- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Психологические факторы успешности профессиональной самореализации
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Общая психология
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Психологические факторы успешности профессиональной самореализации"?71 страница
50 источников
Добавлена 06.07.2022 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕСИИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ 11
1.1. Проблема самореализации личности в современном обществе 11
1.2. Психологические факторы профессиональной самореализации 25
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Диагностика особенностей профессиональной самореализации 38
2.3. Анализ психологических факторов успешности профессиональной самореализации 45
Выводы по второй главе 61
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКОВ 64
3.1. Психологические условия совершенствования и профессионального саморазвития 64
3.2. Разработка практических рекомендаций для служб персонала по психологическому сопровождению профессиональной самореализации сотрудников 66
Выводы по третьей главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….76
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования. Проблема самореализации имеет междисциплинарный характер. Ее анализу посвящены работы множества исследователей, в том числе и психологов. Данный факт связан с тем, что самореализация выступает процессом осуществления самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиска и утверждения своего пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый момент времени. Причем реализовать указанные цели однократным актом (например, созданием произведения искусства или получением желанной должности на работе) невозможно. Поэтому самореализация сопровождает человека на протяжении всей жизни. Невозможно сформулировать единый, подходящий для каждого человека способ самореализации, потому что самореализация – это многоаспектное понятие. В связи с этим и достижение самореализации для каждого человека в различных сферах деятельности существенно отличается. В данном исследовании нас интересует проблема профессиональной самореализации.
Разработанность проблемы исследования. Идеи возможности высших достижений в разных пространствах жизнедеятельности человека лежат в основе акмеологического подхода (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмин, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова, А.А. Бодалев и др.), основная цель которого состоит в изучении факторов, обусловливающих самореализацию личности.
Зарубежные психологи изучали условия, механизмы возникновения самореализации (К. Гольдштейн, К. Роджерс, А. Маслоу и др.).
Отечественные исследователи сосредоточены на анализе самореализации как одной из сущностных способностей человека, связанных с развитием личности (С.Л. Рубинштейн, Э.В. Галажинский, В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева, В.Э. Чудновский, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий и др.).
Следует отметить, что большое значение на понимание самореализации как многоаспектного социального явления, оказали исследования Л.Г. Брылевой, И.Ф. Ведина, Т.А. Ветошкиной, А.А. Идинова, В.В. Зотова, Л.Н. Когана, В.И. Муляр, О.Ю. Рыбакова, Л.А. Цыреновой, Г.К. Чернявской и др.
Результаты научных работ Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, М.П. Гинзбурга, О.А. Конопкина, Л.А. Коростылёвой, Л.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. способствовали осмыслению психологических аспектов решения проблем самореализации.
Цель исследования: исследовать психологические факторы профессиональной самореализации на примере педагогов колледжа.
Объект исследования: профессиональная самореализация.
Предмет исследования: психологические факторы успешности профессиональной самореализации педагогов колледжа.
Общая гипотеза исследования: предполагается, что успешность профессиональной самореализации у педагогов колледжа определяется такими факторами как: интегральная удовлетворенность трудом, характер смысложизненных ориентаций, общая самоэффективность и степень удовлетворения основных потребностей.
Частные гипотезы исследования:
- для опытных педагогов колледжа самым важным является целевая направленность жизни;
- ощущение продуктивности жизни и самореализации влияют на эффективность деятельности;
- для выборки опытных педагогов колледжа потребность в самовыражении важнее, чем высокий заработок;
- для выборки молодых педагогов колледжа важнее удовлетворенность рабочими условиями.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему профессиональной самореализации в научной литературе.
2. Разработать программу эмпирического исследования психологических факторов успешности профессиональной самореализации.
3. Выполнить диагностику особенностей профессиональной самореализации и факторов ее успешности.
4. Сформулировать практические рекомендации для служб персонала по психологическому сопровождению профессиональной самореализации сотрудников.
Методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы по проблеме;
- тестирование;
- качественный и количественный анализ эмпирических данных;
- математико-статистический анализ эмпирических данных.
