Фрагмент для ознакомления
1
Введение
Глава1 Теоретические аспекты христианских мотивов в художественной литературе
1.1 Роль и место христианских мотивов в литературе
1.2 Влияние мортальных концептов на авторскую картину мира
Выводы по первой главе
Глава 2 Христианские мотивы в творчестве Е. Летова
2.1 Эволюция авторского сознания Егора Летова
2.2 Исследование концепта «смерть» в творчестве Е. Летова
2.3 Категория абсурда в идейном базисе панк-субкультуры Е. Летова
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению христианских мотивов в творчестве Егора Летова.
Творчество признанного лидера одной из широко известных и, возможно, самых концептуальных панк-групп Е. Летова в настоящее время находится в научной сфере. По нашему мнению, это относится к переосмыслению самого панк-феномена, который существовал в советско-постсоветской среде. Стремление описать в этом феномене не только социальный протест, а систему, с вывернутыми наизнанку ценностями, для чего отрицание является единственной целью, а в первую очередь попытаться видеть в этом феномене какие-то онтологические и архаичные формы, во многом определяющие общую философию и идеологию панка как культурно-исторического и социального явления.
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что творчество Е.Летова достаточно трудно рассматривать как единый подход, поскольку художественное творчество автора перетерпело несколько принципиально значительных изменений в художественном методе автора. Сегодня чаще речь идет о выделении учеными-исследователями трех основных периодов творчества Е. Летова: советский этап (1984 – начало 1990-х годов); национал-большевистский этап (середина 1990-х – начало 2000-х годов); творческое наследие 2000-х гг. [39].
Современные исследователи наследия русской рок-поэзии много раз приступали к изучению мотивно-образных комплексов, которые всяким образом связаны семантикой смерти. Например, Ю.В. Доманский в работе «Тексты смерти» русского рока» в деталях исследует своеобразие художественной реализации темы смерти в поэтическом материале А. Башлачева, В. Цоя, М. Науменко и С. Панова [15]. Он же обращается и к поэтическому материалу Егора Летова.
Цель работы – исследование христианских мотивов в творческом мире Е. Летова.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть роль и место христианских мотивов в литературе;
2. Определить влияние мортальных концептов на авторскую картину мира;
3. Исследовать концепт «смерть» в творчестве Е. Летова;
4. Рассмотреть категорию абсурда в идейной основе панк-субкультуры Е. Летова.
Объект исследования - христианские мотивы.
Предмет исследования - исследование христианских мотивов в творческом мире Е. Летова.
В работе используются следующие методы:
- контекстное, компонентное, концептуальное (семантическо-когнитивное) исследование;
- метод исследования этимологии;
- эксперимент вербального и ассоциативного характера.
В качестве материала исследования используются статьи словарей толкового, идеографического типа, сборники пословиц, поговорок, данные вербально-ассоциативных экспериментов, современные статьи публицистического характера, поэтические тексты Егора Летова.
Научная новизна заключается в привлечении для анализа христианских мотивов в творческом мире Е. Летова мортального концепта широкого круга лексем, которые репрезентуют его в прямом и косвенном употреблении.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что материал, который представлен и проанализирован в работе, позволяет дополнить знания об авторском мире Егора Летова.
Практическая важность работы состоит в возможности использования результатов исследования на школьных уроках литературы, во внеурочной работе школьников, включая проектно-исследовательскую деятельность, для дальнейшего изучения использования христианских мотивов в общеязыковой, художественной картинах мира, опираясь на материал поэзии Егора Летова.
По структуре работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Первая глава исследования посвящена роли и месту христианских мотивов в литературе и влиянию мортальных концептов на авторскую картину мира.
Во второй главе работы нами рассматриваются концепт «смерть» в творческом наследии Е. Летова и категория абсурда в идейной основе панк-субкультуры Егора Летова.
Глава 1. Теоретические аспекты христианских мотивов в художественной литературе
1.1. Роль и место христианских мотивов в литературе
Духовность придаёт смысл жизни для отдельного человека, смысл жизни человек ищет, находит ответ на вопросы о том, зачем он живёт, о том, какое его предназначение в жизни, о том, что такое добро, зло, истина и ложь, красота и безобразие и так далее.
Русский писатель смотрел на события жизни, характер и желания людей, освещая их Светом Евангельской Истины, мыслил в категориях православия, и это проявлялось не только на прямых публичных выступлениях («Выбранные места…» Гоголя, «Дневник писателя» Достоевского), но и в непосредственном художественном творчестве.
