Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной дипломной работе, связана с тем, что современный медиадискурс является выраженно конкурентной средой, где каждый журналист и телеведущий старается применить максимальное количество эффективных методов для привлечения и расширения зрительской аудитории.
Если раньше было достаточно выбрать для реализации своих журналистских амбиций престижный телевизионный канал, который смотрит большинство жителей страны, то сейчас различные шоу и программы постепенно меняют свой формат и переходят на различные Интернет-платформы, журналисты становятся блогерами, делают авторские программы, которые фактически не касается цензура.
В своих авторских программах журналисты применяют различные методы экспрессии, в том числе зачастую и речевую агрессию, которая очень выраженно отражает характер современной жизни, стиль сегодняшних реалий. Такая манера ведения программ раньше отторгала зрителей, а теперь, наоборот, может привлечь и сделать программу рейтинговой.
Степень изученности проблемы. Вопрос об эффективности различных форм подачи материала в телевизионных программах ставился в научной литературе достаточно часто. Ряд исследователей выбирали и описывали наиболее эффективные формы, опираясь на психологические и социологические знания. Однако в современном мире ситуация изменилась, а потому в ходе написания дипломной работы не было выявлено достаточного количества источников, которые утверждали бы эффективность речевой агрессии как формы подачи телевизионного материала, что делает тему данной дипломной работы еще более актуальной.
Цель исследования – проанализировать особенности речевой агрессии в медиадискурсе на материале англо- и русскоязычных авторских телевизионных программ Ксении Собчак и Опры Уинфри.
Объект исследования – виды и способы проявления речевой агрессии в «Шоу Опры Уинфри» и «Осторожно, Собчак»..
Предмет исследования – виды и способы речевой агрессии в медиадискурсе.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать содержание понятия и виды медиадискурса.
2. Рассмотреть понятие и виды речевой агрессии.
3. Определить роль и функции речевой агрессии в медиадискурсе.
4. Выявить особенности жанра интервью.
5. Охарактеризовать принципы применения речевой агрессии в жанре интервью.
6. Провести анализ использования речевой агрессии в программе «Осторожно, Собчак».
7. Проанализировать принципы применения речевой агрессии в «Шоу Опры Уинфри».
8. Провести сравнительный анализ способов речевой агрессии в «Осторожно, Собчак» и «Шоу Опры Уинфри».
Материал исследования: программы «Осторожно Собчак» и «Шоу Опры Уинфри».
Методы исследования: анализ научной литературы и телевизионных программ, описательный, сравнительный, обобщение, хронологический, моделирование, классификация, опрос, контент-анализ.
Гипотезы исследования:
1) речевая агрессия является одним из методов привлечения и удержания зрительской аудитории в современном медиадискурсе;
2) выбираемая интервьюером форма речевой агрессии чаще всего зависит от психотипа самого журналиста.
Теоретическая значимость исследования связана со сбором информации из научных источников, которая посвящена речевой агрессии как одному из методов изложения информации в современных телевизионных шоу. Полученные теоретические данные могут быть полезны для проведения дальнейших исследований в данной научно-практической области.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением сравнительного анализа применения речевой агрессии в российском и американском авторских шоу, а также разработкой и проведением опроса относительно интереса зрительской аудитории к этим шоу.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы и источников и приложения, в котором размещен опросник для выявления интереса зрительской аудитории к рассмотренным дипломной работе шоу.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В МЕДИАДИСКУРСЕ
1.1. Определение медиадискурса
В современном мире массовые коммуникации – это не только область производства и потребления информации, но и та необходимая сфера жизни общества, в которой люди создают и передают свои мысли, знания, ориентиры, создавая свою картину мира.
По мнению С.С. Мирошниковой и И.И. Полежаевой, посредством массовой коммуникации отдельные лица и группы передают информацию друг другу. Так возникает огромное информационное пространство, которое, в свою очередь, влияет на идеи и убеждения в массовом сознании .
Дискурс, как считают А.С. Уварова и соавт., как явление имеет множество определений, и ни одно из них не дало бы ему полного описания. Первоначально термин «дискурс» использовался в лингвистике для обозначения языковых единиц, выделенных по тому или иному принципу .
Далее, в 50-е годы XX века Э. Бенвенист использует традиционный для французской лингвистики термин «дискурс» в новом значении – как характеристику речи, задаваемую говорящим. З. Харрис вводит понятие анализа дискурса, М. Фуко понимает дискурс как язык отдельного человека, т.е. под дискурсом начинается пониматься позиция говорящего .
В русской лингвистике, по данным П.Р. Еремеевой и А.В. Ставиского, понятие дискурса близко к термину функциональный стиль, то есть определенный тип текста (разговорный, газетный и т.д.). Объединяя все определения в одно, можно сказать, что дискурс – это речь, процесс языковой деятельности, одна из форм передачи информации языковыми средствами .
Кроме того, надо отметить, что дискурс воспроизводит социальные институты, культурные схемы, системы ценностей общества.
Соответственно, по мнению Г.М. Федоренко, А.А. Смысловой и О.Л. Финогентовой, медиадискурс предполагает процесс создания релевантных текстов в конкретном культурном контексте. Культурный контекст понимается как совокупность институциональных, ролевых, ценностных, когнитивных условий для реализации событий или фактов, с одной стороны, и набор средств выражения, используемых людьми в этих обстоятельствах, – с другой .
Несомненно, существует сильная связь между языковой и культурной сферой и медиапространством, что обусловлено рядом причин.
В первую очередь, медиатексты отражают культурное развитие народа или страны, поскольку фиксируют исторические события, отношение людей к этим событиям, общее настроение людей. В XXI веке эти тексты немыслимы вне медиапространства.
Второе, что можно сказать в рамках изучения данного вопроса, – это то, что медиа-дискурс понимается как речь участников медиа-коммуникации. Получается, что медиадискурс – это, по сути, срез языкового и культурного состояния общества, поскольку он отражает как лингвистический, так и культурный уровень развития того или иного социума .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева, А.А., Порошникова, М.И., Хабарова, С.И. Современные аспекты изучения языковой агрессии в современном мире / А.А. Авдеева, М.И. Порошникова, С.И. Хабарова // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 7. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2020. – С. 103–114.
2. Агафонова, А.М., Рассказова, Е.Н., Боровкова, Г.А. Интервью и способы его проведения / А.М. Агафонова, Е.Н. Рассказова, Г.А. Боровкова // Современные массовые коммуникации. – 2020. – № 5. – С. 91–106.
3. Апян, М. Скандалы, эпатаж, миллионы. Что мы знаем о Ксении Собчак / М. Апян // Секрет фирмы. Информационно-развлекательный портал. – [Электронный ресурс] https://secretmag.ru/zhizn/skandaly-epatazh-milliony.htm (Дата обращения: 15.03.2022).
4. Афанасьева, И.Т., Гаврикова, Л.Д., Фоменко, Т.А. Интервью как платформа для реализации речевой агрессии в современном медиадискурсе: проблемы и перспективы исследования / И.Т. Афанасьева, Л.Д. Гаврикова, Т.А. Фоменко // Сборник статей Кубанского государственного университета. Вып. 4. Журналистика и медиапространство. – Краснодар: Издательство Кубанского государственного университета, 2021. – С. 245–259.
5. Бондаренко, Е.В., Климовская, А.П., Державин, С.М. Динамические характеристики развития медиадискурса в контексте социально-культурных преобразований в России в XX веке: лингвокультурологический анализ / Е.В. Бондаренко, А.П. Климовская, С.М. Державин // Сборник статей Архангельского государственного университета. Вып. 3. Маркетинг и социальные коммуникации. – Архангельск: Издательство Архангельского государственного университета, 2021. – С. 98–114.
6. Вероника Степанова: об эмиграции из России, кликбейте, Дуде и Гудкове // Осторожно, Собчак. – [Электронный ресурс] https://yandex.ru/video/preview/?text=осторожно%20собчак%20с%20вероникой%20степановой%20смотреть&path=yandex_search&parent-reqid=1648181929337201-14742352734223606455-vla1-2969-vla-l7-balancer-8080-BAL-8151&from_type=vast&filmId=16459228047657302710 (Дата обращения: 23.03.2022).
7. Володарская, С.Ю., Николаенкова, А.А., Панкратов, О.Г. Формализм и креативность в современном публицистическом дискурсе как фактор оценки эффективности текстов общественно-значимой направленности: особенности стилистических приемов / С.Ю. Володарская, А.А. Николаенкова, О.Г. Панкратов // Вестник Томского государственного университета. Вып. 1. Язык и коммуникация. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2018. – С. 92–106.
8. Воронцова, Т.А. Речевая агрессия: вторжение в коммуникативное пространство. Монография / Т.А. Воронцова. – Ижевск: Издательство Удмуртского государственного университета, 2006. – 250 с.
9. Восемь самых скандальных интервью на шоу Опры Уинфри // Peopletalk. – [Электронный ресурс] https://peopletalk.ru/article/8-samyh-skandalnyh-intervyu-na-shou-opry-uinfri/ (Дата обращения: 14.03.2022).
10. Гришаева, Л.И., Пастухов, А.Г., Чернышова, Т.В. Медиатекст: стратегии, функции, стиль. Коллективная монография / Л.И. Гришаева, А.Г. Пастухов, Т.В. Чернышова. – Орел: Издательство Орловского государственного института искусств и культуры, 2010. – 226 с.
11. Гуляева, П.А., Демиденко, С.В., Щедрина, А.В. Интервью как форма телевизионной программы / П.А. Гуляева, С.В. Демиденко, А.В. Щедрина // Технологии современного телевидения. Сборник статей. – Волгоград: Смена, 2021. – С. 30–42.
12. Джордж Майкл в шоу Опры Уинфри (русская озвучка) // Шоу Опры Уинфри. – [Электронный ресурс] https://yandex.ru/video/preview/?filmId=4283675007172000218&text=Шоу+Опры+Уинфри+на+русском+смотреть+онлайн (Дата обращения: 15.03.2022).
13. Дмитрий Исхаков: первое откровенное интервью после развода с Полиной Гагариной // Осторожно, Собчак. – [Электронный ресурс] https://yandex.ru/video/preview/?filmId=14916362304357104213&from_type=vast&parent-reqid=1647762697279278-15115752620235502709-sas2-0843-sas-l7-balancer-8080-BAL-3797&path=yandex_search&text=Осторожно%2C+Собчак+смотреть+онлайн+бесплатно (Дата обращения: 13.03.2022).
14. Еремеева, П.Р., Ставиский, А.В. Принципы организации исследования направленности текстов современной прессы: медиадискурс как инструмент отражения национальной коммуникационной политики государства / П.Р. Еремеева, А.В. Ставиский // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования массовой коммуникации». – Петропавловск-Камчатский: Камчатский государственный университет, 2018. – С. 135–150.
15. Ерофеева, И.В. Психология медиатекста. Учебник и практикум для ВУЗов / И.В. Ерофеева. 2 изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 206 с.
16. Иваненко, А.А., Богословский, А.П., Крюков, И.М. Особенности формирования медиатекстов в современном мире. Методы формирования и развития медиадискурса в современной периодической печати / А.А. Иваненко, А.П. Богословский, И.М. Крюков // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы и особенности организации деятельности СМИ в Российской Федерации и зарубежных странах». – Махачкала: Дагестанский федеральный университет, 2017. – С. 80–94.
17. Караваева, И.В., Ипатова, Л.М., Соколовский, С.С. Выбор инструментов организации медиадискурса в зависимости от целей и задач статьи социальной, экономической или политической направленности / И.В. Караваева, Л.М. Ипатова, С.С. Соколовский // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2018. – С. 56–67.
18. Карпова Т.П., Гаврилов Г.А., Петровская А.М. Теория интервью как междисциплинарная практическая область научных понятий: научный дискурс применения терминов и определений // Сборник материалов межвузовской научной конференции «Практические основы изучения гуманитарной науки». – Самара: Самарский государственный университет, 2019. – С. 58–70.
19. Кренделева, А.Н. Стратегия дискредитации как способ реализации речевой агрессии в интервью региональных политиков / А.Н. Кренделева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. – 2013. – № 2 (18). – С. 173–177.
20. Кудрявцева А.В., Иматова И.Т., Соколовский С.С. Анализ языковой агрессии как социокультурного явления и ее места в информаицонном мире / А.В. Кудрявцева, И.Т. Иматова, С.С. Соколовский // Вестник Нижегородского государственного университета. Вып. 4. Гуманитарные науки. – Н. Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 2019. – С. 154–167.
21. Лисюткина, И.С. Динамика реализации стратегии дискредитации в медиадискурсе 1950–2019 годов (на материале русского и английского языков) / И.С. Лисюткина. Автореф. на соиск. уч. ст. к. филолог. н. – Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 2021. – 28 с.
22. Литвиненко, А.А., Сорокина, А.В. Изучение эффективности работы с текстами СМИ в современном социально-экономическом контексте: проблема инновационного подхода к изучению медиадискурса / А.А. Литвиненко, А.В. Сорокина // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития сферы массовых коммуникаций в современном мире». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2017. – С. 243–250.
23. Машинина, П.И. Исследование специфических особенностей современной публицистики: социологический и культурологический анализ / П.И. Машинина // Материалы научно-практической конференции «Общество в XXI веке». – Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2019. – С. 124–137.
24. Мирошникова, С.С., Полежаева, И.И. Анализ специфических особенностей медиадискурса в современной специализированной литературе / С.С. Мирошникова, И.И. Полежаева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения лингвистических и языковедческих проблемы в современной научной литературе». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. – С. 56–67.
25. Панкова, Т.И., Берестенева, Л.Ю. Коммуникативное значение применения формализованных методов конструирования текста в современных СМИ // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы массовой коммуникации в контексте современных социально-экономических условий». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2021. – С. 164–176.
26. Перекатова, Я.С., Жаворонкова, С.М., Пилипенко, М.И. Принципы отбора информации и форм подачи материала в жанре интервью: проблемы современного медиадискурса / Я.С. Перекатова, С.М. Жаворонкова, М.И. Пилипенко // Материалы международной научно-практической конференции «Массовые коммуникации на рубеже веков». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2021. – С. 99–113.
27. Пилецкая, Л.В., Венедиктова, С.И., Красильникова, А.В. Медиадискурс в СМИ как инструмент формирования общественного мнения / Л.В. Пилецкая, С.И. Венедиктова, А.В. Красильникова // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы деятельности СМИ в современном мире: российский и зарубежный опыт». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2019. – С. 49–59.
28. Пирогова, А.А. Правила проведения интервью / А.А. Пирогова. – М.: Старт, 2019. – 88 с.
29. По полной программе: Опра Уинфри и ее шоу // ELLE. Развлекательный журнал. – [Электронный ресурс] https://www.elle.ru/celebrities/po-polnoy-programme-opra-uinfri-i-ee-shou/ (Дата обращения: 14.03.2022).
30. Она мечтала «быть как все» и еще 9 интересных фактов о Ксении Собчак // Cosmopolitan. Журнал. – [Электронный ресурс] https://www.cosmo.ru/stars/krupnim-planom/ona-mechtala-byt-kak-vse-i-eshche-9-interesnyh-faktov-o-ksenii-sobchak/ (Дата обращения: 13.03.2022).
31. Осторожно, Собчак! // Вокруг ТВ. Развлекательный портал. – [Электронный ресурс] https://www.vokrug.tv/product/show/ostorozhno_sobchak/ (Дата обращения: 13.03.2022).
32. Осторожно, Собчак! Официальная группа // Вконтакте. Социальная сеть. – [Электронный ресурс] https://vk.com/sobtak_show (Дата обращения: 15.03.2022).
33. Поклонники Опры Уинфри (Oprah Winfrey). Официальная группа // Вконтакте. Социальная сеть. – [Электронный ресурс] https://vk.com/club7198426 (Дата обращения: 14.03.2022).
34. Радомская, Ю.Т., Плюшенков, С.В. Средства выразительности в современных текстах СМИ / Ю.Т. Радомская, С.В. Плющенков // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 1. Социальные и политические науки. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2017. – С. 88–100.
35. Ссора с Бузовой и обиженные «содержанки»: все скандалы в «Осторожно, Собчак!» // Cosmopolitan. Журнал. – [Электронный ресурс] https://www.cosmo.ru/stars/krupnim-planom/ssora-s-uspenskoy-i-obizhennye-soderzhanki-vse-skandaly-v-ostorozhno-sobchak/ (Дата обращения: 14.03.2022).
36. Тина Тернер (Tina Turner). Интервью // Шоу Опры Уинфри. – [Электронный ресурс] https://yandex.ru/video/preview/?text=Шоу%20Опры%20Уинфри%20на%20русском%20смотреть%20онлайн&path=yandex_search&parent-reqid=1647756348506213-10619891087818761580-sas3-0887-25d-sas-l7-balancer-8080-BAL-8048&from_type=vast&filmId=13361135356664712688 (Дата обращения: 15.03.2022).
37. Трезубцева Ж.В., Конопляников П.И., Сверчкова И.Т. Принципы организации социально-направленной коммуникации в российской прессе: лексические и стилистические особенности // Массовая коммуникация. Сборник. Вып. 4. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2017. – С. 171–189.
38. Уварова, А.С., Гречихина, А.А., Милютин, Д.М. Проблема конструирования текстов социально-экономической и политической направленности: современный аспект / А.С. Уварова, А.А. Гречихина, Д.М. Милютин // Материалы научно-практической конференции «Лингвистика и средства массовой информации: на стыке теории и практики научных направлений». – Севастополь: Севастопольский государственный университет, 2018. – С. 56–70.
39. Федоренко, Г.М., Смыслова, А.А., Финагентова, О.Л. Структурные компоненты процесса разработки медиатекста и его механизмы в современных СМИ / Г.М. Федоренко, А.А. Смыслова, О.Л. Финагентова // Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы массовых коммуникаций: социальные, экономические, технологические и психологические аспекты». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2020. – С. 46–63.
40. Хорошева, В.И., Соколовская, А.В. Принципы проведения анализа эффективности речевой коммуникации: основные параметры и критерии оценки / В.И. Хорошева, А.В. Соколовская // Материалы международной научной конференции «Коммуникационная деятельность в России и за рубежом в ракурсе социально-политических перемен». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2018. – С. 50–64.
41. Чупрунова, А.А., Гинченко, В.И. Современные массовые коммуникации / А.А. Чупрунова, В.И. Гинченко. – Челябинск: Издательский дом «Авантюра», 2018. – 388 с.
42. Шоу Опры Уинфри: чем обусловлена такая популярность // Сильные мира сего. Информационно-развлекательный портал. – [Электронный ресурс] https://silamira.ru/sou-opry-uinfri/ (Дата обращения: 15.03.2022).
43. Щербинина, Ю.В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления. Учебное пособие / Ю.В. Щербинина // Книгогид. – [Электронный ресурс] https://knigogid.ru/books/287849-russkiy-yazyk-rechevaya-agressiya-i-puti-ee-preodoleniya/toread?update_page (Дата обращения: 12.02.2022).
44. Юрченко, М.М., Соболева, А.М., Велигодская, П.И. Трудности изучения лексических особенностей коммуникации в современных условиях развития общества / М.М. Юрченко, А.М. Соболева, П.И. Велигодская // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования коммуникационных процессов: российская и зарубежная практика». – Пермь: Пермский государственный институт, 2016. – С. 30–46.
45. Яблокова, А.В., Тимошенко, М.М. «Антигармонизация» современных текстов: конфликт формы и содержания в дискурсе – социально-культурный анализ / А.В. Яблокова, М.М. Тимошенко // Сборник статей Белорусского государственного университета. – Минск: Издательство Белорусского государственного университета, 2021. – С. 95–103.
46. Яна Рудковская: спор о пошлости, богатстве и Гном Гномыче // Осторожно, Собчак. – [Электронный ресурс] https://yandex.ru/video/preview/?filmId=244882488244510201&from_type=vast&path=yandex_search&text=Осторожно%2C+Собчак+смотреть+онлайн+бесплатно (Дата обращения: 13.03.2022).