Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современной экономике сформировалась устойчивая потребность в организации проведения безналичных расчетов как между компаниями, так и между обычными людьми. Одним из инструментов проведения розничных безналичных расчетов являются платежные карты. В большинстве экономически развитых государств платежная карта считается обязательным атрибутом сферы торговли и услуг.
Банковская карта – это электронное средство платежа, является персонализированным инструментом безналичных расчётов, использование которого имеет ряд достоинств, как их держателей карт, так и для банков. Использование платежных карт в бизнесе коммерческого банка уже не является новым явлением, правильнее говорить о том, что это одно из направлений деятельности, формирующее для банка соответствующую доходную базу, создающее комплексность предложений на рынке, служащее имиджу банка и т.д.
Актуальность темы обусловлена тем, что операции с банковскими картами открыли новые перспективы финансового обслуживания клиентов и, соответственно, расширили возможности получения банковской прибыли за счёт получения комиссионных, взимаемых с операций по картам; увеличения числа клиентов за счёт предоставления услуг нового типа, уменьшения расходов на обслуживание наличного оборота и т.д.
Сегодня банковские карты активно вытесняют расчет купюрами и монетами, даже приверженцы наличных оформляют себе хотя бы одну карточку. Банковская карта – это удобный финансовый инструмент, позволяющий хранить деньги на счете и пользоваться ими по мере необходимости, снимать наличные, переводить средства, расплачиваться картой в магазинах. К тому же имея на руках этот банковский продукт, его владелец дополнительно может получать какие-то преимущества: скидки, бонусы, акции, кешбэк в магазинах, на заправках, в кафе, ресторанах и т. д. Таким образом, банковская карта превратилась в неотъемлемый элемент жизни российских граждан как повседневный инструмент безналичных платежей.
Преимущества, связанные с внедрением банковских карт на российском рынке, очевидны. Следует отметить, что розничный бизнес остаётся для российских банков приоритетным направлением развития, а банковские карты продолжают укреплять свои позиции в качестве важнейшего инструмента в системе массового обслуживания клиентов.
Объектом исследования работы является банковские карты и отношения, возникающие при их использовании.
Предметом исследования являются операции банка с платёжными картами Банка Казани.
Цель исследования – изучить операции банка с платёжными картами, проблемы, их перспективы развития, рассмотреть организацию работы с платежными картами в Банке Казани.
Для достижения этой цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие, сущность и место платежных карт в общей системе банковских продуктов и их роль в российском платежном обороте;
изучить классификацию банковских платежных карт;
дать анализ экономико-организационной характеристики Банка Казани;
выявить особенности организации работы филиала Банка Казани в г. Казань с пластиковыми картами. Проведение операций по выпуску и обслуживанию платежных карт;
изучить технические средства, технологии и программное обеспечение с пластиковыми картами.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы познания, такие как: метод сравнительного анализа, метод классификации, исторический, логический, правовой методы, а также метод эмпирического исследования – сравнение, методы теоретического исследования – абстрагирование, анализ и синтез.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в обосновании экономических характеристик банковских платежных карт, как инструмента безналичных расчетов, а также в определении возможности широкого применения данного платежного инструмента в современной системе денежного оборота. Данные, полученные в результате написания выпускной квалификационной работы, могут быть использованы в качестве дополнения к теоретической базе по тематике рынка банковских платежных карт. В разные годы проблемами теории и практики банковских продуктов занимались такие экономисты, как О. И. Лаврушин, Н. И. Быкова, Ю. В. Головин, В. Д. Маркова, Э. А. Уткин, А. П. Мирецкий, Ю. С. Масленченков, Д. Эйснер и многие другие.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования полученных результатов в банковской деятельности, в части выявления и раскрытия проблем, нахождения перспективных направлений российского рынка банковских платежных карт, для развития карточных проектов коммерческих банков, осуществляющих деятельность на данном рынке.
Основные положения выпускной квалификационной работы имели отражение в научных статьях: «Российский рынок банковских платежных карт: проблемы и перспективы», опубликованной в рамках Международной научной конференции "Социально-экономические и гуманитарные науки" (г. СанктПетербург, 27-31 октября 2018г.), а также «Анализ состояния рынка банковских платежных карт в Российской Федерации», опубликованной в рамках 7 Международной научной конференции "Высокие технологии и инновации в науке" (г. Санкт-Петербург, 28-29 марта 2019г.).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ // СЗ РФ. – 1997. - № 51. – Ст. 5712.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301.
3. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – №4. – Ст. 58.
4. Андрюшин С. Банковский сектор России и пути его реформирования / С. Андрюшин // Вопросы экономики. – 2017. – №2. – С. 15 –30.
5. Антонов Н. Г Денежное обращение, кредит и банки: учебное пособие. / Н.Г. Антонов. – Финстатинформ, – Москва: 2016. – 380 с.
