- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
РАЗВИТИЯЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Развитие речи
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему " РАЗВИТИЯЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"?76 страниц
55 источников
Добавлена 12.07.2022 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………… 6
1.1 Теоретические аспекты развития связной речи старших дошкольников… 6
1.2 Методические подходы к развитию связной речи старших дошкольников……………………………………………………………………12
1.3 Влияние сказок на развитие связной речи ребенка старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………. 21
ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОЧИНЕНИЯ СКАЗОК…………………………………29
2.1 Изучение уровня развития связной речи старших дошкольников на констатирующем этапе исследования…………………………………………. 29
2.2 Содержание и методика работы по развитию связной речи старших дошкольников в процессе сочинения сказок…………………………………...48
2.3.Анализ результатов работы по развитию связной речи старших дошкольников на контрольном этапе исследования…………………………. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 70
Фрагмент для ознакомления 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами. Сказки играют важную роль в развитии детей. Особую значимость в этом отношении имеют русские народные сказки. На русских народных сказках выросло не одно поколение, их признали и оценили миллионы читателей. Однако в настоящее время наметились две основные тенденции: стремление к сохранению традиций, вплоть до фольклорных, и попытки освоения современной реальности. Современная волшебная сказка, как и вся детская литература в целом, переживает кризис. Дети хотят слушать и читать не только известные народные сказки, но и чудесные истории о современности. При этом их нередко привлекает не только роль пассивного слушателя, но и активная роль сочинителя сказочной истории, возможность повлиять на ход сказочных событий.
Проблема исследования обусловлена имеющим место противоречиеммежду потенциальными возможностями сочинения сказок в плане его влияния на речевое развитие старших дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития связной речи детей в процессе приобщения их к сказке.
Объект исследования – процесс развития связной речи старших дошкольников.
Предмет исследования – содержание и методика работы по развитию связной речи старших дошкольников в процессе сочинения сказок.
Цель исследования –экспериментальным путем доказать эффективность использования сочинения сказокв процессе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что развитие связной речи детей будет более эффективным, если в процессе приобщения к сказке будет организовано сочинение сказок самими старшими дошкольниками, причем не только на специальныхзанятиях, но и в повседневной жизни в ДОУ, и эта работа будет осуществляться последовательно и комплексно.
Задачи исследования:
1. Изучить литературоведческую, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать методику развития связнойречи детей посредством сочинения сказок.
4. Проанализировать эффективность проделанной работы.
В процессе исследования использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики речевого развития, наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологическую основу исследования составили теории развития детской речи (М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, А.М. Бородич, В.В. Гербовой, А.Н. Гвоздева, Н. Карпинской, И.П. Козляниновой и Э.М. Чарели, М.Ф. Фомичевойи др.); психолого-педагогические исследования особенностей речи (Л. Выготского, Ф.А. Сохина и др.).
Элементы научной новизны и теоретической значимости исследования связаныс разработкой новых методов и подходов к обучению старших дошкольников сочинению сказок, направленных на развитие связной речи детей.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы в процессе преподавания спецкурсов в высших учебных заведениях.
База исследования: ГБОУ Школа 1579 (старшая группа 5-9 «Родничок»).
Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.Каждая из глав подразделена на три параграфа. Первая глава носят теоретический характер. Вторая глава содержит описание экспериментальной работы по развитию связной речи старших дошкольников посредством сочинения сказок. Работа включает констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Каждая глава завершается краткими выводами по рассмотренным в ней вопросам. Кроме того, работа содержит заключение, в котором подведены итоги теоретического и практического исследования. Работа проиллюстрирована таблицами и рисунками, позволяющими наглядно представить полученные результаты исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Теоретические аспекты развития связной речи старших дошкольников
Прежде всего следует акцентировать внимание на значимости исследуемой проблемы. Правильная речь – это важнейший фактор в процессе формирования личности ребенка, это базовая основа для дальнейшего успешного овладения знаниями и умениями.