Именно духовность русской литературы сделала ее уникальной. Российские классики, в том числе Гоголь, Тургенев, Толстой, Достоевский, Чехов и Лесков, вновь напомнили, что у человека есть душа, которая способна болеть, страдать, и поэтому ей нужна любовь [30]. Незыблемое представление доброго и плохого должно играть важную роль в настоящей жизни художника, твердил Л.Н.Толстой.
У Ф.И. Тютчева есть такие строки:
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
Он жаждет веры… но о ней не просит… [38].
Трагедия А. С. Пушкина «Каменный гость» является вариацией сюжета, широко представленного в мировой литературе – историй о Дон Жуане, получившего известность в качестве обольстителя женщин. В этом произведении поэт уходит от прямой назидательности по поводу нарушения христианской заповеди «Не прелюбодействуй». Он показывает, что романтизм чувств и артистизм в выражении любви к женщине не может уберечь главного героя от провала в Преисподнюю, поскольку поиск любовных приключений без каких-либо моральных ограничений неизбежно превращает Дон-Жуанов в святотатцев, чье место в аду.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авилова Е. Р. Мортальные концепты в творчестве Е. Летова // Вестник КГУ. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mortalnye-kontsepty-v-tvorchestve-e-letova (дата обращения: 07.02.2022).
2. Аксютина О.А. Панк как феномен контркультуры в постсоветском пространстве: дисс. канд. культ. наук. М., 2003. 245 с.
3. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: практикум. – 4-е изд., испр. – М.: Флинта; Наука, 2006. – 256 с.
4. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1990. - С. 463.
5. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов, 2000.
6. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия) [Текст] / А. Вежбицкая; пер. с англ. А.Д. Шмелева. – М.: Языки славянской культуры, 2001. – 288 с.
7. Вдовиченко О.В. Культурфилософский контекст абсурда в художественном сознании России рубежа XX – XXI вв. (на материале творчества В. Пелевина, Д. Липскерова): автореф. дисс. на соискание науч. степени канд. культ. наук. Саранск, 2009. 30 с.
8. Гаспаров М.Л. «Снова тучи надо мною.» Методика анализа // Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т. II. О стихах. - М., 1997. - С. 21.
9. Гончарова, Н.Н. Языковая картина мира как объект лингвистического описания. [Электронный ресурс] / Н.Н. Гончарова. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-kartina-mira-kak-obekt lingvisticheskogo-opisaniya (дата обращения: 12.02.2012).
10. Гумбольдт, В. фон Избранные труды по языкознанию. О различии строения человеческих языков и его влияние на духовное развитие человечества [Текст] / В. фон Гумбольдт. – М.: Прогресс, 1984. – 396 с.
11. Даниленко, В.П. Основы духовной культуры в картинах мира [Текст] / В.П. Даниленко, Л.В. Даниленко. – Иркутск: ИГЛУ, 1999. – 537 с.
12. Даниленко, Л.В. Когнитивные аспекты языковой картины мира в сравнении с научной [Текст] // Когнитивные аспекты языкового значения: межвузовский сборник научных трудов. / Л.В. Даниленко – Иркутск: ИГЛУ, 1997. – С. 28-39.
13. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. №4.
14. Доманский Ю.В. Русская рок-поэзия: текст и контекст. - М., 2010.
15. Доманский Ю.В. «Тексты смерти» русского рока: пособие к спецсеминару. – Тверь, 2000. – 109 с.
16. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-ти тт. Л.: Наука, 1972–1988.
17. Дреева Д.М., Семенова Т.В. ПОЭТИЧСКАЯ КАРТИНА МИРА: К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3.
18. Дугин А. Егор Летов: работа в черном // Официальный сайт группы «Гражданская Оборона» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.gr-oborona.ru/pub/pub/1056115072.html
19. Жеребило Т.В. Введение в языкознание: Словарь-справочник. Изд. 4-е, испр. и доп. – Назрань: Кеп, 2015. – 154 с. ISBN 978-5-906177-84-1
20. Летов Е. Стихи. – М.: Хор, Нота, 2003. – С. 252.
21. Летов Е. Я не верю в Анархию: сб. статей. – М.: Скит Интернэшнл, 2001. – С. 37.
