Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Переориентация российской экономики на рыночный тип обуславливалось падением уровня жизни подавляющего числа населения страны. Данные обстоятельства были восприняты населением крайне негативно. Наиболее ярко данные тенденции можно было проследить именно в области пенсионного обеспечения населения страны, а именно остро встал вопрос о порядке финансирования пенсионного обеспечения.
В целом, концепция формирования отечественной системы пенсионного обеспечения задавалась многими параметрами пенсионного обеспечения, исходя из отечественного и зарубежного опыта. Именно переориентация отечественной экономики на рыночный тип стало рычагом к преобразования системы материального обеспечения нетрудоспособных в достаточно самостоятельный механизм. Более того, именно обеспечение работоспособности пенсионной системы государства является одной из ведущих задач правового регулирования.
В свою очередь, с момента реализации Пенсионный реформы России прошло более пятнадцати лет, следовательно, сейчас логично подводить определенные итоги ее реализации. Одной из задач пенсионной реформы было рост и укрепление пенсионного обеспечения граждан России. Но долгосрочное рассмотрение данной проблематики показывает, что реализация данных направлений развития пенсионной системы РФ невозможна без роста размеров государственных вливаний в пенсионную систему страны.
Пенсия, являясь гарантом социальной стабильности, демонстрирует уровень социально-экономического развития и стабильности государства. Падение пенсии, либо ее неадекватный рост является острой социальной проблемой, что с течением времени перерастает в требования населения по реформирования текущей пенсионной системы, что особо усугубляется зачастую нестабильной экономической обстановкой в стране, низким курсом рубля, высокой инфляцией и т.д. Пенсионное страхование нуждается в правовом регулировании в виду сложных и взаимосвязанных комплексных процессов экономического и социального характера.
Демографическая ситуация в контексте формирования пенсионной системы неблагополучна в Российской Федерации. Перманентное реформирование пенсионной системы обусловлено необходимостью повышения качества и уровня жизни пенсионеров.
Таким образом, основной целью изменений в сфере пенсионного страхования является адекватная компенсация утраченного в связи с наступлением ряда событий заработка. Главная задача современном этапе реформирования - обеспечение долгосрочной финансовой сбалансированности государственной пенсионной системы и достижение социально приемлемого уровня пенсий.
Актуальность выбранной темы исследования обуславливается тем, что в условиях социально-экономической нестабильности России осуществление правового регулирования является острой проблемой, которая нуждается в своевременном поиске оптимальных путей ее решения. Более того, актуальность темы также обуславливается тем, что в настоящее время назрели проблемы пенсионной системы РФ такие как повышение пенсионного возраста, а также вопрос индексации пенсий, что говорит о необходимости научного обоснования данной проблемы.
Объектом исследования являются пенсионные обязательства государства, а предметом, в свою очередь, - аспекты правового регулирования пенсионного обязательства государства на современном этапе в Российской Федерации.
Следовательно, целью работы будет являться определение направлений пенсионных обязательств государства на современном этапе в Российской Федерации.
В рамках исследования данного вопроса необходимо поставить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и структуру пенсионной системы Российской Федерации.
2. Охарактеризовать виды пенсий граждан в Российской Федерации.
3. Рассмотреть законодательную базу пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
4. Проанализировать роль государства в обеспечении пенсионных прав.
5. Дать характеристику пенсионного страхования в России, как основное социальное обязательство государства.
Теоретической базой выступает диалектическая логика и системный подход. Более того, в работе применялись различные подходы к изучению вопросов, например, исторический, логический, сравнительного анализа и другие.
Методология и методика исследования характеризуется общими методами познания, которые включаю в свою очередь: системное и комплексное исследование; сравнительный метод; методы дедукция и индукции; применение анализа и синтеза; статистический метод; а также специальные методы правоведения (толкование закона, методы аналогии права и закона).
Степень научной разработанности исследования состоит в том, что рассматриваемая тема вызывает значительный интерес у многих отечественных ученых, которые посвящали изучению данного вопроса свои работы.