Под связной речью понимается развернутое, логическое, последовательное и образное изложение какого-либо содержания. С.Л. Рубинштейн [Рубинштейн, 2000; с.439]отмечает, что для говорящего всякая речь, передающая мысль, является связной речью. Таким образом, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Проанализируем особенности развития речи вонтогенезе. Л.Н. Ефименкова [Ефименкова, 1985; с.6]подчеркивает, что на развитие детской речи оказывают влияние самые разнообразные факторы, в том числе, физическое состояние ребенка, индивидуальное развитие его психических процессов, речевое окружение. Значимость речевого окружения в процессе развития связной речи ребенка подчеркивается многими исследователями. Прежде всего, в этом отношении важна роль родителей и других людей, близких ребенку, которые окружают его с рождения. Они должны стремиться вовлечь ребенка в процесс речевого общения, а также с самого раннего возраста ребенка стараться предстать в его глазах как образец речевого поведения. В связи с этим приобретает актуальность вопрос о речевой культуре и о звуковой культуре, как одной из ее составляющих.
Звуковая культура речи – важная составляющая общей речевой культуры. Она включает правильность звукопроизношения, громкость, тембр, ритм речевого высказывания и прочие аспекты. Формирование звуковой культуры речи базируется на нормальном состоянии слухового и речедвигательного аппаратов, и на наличии полноценного речевого окружения.
Как справедливо отмечает Е.Л. Горбенко [Горбенко, 2012; с.62], речь усваивается на основе подражания речи окружающих. Прежде всего и ранее всего ребенок начинает подражать речи родителей и других близких ему людей. Затем круг речевого общения ребенка расширяется, и он получает возможность знакомиться с особенностями речевого поведения других людей. Значимость образцов правильной, грамотной речи в окружении ребенка с самого раннего его возраста отмечается многими исследователями, в частности, Е.А. Брызгуновой [Брызгунова, 2017], М.В. Груздевой [Груздева, 2017], А.К. Гапсатаровой [Гаптасарова, 2018], А.А. Зориной [Зорина, 2014].
Н.Х. Швачкин [Швачкин, 1948; с.101-110] подчеркивает, что освоение детьми речевых навыков в ходе нормального речевого развития происходит четкими периодами. В первый год жизни происходит интенсивное развитие головного мозга, органов речи, слуха. Это подготовительный период формирования речи и звуковой культуры.
На рубеже первого и второго месяцев у ребенка развивается специфическая реакция в виде улыбки и звукопроизношения. Постепенно голосовые реакции становятся его потребностью. К концу второго-третьего месяцев ребенок издает звуковые комплексы. Со временем гуление становится более интенсивным. Ребенок вступает в стадию лепета.Благодаря чередованию гласных и сочетаний с ними согласных вырабатываются слоги и ударения на них. Ребенок как бы «играет» своим голосом, упражняя при этом органы речи и готовя их к более сложной работе.
Н.Х. Швачкин [Швачкин, 1948; с.118-121] обоснованно полагает, что на основании условных связей с 7-8 месяцев ребенок уже понимает несколько слов. С 9-10 месяцев он выполняет поручения, например, передать игрушку. Следовательно, формирование речевых навыков осуществляется в процессе своеобразной игры уже с самого раннего возраста ребенка. В дальнейшем игровой подход в процессе развития речи ребенка не утратит своей актуальности.
Таким образом, со временем лепет ребенка постепенно обогащается все новыми и новыми звуками, причем характерно появление в нем и таких звуков, которых вообще нет в нашем языке (например, смягченные гласные, согласные и другие). Г.М. Лямина [Лямина, 2003; с.84], основываясь на проведенном исследовании, отмечает, что в лепете детей второго полугодия жизни представлено до 15 гласных и 76 согласных звуков.