22. Лисица И.В. Абсурд реальный и мнимый в английской рок-поэзии 60 – 70 годов ХХ в. // Лисица И.В. Образование и культура России в изменяющемся мире. – Новосибирск, 2007. – С. 94.
23. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка [Текст] / Д.С. Лихачев // Известия РАН. Сер. лит-ры и языка. – 1993. – Т. 52. – №1. – С. 3-10.
24. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. - СПб, 1996. - С. 31.
25. Маслова Ж. Н. Поэтическая картина мира в когнитивном аспекте // Вопросы когнитивной лингвистики. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poeticheskaya-kartina-mira-v-kognitivnom-aspekte (дата обращения: 07.02.2022).
26. Объективная картина мира в познании и языке / Г. В. Колшанский; Отв. ред. А. М. Шахнарович; [Предисл. С. И. Мельника, А. М. Шахнаровича]; АН СССР, Ин-т языкознания. - М.: Наука, 1990. – 103 с.
27. Попова Т.Г. Национально-культурная семантика языка и когнитивно-социокоммуникативные аспекты (на материале английского, немецкого и русского языков): Монография. М., 2003.
28. Попова, З.Д. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях / З.Д. Попова, И.А. Стернин.- Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2000.- 31 с.
29. Постовалова, В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека [Текст] / В.И. Постовалова, Б.А. Серебренников, Е.С. Кубрякова [и др.] // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. – М.: Наука, 1988. – 216 с.
30. Русская литература 19 века и христианство. М., изд-во Московского университета,1997.
31. Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр./ ФГБОУ ВПО «УрГПУ» – Екатеринбург; Тверь: УрГПУ, 2013. – Вып. 14. – 387 с.
32. Серебренников, Б.А. Как происходит отражение картины мира в языке? [Текст] // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б.А. Серебренников, Е.С. Кубрякова, В.И. Постовалова [и др.]. – М.: Наука, 1988. – 216 с.
33. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1994. – Т. 3. – 584 с.
34. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. – М.: Директ-Медиа, 2008. – С. 491.
35. Фоменко И.В. Практическая поэтика. - М., 2006. - С. 116.
36. Хо Сон Тэ. Глагольно-атрибутивная сочетаемость имени СМЕРТЬ в паремиях русского языка // Язык. Сознание. Коммуникация. – 2002. - № 21. – С. 55-63
37. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация [Текст]: учеб. пособие / С.Г. Тер-Минасова. – М.: Слово/Slovo, 2000. – 624 c.
38. Тютчев Ф. И. Стихотворения.: М., Художественная литература, 1990
39. Чемагина А.В. Советские прецедентные феномены в творчестве Е. Летова. Политическая коммуникация. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «УрГПУ», 2009. – С. 122–124.
40. Черняков А. Н. «Без меня»: 10 лет без Егора Летова - 10 лет с Егором Летовым: международная филологической конференция // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bez-menya-10-let-bez-egora-letova-10-let-s-egorom-letovym-mezhdunarodnaya-filologicheskoy-konferentsiya (дата обращения: 07.02.2022).
41. Цивьян Т. В. Модель мира и её лингвистические основы [Текст] / Т. В. Цивьян - М.: КомКнига, 2006. - 280 с.
42. Шеметова Т.Н. Панк-хардкор субкультура: эстетика и идеология: дисс. … канд. культ.: спец. 24.00.01. – М., 2007. – С. 30.
43. Щепанская Т.Б. Молодежные сообщества // Современный городской фольклор. – М., 2003. – С. 83.
44. Языковая картина мира и системная лексикография [Текст]. - М.: Языки славянских культур, 2006. - 680 с.
45. Гражданская Оборона [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vk.com/gr_oborona
46. Егор Летов: «Я не верю в анархию» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gr-oborona.ru/
47. Барт Р. Миф сегодня [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lib.ru/CULTURE/BART/barthes.txt.
48. Мелетинский Е.М. Культурный герой [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.philologoz.ru/myth/heilbringer.htm.
49. Егор Летов: Именно так всё и было [Электронная статья] // Лимонка. - 1993. - .№№ 2, 3. -Режим доступа: http://www.gr-oborona.ru.
50. Домой С. 200 лет одиночества. Интервью с Егором Летовым [Электронная статья] // Официальный сайт группы «Гражданская оборона». - Режим доступа: http://www.gr-oborona.ru.