Методики исследования:
- методика диагностики интегральной удовлетворенности трудом А.В. Батаршева;
- тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. Крамбо и Л. Махолика в адаптации Д.А Леонтьева;
- шкала общей самоэффективности. Шварцера-Ерусалема-Ромека;
- методика диагностика степени удовлетворения основных потребностей В.В. Скворцова.
Теоретико-методологические основания работы:
- теория самореализации как междисциплинарной проблемы Л.А. Коростылевой;
- акмеологический подход Б.Г. Ананьева, А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина, Н.В. Кузьмина и др.
- подходы к условиям и механизмам возникновения самореализации К. Гольдштейна, К. Роджерса, А. Маслоу и др.;
- представления о самореализации как одной из сущностных способностей человека, связанных с развитием личности С.Л. Рубинштейна, В.Е. Клочко, В.Д. Шадрикова и др.
База исследования: государственное бюджетное профессиональное учреждение «Тверской политехнический колледж». Для проведения эмпирического исследования нами была сформирована выборка из 40 человек (12 мужчин и 28 женщин) с возрастным диапазоном от 22 до 56 лет. В выборку вошли педагоги колледжа.
Основная группа – это опытные педагоги колледжа со стажем более 15 лет (в составе 19 человек). Контрольная группа – это молодые педагоги колледжа со стажем менее 5 лет (в составе 21 человека).
Теоретическая значимость работы состоит в систематизации и обобщении научных позиций по проблеме самореализации личности в современном обществе; в уточнении мнений ученых по вопросу психологических факторов профессиональной самореализации.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов работы с целью разработки программы сопровождения профессиональной самореализации у сотрудников.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена введением, тремя главами, структурированными на параграфы, заключением, списком использованной литературы и приложением.
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕСИИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
1.1. Проблема самореализации личности в современном обществе
Самореализация, как категория психологической науки, не имеет четкого определения в отечественной и иностранной литературе. Первая попытка определения самореализации была предпринята в 1902 г. в словаре по психологии и философии, опубликованном в Лондоне.
Несомненным остается тот факт, что толкование самореализации, как психологической категории, применение данного термина в специализированной литературе нуждаются в уточнении его значения. В то же время повышенное внимание педагогов и психологов к проблеме самореализации объясняется тем, что в обществе осознается важность данного явления для личности, выполнения ее социальных, профессиональных, гендерных, семейных ролей. Благодаря новому взгляду на данную категорию становится возможным определение сущности самореализации, построение системы психологических и педагогических терминов, связанных с данным понятием и раскрывающим не только его суть, но и факторы развития .
Самореализация трактуется в психологическом словаре как увенчавшееся успехом овладение трудовыми, социальными, семейными ролями согласно внутреннему миру человека, ценностям, сформировавшимся в его мировоззрении, ориентациям, интересам и установкам. Общая удовлетворённость жизнью выступает в качестве субъективного аспекта процесса самореализации. Являясь обусловленной социальными факторами и основываясь на свободно выборе людей, она сопряжена с постепенным выстраиванием общественных связей и вхождением в новые общественные отношения. Самореализация также является мерой ценности для личности в главных видах общественной деятельности и в первую очередь в трудовых отношениях. Для социума самореализация человека может считаться успешной лишь при условии общественной полезности, социальной значимости действий, направленных на ее достижение. То есть данная категория оценивается с точки зрения культурного развития людей и тесно связанна с этическими, мировоззренческими, психосоциальными принципами.
Если мы обратимся к анализу философской литературы, то придём к выводу, что и философия не дает ясного определения феномена самореализации. Разные философские школы трактуют ее как:
- высочайшую ценность (философское наследие Упанишад);
- развитие духовного потенциала личности с одновременным подавлением телесного начала (этика Древней Греции);
- цель существования людей (философия гуманизма);
- поиск смысла жизни (у мыслителей – экзистенциалистов);
- идеал общественного переустройства (в учении диалектического материализма);
- проявление индивидуальности человека посредством его активности (В.И. Муляр);
- воплощение творческих способностей личности в полном объеме (И. Ведин, Н.Л. Кулик, М.В. Шугуров и др.);
- отдача миру, обществу, всего, что накопил индивид (И.А. Идинов, Г.К. Чернявская) .
