Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сегодня цифровые технологии активно входят в жизнь общества и различные сферы жизнедеятельности современного человека. Исходя из этого, образовательные организации профессионального образования выстраивают траекторию своего развития по направлению цифровизации и информатизации образования. Об этом свидетельствует и принятый в 2016 году Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда», который предполагает «модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни – в любое время и в любом месте».
Большинство авторов понимают под цифровыми технологиями в образовании способ организации современной образовательной среды, основанный на цифровых и информационно-коммуникационных технологиях. Согласимся с их точкой зрения и примем данное определение за основу в нашем исследовании.
Изучением проблем внедрения цифровых и информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс занимались многие авторы, такие как Бурцев Д.С., Гаврилюк Е.С., Шаугараева Д.И., Астахова Т.Н., Маслов Н.С., Кирилова Д.А. [10], Баева Л.В., Богданова Н.В., Пузанкова Л.В., Вартанова Е.Л., Вырковский А.В, Смирнов С.С., Макеенко М.И. [4], Горбачев В.И., Язвенко М.Д., Гусакова Е.М., Гусакова Т.А., Клейменова Е.В., Ларионова В.А., Третьяков В.С., Николенко Д.В., Болычева Я.К. , Сапожникова Н.А. и другие.
Цель исследования – проанализировать технико-экономическое и дидактическое обоснование использования цифровых инструментов коммуникации на примере изучении курса «Технология современных производств».
Задачи исследования:
1) изучить дидактическое обоснование использования цифровых инструментов коммуникации в профессиональном обучении;
2) выполнить проектирование цифровых инструментов коммуникации для проведения лабораторных работ по курсу «Технология современных производств»;
3) рассчитать технико-экономическое обоснование и дидактическое обоснование использования цифровых инструментов коммуникации на примере изучении курса «Технология современных производств».
Объект исследования – курс «Технология современных производств».
Предмет исследования- технико-экономическое и дидактическое обоснование использования цифровых инструментов коммуникации.
Структура работы: введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
1 Дидактическое обоснование использования цифровых инструментов коммуникации в профессиональном обучении
1.1 Понятие технологии. Исторический аспект технологического развития
Несмотря на то, что осознанное отношение к категории «технология» насчитывает более двух веков, многочисленные, даже профильные исследования в этой области (С. Ю. Глазьев, Н. В. Глушак, О. В. Глушак, Б. И. Кудрин, Р. М. Нуреев), показывают, что экономический аспект явления изучен недостаточно, а в ещё меньшей степени описан механизм его формирования. Многие аналитики сходятся в едином мнении относительно важности технологий и, как следствие, технологического прогресса для формирования способа производства, что предопределяет необходимые условия институциональной среды и задаёт вектор развития экономической системы в целом. Однако факторы развития технологий, условия для их роста и трансформации всегда остаются за рамками исследований и требуют дополнительного изучения
24 декабря 2018 года Коллегия Министерства образования утвердила Концепцию преподавания предметной области "Технология" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Концепция, разработанная при активном участии Агентства стратегических инициатив, фактически объединяет разработки в области научно-технической информации, методологии Worldskills и Кванториумов в общую логику работы в школе, оставляя место для традиционных подходов, использования наследия и особенностей регионов. Содержание предметной области "Технология" осваивается через предметы "Технология" и "Информатика и ИКТ", другие учебные предметы, а также через общественно полезный труд и творческую деятельность в пространстве общеобразовательной организации и за ее пределами, внеклассные и внеурочные мероприятия, дополнительное образование, а также через проект "Урок "Технологии" на базе высокотехнологичных организаций, в том числе на базе мобильных детских технопарков "Кванториум", проект ранней профессиональной ориентации учащихся "Билет в будущее", система открытых онлайн-уроков "Проектория".
Термин "образовательная робототехника" появился в реестре Федеральных государственных образовательных стандартов, который интегрирован в образовательный процесс в рамках предмета "Технология". Выступая на Всероссийском родительском собрании 31 августа 2019 года, Л.Ю. Васильева, Министр образования Российской Федерации, отметила, что "технология" в Национальном проекте "Образование" получит совершенно новое звучание, новый смысл и в первой четверти XXI века должна претерпеть качественные изменения "Содержание Концепции преподавания предметной области "Технология" воспринимается неоднозначно и вызывает много споров и осуждения, несмотря на то, что документ долго обсуждался среди педагогического сообщества.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Береза, А. Н. Экономика и современное общество: факторы и механизмы устойчивого развития : монография / А. Н. Береза, А. Н. Бобышев и др. — Пенза : МЦНС «Наука и просвещение», 2016. — 239 с.
2. Глазьев, С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса / С. Ю. Глазьев. — М. : Экономика, 2010. — 255 с.
3. Глушак, Н. В. К вопросу о содержании VI технологического уклада в условиях цифровой экономики / Н. В. Глушак, О. В. Глушак // Вестн. Алтайс. акад. экономики и права. — 2019. — № 2, ч. 2. — С. 244–252.
4. Глушак, Н. В. Технология как институциональная категория и объект экономических отношений / Н. В. Глушак, О. В. Глушак // Вестн. Брян. гос. ун-та. — 2014. — № 3. — С. 102–109
5. Горинский С.Г. Концепция и модель технологического образования Всемирного союза ОРТ // Технология 2000: сб. тр. VI Междунар. конф., 10–18 мая 2000, г. Самара. Самара, 2000. С. 21–29.
6. Драчук, П. Э. Технология как объект исторического и политэкономического анализа / П. Э. Драчук, Д. А. Сорокин // Вестник Челябинского государственного университета. – 2020. – № 2(436). – С. 21-33.
7. Зияудинова, С. М. Интерактивные средства в профессиональном образовании / С. М. Зияудинова, М. Д. Зияудинов // Вестник Социально-педагогического института. – 2015. – № 2(14). – С. 50-53.
8. Литова, З. А. Сущность понятия "технология" на современном этапе / З. А. Литова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2019. – № 2(50). – С. 164-172.
9. Розин, В. М. Традиционная и современная технология: философско-методологический анализ) / В. М. Розин. — М. : Ин-т философии РАН, 1999. — 216 с.
10. Сорокин, Д. А. Генезис методологии исследования категории «концентрация капитала» / Д. А. Сорокин // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2014. — № 18 (347). Экономика. Вып. 46. — С. 19–26.
11. Сорокин, Д. А. Проблемы разработки методики изучения экономических категорий / Д. А. Сорокин // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2015. — № 11 (366). Экономика. Вып. 49. — С. 98–105
12. Техника и технология современных производств: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / МНИЦ ПГАУ. – Пенза: РИО ПГАУ, 2021. – 218 с.
13. Тужилин А.Ю. Актуальные проблемы и пути сохранения технологического образования в период его модернизации // Школа и производство № 5. 2018.
14. Цифровые инструменты в профессиональной подготовке педагогов. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-43/digital-instruments-in-professional-teacher-training