Фрагмент для ознакомления
2
Характеристикой и способом познания качеств занимались Р. Бойль, Дж. Локк, Г. Галилей, Р. Декарт, Т. Гоббс, Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др. Как отмечает Т.А. Салимова, здесь «проявляется предметное понимание качества», когда идентифицируется предмет и его ключевые свойства. Причиной возникновения предметного понимания качества является производственная деятельность человека [162, с. 10]. До этого существовало только субстратное понимание, в основе которого – понимание природных стихий.
Следующим этапом, как отмечает Т.А. Салимова, явился переход к системному пониманию качеству. Наибольшую роль на этом этапе сыграл Г. Гегель, выделив как исходные составляющие бытия качество, количество и меру. При этом качество было первично. Философ определял качество как «то, потеряв что, вещь перестает быть сама собой» [14]. Причиной формирования системного понимания качества послужило то, что наука любой предмет стала рассматривать как систему и то же качество, которое образуется как совокупность свойств, является сложной системой.
Марксистская диалектика рассматривает качество объектов с позиции их полезности для общества [12, с. 13]. Таким образом, появляется функциональное понимание качества, когда качество результатов деятельности начинают соотносить с выполнением ими своего функционального назначения [21]. На этом этапе происходит переход от качества в его фундаментальном понимании как основного свойства предмета к его прикладному пониманию.
Соответственно, существует субстратное, предметное, системное и функциональное понимание качества. Вопросы и проблемы качества в настоящее время могут рассматриваться относительно нематериальных объектов, общественных благ, услуг [2, с. 124-125]. Таким образом, общество в своем развитии пришло к интегральному пониманию качества [16, с. 11, 56]. Философское понимание качества при этом удаляется, здесь уже все сильнее качество отождествляется с полезностью, его сущность сводится к соответствию характеристик объекта предъявляемым требованиям.
Развитие понятия качества в производственно-техническом смысле или прикладном началось несколько позднее, чем его философского толкования. В 1968 году А.В. Гличев, В.П. Панов, Г.Г. Азгальдов опубликовали книгу «Что такое качество?», представляющую собой теоретическое исследование вопросов качества, включая исследование содержания понятия «качество». Авторы ограничили объект исследования только материальными объектами и выделили несколько этапов развития качества в производственно-техническом смысле [3, с. 39]. Качество изначально понималось как основное свойство, характеризующее предмет (первый этап); затем по мере роста материального производства для полной характеристики предмета стала использоваться совокупность свойств, включающая менее важные (второй этап). На третьем этапе качество стали сопоставлять с потребностями клиентов, тогда и возникла необходимость измерять степень соответствия требованиям, на данном этапе требования сводились к техническим стандартам. Затем (на четвертом этапе) выделились две составляющих понятия качества: техническое качество (качество того, что предоставляется организацией) и функциональное (качество того, как предоставляется техническое качество) [9, с. 7].
Функциональное качество является дополнительным фактором, усиливающим конкурентоспособность технического качества. Зачастую техническое качество является первостепенным. Однако нельзя недооценивать функциональное качество: для многих товаров и, тем более услуг, основополагающим фактором конкурентоспособности является функциональное качество ввиду невозможности точной оценки технического качества, отсутствия значительных различий в технических характеристиках конкурирующих товаров и услуг и высокой значимости для покупателя именно фактора обслуживания.
Несмотря на то, что понятие качества исследуется уже не одно столетие, так и не сложилось единого определения данного понятия. Существующие определения можно объединить в несколько групп, где качество определяется как ключевое свойство изделия, как абсолютная оценка продукции, как соответствие назначению, как соответствие стандартам, как соответствие ожиданиям потребителей, как соответствие стоимости, как степень соответствия требованиям заинтересованных сторон).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, И. Г. Планирование деятельности предприятия / И.Г. Абрамова. – М.: Знание, 2019. – 345 с.
2. Артеменко, В. Г. Финансовый анализ / В.Г. Артеменко. – М.: ИНФРА, 2020. – 367 с.
