Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Исследование Арефьева А.Л. показывают, что сто лет назад по уровню развития инженерно-технического образования Россия входила в пятерку ведущих стран мира [2]. По данным Росстата за 2009 год нехватка в инженерах в стране остро не ощущалась. К 2015 году резко уменьшилось количество студентов-инженеров, а так же выпускников ВУЗов, которые выбирают работу по своей специальности [50].
В настоящий момент в отдельных промышленных регионах страны, как в Челябинской области, на уровне основного общего образования запускаются образовательные проекты технического направления, такие как ТЕМП, с целью привлечения внимания выпускников общеобразовательных школ к техническим специальностям [41]. При этом школьники с удовольствием поступают в технические ВУЗы страны, но после получения высшего образования, работать по специальности не идут.
Проблема современного состояния рынка труда инженеров заключается в том, что педагоги в ВУЗах отмечают у студентов недостаточный уровень знаний по основным предметам школьного курса, следовательно, плохо подготовленные студенты исключают профессиональную деятельность по полученной специальности. Студенты выпускники не мотивированы профессиональной инженерной деятельностью, она не интересна им, слишком трудна и не востребована.
С другой стороны, работа педагогов ВУЗов в целом направлена на расширение знаниевой стороны учащихся, психологическому аспекту данной проблемы должного внимания не уделяется.
Таким образом, цель данного исследования: изучить психологическую готовность к профессиональной деятельности студентов инженерных специальностей.
Соответственно цели ставим перед собой ряд задач:
1) изучить психологические особенности формирования профессиональной деятельности человека;
2) изучить психологическую готовность к профессиональной деятельности студентов инженерных специальностей;
3) выявить уровень психологической готовности к профессиональной деятельности студентов инженерных специальностей;
4) провести психологическую работу по повышению уровня психологической готовности к профессиональной деятельности студентов инженерных специальностей.
В качестве объекта исследования выступает состояние психологической готовности к профессиональной деятельности.
Предметом исследования является психологическая готовность к профессиональной деятельности студентов инженерных специальностей.
Гипотезой нашего исследования выступает мнение о том, что при целенаправленном психологическом воздействии у студентов инженерных специальностей на достаточном уровне сформируются компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации материала по тематике психологической готовности к профессиональной деятельности студентов инженерных специальностей, а так же в подборе инструментария определения рекомендуемого типа профессии и уровня тревожности выпускников ВУЗа.
Практическая значимость исследования заключается в разработке плана психолого-педагогических мероприятий, направленных на повышение уровня психологической готовности к профессиональной деятельности студентов инженерных специальностей, в выявлении компонентов психологической готовности выпускников к профессиональной деятельности, а так же в сборе статистических данных, доказывающих эффективность разработанной программы.
База исследования: Архитектурно-строительный институт Уфимского Государственного Нефтяного Технического Университета.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Психологическая готовность к профессиональной деятельности в теоретическом аспекте
1.1. Психологические особенности формирования профессиональной деятельности человека
Современное общество не может обойтись без знаний о психологии трудовой деятельности. Высокая роль психологии труда обусловлена особенностями социально-экономического уклада жизни современного общества. В сфере трудовой деятельности намечаются некоторые тенденции [35, стр. 93]:
1) возрастание сложности трудовой деятельности;
2) повышение ответственности профессионала за трудовую деятельность;
3) распространение опасных условий труда на более широкий спектр профессий;
4) повышение требований к уровню профессиональной пригодности к труду вообще и к конкретным профессиям в частности.
Работодатели изучают психологические закономерности трудовой деятельности. Это дает им возможность выявить потенциальные способности работника, его ограничения в процессе трудовой деятельности. Работодатели интересуются законом взаимной адаптации человека со средствами, содержанием, условиями труда, что, в конечном счете, позволяет им повысить эффективность трудовой деятельности. Знания по психологии труда позволяют работодателю рассмотреть возможности индивидуально каждого работника, позволяют реализовать личностно-ориентированный подход к организации труда. В свою очередь для работника личностно-ориентированный подход со стороны работодателя является привлекательными, и мотивирует к такой трудовой деятельности, от которой можно получить удовлетворение [35, стр. 94].
