Фрагмент для ознакомления
2
Выполнение вычислений задействует мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение конкретизация, абстрагирование.
Вычислительные навыки обладают рядом функций.
Образовательная функция. Ее роль заключается в том, что вычисления способствует усвоению у младших школьников вопросов арифметических действий, а также пониманию и закреплению письменных приемов;
Практическая функция. Ее роль заключается в том, что скорость и правильность вычислений играют важную роль в жизни;
Воспитательная функция – функция, суть которой заключается в развитии познавательных процессов: внимания, речи, мышления, памяти, а также математической зоркости, наблюдательности, сообразительности.
Чтобы эффективно сформировать вычислительные навыки школьников, необходимо обеспечить связь между теоретической и практической базой осваиваемого учебного материала курса математики в начальной школе. При этом важно использовать тренировочные задачи разного характера, закреплять связь устных и письменных вычислений, совершенствовать их. Применять на уроках и во внеурочной деятельности традиционные и инновационные приемы, методы и средства обучения математики [35].
Действий вычисления делятся на три группы: устные, письменные и полуписьменные.
Устные вычисления выполняются в уме, без записи чисел, выражений и результата в строчку. Сами вычисления выполняются несколькими способами и начинаются с единиц высшего разряда. Они доводятся до уровня непроизвольности и развиваются в форме регулирования. Обращение к алгоритму выполнения действий происходит при затруднении или по инструкции учителя, который проверяет и контролирует степень осознанности выполняемого действия.
Устные вычисления в свою очередь можно разделить на табличные и внетабличные.
Письменные вычисления – это вычисления, которые предполагают запись результат действия и промежуточной операции по алгоритму.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста [Текст] : Учеб, пособие / Под ред. Л.С. Цветковой. - М. : МПСИ, 2006. - 296 с.;
2. Бантова, М.А. Методика обучения математики [Текст] / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. – М., Просвещение, 1984. – 334 с.;
3. Бантова, М.А. Система формирования вычислительных навыков [Текст] / М. А. Бантова // Начальная школа. — 1995. — №11. — С. 38-43;
4. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005 – 3-4 с.;
5. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе [Текст] : курс лекций : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / А. В. Белошистая. - М. : Владос, 2005 (Великолук. гор. тип.). - 455 с.;
6. Власова, Т. А. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / Т. А. Белошистая, В. И. Лубовский. - М.: Просвещение, 1981. – 151 с.;
7. Волкова, С.И. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики [Текст] / С. И. Волкова, Н. Н. Столярова // Начальная школа. – 1990. - №7. - 42 с.;
8. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука [Текст] / П. Я. Гальперин // Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. - Москва-Воронеж, - 1998 – 316 с.;
9. Гильбух, Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: Диагностика и коррекция неблагополучия [Текст] / Ю. З. Гильбух. - Киев, 1993. — 136 с.;
10. Деменева, Н.Н. Коррекционно-развивающая направленность обучения младших школьников устным и письменным вычислениям на уроках математики [Текст] : Курс лекций / Н. Н. Деменева. - Н. Новгород : НГПУ, 2006. — 128 с.;
11. Добрынин, Н.Ф. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] / Н. Ф. Добрынин. - М. : Вопросы психологии, 1993. - 363 с.;
12. Ефимов, В.Ф. Изучение внетабличного умножения коллективными способами обучения математики [Текст] / В. Ф. Ефимов, Л. В. Епишина // Начальная школа. – 2008. - №11 – С. 42;
13. Зайцева, О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка [Текст] / О. П. Зайцева // Начальная школа. – 2001. - №1. - С. 30;
14. Зверева, Н.В. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний [Текст] / Н. В. Зверева. - М. : Педагогика. – 1983. – 65 с.;
15. Ильин, В.С. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников [Текст] / В. С. Ильин. - Ростов н/Д : Книжное издательство, 2001. - 224 с.;
16. Ильина, О.Н. Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях [Электронный ресурс] / О. Н. Ильина // Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество». - 2006. – С. 45-48. – Электрон. тестовые дан. – Режим доступа : https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26627, доступ из НЭБ «Современные наукоемкие технологии» (11.01.2022). – Загл. с экрана.
17. Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах [Текст] / Н. Б. Истомина. – М. : Просвещение. – 1985. – 12 с.;
18. Истомина, Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах [Текст] : учебное пособие / Н. Б. Истомина. - М. : Академия. – 1998. – 56с.;
19. Комарова, О.Н. Работа по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности на уроках математики [Текст] / О. Н. Комарова // Начальное образование. – 2005. - №5. – 39 с.;
20. Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы : причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике [Текст] - Изд. 3-е, перераб. и доп. / Н. П. Локалова. – М. : «Ось-89», 2001 — 96 с.;
21. Лурия, А.Р. К патологии счетных операций [Текст] / А. Р. Лурия. – М. : АПН РСФСР, 1946.- Вып. 3. - С. 181-192;
22. Лурия, А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе / А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова. - М. : Институт практической психологии, Воронеж : НПО МОДЭК, 1997. — 64с.;
23. Маклаева, Э. В., Дмитриева Е. Н. Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в процессе обучения решению текстовых задач [Электронный ресурс] / Э. В. Маклаева, Е. Н. Дмитриева // Молодой ученый. 2017. - №14. - С.629-633. - Электрон. тестовые дан. – Режим доступа : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=289665167, доступ из НЭБ «E-library» (11.01.2022). – Загл. с экрана.
24. Математика : Программы по учебным предметам «Программы по учебным предметам» / А. Л. Чекин, Р.Г. Чуракова. - М. : Академкнига/учебник , 2011. – 240 с;
25. Мартынов, И.И. Устный счет для школьника, что гаммы для музыканта [Текст] / И. И. Мартынова // Начальная школа. - 2007 - №12 – С. 36;
26. Методика и технология обучения математике. Курс лекций [Текст] : пособие для вузов / Иванов И. А. [и др.] под научной редакцией Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой М. : Дрофа, 2008.- 2-е изд., испр. и доп. — 416с.;
27. Менчинская, Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников [Текст] / Н. А. Менчиснкая. – М. : Педагогика, 1971. — 272с.;
28. Моро, М. И. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах [Текст] / Под ред. М. И. Моро, А.М. Пышкало. — М. : Педагогика. - 1977 - 248 с.;
29. Менчинская, Н.А. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах [Текст] / Н. А. Менчинская, М. И. Моро. – М. : Просвещение, 1965. – 224 с.;
30. Моро, М.И. Математика [Текст] : Учеб. для 2 кл. / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. - М. : АСТ, 2008. - 144с.;
31. Никулина, А.Д. Формирование прочных навыков устных вычислений [Текст] / А. Д. Никулина // Начальная школа. – 2011 - №1. - С.38;
32. Рудницкая, В. Н. Математика в начальной школе. Оценка знаний [Текст] / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М. : Вентана-Граф. – 2014. – С. 8-10;
33. Славина, Л.С. Трудные дети [Текст] / Под редакцией В.Э. Чудновского. — М. : Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. — 496с.;
34. Смирнов, А. А. Актуальные задачи и проблемы психологии обучения [Текст] / А. А, Смирнов, Н. А. Менчинская, Г. С. Костюк // Вопросы психологии. — 1963. - №5. – С. 41-43;
35. Столяр, А.А. Методика начального обучения математике [Текст] / Под общ. редакцией Столяра А.А. и Дрозда В.Л. — Минск : Высшая школа, 1988. - 254с.;
36. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Н. Ф. Талюзина. – М. : Просвещение. - 1988 – 374 с.;
37. Туйбаева, Л.И. Устный счет как средство развития умственных способностей у младших школьников [Электронный ресурс] / Л. И. Туйбаева, Н. Н. Полиева // Научно-методический журнал «Проблемы педагогики». — 2015. — № 2 (3). — С.23. - Электрон. тестовые дан. – Режим доступа : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23331433 , доступ из НЭБ «E-library» (13.01.2022). – Загл. с экрана.
38. ФГОС НОО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011. – 33 с.;
39. Царева, С.Е. Формирование вычислительных умений в новых условиях [Текст] / С.Е. Царева // Начальная школа. – 2012. – № 11. – С. 51-59;
40. Чернова, Л.И. Проблема формирования вычислительных умений и навыков у школьников [Текст] / Л. И Чернова // Начальная школа. Плюс до и после. – 2007. - №12. – С.35-38;