Вопросам самореализации человека уделялось немало внимания и в работах ученых – психологов. Например, А. Адлер высказывал мнение о том, что личность создает себя самостоятельно, что она может сама выбирать цели и способы их достижения, понимая значимость своих поступков для самореализации. Но этот ученый не дает определению данной категории.
В трудах З. Фрейда , Э. Фромма , К. Роджерса и А. Маслоу самореализация рассматривается как основная потребность людей, источник всей их деятельности, смысловая база активности, ориентированной на творческое переустройство мира. А. Маслоу утверждает, что в процессе самореализации индивид достигает пика своих возможностей, становясь тем, кем он должен быть. Она достигается не одним усилием, а постоянной борьбой с внутренними разногласиями с целью реализации всех способностей, сил человека. К. Роджерс придерживается мнения о том, что потребность в самореализации заложена в людях с рождения. Ф. Перлз поддерживает и развивает эту мысль, полагая, что самореализация – это, прежде всего, самовыражение личности. Ему принадлежит идея деления самореализации на истинную и ложную. При истинной самореализации человек постигает свою природу и старается ее выразить, а не реализовать «Я-концепцию». Ученый наглядно иллюстрирует свою теорию притчей об орле и слоне. Так как у каждого из этих животных различный потенциал, то они по-разному используют его в своей жизни. И даже, если орел захочет иметь прочную кожу, он не сможет ее обрести, а слон при самом большом желании не научиться летать. Но люди часто стремятся к невозможному. В таком случае имеет место ложная самореализация, когда личность пытается реализовать нечто чуждое.
Схожа с мнениями вышеуказанных учёных и позиция К.А. Абульхановой-Славской . Она высказывает мнение о том, что человек должен осознать свои способности и склонности, выстроить на их основе образ собственного «Я» и только потом стремится к самореализации. При этом индивид выстраивает систему согласованных связей с внешним миром. Если эти условия не соблюдены, то человек лишь самовыражается, а не самореализовывается. Для самовыражения характерна поспешная демонстрация собственного «Я», основанная на ложном его образе в сознании человека. А Л.А. Коростылева исследовала в своих книгах зависимость ощущения удовлетворенности, свободы, счастья, мотивации и индивидуальности личности с самореализацией. На основе типологии человеческих личностей, разработанной К.А. Абульхановой-Славской , Л.А. Коростылева , выстроила концепцию о четырёхуровневой структуре самореализации человека, которая состоит из:
- первого уровня - примитивно-исполнительского, когда человек выступает как исполнитель;
- второго уровня – индивидуально-исполнительского, на котором человек переходит к роли созерцателя;
- третьего уровня – исполнения общественных ролей и соблюдения норм, когда в процессе личностного роста и духовного развития человек занимает позицию прагматика;
- четвертого уровня – непосредственной самореализации, когда человек становится лидером .
Помимо этого, она выдвинула предположение о наличии двоих полюсов самореализации: стремления сильной личности к самореализации на основании личной ответственности и самосовершенствования и попыток личности слабой, безнравственной скрыть свои недостатки и утвердиться в обществе. Только в первом случае сильная личность действительно устремлена к самореализации. Поэтому в теории Л.А. Коростылевой о самореализации под этой психологической категорией понимается становление человеческого «Я» при помощи приложения собственных усилий, а также совместной деятельности, творчества с другими индивидами из ближнего и дальнего круга общения, а, значит, со всем миром.
Для И.С. Кон самореализация личности – это усвоение и переработка новой информации стабильной, сильной, нравственной устойчивой личностью с последующим творением чего-то нового на различных периодах ее жизни.
