Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В развитие теории и практики культурно-досуговой деятельности детей значительный вклад внесли такие ученые как, Абульханова-Славская К.А., Аванесова Г.А., Воловик А.Ф., Жарков А.Д., Иванов И.П., Опарина Н.А., Орлов В.Н., Стрельцов Ю.А., Шубина И.Б. и др. [13]. Ими было показано, что культурно-досуговая деятельность играет важнейшую роль в становлении личности и социальном воспитании.
Особое значение в социальном становлении личности имеет младший школьный возраст. В этом возрасте у ребенка происходит интенсивное развитие социальных отношений, формирование эмоционально-чувственного познания, он начинает понимать и осваивать нравственные категории.
Существует несколько факторов возникновения проблемы в культурно-досуговой деятельности младших школьников: низкий уровень предлагаемых форм культурно-досугового общения и материально-технической базы учреждений дополнительного образования, а так же отсутствие комплекса мероприятий культурно-досуговой деятельности детей [7]. В тоже время возможность выбора любимых занятий в учреждениях дополнительного образования влияет на характер самоорганизации всей последующей жизнедеятельности ребенка, на базисную профессиональную подготовку и компетентность, помогают более осознанно и удачно найти идеальную модель будущей профессиональной деятельности, «примерить» ее к своим возможностям и творческому потенциалу детей.
Анализ ситуации, которая складывается в детской среде, свидетельствует о том, что отсутствие внимания общества к культурно-досуговой деятельности детей ведет к самым негативным последствиям: рост детской преступности, наркомании, алкоголизма и других проявлений девиантного поведения [14].
Культурно-досуговая деятельность содержит колоссальный потенциал возможностей для формирования характера ребенка. Реализация данной деятельности способствует формированию у детей культуры общения, укреплению семейных связей, создаёт условия для самореализации и самовоспитания личности. Содержательный и занимательный досуг, образование и удовлетворение основных потребностей ребёнка играют большую роль в его развитии и становлении как личности. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стресса, а так же снятию напряжения.
Интерес к проблемам детей носит постоянный и устойчивый характер в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике, социально-культурной и культурно-досуговой деятельности.
Изучение вопросов досуга детей определяется необходимостью в культурно-досуговой деятельности детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования и недостаточностью проведения мероприятий, нацеленных на привлечение новых обучающихся, а так же мотивации к занятиям в других различных направлениях. Таким образом, избранная тема исследования является актуальной.
Анализ литературы выявил ряд противоречий:
- между необходимостью совершенствовать работу по формированию культуры досуга детей и отсутствием мероприятий, демонстрирующих результаты обучающихся по представленным направлениям культурно-досуговой деятельности.
- между необходимостью создания комплекса мер по формированию культуры досуга детей в учреждениях дополнительного образования и систематичности и планомерности в данной работе.
Проблема исследования определяется следующим образом: каковы пути и средства формирование культуры досуга обучающихся младшего школьного возраста в организациях дополнительного образования?
Цель исследования– разработать комплекс мер, направленных на формирование культуры досуга обучающихся младшего школьного возраста в образовательной организации дополнительного образования.
Объект исследования – образовательный процесс в организации дополнительного образования детей.
Предмет исследования – формирование культуры досуга в образовательном процессе дополнительного образования детей.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование культуры досуга обучающихся младшего школьного возраста в организациях дополнительного образования будет более успешно при условии:
- организации систематических мероприятий по организации культуры досуга;
- совместное творчество ребенка и взрослого как субъектов деятельности, основанной на принципах занимательности, демонстрации взрослым образца креативного поведения;
- психолого-педагогического сопровождения детского досуга в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, его интересами и склонностями.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать специфику культуры досуга учащихся младшего школьного возраста на основе анализа научно-педагогической литературы;
2. Рассмотреть и систематически представить основные пути и средства формирования культуры досуга детей младшего школьного возраста;
3. Организовать опытно-экспериментальное исследование по формированию культуры досуга детей младших школьников в работе педагога дополнительного образования.
4. Установить меры по актуализации работы педагога дополнительного образования по формированию культуры досуга детей младших школьников.
5. Осуществить диагностику по результатам реализации работы педагога по формированию культуры досуга обучающихся младшего школьного возраста в образовательной организации дополнительного образования.
Теоретико-методологическая основа:
- идеи о досуге развивали А.Б. Антонова и Т.С. Комарова, А.В. Даринский, М.Б. Зацепина, М.В. Созинова.