В процессе проведения исследования были использованы труды отечественных исследователей А. Кудрина, Н.В. Крикуновой, А.В. Харченко, Т. Маляевой. В рамках изучения трудового права использовались труды Л. Ю. Бугрова, С. Ю. Головиной, К. Н. Гусова, а также экономические работы А. А. Соловьева и др.
Здесь следует отметить, что изучение рассматриваемой проблематики в России требует обращения к экономическим, социальным, психологическим, а также философским научным трудам. Это обусловлено тем, что динамики изменений общественных отношений в России привело науку к целому ряду вопросов относительно изучения проблематики.
В рамках исследования также были изучены международные нормы и стандарты в свете пенсионного обеспечения граждан различных стран мира, также было рассмотрено трудовое законодательство России, а также законы и другие нормативно-правовые акты РФ. Также были изучены внутренние инструкции и нормативные документы Пенсионного фонда России.
Научная новизна исследования обусловлена обобщенным правовым исследованием регулирования пенсионного обязательства государства на современном этапе в Российской Федерации.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретические положения могут оказаться полезными для студентов высших и средних учебных заведений при написании ими различных исследовательских работ по проблематике правового регулирования пенсионного обязательства государства на современном этапе в Российской. Сформулированные теоретические положения и выводы позволяют полнее раскрыть сущность и осветить особенности правового регулирования пенсионного обязательства государства на современном этапе в Российской.
Полученные выводы и проанализированный материал могут использоваться в процессе преподавания курса «Право социального обеспечения».
Практическая значимость исследования состоит в том, что в целом, полученные результаты исследования играют роль как для практической деятельности, так и для расширенных теоретических научных исследований.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, заключение и библиографический список.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования.
Глава первая раскрывает общие вопросы, определяет основные понятия, раскрывает сущность пенсионной системы, дает представления о ее классификации и видах.
Глава вторая включает в себя аналитическую часть работы, которая, в свою очередь, включает в себя анализ пенсионных обязательств государства.
В заключении подводится итог выполненного исследования, который включает в себя анализ ранее сделанных выводов.
ГЛАВА 1. ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие и структура пенсионной системы Российской Федерации
Пенсионная система выступает в качестве объекта интересов представителей общества, в число которых входят обычные граждане и специалисты различного профиля, а также политики. Иными словами, пенсионная система представляет собой один из важнейших элементов системы социального обеспечения, относящийся как к России, так и к зарубежным странам .
По своей экономической сущности система пенсионного обеспечения представляет собой согласование интересов нетрудоспособных граждан (пенсионеров, инвалидов, лиц временно потерявших здоровье) с экономически активной частью населения, то есть той частью населения, которая создаёт материальные блага .
Существует множество подходов к определению термина «пенсионная система». Так, например А.К. Соловьев под пенсионной системой понимают комплексное образование, регулирующее отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счёт которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты, отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами и отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения .
Крикунова Н.В. даёт немного иную трактовку пенсионной системе, определяя её как составную часть социального обеспечения, звена защитного механизма, призванного обеспечить эффективное функционирование одного из секторов социальной сферы общества .
Многие экономисты, говоря о пенсионной системе, рассматривают её в качестве механизма, обеспечивающего сбор, учёт взносов и выплату пенсий бенефициарам.
Наша пенсионная система это своего рода сочетание юридических норм, намеренно образованных как государственных, так и частных структур, вызванных снабжать систематичность денежных выплат для граждан, при достижении ими определенных условий. Формирование отечественной пенсионной системы, происходило посредством установления наилучшей степени пенсионных страховых платежей и т.д.
Пенсионная система России в современный период времени прошла три этапа:
1. Период создания основных институтов, адекватных нынешним пенсионным системам, прежде всего, Пенсионного фонда России (ПФР) (начиная с 1990–1991 гг.);
2. Включения элементов страховой, и особенно накопительной, пенсионной системы страхования, также присущих для большинства развитых современных стран (начиная с 2001–2002 гг.);
3. Этап реформирования, который начался в 2009–2010 гг., и был сопряженный стремлением гарантированного повышения уровня пенсионного обеспечения и в это же время, нахождения баланса между финансированием пенсионных программ .