Изучение психологического аспекта трудовой деятельности позволяет обосновать пути, методы и средства её совершенствования, дает возможность исследовать такие основополагающие явления психики, как процесс формирования субъекта труда, развития способностей, становления личности профессионала, проявления личностных особенностей в трудовом поведении.
Отечественные психологии первые обратились к изучению трудовой деятельности. Труды Б.М. Теплова [62], Б.Г. Ананьева [1], Б.Ф. Ломова [33], посвящены общепсихологическим проблемам деятельности. Именно эти работы стали толчком к развитию научных представлений о психологическом аспекте строения деятельности, ее состава, структуры, механизме регуляции.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1) Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. т. I. - М.: Педагогика. - 1980. – 230 с.
2) Арефьев А.Л., Арефьев М.А. Об инженерно-техническом образовании в России. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.socioprognoz.ru/files/File/publ/Inkzenerno_technicheckoe.pdf
3) Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.
4) Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ПЭР СЭ. – 2001. – 511 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://scibook.net/psihologiya-truda-knigi/psihologicheskie-osobennosti-professionalnoy-51690.html
5) Босова Л.Л. О некоторых аспектах формирования готовности учащихся к использованию средств ИКТ в учебном процессе // Мир психологии. - 2005. - № 1. -С. 221-230.
6) Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 51-55.
7) Виниченко М.А. Психологическая готовность будущих инженеров в области наноматериалов и нанотехнологий к научной деятельности. – Фундаментальные исследования. – 2014. - №12. – С. 2653-2657. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36747
8) Володина Ю.А. Компетентностный подход в подготовке школьников к профессиональному самоопределению // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 2. - С.80-86.
9) Гальперин П.Я. Управляемое формирование психических процессов. М.: МГУ. - 1977. - 198 с.
10) Деркач А.А., Кузнецов Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М.: Наука. - 1993. – 299 с.
11) Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gurutestov.ru/test/128/
12) Дружинин В.Н. Психология. - СПб.: Питер. - 2001. - 656 с.
13) Дьяченко М.И. Психологическая готовность М.: Наука. - 1986. – 52 с.
14) Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. - Минск: Тесей. - 2003. - 352 с.
15) Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск: Издательство БГУ. - 1976. - 176 с.
16) Душков Б.А., Смирнов Б.А., Королев А.В. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: Словарь. - М.: Акад. Проект: Фонд «Мир». - 2005. - 847 с.
17) Ерова Д.Р. Формирование социально-педагогической готовности студентов инженерного ВУЗа к академической мобильности. – Диссерт. кандидата пед. наук. – Казань. – 2015. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.kstu.ru/servlet/contentblob?id=105277
18) Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург: Деловая книга. - 2003. - 330 с.
19) Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-30.
20) Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
21) Ильина О.И. Психологическое формирование студентов инженерной специальности к трудовой деятельности. – 2013. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-formirovanie-studentov-inzhenernoy-spetsialnosti-k-trudovoy-deyatelnosti
22) Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: ЮНИТИ. - 1998. -350 с.
23) Козлов А.А., Лисовский В.Т., Синкевич З.В. Ценностный мир современного студенчества (Социальный портрет явления). - М. - 1992. - 40 с.
24) Корнева Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 6. - 1989. - Вып.4. - №27. – С. 16-21.
25) Коссов Б.Б. Психологическая поддержка и организация психологической службы в вузе. – М.: Наука. - 1994. - 44 с.
26) Коссов Б.Б. Психологические проблемы трудового воспитания и профориентации // Вопр. психолог. - 1984. - №4 - С. 12-24.
27) Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. - М.: Академия. - 2007. - 352 с.
28) Крюкова Т.Б. Динамика психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов. – Санкт-Петербургский государственный университет. – Психология XXI века. – 2012. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/kryukova-dinamika-psihologicheskoy-gotovnosti-18911.html
29) Кугель С.А., Яковлева И.П. Социальные аспекты интенсификации труда и подготовки инженеров. - Л.: Изд-во ЛГУ. - 1989. - 216 с.
30) Кучерявенко И.А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности. Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 60-62. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://moluch.ru/archive/35/4055/
31) Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
32) Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение. - 1964. - 342 с.
33) Ломов Б.Ф. О путях построения теории инженерной психологии на основе системного подхода. - М.: Академия. – 2012. – 98 с.
34) Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука. - 1984. - 444 с.
35) Малюкова О.В., Венкина Н.К., Генералова Л.Д. Социально-гуманитарные аспекты инженерной экологии. - М.: Наука. – 2001. - 270 с.
36) Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание». - 1996. - 308 с.
37) Мирелян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. - М.: Педагогика. - 1973. - 299 с.
38) Михеев Ю.М., Молодчик А.В. Формирование творческого мышления. Интеллектуальная культура специалиста. М.: Наука. - 1983. - 217 с.
39) Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - Воронеж: МОДЭК. - 2002. - 400 с.
40) Национальная психологическая энциклопедия. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://vocabulary.ru/termin/uslovija.html
41) Образовательный проект «ТЕМП». Образовательный портал Челябинска. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://chel-edu.ru/temp/
42) Пирогов К.С. Энергия понимания: Размышления о высшей школе. - Л.: Знание. - 1990.
43) Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М.: УРАО. - 2002. - 160 с.
44) Пономарева О.С., Майорова Т.В. Формирование готовности студентов технических ВУЗов к профессиональной адаптации. – 2014. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gotovnosti-studentov-tehnicheskih-vuzov-k-professionalnoy-adaptatsii
45) Попов Л.М., Пучкова И.М., Устин П.Н. Психологическая готовность к профессиональной деятельности и методы её формирования. – Ученые записки Казанского университета. – 2015. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-k-professionalnoy-deyatelnosti-i-metody-ee-formirovaniya
46) Попов Л.М., Пучкова И.М. Теоретико-экспериментальное обоснование модели психологической готовности студентов к профессиональной деятельности // Образование и саморазвитие. - 2015. - № 1 (43). - С. 53-58.
47) Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии личности. - М.: ИП РАН. - 2008. - 240 с.
48) Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - Воронеж: МОДЭК. - 1996. - 256 с.
49) Пучкова И.М. Успешность начального этапа обучения в вузе: статистический анализ компонент // Образование и саморазвитие. - 2014. - № 4 (42). - С. 17-21.
50) Росстат. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru/
51) Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. - М.: Наука. - 1984. – 67 с.
52) Смирнова Е.Э., Соликов А.П. Отображение модели специалиста в системе целей высшего учебного заведения. В кн.: Технические средства и программированное обучение в учебном процессе. – Уфа. - 1975. - С. 27-30.
53) Социально-психологический портрет инженера. Под ред. В.А. Ядова. - М.: Мысль. - 1977. - 231 с.
54) Спасенников В.В. Теория и практика профориентации и профконсультирования: Научно-методические материалы. - Выпуск 2. - Серия: профдиагностика. – Калуга. - 1995. - 201 с.
55) Степанов С.Ю., Полищук О.А., Семенов И.Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. Методические рекомендации. - М.: - 1996. - 80 с.
56) Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Академия. - 2000. – 301 с.
57) Сыромятников И.В. Психология труда. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://docplayer.ru/40643253-Psihologiya-truda-razrabotchik-syromyatnikov-i-v-d-r-psihol-nauk-prof-recenzent-sysoev-v-v-d-r-psihol-nauk-prof-zasluzhennyy-deyatel-nauki-rf.html
58) Сысоев А.А., Петров В.И. Психологическая поддержка студентов в техническом вузе. М.: НИИВО. - 1994. - 48 с.
59) Талызина Н.Ф. Деятельный подход к обучению и программированное обучение // Психологические основы программированного обучения. - М.: Просвещение. - 1984. – 190 с.
60) Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. - М.: Просвещение. - 1986. – 308 с.
61) Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 20-26.
62) Теплов В.М. Проблемы индивидуальных различий. - М: Наука. - 1964. - 253 с.
63) Тихомирова Ю.М. Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности. – 2014. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5082/
64) Уманский Л.И. Кто может стать организатором? // Молодой коммунист. - 1966 - №9. С.79-84.
65) Фастовец И.В. Формирование профессионально педагогической направленности личности учителя.: Автореф. дисс. канд. психолог, наук. –Киев - 1990. - 23 с.
66) Цветкова Г.А. Состояние и трансформация трудовой деятельности в условиях перехода к рынку. Дисс. канд. социолог, наук. - М.: РАУ. - 1994. – 215 с.
67) Чугунова Э.С. Психология инженерного творчества. - Л.: Знание. - 1990. - 32 с.
68) Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М: Логос. - 1996. - 319 с.