Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЕЙСТВИЯ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ПОРТФОЛИО 6
1.1 Портфолио как средство оценки образовательных результатов младших школьников 6
1.2 Возможности портфолио в процессе формирования действия смыслообразования у младших школьников 17
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЯ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОСТАВЛЕНИЯ ПОРТФОЛИО 24
2.1 Организация и этапы исследования. Характеристика используемых методик 24
2.2 Анализ уровня сформированности действия смыслообразования у младших школьников 32
2.3 Методические материалы для педагога по работе с портфолио младших школьников 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития образовательной системы в обучении младших школьников применяются различные методы формирования и развития знаний, умений и навыков, которые используются в ходе разных уроков, а также внеурочной деятельности.
Каждая образовательная программа, которая регламентирует обучение в начальной школе, включает в себя свои компоненты, направленные на формирование важнейших жизненных навыков у младших школьников, которые отрабатываются в классе в ходе практической деятельности учащихся. Одним из таких навыков является смыслообразование, которое необходимо развивать для успешного овладения всеми видами деятельности в будущем.
По данным статистики, лишь 20% детей в начальной школе имеют развитый навык смыслообразования, который формируется в семье или в процессе обучения без специального воздействия [Арсентьева].
Таким образом, возникает противоречие между существующими методами развития навыка смыслообразования и существующей реальной ситуации в этом направлении, которая наблюдается в современной начальной школе.
Проблема исследования заключается в том, какими методами наиболее эффективно развивать навык смыслобразования у младших школьников.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность разработанных методических материалов для педагога по работе с портфолио младших школьников.
Объект исследования – навык смыслобразования у младших школьников.
Предмет исследования – развитие навыка смыслобразования у младших школьников в процессе составления портфолио.
Гипотеза исследования: разработанные в ходе исследования методические материалов для педагога по работе с портфолио эффективны для развития навыка смыслообразования у младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать портфолио как средство оценки образовательных результатов младших школьников.
2. Изучить возможности портфолио в процессе формирования действия смыслообразования у младших школьников.
3. Провести анализ уровня сформированности действия смыслообразования у младших школьников.
4. Разработать методические материалы для педагога по работе с портфолио младших школьников.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой методических материалов для педагога по работе с портфолио младших школьников, которые будут эффективны для развития навыка смыслообразования.
База исследования: наше исследование проходило на базе МБОУ СОШ г. Сатки. В исследовании принимали участие учащиеся 3 класса в количестве 30 человек.
Этапы исследования:
на первом этапе нами были рассмотрены теоретические вопросы, связанные с формированием навыка смыслообразования у младших школьников в процессе составления портфолио;
на втором этапе (сроки) мы провели эмпирическое исследование развития навыка смыслообразования у младших школьников;
на третьем этапе мы разработали комплекс методических материалов для педагога по работе с портфолио младших школьников для развития навыка смыслообразования, а также оценили их эффективность и.т.д.
Методы исследования:
теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, классификация, обобщение, сравнительный);
эмпирические (эксперимент, тестирование, анкетирование);
методы обработки и интерпретации результатов.
Структура работы: наше исследование состоит из введения, 2-х глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников,. В тексте работы …. рисунков, … таблиц. Список литературы представлен ….. источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЕЙСТВИЯ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ПОРТФОЛИО
1.1 Портфолио как средство оценки образовательных результатов младших школьников
Для повышения качества образования важно применять все существующее многообразие технологий, которое может положительно повлиять на формирование различных знаний, навыков и умений учащихся. Прежде всего, как указывают исследователи, важно обращать внимание на личностное развитие младшего школьника, т.к. именно в этом возрасте формируются основные черты характера, интеллектуальные способности и умения [Как проектировать, с. 59].
Федеральный государственный стандарт начального общего образования включает в себя ряд требований, касающихся основных результатов обучения школьников, которые на данный момент осваивают или уже освоили одну из существующих на сегодняшний день образовательных программ, реализуемых на данной ступени обучения [Федеральный государственный образовательный стандарт].
Оценка достижений, которые имеют младшие школьники в ходе обучения, должна осуществляться в соответствии с характерными особенностями процесса обучения, возможностью самостоятельного выбора учащихся того материала, который для них наиболее интересен и значим, специфики тех образовательных технологий, которые используют педагоги для работы в начальной школе [Смоляр].
Принципиально важным моментом в системе оценивания младших школьников в процессе обучения и внеучебной деятельности является информативной и регулируемой обратной связи, которая позволит выявить уровень развития знаний, умений и навыков младших школьников, а также определить пробелы в учебном процессе и внеурочной деятельности [Как проектировать, с. 61].
Для успешного обучения младших школьников важно применять большой комплекс педагогических технологий, в том числе [Иванова]:
– исследовательских;
– проектных;
– ориентированных на прикладные знания и умения.
Также для определения качества обучения в начальной школе важно оценить его формы – учебные, дистанционные и сетевые, каждая из которых включает в себя ряд принципов и технологий, в том числе направленных на укрепление прикладного значения начального образования [Гутарина, Соколова, с. 12].
Контроль успехов школьника, который обучается в начальных классах, должен проводиться не только в итоговой форме, но и в текущей. Именно такая форма контроля позволяет отразить динамику знаний, навыков и умений младшего школьника. По результатам промежуточной диагностики знаний можно скорректировать уже существующую программу обучения, усовершенствовать некоторые отдельные технологии [Арсентьева].
Для оценки достижений младшего школьника применяются различные средства и технологии, одним из самых эффективных из них исследователи называют портфель индивидуальных достижений, который имеет более короткое название – «портфолио» [Купцова, с. 20].
Термин «портфолио» в научной литературе понимается как технология мониторинга личных учебных и внеучебных достижений учащихся начальных классов, которые формируются в ходе реализации различных форм образовательного процесса и позволяют осуществлять стратегическое и тактическое планирование образовательного маршрута для каждого учащегося в отдельности [Сычева, с. 125].
Кроме того, как отмечают исследователи, под портфолио также понимается специфический способ аутентичного оценивания образовательных достижений по продукту, который создается школьниками в процессе учебной, творческой, социальной и других видов доступной для младших школьников деятельности [Шамова, с. 200].
Портфолио выступает как один из самых эффективных инструментов формирования и укрепления информационного пространства любого образовательного учреждения, т.к. оно в полной мере обеспечивает обратную связь педагога и учащихся [Голуб, с. 4].
В последние годы появилась новая технология формирования портфолио младших школьников – портфолио создается в электронной версии и преследует иные образовательные цели. Для создания электронных портфолио применяются различные информационные технологии [Милова, Расникова, с. 44].
Исследователи утверждают, что такая форма воспитательной работы как создание портфолио в наибольшей степени отражает реализацию на практике принципы системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Данный метод работы соответствует цели, задачам и концепциям, которые укладываются в принципы реализации данного подхода [Вакуленко, Смаровоз, с. 50].
Разработка технологии формирования портфолио младших школьников является продуктом нового подхода к организации образовательного процесса. Метод порфтолио, согласно новым требованиям, закрепленным в образовательном стандарте, должен быть освоен всеми педагогами, которые работают в начальной школе. Новые требования к обучению младших школьников предоставляют базу для обучения учителей и включают в себя некоторые критерии оценки индивидуальной деятельности учащихся начальной школы с помощью портфолио [Грешилова].
Исходя из того, что формирование портфолио как эффективный метод оценки достижений младших школьников является дискуссионным вопросом, многие научные источники, а также педагоги-практики предлагают собственные концепции, техники и технологии создания и оценки портфолио, которые отражены в научной и специальной методической литературе [Артамонова].
При этом на данный момент существует методологическая проблема, которая связана с отсутствием целенаправленных технологий для формирования портфолио для разных ситуаций, т.е. определенных моделей составления и оценки портфолио, которые не могут быть универсальными, а должны учитывать ряд социальных, психологических и педагогических факторов [Тимофеева].
Педагоги-практики отмечают, что именно портфолио является самым эффективным и удобным способом для определения качества и количества личных достижений младших школьников за определенный временной период (при этом чаще всего в качестве «отчетного периода» выбирается один учебный год) [Чумакова, Головина, с. 100].
Некоторые педагоги, которые работают в начальной школе, воспринимают и применяют портфолио как дополнительный метод оценки личных достижений каждого ученика, однако многие учителя, в первую очередь, опираются именно на составление портфолио, выбирая его в ряду других контрольно-оценочных средств [Фещенко].
Важное значение портфолио в данном контексте определяется тем, что с его помощью можно оценивать не только учебную деятельность, но и другие достижения младших школьников, которые они имеют в рамках своего личного, творческого и интеллектуального развития [Шамова, с. 214].
Работа по формированию портфолио младшего школьника является групповой – здесь принимают участие классный руководитель, сам младший школьник, его родители, а также зачастую другие учителя, которые работают в классе, и представители администрации школы.
Надо также отметить, что создание портфолио является основой для формирования у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые представлены на рисунке 1 [Голуб, с. 4].
Рисунок 1 – УУД, которые формируются у младшего школьника в процессе создания портфолио
В процессе формирование личностных УУД осуществляется воспитание личности младшего школьника, формируются определенные нравственные традиции и, кроме того, растет познавательный интерес учащегося начальной школы [Уткина, Краснова, с. 63].
Регулятивные УУД, которые формируются в процессе создания портфолио, обеспечивают развитие навыка самоорганизации и самоконтроля младшего школьника [Щербакова, Салютина, с. 80].
В ходе формирования познавательных УУД младших школьников осуществляется развитие информационной и познавательной культуры, дети учатся собирать и перерабатывать информацию [Дорошенко, Вологдина, Османова, с. 70].
Наконец, коммуникативные УУД позволяют младшим школьникам в процессе создания портфолио и сбора информации для него организовывать общение с родителями, педагогами и одноклассниками, выбирать наиболее эффективные формы общения [Федорчук, Иванова, с. 30].
На рисунке 2 представлены педагогические задачи, которые решает портфолио [Артамонова].
Рисунок 2 – Педагогические задачи, которые решает портфолио
Создание портфолио младших школьников, по мнению одних исследователей, осуществляется в несколько этапов [Арсентьева].
1. Постановка задачи перед младшими школьниками и их родителями, которая заключается в сборе всех лучших работ – как в печатном, так и в электронном виде.
2. Запуск портфолио, который обусловлен решением нескольких основных задач [Карпенко, с. 33]:
– формирование мотивации младших школьников на создание портфолио и поиск собственных личных достижений;
– выбор вида портфолио, оптимального для каждого конкретного ребенка;
– выбор крайнего срока сдачи портфолио, который определяется в большинстве случаев для всего класса сразу;
– планирование структуры портфолио (она может быть одинаковой для всех детей класса или индивидуальной для каждого ребенка, структуру учитель определяет либо сам, либо вместе с классом);
– поиск оценочных критериев (должны быть обязательные критерии, а также критерии, которые учитель вырабатывает вместе с классом).
3. Оценка портфолио, которая проводится одним или несколькими учителями [Мутовкина, Салецкая, Шкурко, с. 15].
Другие исследователи иначе рассматривают этапы работы с портфолио в начальной школе. В частности, выделяются следующие этапы работы с портфолио младших школьников [Грешилова]:
1. Подготовительный этап, который реализуется в самом начале обучения детей в начальной школе. Он включает в себя создание материалов для формирования портфолио, выработка стратегии его составления и определение структуры портфолио, проведение специального информационного занятия для детей и лекции для родителей, посвященных важности потфолио как способа оценивания достижений младших школьников [Барышникова, Озерова, Морозова, с. 109].
2. Информационно-диагностический этап, который реализуется на протяжении всего обучения детей в начальной школе. Данный этап включает в себя формирование у детей навыка рефлексивной и оценочной деятельности, проведение психологической диагностики младших школьников, организацию специальных занятий, где дети могут сформировать свои творческие и иные достижения, которые могут стать основой для формирования портфолио [Филиппова, Архангельская, с. 20].
3. Аналитический этап, который также реализуется на протяжении всего обучения детей в начальной школе. На этом этапе проводится информирование младших школьников на предмет построения индивидуального образовательного маршрута, выделения для себя наиболее
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арсентьева, М. Ю. Формирование действия смыслообразования у младших школьников как условие сохранения и укрепления их психологического здоровья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-k-state-formirovanie-deystviya-smisloobrazovaniya-u-mladshih-shkolnikov-kak-uslovie-sohraneniya-i-ukrepleniya-ih-ps-907586.html. – Загл. с экрана.
2. Артамонова, А. Е. Электронное портфолио как средство оценивания учебных достижений младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://compedu.ru/publication/statia-na-temu-elektronnoe-portfolio-kak-sredstvo-otsenivaniia-uchebnykh-dostizh.html. – Загл. с экрана.
3. Барышникова, Т. В., Озерова, Н. Г., Морозова, М. С. Технологии воспитания в начальной школе [Текст] / Т. В. Барышникова, Н. Г. Озерова, М. С. Морозова. – Вологда: Аспект, 2020. – 268 с.
4. Болдырева, Ю. М. Педагогика начальной школы [Текст] / Ю. М. Болдырева. – Пенза: Издательство Пензенского педагогического университета, 2020. – 460 с.
5. Вакуленко, Б. С., Смаровоз, Е. Н. Портфолио как форма работы с учащимися в младших классах [Текст] / Б. С. Вакуленко, Е. Н. Смаровоз // Сборник статей Мурманского педагогического института. Вып. 4. Начальное образование. – Мурманск: Издательство Мурманского педагогического института, 2021. – С. 50–64.
6. Величко, А. М., Сапунов, Д. К., Костюк, В. С. Образовательные технологии в России и за рубежом [Текст] / А. М. Величко, Д. К. Сапунов, В. С. Костюк. – Комсомольск-на-Амуре: Пропаганда, 2021. – 364 с.
7. Водорезова, М. С. Психическая деятельность младших школьников [Текст] / М. С. Водорезова. – Калуга: Адамант, 2020. – 460 с.
8. Голуб, Г. Б. Портфолио в системе педагогической диагностики [Текст] / Г. Б. Голуб // Школьные технологии. – 2005. – №2. – С. 4.
9. Гречишина, В. С. Педагогические технологии в современной России [Текст] / В. С. Гречишина. – Волгоград: Мысль, 2015. – 168 с.
10. Грешилова, О. А. Роль портфолио в системе оценки результатов освоения ООП НОО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-7534. – Загл. с экрана.
11. Гутарина, А. В., Соколова, Т. В. Портфолио как форма самоорганизации младших школьников [Текст] / А. В. Гутарина, Т. В. Соколова // Педагогический вестник. – 2021. – № 7. – С. 12–25.
12. Данилова, Л. В., Семенных, Ю. М., Урманова, В. И. Методы и формы развития навыка смыслообразования у школьников в условиях внеурочной деятельности в младших классах [Текст] / Л. В. Данилова, Ю. М. Семенных, В. И. Урманова // Материалы международной научно-практической конференции «Современные педагогические технологии: методология и практика применения». – Рязань: Рязанский государственный университет, 2021. – С. 89–100.
13. Дорошенко, К. Е., Вологдина, Е. С., Османова, Д. Ж. Правила составления портфолио школьников [Текст] / К. Е. Дорошенко, Е. С. Вологдина, Д. Ж. Османова // Вестник Уральского государственного университета им. Первого Президента Б.Н. Ельцина. – 2019. – № 12. – С. 70–82.
14. Дроздович, А. М., Суханова, М. И. Технологии создания портфолио как учебно-воспитательной отчетности в начальных классах [Текст] / А. М. Дроздович, М. И. Суханова // Вестник Оренбургского педагогического университета. – 2017. – № 9. – С. 74–86.
15. Дымина, Е. В. Технология портфолио [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.avp0.narod2.ru/klassnii_chas/portfolio/. – Загл. с экрана.
16. Евгеньева, М. И., Сумарокова, Т. В. Формат и структурные компоненты портфолио в младших классах: технология составления и представления [Текст] / М. И. Евгеньева, Т. В. Сумарокова // Сборник статей Липецкого государственного университета. Вып. 1. Педагогика. – Липецк: Издательство Липецкого государственного университета, 2022. – С. 58–70.
17. Жулинская, Е. С., Пахомова, И. С., Кондратенко, М. М. Формирование и развитие навыка смыслообразования у младших школьников: методы и технологии [Текст] / Е. С. Жулинская, И. С. Пахомова, М. М. Кондратенко // Сборник статей Воронежского государственного университета. Вып. 2. Педагогика начальной школы. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2022. – С. 26–34.
18. Загвоздкин, В. К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки [Текст] / В. К. Загвоздкин // Школьные технологии. – 2004. – № 3. – С. 32–36.
19. Иванов, А. В. Портфолио в начальной школе [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А. В. Иванов. – Москва: Просвещение, 2011. – 128 с.
20. Иванова, Е. О. Смыслообразование как основа личностных универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/smysloobrazovanie-kak-osnova-lichnostnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy/viewer. – Загл. с экрана.
21. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – Москва: Просвещение, 2011. – 148 с.
22. Канторович, Д. М., Смыслова, О. И. Структура и стилистическое оформление портфолио младшего школьника в процессе воспитательной работы в процессе внеурочной деятельности [Текст] / Д. М. Канторович, О. И. Смыслова // Материалы международной научно-практической конференции «Современные подходы к организации образовательной системы». – Таганрог: Ростовский государственный университет, 2022. – С. 60–73.
23. Карпенко, А. В. Достижения личностных результатов младших школьников в процессе освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством «Портфолио» [Текст] / А.В. Карпенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 9. – С. 31–35.
24. Крамаренко, Г. Н., Филатова, Е. С., Куприянова, О. Д. Мыслительная деятельность младших школьников: теория и практика исследования [Текст] / Г. Н. Крамаренко, Е. С. Филатова, О. Д. Куприянова. – Владивосток: Ностальгия, 2020. – 342 с.
25. Красильникова, А. М. Диагностика готовности к обучению младших школьников [Текст] / А. М. Красильникова. – Геленджик: Издательство Кубанского федерального университета, 2016. – 288 с.
26. Купцова, Л. И. Портфолио как способ формирования профессиональных компетенций [Текст] / Л. И. Купцова, Н. В. Мартынова, О. П. Томилина // Специалист. – 2010. – № 3. – С. 18–27.
27. Мейербах, Р. А., Тонеева, С. В. Смыслообразование как компонент развития мышления младших школьников и его развитие в процессе внеурочной деятельности [Текст] / Р. А. Мейербах // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2019. – С. 64–78.
28. Мутовкина, Н. Е., Салецкая, А. А., Шкурко, В. П. Портфолио как эффективная форма воспитания младших школьников [Текст] / Н. Е. Мутовкина, А. А. Салецкая, В. П. Шкурко // Материалы научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития начального образования в России и за рубежом». – Омск: Омский государственный университет, 2022. – С. 15–23.
29. Пирогова, С. Т. Математические методы в психологии и педагогике [Текст] / С. Т. Пирогова. – Рыбинск: Критерий, 2015. – 468 с.
30. Подкаменная, Ю. В. Портфолио как одна из форм оценивания достижения младшего школьника [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/03/30/portfolio-kak-odna-iz-form. – Загл. с экрана.
31. Савицкая, П. В., Розова, Н. Л. Развитие навыков смыслообразования учащихся начальной школы средствами альтернативных педагогических технологий [Текст] / П. В. Савицкая, Н. Л. Розова // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 3. Современная педагогика. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2019. – С. 99–112.
32. Смоляр, В. В. Смыслообразование как универсальное учебное действие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/smisloobrazovanie-kak-universalnoe-uchebnoe-deystvie-365783.html. – Загл. с экрана.
33. Сычева, О. А. Портфолио как инструмент накопительной оценки в начальной школе [Текст] / О. А. Сычева // Дискуссия. – 2016. – № 10 (73). – С. 123–127.
34. Тартамышева, Л. И., Залеская, Е. С., Евдокимова, М. Т. Навык смыслообразования младшего школьника как индикатор интеллектуального и эмоционального развития [Текст] / Л. И. Тартамышева, Е. С. Залеская, М. Т. Евдокимова // Вопросы российской психологии и педагогики. Сборник статей. – Калининград: Ремесло, 2022. – С. 40–50.
35. Тимофеева, С. В. Портфолио как технология оценивания индивидуальных образовательных результатов младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/portfolio-kak-tehnologiya-ocenivaniya-mladshih-shkolnikov-4476393.html. – Загл. с экрана.
36. Уткина, Я. С., Краснова. П. И. Методические разработки в сфере формирования портфолио в начальной школе [Текст] / Я. С. Уткина, П. И. Краснова. – Иваново: Издательство Ивановского педагогического института, 2022. – 156 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. – Москва: Просвещение, 2017. – 53 с.
38. Федорчук, У. Л., Иванова, А. Ю. Методология развития УУД в начальной школе [Текст] / У. Л. Федорчук, А. Ю. Иванова. – М.: Педагогика, 2020. – 88 с.
39. Фещенко, Т.С. Методика формирования портфолио учителя и ученика [Текст] / Т.С. Фещенко // Русский язык и литература. Всё для учителя! – 2011. – № 10. – С. 3–11.
40. Филиппова, А. М., Архангельская, А. С. Образовательные технологии в воспитании младших школьников [Текст] / А. М. Филиппова, А. С. Архгангельская. – Саратов: Призма, 2020. – 346 с.
41. Фридман, Ю. М., Лосева, Н. К. Использование портфолио для оценивания творческой деятельности младших школьников: методологический и практический аспект исследования [Текст] / Ю. М. Фридман, Н. К. Лосева // Материалы научной конференции «Развитие технологий школьного образования в России». – Тамбов: Тамбовская педагогическая академия, 2019. – С. 53–66.
42. Чумакова, Ю. Е., Головина, О. Р. Формы организации деятельности младших школьников [Текст] / Ю. Е. Чумакова, О. Р. Головина // Вестник Самарского государственного университета. – 2022. – № 1. – С. 100–108.
43. Шамова, Т. И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе [Текст]: учебное пособие / Т. И. Шамова, С. Н. Белова, И. В. Ильина, Г. Н. Подчалимова, А. Н. Худин. – Москва: Педагогическое общество России, 2007. – 360 с.
44. Шилова, А. Ю., Расникова, Е. В. Принципы построения портфолио в младших классах: методология проблемы [Текст] / А. Ю. Шилова, Е. В. Расникова // Вопросы начального образования. – 2018. – № 6. – С. 44–58.
45. Щербакова, А. М., Салютина, Д. А. Портфолио как эффективный метод самоорганизации школьников: методологические аспекты и практическое применение [Текст] / А. М. Щербакова, Д. А. Салютина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной педагогики». – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. – С. 80–94.
46. Ясюкова, Л. А. Диагностика сформированности навыка смыслового чтения у младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/diagnostika-sformirovannosti-navyka-smyslovogo-chteniya-u-mladshih-shkolnikov-4676505.html. – Загл. с экрана.