Методы исследования:
Теоретические (анализ, синтез, систематизация и обобщение, выдвижение гипотез);
Эмпирические: (анкетирование, диагностика на выявление досуговых интересов детей (Ф.И.Шахова)).
Методы статистической обработки данных.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные материалы могут быть использованы педагогами дополнительного образования.
База исследования: Базой для проведения экспериментального исследования стал детский театр кукол «Солнышко».
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДОСУГА ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Досуг обучающихся как объект педагогического исследования и педагогической работы
Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей в контактах. Такие формы досуга как самостоятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники и другие – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми [6]. Досуг – пространство, время и содержание творческих занятий, выходящих за пределы школьной деятельности; временная и пространственная зона отдыха, восстановления физических и духовных сил, развития способностей и интересов, свободного общения со значимыми людьми; возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. [12]
С позиции современных исследователей (А.Б. Антонова и Т.С. Комарова, А.В. Даринский, М.Б. Зацепина, М.В. Созинова и др.) досуг – сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей [17].
Досуг – это одна из важнейших частей духовного склада людей. В нем выпукло отражается стиль жизни человека, неповторимость человеческой судьбы. Досуг в значительной мере отражает образ жизни людей, их положительные и отрицательные проявления. Разработке концептуальных основ досуговой педагогики и описанию опыта организации детского досуга посвящены работы С.П.Афанасьева, А.Ф.Воловик, А.В.Иванова, С.В.Коморина, О.С.Газмана, С.А.Шмакова, И.И.Шульги и др. Ребенок в досуге тем успешнее подходит к решению разнообразных, импонирующих ему задач, чем меньше получает помощь извне. [5]
В активной досуговой деятельности, в радости творчества и общения дети становятся совершенней – это закон педагогики. Не может быть свободы личности без свободного времени. Под досуговой средой понимается пространство, обеспечивающее удовлетворение досуговых притязаний, уровень досуговой активности.
Досуг обязан обеспечить условия радости творческого самовыражения. Януш Корчак включал в понятие воспитания три компонента: здоровье, учение, развлечение и ставил их рядом, потому досуг вправе иметь свою особую педагогику со специфическими идеями, признаками, формами работы, где деятельность, игра, общение — три кита для планеты «досуг».
Сфера свободного времени складывается из свободного времени общества в целом, отдельных его социальных групп и личного времени индивидуума. Все эти элементы времени диалектически взаимосвязаны и полностью зависимы от конкретно-исторических условий (политических, экономических, культурных). Свободное время детей можно определить, как время, используемое для гармонического развития личности, интенсивной духовной жизни, время формирования жизненных планов и выбора профессии, а также активного отдыха.
До сих пор нет общепринятого определения детского досуга. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования. Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф. С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и д.р.), с внешкольной и внеклассной работой (Б. Э. Вульфов, Л. Н. Николаева, М. М. Поташник и др.) и даже с внеучебным временем (Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина и др.). Существует много интерпретаций слова «досуг». Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг.
Интерпретация досуга распадается на четыре основные группы:
- досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта: это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо;
- досуг как деятельность и характеризуется как деятельность, не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации;
- досуг как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности, связанной с работой или не связанной с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью;
- досуг интегрирует три предыдущие концепции, стирает грань между «работой» и «неработой» и оценивает досуг в терминах, описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени. Макс Каплан считает, что досуг – это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать, как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики [8].
Под категорией «детский досуг» подразумевается деятельность ребенка, не связанная с учением или другими обязанностями. По мнению С.А. Шмакова [13], социализирующее и воспитательно-развивающее значение детского досуга заключается в следующем:
Во-первых, досуговое время – время духовного развития детей, ибо предоставляет им свободный выбор общественно значимых ролей и положений, позволяет заниматься деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, их таланты в наиболее целесообразном применении.
Во-вторых, досуг для школьников — сфера, в которой особенно ярко и полнокровно раскрываются их естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. В этом нет ничего предосудительного. Школьникам необходима «зона невмешательства» как фактор их самовоспитания. В условиях досуга формируются неформальные коллективы, дающие детям и подросткам возможность выступать в новых социальных амплуа, занимать роли, отличные от учебной и внеучебной обязывающей деятельности.
В-третьих, досуг – особая социальная сфера, где школьники удовлетворяют личностные потребности в самопроверке, самооценке собственного «я». Суверенный мир досуга обеспечивает учащихся деятельностью, в которой эти потребности находят возможность активной реализации. Следует отметить, что досуг в этом плане выступает как запасное средство удовлетворения социальных потребностей. Главным же является учение, труд, общественная работа.
В-четвертых, досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая личностные интересы, потребности в контактах. Такие формы досуга, как занятия в клубах, кружках, коллективные игры и забавы, – прекрасная сфера развития дружбы, товарищества, психологической совместимости детей.
В-пятых, школьники в сфере досуга более открыты для воздействия и влияния самых различных общественных институтов и организаций, созданных обществом. Это тем более важно и потому, что значительная часть детского досуга пока бесконтрольна.
По содержанию культурно-досуговую деятельность подразделяют на познавательную, ценностно-ориентированную, практически преобразующую, творческую.
Культурно-досуговая деятельность детей младшего школьного возраста многогранна и поэтому осуществляется направлениям, таким как:
Спортивно-оздоровительное направление, которое направлено на совершенствование физических качеств и развитие физических способностей ребенка, присутствует эффект соревновательности и открытости, а так же формирует игровой характер;
Общеинтеллектуальное направление – предполагает формирование позитивного отношения к познавательной деятельности и знаниям как общественной ценности;
Общекультурное направление – раскрывает творческий потенциал и формирует творчески активную личность, способную воспринимать и оценивать прекрасное в природе, быту и других сферах жизнедеятельности.
Духовно-нравственное направление – деятельность, развивающая духовно-нравственные ценности, формирующая культуру поведения, личностный рост каждого младшего школьника, проявляющаяся в приобретении им социально значимых знаний, в развитии его социально значимых отношений и в накоплении им опыта социально значимого действия [7].
Таким образом, под досуговой деятельностью понимается деятельность, которая удовлетворяет возрастные и индивидуальные особенности детей, их сегодняшние интересы; деятельность, основанная на психолого-педагогических принципах абсолютной добровольности и удовольствия. Досуговая деятельность – одна из важнейших сфер жизнедеятельности детей младшего школьного возраста, это время духовно-нравственного общения, где предоставляется возможность свободного выбора общественно и личностно значимых социальных ролей; сфера, в которой полноценно раскрываются естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении; деятельность, развивающая возможности учащихся.
Досуговая деятельность – это процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей. При этом каждый учащийся младшего школьного возраста имеет право на самостоятельный выбор, независимость и определение себя в коллективе. Однако, необходимым является и участие педагога. Культурно-досуговая деятельность младших школьников многогранна и поэтому осуществляется по многим направлениям, среди которых ребенок может выбрать подходящее себе направление исходя из своих интересов и предпочтений.
1.2 Особенности досуга обучающихся младшего школьного возраста
Важным и эффективным фактором социализации школьников является досуговое учреждение, которое по природе своей является учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать различные социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность.
Реализация принципов организации детского досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши (девушки), профилактика девиантного поведения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Владос, 2002. – С.18.
2. Абульханова-Славская, К. А. О путях построения типологии личности / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. — 1983. — Т. 4. № 1. — С. 14—29.
3. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации / Г.А. Аванесова. М.: Аспект Пресс, 2016 - 236 с.
4. Акимова М.К. Психофизические особенности школьников: учет и коррекция: учеб. пособие для студ. вузов / М.К. Акимова. М.: Академия, 2012 - 158 с.
5. Алферов А.Д. Формирование ответственного отношения к обучению / А.Д. Алферов: Учеб. пособ. М., 2012 - 180 с.
6. АнпилоговаЛ.Н. Развитие творческой способности учащихся во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2014. – № 8. – С. 21.
7. Ариарский М.А. Прикладная культурология: монография / М.А. Ариарский изд. 2-е, исп. и доп. СПб.: ЭГО, 2011 - 287 с. 5
8. Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб.: АРТ-студия«Концерт», 2008 - 792 с.
9. Астраханцева С.В. Свободное время ребенка как педагогическая проблема / С.В. Астраханцева // Вестник МГУКИ, 2017 - 82-86 с.
10. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие. М.: Диалог культур, 2007 - 258 с.
11. Блонский П.П. Психология младшего школьника / П. П. Блонский. М.; Воронеж: Ин–т практ. псих.; МОДЭК, 2017 - 575 с.
12. Божович Л.И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. М.: ВЛАДОС, 2000. 184 с.
13. БочароваН.И. Организация досуга детей в семье: учеб. пособие / Н.И.Бочарова, О.Г. Тихонова М.: Академия, 2011 - 203 с.
14. Бруднов А. А. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения // Воспитание школьников. 2005 - 16-17с.
15. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. М.: Академия 2005 - 207 с.
16. Виноградова Н.Ф. Примерные программы начального общего образования – путь реализации государственных образовательных стандартов второго поколения // Педагогика. 2009 - №4 - С. 41-46.
17. Воловик А. Ф. Педагогика досуга: учебник / А. Ф. Воловик М.: МПСИ; Флинта, 2015 - 235 с.
18. Волков Б.С. Детская психология: от рождения до школы. М.: ВЛАДОС, 2000 - 360 с.
19. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов сузов и вузов 4-е изд., стер. М.: Академия, 2011. – 287 с.
20. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.
Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педа¬гогическое общество России, 2003. — 512 с.
21. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие М.: Флинта, 2016 - 272.
22. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2011. – С.25.
23. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2011. – С.16.
24. Данг Лан Фыонг. Взаимодействие педагогов и родителей в организации досуга школьников//Педагогика и психология, теория и методика обучения.– 2011. – № 2. – С.94.
25. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей. М.: Владос, 2004 - 321 с.
26. Ежкова Е.Н., БрындиковаА.В.. Культура досуговой деятельности младших школьников: проблема руководства // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2013. – № 3. – С. 150.
27. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учеб. пособие для студентов вузов / И. Н. Ерошенков. М.: ВЛАДОС, 2014 - 221 с.
28. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов культуры и иск. / А.Д. Жарков. - 2-е изд. перераб. и доп. М.: МГУКИ, ИПО «Профиздат», 2012 - 288 с.
29. Жаркова Л.С. Организация деятельности учреждений культуры: учк для студентов вузов культуры и искусств. М.: Изд. дом МГУКИ, 2010 - 396 с.
30. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность: уч-к. / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. М.: МГУКИ, 2014 - 420 с.
31. Крулехт М.В. Педагогический потенциал детского досугав воспитании Человека Культуры // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 4. С.289-294.
32. Кузицын Г.М. Проектирование социально-культурных процессов: уч. Пособие. – Пермь, 2001.
33. Культурно-досуговая деятельность: уч-к / под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М.: МГУКИ, 2011 - 461 с.
34. Курганский С.М. Организация досуга младших школьников // Завуч начальной школы. 2014 - 89-113.
35. Лукинов С.П. Энциклопедия досуга / С.П. Лукинов. Ростов-наДону, 2016 - 605 с.
36. Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности./ В. С. Магун Л.: Наука, 1983
37. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности / Г.Н. Новикова. М.: МГУКИ, 2014 - 356 с.
38. Опарина Н.А. Театрализация как метод работы организатора досуга младших школьников // Начальная школа. – 2014. – № 5. – С. 97.
39. Опарина Н.А. Пьесы и сценарии для детей и юношества. Педагогика театрализованного досуга / Н.А. Опарина. – М., 2008. – 424 с.
40. Организация внешкольного досуга: Сценарии, программы игр и представлений. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012 - 384 с.
41. Первушина О.В. Социально-культурная деятельность (теоретические основы): учеб. Пособие для студентов вузов / О.В. Первушина. Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2008 - 95 с.
42. Плеханова А.В. Методика организации культурно-досуговой деятельности с детьми младшего школьного возраста во внеучебное время // Вестник ТГУ. 2009. – № 10. – С.78.
43. Пономарев В.Д. Педагогика формирования игровой культуры досуга: дис. Д-ра пед. Наук / В. Д. Пономарев. СПБ: СПБ ГУКИ, 2015 - 384 с.
44. Санкин Л.А. Социально-культурная деятельность: Теория и методика организации деятельности общественных объединений: учеб. Пособие. СПб: Изд-во СПБГУП, 2016 - 336 с.
45. СветловскаяН.Н.Теория и практика организации досуга внеурочной деятельности младших школьников// Начальная школа. – 2015. – № 8. – С. 33.
46. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. Пособие для студ. Гуман. Вузов и вузов культуры под ред. Е.И. Григорьевой. Тамбов: ТГУ им. Г.Р.Державина, 2012 - 504 с.
47. ТаволжанскаяН.В.Досуг в системе семейных отношений: сущность и специфика.// Белгородский государственный институтискусств и культуры, г. Белгород, Россия. 2012. – С. 29
48. ТрифановаЛ.Т. Организация сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности //Начальная школа. – 2013.– № 4. – С. 51.
49. Фомина А. Игра в структуре свободного времени детей. // Воспитание школьников. – 2005. – № 3. – С. 30-33.
50. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб, пособие для студентов вузов / Д. Б. Эльконин. 4-е изд. стер. М.: Академия, 2007 - 384 с.