История изучения самореализации в российской психологии связана с именами Л.И. Антроповой, Л.Г. Брылевой, И.А. Витина, Н.Л. Кулика, К.Ч. Мухаметджанова, А.Г. Асмолова, П.И. Пидкасистого, В.И. Слободчикова, Л.М. Фридмана и др. Педагогическая психология подходит к самореализации как к:
- источнику духовного развития и поиска смысла существования людей;
- конечной стадии саморазвития личности, успешному итогу решения всех задач развития человека;
- самому затруднительному виду деятельности, ведущему к формированию способности выбирать цели и находить методы их достижения;
- способу самораскрытия .
А.В. Кирьякова и Т.Н. Козловский считают, что человек способный к самореализации демонстрирует умение проявить себя в нужном деле с максимальным приложением усилий и раскрытием способностей, показав себе и другим людям, чего он может добиться.
На самореализацию как на процесс развития и утверждения человека в качестве субъекта его жизнедеятельности взирают В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев . Личность должна познавать себя и мир, а когда накопит знания о своей природе, ценностях и нормах социума, то сможет действовать, добиваясь становления своего «Я» в обществе.
Е.В. Бондаревская пишет, что образование нужно человеку не только в его практической, жизнеобеспечивающей функции. Оно необходимо ему для обретения смыслов, для духовной жизни, для творческой самореализации и самодетерминации в горизонте культуры.
В педагогическом процессе самореализация позволяет человеку реализовать свои лучшие способности, применить таланты и дарования. Она является продуктом воспитания личности. С получением образования, творческой активностью, карьерным ростом люди обретают возможность реализовать свои амбиции и получить от этого морально удовлетворение.
Поэтому, мы можем прийти к выводу о том, что самореализация – это процесс целенаправленный, протекание которого невозможно без осознания человеком целей своего развития и общественного прогресса, самовыражения, раскрытия своих способностей, талантов в процессе получения образования и применения полученных знаний в профессиональной деятельности.
Компонентами процесса самореализации выступают:
- стороны данного процесса: внутренняя и внешняя, социально-родовая и индивидуально-психологическая;
- виды самореализации, например, успешная или неуспешная, продуктивная или непродуктивная;
- внешние и внутренние обстоятельства самореализации при доминировании внутренних условий;
- способы и формы самореализации: активность и деятельность, самодеятельность, социальная инициативность, персонализация, культурализация и жизнетворчество .
При сравнении различных подходов к самореализации, мы можем убедиться в том, что она представляет собой процесс развития «Я» личности, ее самоосуществление и самообретение, мотивы поступков и сами поступки, обусловленные внутренней потребностью и выраженные в индивидуальном неповторимом образе действий.
Исследования специалистов доказали, что самореализация присуща самым разным форам человеческой деятельности: игре, обучению, в том числе освоению профессиональных навыков, труду на протяжении всей жизни, что дает нам основания причислять самореализацию к непременному элементу всех фаз развития личности .
По А.В. Петровскому в процессе самореализации человек проходит фазы адаптации, индивидуализации и интеграции.
Для первой фазы характерно усвоение индивидом устоявшихся моральных, учебных, трудовых и пр. норм, а также овладение методами и средствами деятельности.
На этапе индивидуализации личность переживает конфликт между потребностью самовыразиться, продемонстрировать свою индивидуальность и «быть как все». При этом индивидуальность трактуется как наличие уникальных черт у личности, ее цельность, самодостаточность, что служат мотивами самореализации. Индивидуальности, как системе с саморегуляцией и самоактуализацией, присущи три иерархически выстроенные уровня: индивидуальные физические, психические свойства и социально-психологические свойства личности.
В значительной мере на характер индивидуализации влияют интеллект и опыт людей. Опыт позволяет человеку гибко использовать свои внутренние ресурсы, а по мере его накопления совершенствуются динамические возможности личности и блокируются негативные наклонности. Интеллект человека, в свою, очередь, может воздействовать на профессиональную деятельность субъекта, так как с его помощью он анализирует, оценивает и учитывает влияние объективных условий на его труд, а также индивидуальные возможности и особенности своей работы.