3. Антикризисное управление: учеб. для вузов / Э.М. Коротков, А.А. Беляев, Д.В. Валовой и др.; под ред. Э.М. Короткова. – М.: Инфра-М, 2020. – 432 с.
4. Антикризисное управление: учеб. пособие / В.Д. Дорофеев, Д.Н. Левин, Д.В. Сенаторов, Чернецов А.В. – Пенза: Изд-во Пензенского института экономического развития и антикризисного управления, 2019. – 209 с.
5. Антикризисное управление: учеб. пособие / Рук. авт. кол. И.К. Ларионов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2018. – 292 с.
6. Антикризисное управление: Учебник. / Под ред. проф. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 620 с.
7. Антикризисное управление: учебное пособие / О.Н. Демчук, Т.А. Ефремова. – М.: Флинта: МПСИ, 2018. – 256 с. с.114.
8. Антонова, О.В. Управление кризисным состоянием организации (предприятия): учеб. пособие для вузов / Под ред. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ, 2020. – 141 с.
9. Арутюнов, Ю.А. Антикризисное управление: Учебник для студентов / Ю.А. Арутюнов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 416 c.
10. Балдин, К.В. Антикризисное управление: макрои микроуровень: Учебное пособие / К.В. Балдин. – М.: Дашков и К, 2019. – 268 c.
11. Банкротство предприятия: теория и практика кризисного управления / Клебанова Т.С., Бондар О.М., Мозенков О.В., под ред. О.В. Мозенкова. – Х.: ІНЖЕК, 2018. – 272 с.
12. Бацежева, З.Х. Организационно-экономический механизм антикризисного управления предприятием: автореф. дис. канд. экон. наук.: 08.00.05 / З.Х. Бацежева. – Нальчик, 2020. – 242 с.
13. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов.– М: Книжный мир, 2020. – 120 с
14. Бурмистрова, Л. А. Финансово-кредитные методы управления экономикой государства / Л.А. Бурмистров // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2018. – № 7. – С. 43-49.
15. Валиуллин, Р.Р. Кризисные явления: экспресс-диагностика: некоторые аспекты экспресс-диагностики кризисных явлений на предприятии и в регионе / Р.Р. Валиуллин // Рос. предпринимательство. – 2019. – № 3 – С. 16-21.
16. Гуськова, Н. Д. Антикризисное финансовое управление – механизм адаптационного регулирования бизнес-процессов предприятий / Н. Д. Гуськова, Н. В. Никитина // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. – 2018. – № 3. – С. 75-78.
17. Дягель, О.Ю., Энгельгардт Е.О. Антикризисная диагностика деятельности предприятий: теория и практика: монография / О.Ю. Дягель. – Красноярск, – 2020. – 312 с.
18. Егорова, Н.Н., Погорельская Т.А. Основы банкротства коммерческой организации: учебное пособие для студентов направлений 080100 «Экономика» и 080200 «Менеджмент»: учеб. пособие. – Кавминводский институт (филиал) ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова. – Новочеркасск: ЮРГПУ(НПИ), 2014. – 167 с.
19. Кальварский, Г.В. Финансовая диагностика кризисного предприятия / Г.В. Кальварский, Н.А. Львова // «Эффективное антикризисное управление». – 2018. – № 3 – с. 36-37.
20. Кукукина, Е.Г. Учет и анализ банкротства: учеб. пособие / И.Г. Кукукина, И.А. Астраханцев. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 304 с.
21. Куликова, Е. А. Антикризисное управление: учеб. пособие / Е.А. Куликова. – Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2019. – 279 с.
22. Курочкина, Л. П. Антикризисное управление в системе управления развитием региона / Л. П. Курочкина, Е. Н. Туманова // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. – 2018. – № 3. – С. 93-96.
23. Ларионов, И. К. Антикризисное управление: учебн. пособ. / И. К. Ларионов, Н. И. Брагин, А. Т. Алиев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2018. – 292 с.
