Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Анализ исследований в области психологии тру-да показывает, что одно из центральных мест в них занимает проблема сложной ситуации работника, особенно в случаях значительного и длитель-ного профессионального стресса.
Профессиональный стресс — это особое функциональное состояние че-ловеческого организма, связанное с явным нервно-эмоциональным стрессом, характеризующееся повышенной активацией или подавлением физиологиче-ских регуляторных систем организма, развитием стресса или утомления. По-стоянный профессиональный стресс, в свою очередь, приводит к синдрому выгорания [43].
Стресс медицинских работников проистекает из ряда специфических характеристик их профессии. Во-первых, это огромная ответственность за жизнь и здоровье пациентов. Во-вторых, наличие на негативные эмоции на длительное время - страдания, боли, отчаяния, нервозности и т. д., которые так или иначе передаются через механизм эмоционального состояния мед-персоналу. В-третьих, это неравномерный режим работы, который нарушает естественные биоритмы труда и отдыха, негативно сказывается на способно-сти организма к адаптации.
Симптомы «стресса медицинского персонала» не различаются по сте-пени тяжести и могут быть самыми разными - от легких реакций, таких как нервозность, повышенная утомляемость и т. д., до невротических и даже психосоматических расстройств.
С точки зрения концепции стресса, разработанной Г. Селье, професси-ональный стресс возникает в результате внутреннего накопления отрица-тельных эмоций без соответствующей «разрядки» или «высвобождения» [39].
В настоящее время установлено, что наиболее уязвимыми к стрессу яв-ляются специалисты, которые по роду своей работы вынуждены многократ-но и интенсивно взаимодействовать с другими людьми (среди них есть соци-альные работники, являющиеся специалистами в области здравоохранения). Опыт показывает, что симптомы стресса могут развиваться быстрее у меди-цинских работников, служб занятости, полиции, социального обеспечения, которые находятся в негативном эмоциональном состоянии.
Ученые в различных областях психологии всегда уделяли больше вни-мания таким вопросам, как факторы, способствующие возникновению стрес-са, диагностике и профилактике профессионального стресса. Существует множество теоретических и практических работ по изучению стресса на ра-бочем месте. Эти теории развивались как отечественными, так и зарубежны-ми авторами такими как В.В. Бойко, Л.М. Абелин, Т.Г. Бохан, В.Е. Бодров, К. Кондо, Г. Селье, К. Маслач, Л. А. Китаев-Смык, Л. Лазарус, В.А. Орел, Т.В. Решетова, Т.В. Ферманюк и др.
Таким образом, в ходе анализа и обобщения научных работ по темати-ке нашего исследования, были выявлены следующие противоречия. С одной стороны, имеется немало исследований, посвященных профессиональному стрессу, в том числе, у медицинских работников, с другой стороны, эти ис-следования мало касаются конкретных врачебных специальностей, в том числе стоматологов; Во-вторых, несмотря на значительное количество ис-следований профессионального стресса, относительно мало работ, посвя-щенных способности профессионала, в том числе врача стоматолога, проти-востоять стрессу, т.е. быть стрессоустойчивым. Профессия современного врача становится все более стрессогенной, что требует обновления исследо-ваний стрессоустойчивости в настоящей социокультурной ситуации.
Указанные противоречия обусловили актуальность темы «Динамика и проявления стрессоустойчивости в зависимости от стажа работы у врачей стоматологов» и позволили сформулировать цель исследования
Цель работы: выявление динамики и проявлений стрессоустойчивости у врачей стоматологов с разным стажем работы: до 6 лет и более 10 лет.
Объект исследования: стрессоустойчивость в профессиональной сфе-ре.
Предмет исследования: динамика и проявления стрессоустойчивости у врачей стоматологов с разным стажем работы.
Гипотеза исследования содержит следующие допущения:
- уровень и характер стрессоустойчивости у врачей стоматологов свя-зан со стажем работы;
- стрессоустойчивость более выражена у врачей стоматологов с боль-шим стажем работы.
Цель исследования реализуется посредством выполнения следующих задач:
1. На основе анализа и обобщения научной литературы определить по-нятия стресса и стрессоустойчивости, их особенности у медицинских работ-ников, в том числе у врачей стоматологов.
2. Выявить основные методы предупреждения и преодоления профес-сионального стресса у медицинских работников, формирования стрессо-устойчивости.
3. На основании изученного материала, с помощью подобранных ме-тодик провести эмпирическое исследование стрессоустойчивости у врачей стоматологов с разным стажем профессиональной деятельности.
4. На основании полученных результатов разработать рекомендации по снижению профессионального стресса у медицинских работников и фор-мированию стрессоустойчивости.
Для реализации поставленных задач в дипломной работе применялись теоретический анализ, обобщение, эмпирическое исследование.
В качестве диагностических методов использованы:
1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме профессио-нального стресса у медицинских работников.
2. Методы психодиагностики:
- методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Р. Раге;
- методика «Индикатор копинг стратегий» Д. Амирхана;
- методика диагностики уровня профессионального выгорания В.В. Бойко;
- методика «Оценка профессионального стресса» Л.И. Вайсмана.
3. Методы математической статистики: описательная статистика, ча-стотный анализ, U-критерий Манна – Уитни.
4. Интерпретационный анализ: позволяющий описать полученные ре-зультаты и соотнести их с теоретическими исследованиями.
Базой исследования служила Новосибирская сеть клиник ООО «Ден-тал-Сервис» и ООО «Дентал-Сервис Лайт».
Выборку исследования составили 80 человек, из них 40 человек со стажем до 6 лет работы и вторая группа из 40 человек со стажем более 10 лет работы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результа-ты проведенного исследования могут быть использованы для формирования стрессоустойчивости у специалистов данного профиля, разработки пси-хокоррекционных программ и тренингов стрессоустойчивости, а также раз-работки рекомендаций по организации деятельности клиник, на предотвра-щение стресса и развитие у персонала стрессоустойчивости.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав теоретиче-ской и эмпирической. Содержит в себе заключение, библиографический спи-сок, приложение. В первой главе описывается изучение теоретических аспек-тов стрессоустойчивости у медицинских работников, а также трудов отече-ственных и зарубежных авторов по проблеме стрессоустойчивости. Во вто-рой главе представлено описание исследования, анализ и описание получен-ных результатов.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения стрессоустойчивости у медицинских работников
1.1. Понятие профессионального стресса и стрессоустойчивости
В последние годы большое внимание уделяется влиянию характера профессиональной деятельности на здоровье специалистов, работа которых тесно и эмоционально связана с людьми. Они часто имеют различные психо-логические и физиологические реакции на очень широкий спектр рабочих ситуаций, которые являются результатом профессионального стресса.
Что такое стресс? Прежде всего, стресс – это реакция организма чело-века на раздражители и изменения, происходящие в окружающей среде, независимо от отношения к ним людей, которые могут только выдерживать их присутствие. Рождение ребенка, подъем или спуск по карьерной лестнице, смена работы, места жительства, поведение членов семьи, экологическая об-становка – все это факторы стресса в жизни человека. Исходя из этого, в процессе жизнедеятельности человек подвергается различным стрессам, в том числе и профессиональным.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова О.В. Дифференциально-психологические факторы пере-живания и копинг поведения взрослых в трудной жизненной ситуации: дисс… канд. псих наук. – СПб, 2017. – 245 с.
2. Балинт М. Базисный дефект: Терапевтические аспекты регрессии/ Пер.с англ. – М.: «Когито-Центр», 2002. – 256 с.
3. Баранов А.А. Психологическая стрессоустойчивость и мастрество пе-дагога: теоретические и прикладные аспекты: автореф. дисс….докт. психол. наук. – СПб., 2002. – 41 с.
4. Бодров В.А. О психологических механизмах регуляции процесса пре-одоления стресса // Психология субъекта профессиональной деятельно-сти: Сб. научных трудов [Под ред. В.А. Барабанщикова и А.В. Карпо-ва]. – М.-Ярославль: Аверс-Пресс, 2002. Вып. 2. С. 98-117.
5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. – 526с.
6. Болучевская В.В. Эмоциональное выгорание врачей как актуальная психологическая и медицинская проблема // Вестник ВолгГМУ. – 2012. – № 2. – С. 25-27.
7. Валетов В.В., Лаптиева Л.Н. Выявление факторов профессиональной адаптации, влияющих на стрессоустойчивость медицинских работников // Фундаментальные и прикладные проблемы стресса. Материалы меж-дународной научно-практической конференции. 2010. Витебский госу-дарственный университет им. П. М. Машерова. – С. 121-123
8. Васильченко Л.В., Шушпанова К.В. Значение эмпатии, как личностно-го качества медицинского работника // Вопросы психологии. – 2018. – № 27. – С. 27-29.
9. Винокур В.А. Балинтовские группы: история, технология, структура, границы и ресурсы : учебное пособие. – СПб.: СпецЛит, 2015. – 191 с.
10. Влах Н.И. Особенности синдрома эмоционального выгорания у пред-ставителей медицинских профессий // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психо-логия». – 2017. – Т. 10. – № 1. – С. 15-18.
11. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 251 с.
12. Водопьянова Н.Е. Стресс-менеджмент: учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 283с.
13. Гиндуллина Д.И. Причины и последствия стресса // Молодежь и наука: шаг к успеху : сб. науч. ст. 2 всерос. науч.-практ. конф. перспектив. разработок молодых ученых / Юго-Зап. гос. ун-т ; Моск. политех. ун-т. – Курск, 2018. – С. 344-347.
14. Говорин Н.В., Бодагова Е.А. Психическое здоровье и качество жизни врачей. – Томск, 2013. – 126 с.
15. Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2019. – 496 с.
16. Гуткина Н.И. Концепция Л.И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т. 14. № 2. – С. 116—128
17. Ильясова Г.Н., Фарахьянова А.К. Взаимосвязь стрессоустойчивости и профессиональной деятельности врачей-терапевтов / В сборнике: Со-временные проблемы социально-гуманитарных наук материалы IV Международной научно-практической заочной конференции. Научно-образовательный центр «Знание». – 2016. – С. 104-109.
18. Карачарова Ю.А. Экспертный анализ психологических характеристик участкового врача-терапевта как факторов успешности профессио-нальной деятельности // Молодой ученый. – 2009. – №10. – С. 310-315.
19. Катунин А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Молодой ученый. – 2012. – № 9. – С. 243-247.
20. Киреева С.А., Гусева О.С., Дерунов А.В. Стрессоустойчивость меди-цинского персонала // Бюллетень медицинских интернет-конференций. Изд. Наука и инновации (Саратов). 2015. Т. 5. № 12. С. 1710
21. Куликова Т.И. Психология стресса // Международный журнал экспе-риментального образования. – 2016. – №7. – С. 180-181.
22. Купер К.Л. Организационный стресс. Теории, исследования и практи-ческое применение / Пер. с англ. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. – 336с.
23. Лазарус Р. С. Теория стресса и психофизиологические исследования / Эмоциональный стресс / Р. С. Лазарус / Под ред. Л. Лева. – Л., 1970. – 127 с.
24. Леонова А.Б. Стресс и психическое здоровье профессионалов // Руко-водство по психологии здоровья / Под. ред. А.Ш. Тхостово, Е.И. Рас-сказовой. М.: МГУ, 2019. С. 638—691.
25. Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Си-бирский психологический журнал. – 2016. – № 62. – С. 18–37.
26. Ловягина А.Е. Теория и методы психической саморегуляции. – СПб.: Скифияпринт, 2020. – 144 с.
27. Малышев И.В. Стрессоустойчивость и адаптационные возможности личности выгорающих специалистов в сложных условиях профессио-нальной деятельности // Современные исследования социальных про-блем. – 2018. – Т. 9. № 7. – С. 152-166.
28. Мовсесян В. Э. Управление стрессом как один из способов повышения работоспособности сотрудников // Наука через призму времени. – 2017. – № 6. – С. 42–47.
29. Музыченко Л.С. Учет профессиональных стрессов в управлении персо-налом // Современные проблемы права, экономики и управления. – 2016. – № 1 (2). – С. 169–173.
30. Новик Д.В. Проблема копинг-стратегий в трудах Р. С. Лазаруса // Мо-лодежь XXI века: образование, наука, инновации: Материалы IX Все-российской студенческой научно-практической конференции. – Ново-сибирск, 2020. – С. 96 – 97.
31. Пархомчук Д.С., Ульянов Т.А., Булгакова О.С. Синдром эмоциональ-ного выгорания у медиков как признак профессии // Вестник психофи-зиологии. – 2020. – №1. – С. 9-21.
32. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 320с.
33. Полянская Т.В Личностный адаптационный потенциал как условие межкультурной адаптации иностранных студентов // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – №10-2 (100). – С. 92 – 94.
34. Профессиональный стресс и стрессоустойчивость специалистов экстре-мального профиля деятельности: учебное пособие / Н.Н. Смирнова, А.Г. Соловьев, М.В. Корехова, И.А. Новикова. – Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2017. – 161 с.
35. Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: материалы IV Междунар. науч. конф. Кострома, 22–24 сент. 2016 г. : в 2 т. / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Ха-зова. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2016. – Т. 1. – 407 с.
36. Пусташнева М.Н. Оценка психологического статуса больных и син-дрома эмоционального выгорания у врачей первичного звена в амбу-латорных условиях // Смоленский медицинский альманах. – 2017. – № 1. – С. 298-302.
37. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: «БАХРАХ», 2001. – 672 с.
38. Сапольски Р. Психология стресса; пер. Комаров С. и др. – СПб. : Пи-тер, 2018. – 480 с.
39. Селье Г. Стресс без дистресса // Журнал неврологии им. Б.М. Мань-ковського. – 2016. – № 1. С. – 78-89.
40. Сибиль В.И. Причины стресса и способы борьбы с ним // Аллея науки : науч.-практ. электрон. журн. – 2017. – Т. 4, № 16. – С. 204-207
41. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозр. психиат. и мед. психол. – 1994. – №1. – С.63 – 74.
42. Степанов С.С. Психология в лицах. – М.: Академия, 2019. – 384 с.
43. Трапезникова А.М., Финогенко Е.И Стрессоустойчивость как профес-сионально важное качество работников медицинских профессий // Мо-лодежный вестник ИрГТУ. – 2015. – № 2. – С. 45.
44. Труфанова Т.А. Современные подходы к управлению профессиональ-ными стрессами // Вестн. Тамбов. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 4 (44). – С. 77–84.
45. Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчи-вости // Вестник Витебского государственного медицинского универси-тета. - № 1. – Том 10. – 2011.
46. Шех О.И. Кризисная психология / О.И. Шех, Е.П. Пчелкина, А.О. Ша-рапов. – М.: Юрайт, 2019. – 538с.
47. Шех О.И., Сергеев С.С. Технологии психологической помощи в кри-зисных и экстремальных ситуациях. – СПб.: ПГУПС, 2011. – 87с.
48. Щербатых Ю.В. Управление стрессом для делового человека. Техно-логии управления стрессом, проверенные в корпоративных войнах, су-дебных баталиях и жестких переговорах. – М: Добрая книга, 2018. – 512 с.
49. Янышева В.А. Справочник психолога-психотерапевта. Опыт и практи-ка. – М.: 1000 Бестселлеров, 2020. – 464 с.
50. A systematic review including meta-analysis of work environment and burnout symptoms / G. Aronsson [et al.] // BMC Public Health. 2017. Vol. 17. Article number 738. 13 p.
51. Decreasing Stress and Burnout in Nurses: Efficacy of Blended Learning With Stress Management and Resilience Training Program / D.L. Magtibay [et al.] // The Journal of Nurse Administration. – 2017. Vol. – 47. № 7—8. – P. 391—395.
52. Diagnostic and statistical manual of mental disorders: DSM-5. 5th ed. / American Psychiatric Association. – Washington DC, London: American Psychiatric Publishing, 2013. – 970 p.
53. Estimating the Attributable Cost of Physician Burnout in the United States / S. Han [et al.] // Medicine and Public Issues. – 2019. – Vol. 170. № 11. – P. 784—790.
54. Frank E., Breyan J., Elon L. Physician disclosure of healthy personal be-haviors improves credibility and ability to motivate // Archives of Family Medicine. – 2000. – Vol. 9. № 3. – P. 287—290.