По мнению А.Н. Гвоздева [Гвоздев, 1961; с.28-32], лепетные слоги уже во второй половине первого года постепенно синтезируются ребенком на основе рефлекса подражания в первые, лепетные же слова, нечеткие, с неполным составом звуков. Отчетливость произнесения звуков в этот период жизни во многом зависит от их места в слове. В возрасте от двух до трех лет дети правильно произносят все звуки, кроме шипящих и сонорных.
Дети все чаще пользуются словами, сложными по слоговой структуре, хотя при этом не всегда могут их правильно произнести. В этом возрасте дети нередко сами придумывают слова, т.к. начинают осознавать их звуковую сторону. Окказиональные словообразования детей основаны на особенностях понимания ребенком признака того или иного предмета или его функции. Когда, например, он, вместо слова «лопатка» употребляет слово «копатка».
На третьем году жизни у детей значительно улучшается подвижность артикуляционного аппарата, совершенствуется речевой слух, работа голосового аппарата. Однако, звуковая сторона их речи продолжает оставаться несовершенной: дети не произносят ряд звуков и часто заменяют их более легкими для произношения (например, [л] и [р]).
Согласно исследованиям А.Н. Гвоздева [Гвоздев, 1961; с.63-69], активный словарь к концу третьего года у детей достигает 1000 слов.В период от 3 до 4 лет у дошкольников происходит дальнейшее укрепление и совершенствование движения речевых органов. У детей от 4 до 5 лет продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще более уточняются и во многом обогащаются.
Л.С. Выготский [Выготский, 1999; с.71] придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении. Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи.В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 6 лет) дети начинают шире пользоваться монологической речью. На шестом году жизни ребенка обычно заканчивается процесс овладения звуками родного языка. Дети, как правило, имеют достаточно развитый артикуляционный аппарат и хорошо сформированный фонематический слух.
Е.Ф. Архипова [Архипова, 2008; с.82-88] отмечает, что на протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная речь, которая появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.В.И. Мануйлова [Мануйлова, 2017] также подчеркивает многоаспектность процесса развития речи.
В исследованиях С.Л. Рубинштейна [Рубинштейн, 2000] обращается внимание на то, что в дошкольном возрасте огромное влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря. Несовершенство речи дошкольников исследователь объясняет малым ассоциативным полем слов и предложений. Овладение связной монологической речью происходит постепенно. Именно к пяти годам дети начинают интенсивно овладевать ею.
В трудах Л.С. Выготского [Выготский, 1996, 1999] указывается на то, что основная линия развития речи ребенка заключается в том, что от исключительного господства ситуативной речи он переходит к овладению контекстной речью. В общении ребенок использует обе эти формы речи, в зависимости от обстановки. Так, в ситуации, когда материал хорошо известен слушателю, ребенок не испытывает потребности давать развернутое высказывание. Передавая материал, неизвестный слушателю, ребенок мобилизует свои силы на решение коммуникативной задачи. В связи с вышеизложенным следует отметить, что взрослый слушатель ребенка (как правило, родитель или педагог) должен стимулировать его к развернутому высказыванию, предлагая соответствующие ситуации общения вопросы, которые должны быть доступны для понимания ребенка, а также должны быть ему интересны и приятны, т.к. от этого обстоятельства зависит, будет ли ребенок охотно участвовать в дальнейшем разговоре или прервет ситуацию речевого общения. Для того, чтобы вопросы были адекватны и способствовали развитию речи ребенка, необходимо, чтобы он полностью доверял своему слушателю и испытывал к нему позитивные эмоции.
И.К. Волынкина [Волынкина, 2011] подчеркивает, что возраст детей является важным фактором при определении оптимальных методов развития их связной речи. При работе в данном направлении со старшими дошкольниками необходимо учитывать психологические особенности анализируемой возрастной группы. Дети старшего дошкольного возраста задействуют все органы чувств при взаимодействии с предметом изучения. Они лучше понимают смысл сообщений, ориентируясь на жесты, интонацию и мимику говорящего с ними человека. Кроме того, дети этого возраста не могут концентрировать внимание более 10 минут, в связи с чем предоставляемые им задания должны варьироваться не реже, чем каждые 10 минут.
