.
8. Водовозова, Е.Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста / Е.Н. Водовозова. М.: Либроком, 2018. 392 с.
9. Волошена, Е.А. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Е.А.Волошена, О.Н.Истратова // Приволжский научный вестник. Психологические науки. 2014. № 9 (37). С. 93-97.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2019. – 352 с.
11. Выготский Л.С. Проблемы развития психики / Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. / [под. ред. А.М. Матюшкина]. – М.: Педагогика. – 1983. – Т. 3. – 369 с.
12. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г.Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тезисы научно практической конференции «Ананьевские чтения-99». – СПб.: СПбГУ, 2019. – С. 25-26.
13. Григорьева, В.А. Формирование исследовательских способностей детей
14. Гурович, Л.М. Ребенок и книга / Л.М. Гурович и др. СПб.: Акцидент, 2000. -480 с.
15. Деловая игра «Развиваем познавательные способности детей дошкольного возраста» / T. Пономаренко // Maam.ru: Международный образовательный портал. – URL: http://www.maam.ru/detskijsad/delovaja-igra-razvivaempoznavatelnye-sposobnosti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
16. Дошкольная педагогика: Учебник / Под ред. М.В. Микляевой. - М.: Юрайт, 2020. - 510 с.
17. Формирование исследовательских способностей детей дошкольного возраста в условиях проектной деятельности / В.А. Григорьева // Концепт. 2016. Т. 11. С. 1836-1840.
18. Евсеева, Т.О. Развитие интеллекта и творческого воображения у дошкольников / Т.О. Евсеева // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2018. № 5. С. 583-586.
19. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение: к изучению дисциплины / Р.И. Жуковская. – М.: Педагогика, 2015. – 111 с.
20. Иванова, А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду / А.И.Иванова. М.: ТЦ «Сфера», 2018. 224 с.
21. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей / Н.С. Карпинская // Художественное слово в воспитании дошкольников / Н.С. Карпинская. – М.: Педагогика, 2002. – 400 с.
22. Киселева, Э.Р. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста / Э.Р. Киселева // Проблемы педагогики. 2014. № 1.
23. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2012. - 416 с.
24. Комарова Н.В. Развивающие игры как средство развития личности / Н.В. Комарова, Л.А. Рыбакина, С.Ф. Фаткулина // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт Петербург, февр. 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 190-192.
25. Коротаева, Е.В. Развитие когнитивной активности у старших дошкольников / Е.В. Коротаева, А.Н.Нефедова // Педагогическое образование в России. 2012. № 3. С. 176-180.
26. Короткова Н.А. Современные исследования детской игры / Н.А. Короткова // Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 2015. – № 2. – С. 163-168.
27. Кружилина, Т.В. Понимание текста как деятельности в свете зрелости когнитивных структур ребенка-дошкольника / Т.В. Кружилина // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2016. № 3. С. 72-78.
28. Кувшинова, Е.В. Влияние познавательно-исследовательской деятельности на речевое развитие дошкольников / Е.В.Кувшинова // Привложский научный вестник. 2012. № 1 (5). С. 44-47.
29. Кэрролл Л. Логическая игра / Л. Кэрролл // Б-чка Квант. – М.: Наука, 2011. – Вып. №73. – 192 с.
30. Левшина, Н.И. Современные подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников / Н.И. Левшина, М.Е.Абричкина // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4.
31. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении/ М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
32. Лихачев, Б. Т. Педагогика: Учебник/ Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, Юрайт, 2012. - 426 с.
33. Масалова, Т.А. Использование моделирования как средства повышения уровня развития начальных учебно-познавательных компетенций у детей 5- 7 лет / Т.А. Масалова // Педагогический калейдоскоп. 2012. № 9. С.28-34.
34. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, окт. 2011 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2019. – Т. 1. – С. 140-146.
35. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / М. Монтессори. – М.:
36. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры / Б.П. Никитин. – М.: Лист, 2018. – 176 с.
37. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б.П. Никитин. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.
38. Никонова Л.И. Когнитивное развитие как фактор самоизменения интеллектуально-личностной системы старших дошкольников в период их предшкольной подготовки / Л.И. Никонова // Инициативы XXI века. – М.: Институт бизнеса, психологии и управления (Химки), 2012. – №1. – С. 121.
39. Никулина, Т.И. Взаимосвязь этимологических представлений и успешного когнитивного развития у детей дошкольного возраста / Т.И.Никулина, М.А.Ощелкова // Наука и мир. 2016. Т.2. № 10. С. 126-128.
40. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: метод. Рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Л. Новоселова. – М.: Центр инноваций в педагогике, 2015. – 59 с.
41. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 // Российская газета. – 2012. – 31 дек. – URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
42. Педагогика: учеб. пособ. для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / [под ред. П.И. Пидкасистого]. – М: Педагогическое общество России, 2018. – 640 с.
43. Петку Г.П. Педагогические условия познавательного развития старших дошкольников в режиссерской игре с применением компьютерных средств: дис. … канд. пед. наук / Г.П. Петку. – М., 2012. – 192 с.
44. Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников / А.В. Печегора. – М.: ВАКО, 2008. – 192 с.
45. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования от 20 мая 2015г. 2/15.
46. Прутченков А.С. Учим и учимся, играя. Игровая технология экономического воспитания школьников / А.С. Прутченкова. – М.: МПА, 2017. – 311 с.
47. Рысбаева С.А. Использование игровых технологий в младшем школьном возрасте / С.А. Рысбаева, П.О. Жунусова, З.О. Бедишева, Г.А. Саухамбаева // Успехи современного естествознания. – М.: Академия Естествознания, 2014. – № 3 . – С. 148-151.
48. Смирнова Е.О. Состояние игровой деятельности современных дошкольников / Е.О. Смирнова, О.В. Гударева // Психологическая наука и образование. – М.: МГППУ, 2005. – № 2. – С. 76–86.
49. Сорокина, Л. И. Развитие когнитивных процессов у детей дошкольного возраста / Л.И.Сорокина // Молодой ученый. 2016. №7.6. С. 224-228.
50. Степанов, В. Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых. Возраст, обучение, творчество, профориентация/ В.Г.Степанов. – М.: Академический проект, 2013. . – 315 с.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2013г.). – Режим доступа: http://bdaexpert.com/2014/01/
52. Филистович, О.А. Сензитивность старшего дошкольного возраста для формирования творческой активности / О.А. Филистович // Психология обучения. 2011. № 9. С.30-42.
53. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании /Т.В.Хабарова. – СПб: Детство-Пресс, 2011. – 420 с
54. Шакарова М.А. Исследование игр дошкольников по сюжетам современных мультипликационных фильмов / М.А. Шакарова // Психологические исследования. – 2011. – № 4(18). – URL: http://psystudy.ru
55. Эльконин Д.Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста / Д.Б. Эльконин. – АПН РСФСР, 1957. – URL: http://psychlib.ru/mgppu/Etr001/Etr-001.htm
56. Ярецкая А.Ю. Рабочая программа учебной дисциплины «Развивающая игра в деятельности дошкольника» образовательной программы профессиональной переподготовки «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании»: учеб.-метод. материалы / А.Ю. Ярецкая. – Воронеж, 2016. (АНОО ВО «ИСО»). – 16 с.