6. Бессонов А. А. Перспективы использования банковских карт / А. А. Бессонов, Е. Д. Кузнецова. // Молодой ученый. – 2016. – № 12.5 (116.5). – С. 6-9.
7. Валиков В.З. Общая экономическая теория / В.З. Валиков. – Новороссийск: ТОО «ЮКЭА», НПК «Модус», 2018. – 337 с.
8. Гайдунько Д. В. Специфика банковского маркетинга в современных российских условиях / Д.В. Гайдунько // Банковские услуги. – 2018. – № 12. – С. 14 –16.
9. Едронова В.Н. Банковский продукт как категория рыночной экономики / В.Н. Едронова // Финансы и кредит. – 2017. – № 21. – С. 2 –6.
10. Зверев О.А. Система продаж банковских продуктов как неотъемлемый элемент рыночного механизма в банковской сфере / О.А. Зверев // Финансы и кредит. – 2017. – № 14. – С. 3 –9.
11. Колесникова В. И. Банковское дело / В.И. Колесников. – Москва: Финансы и статистика, 2018. – 379 с.
12. Комаров Е. Банковский маркетинг / Е. Комаров // Управление персоналом. – 2018. – № 10. – С. 4 –9.
13. Котлер Ф. Маркетинг – менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль / Ф. Котлер. – СПб: Питер, 2017. – 440 с.
14. Кочергин Д.А. Система электронных денег: классификация и характеристика элементов / Д.А. Кочергин // Банковское дело. – 2018. – № 2. – С. 37 – 39.
15. Николаева М. А. Маркетинг товаров и услуг: Учебник. / М.А. Николаева. – Москва: Издат.дом «Деловая литература», 2017. – 448 с.
16. Новые тенденции в развитии банковского маркетинга : // Маркетинг в России и за рубежом. – 2018. – № 1. – С. 15 –18.
17. Петрова Е. О. Сущность банковских карт как одного из элементов национальной платежной системы / Е. О. Петрова, Д. А. Замяткин. // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 221-223.
18. Пунько А. С. Пластиковые карточки / А.С. Пунько // Банковское дело. – 2017. – №9. – С. 13 –16.
19. Тагирбеков К. Р. Основы банковской деятельности (Банковское дело) / К.Р. Тагирбеков. – Москва: Издательский дом «ИНФРА – М», Издательство «Весь Мир», 2018. – 564 с.
20. Филатов М. В. Проблемы и пути совершенствования деятельности российских банков в современных условиях. / М.В. Филатов. – Москва: ДАНА, 2016. – 365 с.
21. Фролов А.Л. Российский рынок платежных карт: проблемы и перспективы / А.Л. Фролов // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 12-2. – С. 464-469.
22. Халуев К. Маркетинг кредитных операций коммерческого банка / К. Халуев // Маркетинг. – 2018. – № 4. – С. 1 –4.
23. Банковские пластиковые карты в 2018 году: прогнозы и перспективы рынка. – [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kp.ru/guide/bankovskie-kreditnye-karty.html (дата обращения: 03.05.2022).
24. Голубков Е. П. О некоторых аспектах концепции маркетинга и его терминологии. [Электронный ресурс]. - URL: http:// aup.ru/theory/t_marconcept/html/ (дата обращения: 03.05.2022).
25. Завалеев В. Пластиковая карточка как платежный инструмент основные понятия) [Электронный ресурс]. - URL: http: //citforum.ru/marketing/articles/art_8.shtml. (дата обращения: 03.05.2022).
26. Кузнецов И. М. Локальные платежные системы / И.М. Кузнецов. – первая ступень в мирэлектронных денег [Электронный ресурс]. - URL: http://www.citforum.ru/abtec/sl/4.shtml (дата обращения: 03.05.2022).
27. Количество платежных карт, эмитированных кредитными организациями, по типам карт. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cbr.ru/statistics/p_sys/print.aspx?file=sheet013.htm (дата обращения: 03.05.2022).
28. Лебедев А. Электронные деньги: миф или [Электронный ресурс]. - URL: http://www.emoney.ru/publish/s05.htm (дата обращения: 03.05.2022).
29. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. - URL: http://сbr.ru (дата обращения: 03.05.2022).
30. Официальный сайт Банк Казани [Электронный ресурс]. - URL: http://sbrf.ru (дата обращения: 03.05.2022).
31. Официальный сайт Банк Казани [Электронный ресурс]. - URL: http://sbrf.ru/moscow/ru. (дата обращения: 03.05.2022).
32. Банк Казани [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bankofkazan.ru/about-the-company/banking-details/ (дата обращения: 03.05.2022).
33. Эйснер Д. Использование пластиковых карточек «Золотая Корона» в современных условиях [Электронный ресурс]. - URL: http://citforum.ru/abtec/abtec96/189.shtml (дата обращения: 03.05.2022).