Т.Р. Ивлева [Ивлева, 2018] обращает внимание на то обстоятельство, что дети старшего дошкольного возраста склонны к обучению и исследованию окружающего мира. Они имеют большую потребность в поощрении и одобрении. Дети данной группы предпочитают творческие виды деятельности, любят фантазировать и перевоплощаться. Они любят играть с языком, используя звукоподражание, изобретая новые слова. Основной вид деятельности для дошкольников – это игра, в процессе которой они и запоминают новые слова и фразы.Помимо перечисленных общих возрастных особенностей старших дошкольников, в процессе развития их связной речи необходимо учитывать их индивидуальные предпочтения и способности.Сочетание общего подхода, базирующегося на знании психологических особенностей дошкольника, с индивидуальным подходом, учитывающим нюансы личности и поведения каждого отдельного ребенка, позволяет оптимизировать процесс развития связной речи ребенка. Данное мнение высказывается в работах Е.В. Иншаковой [Иншакова, 2020], А.Л. Котовой [Котова, 2022], В.С. Тишковой [Тишкова, 2017].
Итак, зависимость характера детской речи от содержания и условий общения подтверждается научными исследованиями. Связное высказывание отражает уровень развития ребенка: умственного, речевого, эмоционального. Оно показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи.
Таким образом, анализ развития речи ребенка в онтогенезе позволяет выделить следующие основные этапы. Во-первых, подготовительный этап первого года жизни, когда особенно интенсивно развиваются головной мозг, органы слуха и органы речи ребенка. Следующий этап – гуление, когда ребенок при активной роли взрослого начинает одновременно со специфическими реакциями на общение, издавать отдельные звуки. Позже отдельные звуки образуют комплексы, гуление становится более интенсивным, и ребенок вступает в следующий этап развития речи – этап лепета. На данном этапе произносятся уже не только отдельные звуки, но и слоги, ребенок осуществляет своеобразную игру со своим голосом, подготавливая тем самым органы речи к следующим, более сложным этапам развития. На втором году жизни ребенок уже понимает многие слова. Хотя на данном этапе ребенок пока не способен улавливать звуковой состав слова, он ухватывает звуковой рисунок, интонацию и по ним распознает слово. В последующие периоды происходит усложнение артикуляционного аппарата, развитие речевого и слухового аппарата. К концу дошкольного периода дети постепенно овладевают навыками произношения всех звуков, даже сложных. Одновременно происходит развитие их словарного запаса. Старший дошкольник уже имеет навыки пользования различными грамматическими конструкциями в речи, владеет контекстной речью, монологом.
В речевой системе все уровни и компоненты языка тесно взаимосвязаны, и данное обстоятельство необходимо учитывать в процессе развития связной речи старших дошкольников. Ребенок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребенка четырех-пяти лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, растет и развивается сознание. Значительно повышается уровень речевого развития старшего дошкольника. При этом формирование связной речи становится особенно актуальным.
Таким образом,старший дошкольный возраст – это очень важный период жизни ребенка, характеризующийся формированием его личности. Речевая культура – это неотъемлемый компонент личностного развития. Поэтому проблема развития и совершенствования связной речи детей в старшем дошкольном возрасте становится весьма актуальной. При этом приобретают значимость методы и средства развития связной речи, т.к. эффективность процесса развития связной речи во многом определяется оптимальным выбором методики, соответствующей возрастным и психологическим особенностям детей.