Значит, индивидуализация сопровождается накоплением материала, подаренного человеку личностной средой и созданием личностного потенциала, служащего базисом для творческого освоения и перестройки среды, своих занятий, самого себя, что и составляет самореализацию .
От индивидуализации личность переходит к интеграции, когда достигается наложение личных целей на стремления общества, то есть различных индивидов, их групп. Интеграция вытекает из необходимости сгладить противоречие между потребностью людей быть принятыми со стороны других людей и потребностью других людей принять и одобрить индивидуальных свойства окружающих, схожие с их стандартами и ценностями. Успешно пройдя фазу интеграции, индивид получает возможность функционировать в социуме, «ограничивать себя и вступать в компромиссно-переговорные процессы, в договорные отношения с другими людьми». Значит, человеку следует овладеть навыком рефлексии относительно активности, самооценки интеллектуальных способностей, эмоциональных реакций и опыта.
В процессе интеграции личность постигает культуру группы индивидов или всего общества, т.к. «культура появляется там, где люди пытаются договориться между собой о приемлемых правилах общежития, той или иной деятельности, общих мировоззренческих и нравственных взглядах и суждениях, моральных и эстетических оценках, о системе ценностей».
Культура, как продукт самоорганизации социума, осуществляется отдельными индивидами, их практическими и индивидуальными действиями, предопределенными культурными предписаниями общества. В ходе интеграции, предполагающей групповую деятельность, в личности формируются новообразования, а также образовываются качества, не схожие с качествами других членов группы, но необходимые для внесения собственной лепты в развитие группы. Так интеграция помогает членам группы выработать механизмы саморегуляции и самоконтроля личности, что в дальнейшем позволят выработать полезные личностные качества с точки зрения участия субъектов в общественной жизни, навыки постижения культуры, как средства регламентирования и реализации деятельности людей .
Проходя все три фазы самореализации, индивид становится причастным к трансформации объектов и субъектов мира, приспособляя их к своим нуждам, ценностям и смыслам, выражая свою индивидуальность. Все фазы взаимно связанны, как бы проникают друг в друга, поскольку адаптация направленна на формирование первичного опыта, а индивидуализация раскрывается посредством вкладов, вносимых каждым человеком, его индивидуальностью в развитие личности и группы (культурное богатство усваивается индивидуально). На завершающем этапе интеграция фиксирует созданные новообразования, формирует стабильную структуру индивидуальности людей. Все три фазы дают личности возможность раскрыть и применить свои ресурсы, самореализоваться.
Генезис самореализации нам представляется в виде представленных друг за другом видов деятельности, а именно:
- самоидентификации;
- саморазвития;
- самоактуализации;
- и собственно самореализации .
Самоидентификация
Проблема самореализации очень часто соотносится с понятием «сущностные силы» человека. Под этими силами подразумевается разносторонние деятельные способности, определенные по своему содержанию и имеющие конкретно-исторический смысл. Также это социальные отношения конкретные и исторические, принявшие вид деятельных способностей населения, осуществляющего данные отношения. Таким образом, утверждается одновременно и природный, и социальный характер сущностных сил человека. Становление сущностных сил человека есть процесс их «выращивания» из предметных форм культуры путем распредмечивания последней.
Подчеркивая значимость идентификации, Э.В. Сайко указывает на нее как на «обязательный структурный компонент процесса развития саморазвития индивида».
Автор рассматривает идентификацию как особый социальный феномен, как постоянно существующий, утверждающийся, расширяющийся и углубляющийся процесс в жизни человека, постоянно обозначающий его для себя и других, как особую способность человека – определения себя и отношения к себе в соотнесении с другими и в отношениях с другими.
Итак, в итоге включения в деятельность самоидентификации человек становится обладателем развитых механизмов рефлексии, позитивной «Я-концепции», готовности к совершению компетентного выбора. Все остальные качества и свойства, выделяемые в виде характеристик самореализующейся личности, так или иначе «накручиваются» на данные.
Таким образом, самоидентификация может быть определена нами как преднамеренно сформированная индивидом деятельность (пусть и не всегда точно определённая), направленная на использование самосознания для идентификации личности с самой собой, самопринятия, установления эмоциональной связи со своим «Я», выделения себя из окружающего мира и формирования определенного отношения к собственной личности.
При своей глубокой внутренней сущности самоидентификация проявляется внешне как самоутверждение, особенно на ранних этапах развития личности, например, в подростков возрасте.
Следовательно, в ходе самоидентификации образуются положительное самоотношение, личностная рефлексия, навыки умелого выбора, которые используются личностью для дальнейшей деятельности по саморазвитию, частью которого становится и самоидентификация .
Саморазвитие
На основе изменений личности, приобретенных в ходе самоидентификации, выделяется новый вид деятельности. Возникновение этого типа деятельности должно зиждиться на самокритичности человека, его умении, осознавая свою уникальность, ценность не впадать в нарциссизм, но непредвзято относится к себе. И если предыдущие фазы могли сопровождаться эгоцентризмом, то саморазвитие не терпит этого, оно должно сочетаться с гуманистической направленностью с индивидуалистической акцентуацией. Именно гуманистическая направленность выступает в качестве способа перехода к новому типу деятельности – к саморазвитию. Последнее направленно человеком на самого себя и должно привести его к позитивным самоизменениям личности, приблизить его к идеалу собственного «Я». Любая другая ориентации в деятельности не приведет личность к саморазвитию. Так ориентация на эгоцентризм (Я+О–) в саморазвитии удаляет человека от достижения этого самого личного развития, главным становится только самоутверждение (некоторые исследователи в данном случае ведут речь о квазисамореализации). И это самоутверждение, квазисамореализация
Фрагмент для ознакомления 3
1. Абульханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности : избр. психол. тр. / К.А. Абульханова-Славская. – М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2019. – 216 с.
2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии : [глубинная психология] / А. Адлер. – М. : Академический проект, 2017. – 240 с.
3. Азарян, Н.А. Самореализация личности в профессиональной деятельности : затруднения и пути их преодоления / Н.А. Азарян // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 27. – С. 67–70.
4. Багирова, Г.Р.Г. Проблема профессиональной самореализации / Г.Р.Г. Багирова, Т.В. Юдеева // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 62–19. – С. 8–11.
5. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов-н/Д. : Булат, 2020. – 351 с.
6. Брылева, Л.Г. Самореализация личности : онтокультурологический аспект / Л.Г. Брылева ; Рос. акад. образования. Ин-т образования взрослых. – СПб. : ИОВ, 2012. – 187 с.
7. Ворожко, Ю.Н. Философия самореализации личности в современной культуре : монограф. / Ю.Н. Ворожко, Е.Е. Несмеянов, А.М. Руденко ; под общ. ред. А.М. Руденко ; науч. ред. Д.В. Матяш ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Донской гос. технический ун-т». – Новочеркасск : Лик, 2015. – 166 с.
8. Гапонюк, П.Н. Самореализация личности в пространстве рефлексивной медиакультуры : монограф. / П.Н. Гапонюк, Н.К. Карпова, И.В. Сотникова ; Российская акад. образования, Ин-т упр. образованием РАО, Южный федеральный ун-т. - Ростов-н/Д. : ИПО ПИ ЮФУ, 2011. – 110 с.
9. Глебова, Г.В. Профессиональная мотивация и самореализация в процесе непрерывного образования / Г.В. Глебова // Профессиональное образование и общество. – 2019. – № 4 (32). – С. 81–91.
10. Ишмухаметов, Р.Р. Проблемы самореализации личности / Р.Р. Ишмухаметов ; Забайкальский гос. гуманитарно-пед. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. – М. : URSS, 2020. – 100 с.
11. Казанцева, Д.Б. Самореализация потенциала личности: социально-философский аспект : монограф. / Д.Б. Казанцева ; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Пензенский гос. ун-т» (ПГУ). – Пенза : Изд-во ПГУ, 2011. – 232 с.
12. Капустин, С.А. Вклад У. Джемса в представления о личности как психологической реальности / С.А. Капустин // Национальный психологический журнал. – 2017. – №1 (25). – С. 64–71.
13. Кебина, Н.А. Философия смысла и самореализация личности / Н.А. Кебина. – М. : Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2013. – 276 с.
14. Кириченко, А.М. Профессиональная самореализация учителя в условиях трансформирующегося российского общества : автореф. дис. ... канд. пед. н. : 13.00.01 / А.М. Кириченко ; Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т. – Ставрополь, 2015. – 25 с.
15. Кирьякова, А.В. Самоорганизация времени как фактор формирования «Образа будущего» студента университета : монография / А.В. Кирьякова, Т.Н. Козловская. – Н. Новгород : ВГИПА, 2016. – 142 с.
16. Климанов, А.М. Этапы становления профессиональной самореализации как компонента профессиональной успешности / А.М. Климанов // Педагогика и современность. – 2016. – № 2 (22). – С. 74–80.
17. Кон, И.С. Загадка человеческого «Я» / И.С. Кон // Психология личности в трудах отечественных психологов : хрестомат. / Л.В. Куликов. – 2-е изд., перераб. и допол. – СПб. : Питер, 2019. – С. 374–380.
18. Кораблева, Е.В. Продуктивная самореализация личности: философские аспекты : монограф. / Е.В. Кораблева ; Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Всероссийская гос. налоговая акад. М-ва финансов Российской Федерации». – М. : ВГНА Минфина России, 2019. – 177 с.
19. Коростылева, Л.А. Психология самореализации личности / Л.А. Коростылева. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2020. – 292 с.
20. Кудинов, С.И. Ценностно-смысловые предикторы самореализации личности / С.И. Кудинов, С.С. Кудинов, С.Р. Айбазова. – М. : Российский ун-т дружбы народов, 2016. – 229 с.
21. Малов, О.В. Особенности самореализации людей с продуктивной и непродуктивной стратегиями профессионального развития / О.В. Малова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2012. – Т. 5. – № 3. – С. 81–92.
22. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2018. – 352 с.
23. Михалкина, Т.В. Факторы профессиональной самореализации мужчин и женщин в России / Т.В. Михалкина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2020. – № 3. – С. 78–87.
24. Немова, Я.С. Профессионально-творческая самореализация личности как категория профессиональной успешности в образовании / Я.С. Немова // Вестник науки и образования. – 2019. – № 15 (69). – С. 86–88.
25. Орел, А.А. Новые аспекты исследования психологических ресурсов самореализации личности в профессиональной деятельности : монография / А.А. Орел ; Негос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский ун-т им. С.Ю. Витте», Фил. в г. Краснодаре, Каф. общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин. – М. : МУ им. С.Ю. Витте, 2012. – 148 с.
26. Ошанин, Д.А. Предметное действие и оперативный образ / Д.А. Ошанин. – Воронеж : МОДЭК, 2019. – 512 с.
27. Перлз, Ф. Теория гештальт-терапии / Ф. Перлз. – М. : Институт общегуманитарных исследований, 2011. – 384 с.
28. Петровский, А.В. Потребность быть личностью / А.В. Петровский // Вестник практической психологии образования. – 2012. – № 4. – С. 87–91.
29. Печеркина, А.А. Личностно-профессиональная самореализация : анализ исследований отечественных и зарубежных авторов / А.А. Печеркина, К.Д. Катькало // Педагогическое образование в России. – 2021. – № 1. – С. 88–95.
30. Профессиональная самореализация личности в современном обществе : монография / Е. В. Федосенко и др. ; под науч. ред. Е.В. Федосенко. – СПб. : Речь, 2019. – 121 с.
31. Профессиональная самореализация личности в условиях педагогической деятельности / Т.В. Жабакова ; Федеральное гос. бюджетное учреждение высш. проф. образования «Челябинский гос. пед. ун-т». – Челябинск : Цицеро, 2013. – 141 с.
32. Роджерс, К. Личность и теория личности в индирективной психотерапии / К. Роджерс // Психология личности : хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В.В. Архангельская. – М. : АСТ : Астрель, 2019. – С. 144–156.
33. Сабекия, Р.Б. Самореализация личности : онтология, гносеология, аксиология любви / Р.Б. Сабекия. – М. : Наука, 2017. – 256 с.
34. Сайко, Э.В. Идентификация как дифференцирующий и интегрирующий фактор организации целостности Социума в исторически новом пространстве социальной эволюции / Э.В. Сайко // Мир психологии. – 2014. – № 3. – С. 3–9.
35. Саморазвитие и самореализация личности как триумф жизни человека : материалы «круглого стола» / Инновационная творческая лаб. «Саморазвитие и самореализация в процессе эффективного менеджмента» Елецкого фил. НОУ ВПО «Российский новый ун-т» и Бизнес-Центр ООО «Триуфм» ; общ. ред.: В.И. Ильин, Г.Н. Сергеева. – Елец : Елецкий фил. РосНОУ, 2020. – 122 с.
36. Самореализация личности : теоретико-эмпирические исследования / С.И. Кудинов, С.С. Кудинов, О.Б. Михайлова, М.А. Рушина. – М. : Перо, 2015. – 209 с.
37. Самореализация современной личности в социуме : социально-психологический аспект / Балашовский фил. Саратовского гос. ун-та им. Н.Г. Чернышевского ; авт.-сост. О.В. Карина. – Балашов : Фомичев, 2016. – 74 с.
38. Слободчиков, В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. – М. : Изд-во ПСТГУ, 2013. – 395 с.
39. Смысл как основа самореализации личности : монография / В.В. Сохранов-Преображенский и др. ; под науч. и общ. ред. В.В. Сохранова-Преображенского ; М-во образования и науки РФ. – Пенза : Приволжский Дом знаний, 2012. – 214 с.
40. Соколова, Е.Т. Я-образ тела / Е.Т. Соколова // Психология самосознания : хрестоматия / ред. Д.Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2013. – С. 406–423.
41. Спинжар, Н.Ф. Самореализация личности в процессе профессиональной подготовки : противоречия и тенденции развития / Н.Ф. Спинжар ; М-во культуры Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский гос. ун-т культуры и искусств». – Барнаул : Изд-во Алтайской гос. акад. культуры и искусств, 2014. – 291 с.
42. Фрейд, З. Введение в психоанализ : лекции / З. Фрейд. – 3-е изд., перераб. – М. : Изд-во СГУ, 2020. – 523 с.
43. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М. : Академический проект, 2017. – 272 с.
44. Ценностно-смысловой аспект профессиональной самореализации личности / А.В. Корнеева, Т.А. Косачева, О.А. Крюкова, Ю.А. Бахмутская // Вестник педагогических наук. – 2021. – № 7. – С. 121–123.
45. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь. – 4-е изд. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2019. – 806 с.
46. Шендрик, ИГ. Проектирование образовательного пространства субъекта учебно-профессиональной деятельности : дис. ... док. пед. н. : 13.00.01 / И.Г. Шендрик ; ГОУВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». – Екатеринбург, 2016. – 401 с.
47. Шогорева, Е.Ю. Мотивационно-ценностные операции как предпосылки самореализации в профессиональной деятельности / Е.Ю. Шогорева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2021. – № 3 (840). – С. 247–260.
48. Ярославцева, Е.И. Самореализация личности в системе социальных отношений (социально-философский аспект) : монограф. / Е.И. Ярославцева – М. : Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2012. – 160 с.
49. A Comprehensive Dictionary of psychological and psychoanalytical terms a guide to usage. – New York : David McKay Company, 2018. – 594 p.
50. Bandura, A. Exercise of personal agency through the self-efficacy mechanism / A Bandura // Self-efficacy : Thought control of action / ed. R Schwarzer. – Washington, DC: Hemisphere. 2012. – P. 335–394.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней