Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема сплочения детского коллектива и поиска условий ее повышения считаются особенно важными в условиях современного школьного образования. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, закрепленные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) таковы, что итогом обучения должна быть не только всесторонне сформированная личность, но и личность способная социализироваться в нынешнем мире . Успешная социализация ребенка младшего школьного возраста возможна лишь при создании навыков группового взаимодействия, поскольку в школе ребенок проводит значительную часть времени. В качестве условия к результатам освоения ФГОС НОО заявлено развитие навыков сотрудничества со старшими и ровесниками в различных общественных ситуациях, умения не создавать инцидентов и находить выходы с неоднозначных ситуаций. Дети младшего школьного возраста нуждаются в навыках взаимодействия и командной работы, которые закладываются и развиваются в классном коллективе.
Таким образом, целью настоящего исследования является разработка психолого-педагогических рекомендаций участникам образовательного процесса по повышению групповой сплоченности класса начальной школы в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москвы «Школа №2070 имени Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна».
Согласно цели исследования ставим перед собой ряд задач:
1) выявить факторы развития групповой сплоченности в детском коллективе;
2) составить обзор методик диагностики групповой сплоченности у детей младшего школьного возраста;
3) провести констатирующий эксперимент с целью диагностики групповой сплоченности класса;
4) реализовать формирующий эксперимент, направленный на формирование групповой сплоченности класса;
5) организовать и провести контрольный эксперимент, проанализировать и интерпретировать полученные результаты.
Объектом исследования является групповая сплоченность класса начальной школы в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москвы «Школа №2070 имени Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна».
Предмет исследования: психолого-педагогические условия повышения групповой сплоченности класса в начальной школе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа №2070 имени Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна».
В качестве гипотезы исследования выступает суждение о том, что повышение групповой сплоченности классного коллектива в начальной школе может быть организовано посредством методически правильного создания психолого-педагогических условий.
Методы исследования: теоретического характера – анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, а так же законодательной базы из области образования; эмпирического характера – психологическая диагностика с помощью методики «Два домика» И. Вандвик и П. Экблат, методы описательной математической статистики, качественный и количественный анализ эмпирически полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации факторов развития групповой сплоченности классного коллектива начальной школы, а так же в анализе диагностических методик, направленных на выявление групповой сплоченности детского коллектива.
Практическая значимость исследования заключается в получении эмпирических данных, демонстрирующих групповую сплоченность коллектива, а так же в систематизации ценных психолого-педагогических рекомендаций, необходимых педагогам и родителям в работе по совершенствованию групповой сплоченности в коллективе детей младшего школьного возраста.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №2070 имени Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна», экспериментальная выборка состоит из 25 человек – учеников начальной школы, 2 «Н» класса, 14 мальчиков и 11 девочек.
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты психолого-педагогических условий повышения групповой сплоченности класса в начальной школе
1.1. Факторы развития групповой сплоченности в детском коллективе
Групповая сплоченность может выступать и как цель психологического тренинга, и как необходимое условие успешной работы. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач. Поэтому в современной психологии тема исследования групповой сплоченности является актуальной для различных коллективов. А.А. Мамиева исследовала групповую сплоченность студентов вузов ; Т.А. Смахтина и А.С. Кубекова изучили особенности групповой сплоченности сотрудников предприятия – коллектив взрослых людей ; С.О. Гальшин рассмотрел групповую сплоченность воинского коллектива ; Д.В. Куршаков исследовал эффективность командных действий баскетболистов от влияния групповой сплоченности . Данные работы демонстрируют важность групповой сплоченности как психологического процесса на уровне любого коллектива.
Анализ литературы, посвященной изучению детского классного коллектива, позволил нам сделать вывод о том, что наиболее актуальной считается тема групповой сплоченности подросткового коллектива. Выделим ряд наиболее интересных исследовательских работ: Н.И. Глушкова и А.В. Айтманбетова описали особенности групповой сплоченности подросткового коллектива . Д.Н. Соловьев изучил использование потенциала первичного коллектива и сплоченности его членов в профилактике буллинга среди школьников подросткового возраста .
В рамках настоящего исследования наибольший интерес для нас представляет классный коллектив детей младшего школьного возраста. Данное направление так же достаточно подробно исследовано на эмпирическом уровне. Сплочение ученического коллектива в начальной школе с учетом ФГОС НОО описано у Е.А. Селюковой и В.В. Ишковой . Соавторы М.А. Лазарев, А.С. Москвина, Н.В. Курбатова предоставляют результаты эмпирического изучения процесса формирования коллектива первоклассников в учебной деятельности . Специфику организации детского коллектива в начальной школе описывают А.В. Ляхов, И.Е. Декман, Е.В. Ермолаева .
Итак, с позиции психологии, Е.И. Рогов определяет группу как относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого .
Л.Ф. Обухова под групповой сплоченностью понимает показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой .
Уровень сплоченности группы определяется устойчивостью межличностных взаимодействий. Следовательно, рассмотрение сплоченности и ее влияние на группу, должно реализовываться через освоение коммуникативных действий между участниками группы и влияние коммуникации в группе.
Ю.В. Макаров систематизировал основные подходы по формированию групповой сплоченности (рис. 1.1) .
Рис. 1.1. Основные подходы по формированию групповой сплоченности
Опишем суть данных подходов подробнее.
1) Л.Я. Гозман определяет межличностную аттракцию как механизм восприятия другого человека, возникающий на основе устойчивого положительного чувства, которое способствует формированию привязанности, дружеских чувств, симпатии или любви. Сплоченность основывается на аттрактивности группы для тех, кто в ней находится .
2) Рассматривая сплоченность как результат мотивации группового членства, следует представить модель групповой сплоченности Д. Картрайт. Он говорил о сплоченности как о сумме сил или мотивов, которые подталкивают членов группы к сохранению пребывания в группе . Совокупность этих сил, можно представить следующим набором переменных:
1. мотивационные основы тяготения члена группы к коллективу, включающая в себя совокупность его потребностей и ценностей;
2. стимулирующие свойства группы, отраженные в ее целях, программах, характеристиках ее членов, способе действия, престиже и других признаках, важных для мотивации субъекта;
3. ожидания субъекта, или субъективная вероятность того, что членство будет иметь для него положительные или отрицательные последствия;
4. индивидуальный уровень сравнения – усредненная субъективная оценка последствий пребывания человека в разных группах. Основное внимание уделяют побудительным свойствам группы. К числу таких свойств относятся: привлекательность участников группы – степень симпатии, которую испытывают к ним окружающие; сходство – чаще всего в ценностях и установках; особенности целей группы – соответствие потребностям, четкость постановки, успех; своеобразие взаимосвязи членов группы – речь идет о позитивных итогах кооперативной стратегии и негативных конкурентных стратегиях поведения ленов группы; удовлетворенность групповой деятельностью; характер руководства и принятия решений – стили руководства, участие членов группы в выработке групповых решений; структура – модель коммуникации; атмосфера – особенности межличностных отношений; размер группы.
3) Идея трактовки сплоченности как ценностно-ориентационного единства членов группы развивалась А.В. Петровским , Л. Фестингером , А.И. Донцовым . По их мнению, сходство во мнениях способствует образованию неформальных психологических групп. А.В. Петровский писал, что сплоченность как ценностно-ориентационное единство – это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Батенова Ю.В. Психологическое благополучие и окружающая среда школьника // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2020. – №7. – С. 341-342. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35185896
2) Башмакова Н.П. Изучение чтения как инструмент анализа возможностей превращения объединенной школьной и сельской библиотек в центр семейного чтения // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2021. – №4. – С. 170-173. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=13787223
3) Баудер Г.А., Полунина Л.И. Семья как фактор становления личности ребенка // Наука и образование. – 2021. – №3. – С. 13-16. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=47197170
4) Гальшин С.О. Влияние совместной деятельности на групповую сплоченность воинского коллектива // Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. Серия: познание. – 2020. – №1. – С. 35-40. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42510520
5) Глушкова Н.И., Айтманбетова А.В. Психологическая помощь подросткам в ситуации кризиса межличностного взаимодействия // Успехи современного естествознания. – 2020. – №1. – С. 62-63.
6) Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: МГУ. – 2019. – 175 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0228/index.shtml
7) Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь. – 2018. – 694 с.
8) Донцов А.И. Социальная стабильность. От психологии до политики. – М.: Эксмо. – 2020. – 544 с.
9) Дорохина Н.А. Взаимодействие старшего поколения с детьми // автореф. диссерт. – М. – 2021. – 16 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=15950220
10) Запорожец А.А. Групповая работа на уроках как средство формирования межличностных отношений обучающихся первых классов // Аллея науки. – 2021. – №12. – С. 897-899. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42417291
11) Крюкова О.В. Психология семейного чтения: состояние традиции семейного чтения в современных семьях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – Т. 39. – С. 4156–4160. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/971158.htm.
12) Кузнецова О.В. Методики изучения детского коллектива // Образовательная социальная сеть. – 2020. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2017/09/13/metodiki-izucheniya-detskogo-kollektiva
13) Курмаева Н.А., Галимова Р.Л. Семейная медиация как способ защиты прав и интересов детей // MODERN SCIENCE. – 2020. – №6. – С. 288-292. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=43056109
14) Куршаков Д.В. Эффективность командных действий баскетболистов от влияния групповой сплоченности // Студенческая наука и XXI век. – 2021. – №9. – С. 376-379. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21403181
15) Лаврова С.Н. Роль социального педагога в работе с отверженными детьми в классе // Башкатовские чтения. – Коломна.: Государственный социально-гуманитарный университет. – 2021. – С. 164-169. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28768293
16) Лазарев М.А., Москвина А.С., Курбатова Н.В. Формирование коллектива первоклассников в учебной деятельности // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – №7. – С. 199-203. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35558607
17) Ленская Н.П. Воспитание детей в семье // Успехи современного естествознания. – 2020. –2. – С. 115-117. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=9947376
18) Ляхов А.В., Декман И.Е., Ермолаева Е.В. Специфика организации детского коллектива в начальной школе // Мир педагогики и психологии. – 2021. – № 3(22). – С. 31-41. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42690355
19) Макаров Ю.В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2020. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gruppovoy-splochennosti-sredstvami-sotsialno-psihologicheskogo-treninga
20) Мамиева А.А. Особенности групповой сплоченности студентов вуза // Вестник Московского института государственного управления и права. – 2021. – №8. – С. 44-46.
21) Мартынова Е.Н. Духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника через классные традиции // Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития. – Нижний Новгород. – 2020. – С. 170-173. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42828710
22) Методика А.Н. Лутошкина «Цветопись». – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.miu.by/kaf_new/mpp/171.pdf
23) Методика Ф. Фидлера на изучение психологической атмосферы в команде в адаптации Ю.Л. Ханина. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://studfile.net/preview/5675529/page:25/
24) Методика «Q-сортировка» В. Стефансона. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.miu.by/kaf_new/mpp/067.pdf
25) Методика «Два домика». – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://psiholog12.ru/pedagogi/diagnostika/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%B2%D0%B0-%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0-%D0%B8-%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%BA-%D0%BF-%D1%8D%D0%BA%D0%B1%D0%BB%D0%B0/
26) Методы, выявляющие субъективные аспекты отношения к другому. – 2021. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://studfile.net/preview/9047808/page:2/
27) Обухова Л.Ф. Введение в профессию: психолог. – 2018. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://studme.org/170141/psihologiya/vvedenie_v_professiyu_psiholog
28) Петровский А.В. Психология. – М.: Академия. – 2019. – 363 с.
29) Рогов Е.И. Психология групп. – М.: ВЛАДОС. – 2020. – 430 с.
30) Селюкова Е.А., Ишкова В.В. Сплочение ученического коллектива в начальной школе с учетом ФГОС // Концепция «Общества знаний» в современной науке. – Казань.: Омега-Сайнс. – 2021. – С. 206-210. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35065275
31) Смахтина Т.А., Кубекова А.С. Особенности групповой сплоченности у сотрудников // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2021. – №6-1. – С. 73-80. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44842185
32) Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М.: ВЛАДОС. – 2019. – 158 с.
33) Соловьев Д.Н. Использование потенциала первичного коллектива и сплоченности его членов в профилактике буллинга среди школьников подросткового возраста // автореф. дис. – Тюмень. – 2020. – 22 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30419262
34) Социометрический эксперимент Я.Л. Коломенский. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.miu.by/kaf_new/mpp/141.pdf
35) Туниманова И.А., Коновалова Н.Л. Групповая сплоченность одноклассников в условиях инклюзивного образования // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ. – 2021. – №7. – С. 104-110.
36) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.beledu.ru/storage/files/obschee_obrazovanie/fgos/fgos_noo31122015.pdf
37) Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – М.: Эксмо. – 2021. – 256 с.
38) Христосова Л.В. Пример тренинга на сплочение класса. – 2020. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://multiurok.ru/files/primer-treninga-na-splochenie-klassa-dlia-klassnog.html
39) Шкребец Д.Э. Отверженные дети в классе. Роль классного руководителя // Фундаментальные проблемы науки. – Уфа. – Аэтерна. – 2021. – С. 169-170.
40) Яцко А.А. Проблемы детского коллектива в педагогическом творчестве А.С. Макаренко // Образование XXI века. – 2021. – С. 223-224. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36783760
41) Cartwright D. The nature of cohesiveness // Group dynamics. – Evanston. – 2020. – 112 Р.