24. Никитина, Н. В. Антикризисное финансовое управление предприятием: исследование факторов внутренней и внешней среды/ Н.В. Никитина // Проблемы теории и практики управления. – 2018. – № 7 – С. 91101.
25. Оксамитный, А.К. Особенности реструктуризации градообразующего предприятия в процедурах банкротства: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / А.К. Оксамитный. – Челябинск, 2020.– 203 с.
26. Павлова, Е.В. Превентивное антикризисное управление предприятием на основе методов на основе риск-менеджмента: автореф. дис. канд. экон. наук.: 08.00.05 / Е.В. Павлова. – М., 2020. – 21 с.
27. Попов, Р.А. Антикризисное управление: Учебник для вузов / Р.А. Попов. – М.: Высш.шк., 2018. – 429 с.
28. 39.Распопов, В.М. Превентивное антикризисное управление: Учебное пособие / В.М. Распопов, В.В. Распопов. – М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 432 c.
29. . Теория антикризисного управления предприятием / С.Е.Кован, Л.П. Мокрова, А.Н. Ряховская; под ред. М.А. Федотовой, А.Н. Ряховской. – М.: КНОРУС, 2019. – 160 с.
30. Теория и практика антикризисного управления / С. Г. Беляева; В. И. Кошкина. М., 2020. – 311 с.
31. Титов, В.В. Антикризисное управление предприятием, корпорацией в сложных экономических условиях / В.В. Титова. – М.: Инфра, 2020. – 275 с.
32. Трапицын, А. В. Антикризисное управление в контексте теоретико – методологических основ его исследования / А. В. Трапицын // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2019. – № 7 – С. 69-75.
33. Тютюкина, Е.Б. Финансы организаций (предприятий) / Е.Б. Тютюкина. – М.: Дашков и Ко, 2019. – 544 с.
34. Ушанов П. В. Антикризисное управление как новая парадигма управления / П. В. Ушанов // Эффективное антикризисное управление. –2020. – № 1 – С.315
35. Финансы предприятий / Под ред. проф. Н. В. Колчиной. – 2-е изд. перераб. и доп.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 447 с.
36. Фомин, Я.А. Диагностика кризисного состояния предприятия / Я.А. Фомин. – М.: Юнити, 2019. – 467 с.
37. Черненко, А.Ф. Методические основы анализа оборачиваемости имущества организации / А.Ф. Черненко // Бухгалтерский учет. – 2020. – № 17. – С.18 – 23.
38. Читая, Г.О. Методика анализа и построения эффективной системы управления дебиторской задолженностью на промышленном предприятии / Г.О. Читая // Справочник экономиста. – 2020. – №11. – С. 51-61.
39. Чуев, И. Н., Чечевицына Л. Н. Экономика предприятия / И.Н. Чуев, Л.Н. Чечевицына. – М.: Дашков и К, 2006. – 416 с.
40. Шаранова, Н. Как нормировать оборотные активы / Н. Шаранова // Финансовый директор. – 2019. – №2. – С. 45-49.
41. Шеремет, А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ / А.Д. Шеремет, А.Ф. Ионова. – М.: ИНФРА – М, 2020. – 350 с.
42. Шибанова-Роенко, Е.А. Антикризисное управление: курс лекций / Е.А. Шибанова-Роенко. РУДН. Экономический факультет, 2019. – 129 с.
43. Шитров, П. Управление дебиторской задолженностью / П.Шитров // Финансовый директор. – 2020. – №12. – С. 5 – 11.
44. Штейкина М.В. Диагностика кризисного состояния коммерческих организаций: инструментарий идентификации кризисного состояния коммерческих организаций при проведении антикризисного финансового менеджмента / М.В. Штейкина // Рос. предпринимательство. – 2018. – № 4 – С. 81-84.
45. Юшкевич, Д. М. Экономика фирмы / Д.М. Юшкевич. – Мн.: Экономика, 2020. – 275 с.
46. База данных управленческой отчетности компании ООО «Кондитерская фабрика Магия вкуса»