1.2 Методические подходы к развитию связной речи старших дошкольников
Проблемы развития речи и речевого общения в дошкольном детстве раскрыты в работах С.С. Бухвостовой [Бухвостова, 1976], Л.С. Выготского [Выготский, 1999], Л.А. Горбушиной [Горбушина, 1985], С.Л. Рубинштейна [Рубинштейн, 2000] и других исследователей. В соответствии с их взглядами в системе развития связной речи у старшего дошкольника важно использовать системный подход, включающий упражнения и вариативную наглядность.
С позиции Л.С. Выготского[Выготский, 1999; с.94], связная речь тесно связана с двумя другими аспектами речи: структурным и когнитивным, так как отражает уровень развития ребенка.
Уровень развития связной речи характеризуется в первую очередь способностью ребенка пользоваться разными формами слова, синонимами и образными средствами. При характеристике предметов разно¬го размера дети не только употребляют соответствующие формы существительного, но и правильно подбирают к ним прилага¬тельные разных степеней сравнения. Наряду с обозначением цвета и размера старшие дошкольники чаще, чем дети четырех–пяти лет, называют другие признаки. Приобретают большую образность сложные определения (с элементами сравнения, объяснения).
На данном возрастном этапе в речи многих детей заметно возрастает число глаголов, вследствие чего усложня¬ется грамматический строй предложений. Дети пяти-семи лет, употребляющие в высказываниях достаточное количество глаголов, легче «домысливают» сюжет, чаще от них можно услышать и оце¬ночные суждения.
Однако вне занятий активное употребление разнообразных глаголов и формирование на этой основе сложных высказы¬ваний могут быть ограничены, если у ребенка не воспитан ин¬терес к наблюдениям, рассматриванию иллюстраций, картинок. Тогда среди поводов к общению преобладают просьбы и распо¬ряжения. Как подчеркивает Л.М. Гурович, «соответственно резко упрощается грамматический строй выска¬зываний» [Гурович, 2004: с.17].
Психолог П.П. Блонский [Блонский, 2002: с.301] отмечал, что период от пяти до семи лет – возраст оформления социально-стандартизированной речи, когда дети осваивают навыки общения и поведения, знакомятся с окружающим. Соответственно с этим надо подбирать и языковой материал.
Современные отечественные педагоги, опираясь на теоретические положения о природесвязной речи, предлагают методы и формы работы, направленные на ее развитие у детей дошкольного возраста. В частности, О.С. Ушакова и Е.О. Струнина [Ушакова, Струнина, 1998: с.71]считают, что связная речь может быть сформирована на основеследующих составляющих педагогического процесса:
1. Формирование у детей знаний о структуре текста: начало, середина, конец;
2. Формирование представлений об особенностях структуры в каждом типе текста (описание, повествование, рассуждение);
3. Закладывание знаний о способах и средствах связи между предложениями и структурными частями высказывания.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости усиления следующих направлений словарной работы в процессе формирования связной речи старших дошкольников:
1) формировать словарь, отражающий все стороны действи-тельности;
2) воспитывать навыки пользования вспомогательным сло¬варем (предлогами, пространственными наречиями);
3) приучать детей пользоваться образными выражениями не только при характеристике явлений природы или изложе¬нии сказочных сюжетов, но и в рассказах о реальных собы¬тиях, взаимоотношениях людей.
Дети старшего дошкольного возраста дифференцированно используют языковые средства и, прежде всего, части речи. Описывая явления природы или отдельные предметы, они в три-семь раз чаще, чем в рассказах о явлениях общественной жизни, пользуются прилагательными и наречия¬ми. В высказываниях по поводу знакомых, понятных ребенку явлений общественной жизни отмечается значительное число глаголов. В рассказах о природе и при описании предметов их в два раза меньше. Это можно и нужно корректировать соответствующей постановкой заданий [Блонский, 2002: с.293].
П.П. Блонский [Блонский, 2002: с.294-295] подчеркивает, что даже к концу старшего дошкольного возраста ребенок пол¬ностью не осваивает умение с помощью интонации и других средств делить речевой поток на фразы. В связи с этим активизация сложных предложений в речи старших дошкольников очень важна. Не менее важно, чтобы ребенок правильно строил сложные предложения. От этого зависит формирование таких признаков связной речи, как сцепление, правильная расстановка в тексте акцентов.
М.М.Алексеева и В.И. Яшина [Алексеева, Яшина, 2000: с.108]отмечают, что ребенок старшего дошкольного возраста начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым, совершенствуется деятельность. На этой основе происходит рост словаря.
Л.Шинкарева [Шинкарева, 2004: с.18] акцентирует внимание, что в данный период развития речи интонация, ритм и общий звуковой рисунок слова получают смысловую нагрузку.Чтобы добиться сознательной выразительности, необходима тщательная работа.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Алексеева М.М., Яшина В.И., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Асанова Э.Т. Развитие диалогической речи старших дошкольников средствами крымско-татарских народных произведений / Э.Т. Асанова // Проблемы педагогики. – 2017. – №9. – С.18-23.
3. Белоусова Л. Развиваем умение интонировать / Л. Белоусова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 2. – С.27-30.
4. Блонский П.П. Дошкольный возраст / П.П. Блонский // История отечественной педагогики. – М: Мысль, 2002. – 425 с.
5. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду / М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко. – М.: Просвещение, 1970. –148с.
6. Бородич A.M. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
7. Брызгунова Е.А. Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи – М: Новая волна, 2017. – 187с.
8. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста /С.С. Бухвостова. – Курск: Академия Холдинг, 1976. – 178 с.
9. Волынкина И.К. Становление речи в дошкольном детстве / И.К. Волынкина // Педагогическое образование в России. – 2011. –№ 22.– С.38-44.
10. Ворошнина Л.В. Обучение творческому расска¬зыванию детей дошкольного возраста / Л.В. Ворошнина. – Пермь: ПГПИ, 1991. – 165 с.
11. Выготский Л.С. Мысль и слово / Л.С. Выготский // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ Сост.: М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – 438 с.
12. Гаптасарова А.К. Управление процессом речевого развития дошкольника / А.К. Гаптасарова // Казанский педагогический журнал. – 2018. – №2. – С.105-108.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М: Наука, 1961. – 218 с.
14. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 1984. – 362 с.
15. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста Л.А. Горбушина, А.П. Николаичева. – М: Просвещение, 1985. – 175 с.
16. Груздева М.В. Литературная творческая мастерская как ведущая технология развития речевого творчества у дошкольников и младших школьников / М.В. Груздева // Вестник Ленинградского государственного пед. ун-та им. А.С. Пушкина. – 2018. – №4. – С.120-125.
17. Гурович Л.М. Открыть перед ребенком мир словесного искусства / Л.М. Гурович // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 8. – С.16-17.
18. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольни¬ка / О.М. Дьяченко. – М.: Мозаика-Cинтез, 2008. – 128 с.
19. Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. – М: Детская литература,1975. – 368 с.
20. Ивлева Т.Р. Речевое развитие в старшем дошкольном возрасте /Т.Р. Ивлева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – №32 (8). – С.80-91.
21. Иншакова Е.В. Проблемы развития связной речи дошкольников / Е.В. Иншакова //Сб. материалов Ежегодной научно-практ. конф. – 2020. – С.77-79.
22. Зорина А.А. Роль проектной деятельности в развитии связной речи старших дошкольников /А.А. Зорина. – М: Школьная пресса, 2014. – 101 с.
23. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. Ранний и дошкольный возраст / Н.С. Карпинская. – М: Педагогика, 2003. – 191 с.
24. Китова И.Д. Развитие чувства ритма средствами фольклора у детей дошкольного возраста / И.Д. Китова // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – №24 (6). – С.128-131.
25. Клименко Р.К. Воспитание младших школьников средствами фольклора / Р.К. Клименко // Начальная школа. – 2019. – №10. – С.27-29.
26. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание / И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели. – М.: Педагогика, 1980. – 215 с.
27. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста / Н. Короткова // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 9. – С.22-23.
28. Котова А.Л. Преемственность речевого развития дошкольников и младших школьников / А.Л. Котова //Известия Российского гос. ун-та им. А.И. Герцена. – 2022. – №203. – С.116-122.
29. Кухаренко Л.И. Влияние малого фольклора на речевое развитие дошкольников / Л.И. Кухаренко // Проблемы современной науки и образования. – 2014. – №3. – С.91-97.
30. Лебедева А.А. Использование потенциала литературной сказки в детском саду / А.А. Лебедева // Вестник науки и образования. – 2016. – №7. – С.17-21.
31. Леушина A.M. Развитие связной речи / А.М. Леушина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост.: М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – 367 с.
32. Лисина М.И. Психологические особенности шестилетних детей / М.И. Лисина. – М: Педагогика, 1985. – 226 с.
33. Максаков А. Обследование состояния развития речи детей дошкольного возраста / А. Максаков // Дошкольное воспитание. –2006. – № 7. – С.22-23.
34. Мануйлова В.И. Многостороннее развитие речи старших дошкольников /В.И. Мануйлова // Вестник Ленинградского государственного пед. ун-та им. А.С. Пушкина. – 2017. – №12. – С.178-193.
35. Народное искусство в воспитании детей /под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.
36. Народная педагогика и воспитание /Авт. - сост.: Широкова, Е.Ф., Филиппова, Ж.Т., Лейко, М.М., Шувалова, М.Н. – Барнаул: БГПУ, 1996. –149 с.
37. Панова В.А. Народная культура как средство формирования художественно-речевой компетенции детей старшего дошкольного возраста / В.А. Панова // Наука, образование и культура. – 2019. – №2 (36). – С.40-45.
38. Порошина В.Т. Развитие связной речи детей на материале народных сказок / В.Т. Порошина // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №8. – С.22-26.
39. Пропп В.Я. Русская сказка / В.Я. Пропп. – М: Лабиринт, 2000. – 416 с.
40. Пушкин А.С. Полное собрание соч., т.7 / А.С. Пушкин. – М: Правда, 1984. – 412 с.
41. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. – М: Просвещение, 1984. –223 с.
42. Резникова А.О. Формирование диалогической речи дошкольника / А.О. Резникова // Дошкольное воспитание. – 2002. –№ 9.– С.80-89.
43. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари. – М: Прогресс, 1978. – 558 с.
44. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей / Л. Романенко // Дошкольное воспитание. –1990. –№7. – С. 15-18.
45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб; Москва; Минск, 2000. – 485 с.
46. Тишкова В.С. Развитие речи в детском саду /В.С. Тишкова //Вестник Череповецкого государственного университета. – 2017. –№ 14.– С.98-107.
47. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста / О. Ушакова, Е. Струнина // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 9. – С.71-78.
48. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста / Е.А. Флерина // История отечественной педагогики. – М: Мысль, 2002. – 425 с.
49. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. – М: Воронеж, 2003. – 287 с.
50. Чекалова В.В. Художественно-речевая деятельность в дошкольном возрасте /В.В. Чекалова //// Наука, образование и культура. – 2019. – №5 (39). – С.42-44.
51. Чуковский К.И. От двух до пяти / К.И. Чуковский. – М: Художественная литература, 1974. – 412 с.
52. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. – М: Просвещение, 2005. –227 с.
53. Шинкарева Л. Формирование образности речи у старших дошкольников Л. Шинкарева // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 3. – С.18-19.
54. Ярлыкова Л.Д. Музыка и фольклор в детском саду / Л.Д. Ярлыкова //// Проблемы современной науки и образования. – 2015. – №8. – С.32-34.
55. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко. – М.: 2001. – 317с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней