Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В обществе сложилось стереотипное восприятие старости, как периода увядания, который наполнен скучными буднями. В тоже время, все может быть совершенно по-другому. Все заключается в собственном отношении человека к происходящему. После завершения активной трудовой деятельности большинство людей не знают, чем заняться. Именно поэтому, возникает проблема организации досуга пожилых людей. Есть достаточно большое количество интересных дел и хобби, которые могут наполнить жизнь людей пенсионного возраста смыслом и радостью.
Для многих период жизни после выхода на пенсию связан с одиночеством, частыми депрессиями и скукой. В большей мере это связано с тем, что человек, который до этого был постоянно занят, неожиданно получает массу свободного времени, но не знает, что с ним делать.
Здесь и возникают проблемы досуга пожилых людей. Многие пенсионеры считают, что принять участие в их решении должны близкие родственники, не обращая внимания на собственную занятость по работе, и наличие личных дел. Такая позиция приводит к возникновению обид, которые усиливают депрессию и обостряют хронические заболевания.
Но, в тоже время, послепенсионный период можно посвятить самообразованию, творчеству, увлечениям. Наличие большого количества свободного времени позволяет выбрать любой вариант времяпрепровождения: выучить иностранный язык (можно вместе с внуками), путешествовать, пойти на какие-либо курсы, получить навыки в определенном виде искусства.
Досуг пожилых людей может быть целиком посвящен самореализации. Чтобы помочь пенсионеру в этом вопросе, необходимо выяснить область его интересов и помочь подобрать увлекательные варианты отдыха. Важно, чтобы участие пожилого человека в этом было максимально активным. Этот фактор, при наличии личного желания пенсионера, является необходимым условием для организации досуга на высоком качественном уровне.
Организация досуга пожилых людей предполагает проблемы следующего характера:
- Сокращение возможностей по организации досуга происходит в основном не из-за низких возможностей пожилого человека, а по причине отсутствия необходимого количества денег, транспортных сложностей и т.д.;
- Малодоступность различных видов отдыха для пожилого человека;
- Существуют определенные возрастные ограничения для развития некоторых навыков и способностей для пожилых людей. Кроме того, следует учесть необходимость адаптации человека к новым условиям жизни по завершения активной трудовой деятельности.
- Недостаточно развитое социальное окружение, которое может способствовать участию пенсионеров в организации отдыха и проведении досуга.
Цель исследования – изучение опыта социально-досуговой работы с пожилыми людьми и разработка программы, направленной на ее совершенствование.
Тема работы - социально-досуговая работа с пожилыми людьми в КЦСОН Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические аспекты социально-досуговой работы с пожилыми людьми в современных условиях.
2. Определить основные досуговые предпочтения пожилых людей.
3. Проанализировать опыт КЦСОН Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга по организации социально-досуговой работы с пожилыми людьми.
4. Разработать программу для специалистов КЦСОН Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга, направленную на совершенствование социально-досуговой работы с пожилыми людьми.
Объект изучения в рамках ВКР - Пожилые люди.
Предмет изучения в рамках ВКР - социально-досуговая работа с пожилыми людьми.
База исследования - КЦСОН Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка литературы.
Глава 1. Социально-досуговая работа с пожилыми людьми в современных условиях
1.1. Пожилые люди как особая социальная категория
Старость является завершающим периодом развития человека, в котором данный процесс осуществляется по нисходящей жизненной линии. С определенного возраста в жизни человека начинают проявляться инволюционные признаки, которые выражаются в изменениях внешнего вида человека, изменении психологических характеристик и психических реакций, уменьшении его жизненной активности, ограничении физических возможностей.
Анализ проблем пожилых людей как социально-демографической категории теоретики и практики в области социальной работы осуществляют с различных исследовательских позиций – социологической, хронологической, биологической, функциональной, психологической и т.п. Социальная когорта пожилых людей имеет значительные различия, поскольку она включает лиц от 60 до 100 лет. Некоторые специалисты в области геронтологии предлагают дифференцировать данную часть населения на «молодых» и «пожилых» или «глубоких стариков», в соответствии с тем, как во Франции существуют понятия «третий» и «четвертый» возраст. Чертой разделения «третьего» и «четвертого» возраста является возрастной рубеж в 75-80 лет. «Молодые» старики сталкиваются с иными проблемами, нежели «пожилые» старики, к примеру, их в большей степени интересуют вопросы трудовой занятости, разделение домашних обязанностей, проблемы главенства в семье и т.п.
Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, к пожилым людям относятся лица в возрасте 60-74 лет, к старым – люди в возрасте от 75 до 89 лет, к долгожителям – граждане, возраст которых превышает 90 лет.
В соответствии с декларациями Международной организации труда (МОТ) и Организации объединенных наций (ООН), пожилыми гражданами являются лица, возраст которых равен или старше 60 лет. Этим подходом, как правило, руководствуются на практике исследователи, несмотря на то, что возраст выхода на пенсию в большинстве стран превышает 60 лет (в России –55 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно).
К людям пожилого возраста относятся разные лица: от крепких и здоровых до глубоких стариков, которые обременены различными физическими и психическими нарушениями. Пожилые люди являются представителями самых разнообразных социальных слоев, отличающиеся уровнем образования, профессиональной квалификации и разными интересами. Большинство из них оставили профессиональную деятельность и получают трудовую пенсию по возрасту.
Переход человека в группу людей пожилого возраста существенным образом меняет процесс его взаимодействия с обществом, а такие нормативно-ценностные понятия, как смысл и цель жизни, счастье, добро и т.п. Самочувствие людей пожилого возраста определяется в значительной мере существующей атмосферой в семье – недоброжелательной или дружелюбной, распределением семейных обязанностей между более молодыми и пожилыми членами семьи.
Из-за значительных индивидуальных различий большинства людей сложно найти точное хронологическое определение границы, которая бы отделяла зрелый возраст от старости. К примеру, эволюционное затруднение двигательной активности и ослабление процессов восприятия по мере старения иногда сочетаются с неоднозначной картиной развития человека в области психических функций, интеллекта, памяти и т.п. Налицо факты высокой продуктивности и творческой активности представителей искусства, учёных и других профессий не только в пожилом, но и в старческом возрасте.
Социальные условия жизни и статус людей пожилого возраста определяются, прежде всего, состоянием их здоровья. Иногда в качестве индикаторов здоровья пожилых людей широко применяется их самооценка. В виду того, что процесс старения у различных категорий людей пожилого возраста происходит неодинаково, их самооценка существенно различается.
Другим показателем состояния здоровья людей пожилого возраста является активная жизнедеятельность. У некоторых пожилых людей она снижается из-за хронических заболеваний, ухудшение зрения, слуха, наличия ортопедических проблем. Согласно статистике, уровень заболеваемости среди людей пожилого возраста в 6 раз выше, чем у молодых.
У людей молодого и среднего возраста взгляды на жизнь характеризуются зачастую положительным зарядом, поскольку все главные жизненные достижения еще впереди. В силу этого формируется психологическое состояние направленности на будущее и адекватное данному положению поведение.
С точки зрения пожилого человека, совершенно иначе представляется перспектива жизненного сценария, так как виден уже конец его жизненного пути. В связи с этим спектр интересов людей пожилого возраста фокусируется на анализе прошлого, начинает формироваться психологическая подготовка к уходу из жизни.
Стереотип старости, который формируется в том или ином обществе, считается показателем статуса пожилых людей, который они занимают в данном обществе. В Каждом обществе существует собственный стереотип людей пожилого возраста, черты которого в дальнейшем переносятся на всю когорту пожилого населения.
Позитивный стереотип, в основе которого лежат ценность мудрости и жизненного опыта пожилых людей, потребность в уважении и социальной помощи. Негативный стереотип проявляется в том, что на пожилого человека смотрят как на лишнего, ненужного, бесполезного, иждивенца, а его жизненный опыт расценивается как ретроградный и неподходящий для современности. В современном обществе в большей степени присутствует негативный взгляд на старение и старость. Этому объясняется тем, что патологические формы психического старения встречаются достаточно часто и сразу бросаются, а само старение сопровождает психическая и физическая болезненность. По мнению известного геронто-психиатра Н.Ф. Шахматова, «…по существу старость в той или иной мере всегда болезненна». Сторонники данного взгляда видят в личности старого человека обязательное ослабление памяти, интеллекта, образование характерных психологических черт, к которым относят сварливость, скупость, консерватизм и пр. Проявление психического упадка выражается в пассивности, ограничении круга интересов и психической вялости.
Противоположного взгляда на старение придерживаются ученые, восхваляющие и превозносящие старческий возраст. Основанием для этого являются факты несоответствия между физической и духовной эволюцией человека, показывающие то, что необратимым патологическим изменениям подвергается только сам организм, а интеллектуальный и духовный потенциал может оставаться как прежним, так и возрастать. Говоря иначе, физическое старение может быть компенсировано высоким духовным подъемом. С позиции Н.Ф. Шахматова, пожилые люди нередко говорят, что в старческом возрасте они в первый раз ощущают чувство удовлетворённости окружающими и собой. При этом людей пожилого возраста не находят более оптимального определения для своего мироощущения, чем счастливое.
В итоге, в среде подобных людей пожилого возраста может наблюдаться феномен счастливой старости как идеальной формы желательного старения, когда длинная жизнь позволяет получить новые положительные эмоции. Нередко говорят об активной мыслительной деятельности у пожилых людей данной группы, которая направленна на решение вопросов познания смысла собственного бытию и самопознания. Итогом такого мироощущения является формирование новых жизненных ориентаций и ценностных установок, в основе которых лежит целостное согласие с внешним миром, с самим собой и естественным ходом событий.
Третья группа ученых видит в старческом возрасте как положительные, так и отрицательные моменты. Проводя характеристику физического и психологического старения, они принимают во внимание присутствие в процессе старения немалых положительных моментов, являющихся приспособительными или компенсаторными в новых условиях жизни. Люди пожилого возраста имеют реальную возможность совершенствовать многие свои способности и развивать новые.
Разнообразные формы поведения людей пожилого возраста в идентичных ситуациях показывают их индивидуальные черты восприятия собственного старения. Данные психологические особенности человека определяют его отношение к утрате прошлых
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные проблемы развития теории и практики социальной работы в России: монография. / Демидова Т.Е., Калабухова Г.В., Кононова Т.Б., Медведева Г.П., Семин О.В., Старовойтова Л.И., Тяпкина Т.Ю., Фирсов М.В., Щеглова А.С./ Под общей редакцией Г.П. Медведевой. – М., 2016.
2. Асанова З. С. Культурно-досуговая работа с людьми пожилого возраста в пространстве столичного мегаполиса [Текст] / З. С. Асанова, С. Ш. Умеркаева // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 7 февр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 37–42.
3. Асанова З.С. Организация досуга людей пожилого возраста средствами любительского творчества / З.С. Асанова, С.Ш. Умеркаева // Наука и образование в современной конкурентной среде: Материалы II Международной научно-практической конференции (Уфа, 27–28 февраля 2015 г.). – Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. – С. 21–26.
4. Бодрин А. В., Таболько Л. А. Особенности досуговой деятельности пожилых людей // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 739-741.
5. Боровик Е.В. Организованный досуг как фактор оптимизации жизнедеятельности пожилых людей // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. – 2014. – Т. 5. – №1(13). – С. 23–29.
6. Голубева В.А., Щедрин А.М. Социальные особенности отношения к пожилым в современном обществе (материалы эмпирического исследования) // Психологический журнал. – 2014. – № 10. – С. 33–45
7. Гордиенко С.С., Капустина Л.А., Светозарова М.М. Основные проблемы социальной поддержки пожилых людей в современном российском обществе: социологический и психологический подходы // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2016. – № 1. – С. 49–56
8. Грибкова Г.И. Организация семейного досуга в условиях культурно-образовательной деятельности музея / Г.И. Грибкова, С.Ш. Умеркаева // Наука, технологии и инновации в современном мире: Материалы II Международной научно-практической конференции (Уфа, 30–31 июля 2015 г.). – Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. – С. 15–23.
9. Демидова М.В., Шкваркова Т.В., Зарубина А.А. Общая характеристика государственной политики в сфере социальной защиты старости // Социологические исследования. – 2014. – № 8. – С. 43–54
10. Ерофеева И.И., Петров М.А. Социальные и экономические проблемы российского общества. – СПб.: Лань, 2014. – 490 с.
11. Жарикова Е.А. Военно-патриотическое воспитание разных групп населения в сельских учреждениях культуры (на примере городского округа Домодедово Московской области) / Е.А. Жарикова, С.Ш. Умеркаева // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: Сборник статей Международной научно-практической конференции (25 декабря 2015 г., г. Пермь); в 5 ч. – Ч. 4. – Уфа: Аэтерна, 2015. – С. 220–224.
12. Закирова А. Б. Технологии организации культурно-досуговой деятельности пожилых людей [Текст] / А. Б. Закирова, Н. Р. Галеева // Проектирование механизмов реализации образовательных инициатив : материалы I Всерос. науч.-метод. конф. (Чебоксары, 22 авг. 2017 г.). — Чебоксары: ИД «Среда», 2017. — С. 107–109.
13. Колосова Е.В. Досуговая деятельность как фактор социального благополучия пожилых граждан // Амурский научный вестник. – 2013. – №3. – С. 72–77.
14. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: учебное пособие. — М.: Академический Проект, 2016. — 150 с.
15. Краснощекова Е.Е., Милютина У.Е., Смаровоз Е.И. Основные научные подходы к изучению социальной работы и ее состава: основные мировые тенденции // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной психологии». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2013. – С. 48–57
16. Курдамышева Н.Н., Нагинский О.В., Тимуренко С.С. Основные показатели реализации социальной политики в Российской Федерации: статистические данные и анализ динамики // Сборник статей Дагестанского государственного университета. – Махачкала: ДГУ, 2015. – С. 16–30
17. Ломаченкова М.А., Демидова С.М. Функции государства в контексте российской действительности // Материалы научно-практической конференции «Актуальные социально-политические проблемы современной России». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2013. – С. 101–110
18. Максименко Е.В. Специфика и содержание инновационной деятельности специалистов по социальной работе. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 11. С. 143 — 147.
19. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент. М.: Инфра-М - 2007. - 483 с.
20. Обозов Н.Н., Обозова А.Н., Глушевская Т.А. Основные подходы к исследованию психологических проблем пожилых людей. – Волгоград: Перспектива, 2015. – 210 с.
21. Олейникова И.А., Винникова Н.А., Носова Т.К. Национальный характер и потребность в благополучии нации: этнологический, философский и социологический анализ (на примере России) // Вопросы философии. – 2017. – № 11. – С. 142–150
22. Олифирович Н., Зинкевич-Куземкина Т., Велента Т. Психология старости: история и современность. 2-е изд. – СПб.: Гиппократ, 2018. – 400 с.
23. Остроумова Е.К., Николаенкова П.Р. Конструктивные формы социальной работы в условиях российской социальной действительности // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2014. – № 10. – С. 90–100
24. Петровская П.А., Афанасьева Г.А. Проблема реализации функции государственного управления в современной практике // Материалы научно-практической конференции «Политика, международное сотрудничество и институты власти в современной России». – Н. Новгород: Нижегородский государственный университет, 2013. – С. 83–90
25. Писарев А.В. Пожилое население: социальные проблемы. – М., 2013.
26. Поддубная Т.Н. Социальная адаптация пожилых людей в современной ситуации. – Саранск, 2014. – 120 с.
27. Подшивалкина В.И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики. – Кишинёв: Центральная типография, 2012. – 287 с.
28. Полозкова И.А., Сурмилова Д.А., Чумилова П.П. Старость. – М.: Сфера, 2015. — 272 с.
29. Сувалова А.А., Рыбникова С.А. Государственные программы социальной защиты пожилых людей на современном этапе // Государственное управление. – 2015. – С. 99–120
30. Суздилов В.А., Терентьева Т.А. Характеристика стандартных функций государства и реализации их в России // Политические исследования. – 2014. – № 2. – С. 27–36
31. Терещук В.А., Самойлова С.А. Типовые модели социальной работы и практические методы их совершенствования // Психологическая практика. – 2014. – № 6. – С. 77–88
32. Тычинина И.М., Авдеенко Р.А. Социально-экономические показатели как фактор формирования благополучия в российском обществе // Материалы научно-практической конференции «Экономические проблемы начала XXI века». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2013. – С. 56–62
33. Умеркаева С.Ш. Воспитание молодежи средствами культуроохранных технологий в современных условиях // Наука и технологии в современном обществе: Материалы II Международной научно-практической конференции (Уфа, 30–31 марта 2015 г.). – Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. – С. 54–58.
34. Умеркаева С.Ш. Актуальные проблемы организации досуга пожилых людей в сельских учреждениях культуры / С.Ш. Умеркаева, Е.А. Жарикова, И.П. Самолин // Наука и общество в эпоху перемен: Материалы Международной научно-практической конференции (Уфа, 15–16 октября 2015 г.) / Отв. ред. О.Б. Нигматуллин. – Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. – С. 29–35.
35. Филиппова Ю.Ф., Боровицкая Ю.И., Елисеева Г.А. Проблема изучения ценностно-функциональных аспектов жизнедеятельности рамках социально-психологического исследования // Материалы научно-практической конференции «Психологическая структура современного общества». — Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет, 2014. – С. 50–63
36. Филоненко М.А., Галузина С.М. Проблема преемственности поколений: особенности конфликтов и взаимоотношений между членами семьи разных поколений // Психологическое обозрение. – 2017. – № 7. – С. 111–120
37. Фирсова Н.Г. Организация досуга как одна из форм повышения самооценки пожилых людей после выхода на пенсию // Концепт. Современные научные исследования. – 2013. – Вып. 1
38. Харитонов О.В. Применения опыта управления социальной работой зарубежных стран в российской практике // Управление социальной работой. – Челябинск.: Дрофа. – 2012. – С. 100–128
39. Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми. – М.: Дашков и К 2013.
40. Хорошилова И.С. Социокультурные технологии в работе с людьми пожилого возраста / И.С. Хорошилова, А.М. Нелидкин // Социально-экономические аспекты развития современного общества: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. С.В. Демидов. – Рязань: ПервопечатникЪ, 2014. – С. 267–280.
41. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. – М., 2013.
42. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учебное пособие. – М., 2012.
43. ГБУ "КЦСОН Красногвардейского района". - https://csonkr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=66&Itemid=126
44. Досуг пожилых людей: как его правильно организовать. - http://pansionat-osen.ru/poleznye-materialy/dosug-pogilih-ludei/
45. Социальная работа с пожилыми людьми. - http://soc-work.ru/article/509
46. Характеристика пожилых людей как особой социально-демографической группы. - http://nauka-rastudent.ru/37/3907/