Учитывая вышесказанное, следует вывод о том, что пенсионная система, формируется при помощи трех институтов - пенсионным обеспечением, пенсионным страхованием и дополнительным (негосударственным) пенсионным страхованием. Каждый из институтов пенсионной системы является разновидностью элемента социальной защиты.
Завершившийся в 2014 году этап модификации пенсионной системы, подтвердил страховые принципы формирования трудовой (страховой) пенсии. Следует отметить целевую установку на повышение требований и ответственности за ее формирование со стороны застрахованных лиц и внедрение стимулов к более позднему обращению для назначения пенсии. Это было важно для проведения следующего параметрического реформирования системы.
Подводя краткие итоги предыдущего этапа, следует отметить, что модификация пенсионного законодательства существенно замедлила рост пенсионных обязательств государства по формированию страховых пенсий и выплат пенсионерам.
Мораторий формирования накопительной пенсии существенно снизил темпы формирования накопительной части. Отсутствие стратегии развития накопительного пенсионного компонента пенсионной системы повышает риск полной отмены накопительной пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Внедрение бальной системы учета пенсионных прав и прекращение условий формирования накопительной пенсии в системе обязательного пенсионного страхования пока не привело к дифференциации размеров назначаемых пенсий и повышению коэффициента замещения утрачиваемого заработка при выходе на пенсию.
Законодательство, вступившее в силу с 2015 года, определяет основную составляющую часть системы обязательного пенсионного страхования – страховую пенсию, которая финансируется за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
С 2019 года был предусмотрен длительный переходный период повышения пенсионного возраста с 2019 по 2028 год. Первые годы действия этого перехода вводится специальная льгота: пенсия назначается на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Для страховых пенсий по старости на общих основаниях и это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2019 году: женщинам в возрасте 55,5 лет и мужчинам в возрасте 60,5 лет; в 2020 году: женщинам в возрасте 56,5 лет и мужчинам в возрасте 61,5 лет.
В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным коэффициентам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости.
Так, в 2020 году для выхода на пенсию требовалось не менее 11 лет стажа и 18,6 пенсионных коэффициента.
Для страховых пенсий по старости на общих основаниях и это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. Пенсия по новым основаниям в 2021 году будет назначаться: женщинам в возрасте 56,5 лет и мужчинам в возрасте 61,5 лет.
В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным коэффициентам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2021 году для выхода на пенсию требуется не менее 12 лет стажа и 21 пенсионный коэффициент. По итогам переходного периода, начиная с 2028 года и далее, женщины будут выходить на пенсию в 60 лет, мужчины – в 65 лет. .
Переход представляется сложным, непонятным основной массе работников. Те многочисленные исключения, которые были приняты в результате политической необходимости, без учета экономических рисков, привели к тому, что рациональное зерно предпринимаемых реформ было практически полностью утрачено сухом остатке осталось положение, по которому, начиная с 2028 года и далее, женщины будут выходить на пенсию в 60 лет, мужчины – в 65 лет.
Для вхождения в страховую пенсионную систему необходим страховой стаж, требования к которому повышаются с 2015 по 2024 год.
Вступившие в силу изменения в пенсионном законодательстве не меняют правил назначения и выплаты пенсионных накоплений. Пенсионный возраст, дающий право на их получение, остается в прежних границах – на уровне 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Это распространяется на все виды выплаты пенсионных накоплений, включая накопительную пенсию, срочную и единовременную выплаты.
Как и раньше, пенсионные накопления назначаются при наличии минимально необходимых пенсионных коэффициентов и стажа. Такой посыл в условиях обострения социально-трудовых отношений, связанных с изменениями параметров пенсионной системы, должен повысить привлекательность НПО. Анализируя дальнейшие шаги по реализации стратегии развития пенсионной системы, основной акцент следует сделать на негосударственной пенсионной системе, которая только и может обеспечить действительную дифференциацию пении и необходимый прирост коэффициента замещения.
Составляющие пенсионной системы различаются по объекту, на который направлена их деятельность.
Объект пенсионного обеспечения это неактивные граждане, вне зависимости от наличия у них трудового стажа.
Как и любое правовое явление у пенсионной системы имеется ряд функций, которые она выполняет. Функции пенсионной системы относятся и к функциям пенсионного обеспечения. Совокупность функций определяет сущность пенсионного обеспечения. Функция анализирует выполнение той, или иной роли в обществе, а также охватывает результативность правильности выбора атрибутов и обстоятельств осуществления деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" от 08.12.2020 N 388-ФЗ (последняя редакция).
3. Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ (последняя редакция)
4. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ (последняя редакция)
5. Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ (последняя редакция)
6. Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 N 165-ФЗ (последняя редакция)
7. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // СЗ РФ 01.04.1996, № 14, ст. 1401.
8. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 26.05.2021) Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации
9. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 26.05.2021) Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации
10. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «Об основах обязательного социального страхования» // СЗ РФ 19.07.1999, № 29, ст. 3686.
11. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4920.
12. Федеральный закон от 21.07.2014 № 208-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // СЗ РФ 28.07.2014, № 30 (Часть I), ст. 4209.
13. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 422-ФЗ (ред. от 20.04.2021) «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»// СЗ РФ 30.12.2013, №52 (часть I), ст. 6987.
14. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О страховых пенсиях» // СЗ РФ 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6965.
15. Федеральный закон РФ от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» // Российская газета. № 295, 30.12.2013.
16. Приказ Минтруда России от 28.11.2014 N 958н (ред. от 29.12.2020) "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2014 N 35496)
Научная литература
17. Албогачиева Б.М. Модели построения систем пенсионного обеспечения / Б.М. Алюогачиева // Аллея науки. -2017. -Т. 1. -№ 11. -С. 271-274.
18. Андрющенко Г.И., Солодуха П.В. Пенсионная система Российской Федерации: задачи и перспективы /Г.И. Андрющенко, П.В. Солодуха //Организация предпринимательской деятельности в России в условиях экономических санкций: проблемы и пути их решения,2020, С.28.
19. Бегичева Э.И. Правовое регулирование пенсионного обеспечения в Российской Федерации/ Э.И.Бегичева// Российской право онлайн.2017.№2.С.65
20. Бушуева И.В. Современные проблемы системы пенсионного обеспечения в РФ // Сервис в России и за рубежом. 2016. № 1. С. 273-282.
21. Вафин Э.Я. Пенсионное обеспечение. Уч. пособие (Баклавриат и магистратура / Э.Я. Вафин [и др.].-М.: Кнорус,2022, 534
22. Волкова А. С. Оценка функций пенсионной системы в РФ : теоретические аспекты : автореф. дис. ... канд. эк. наук / А. С. Волкова. – Омск, 2012. – 28 с.
23. Волкова Ю. В. ЕСН и обязательное пенсионное страхование / Ю.В. Волкова. - Москва: СИНТЕГ, 2019. - 98 c.
24. Дегтярь Л.С. Пенсионные реформы в развитых странах: новейшие тенденции и выводы для России // Проблемы прогнозирования. – 2012. – № 2. – С. 101-111.
25. Иванов А. Н. Пенсионный фонд России: проблемы функционирования на современном этапе // Kant. 2018. №1 (26).
26. Корытцев М. А., Фурса Е. В. Модернизация пенсионной системы в посткризисной России: императивы трансформации и варианты институциональных инноваций // Пространство экономики. 2012. №1-3. –С. 41.
27. Кравченко Е. В. Современные пенсионные системы: вызовы, тенденции, перспективы // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. №2.
28. Крикунова Н.В. Пенсионная система России: текущие проблемы и возможные пути их решения // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XIX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
29. Кудрин А., Гурвич. Е. Старение населения и угроза бюджетного кризиса // Вопросы экономики. М., 2012. Вып. 3. С. 52–79.
30. Кузьмичева Ю.В. Пенсионная реформа в России: перспективы развития / Ю.В. Кузьмичева // «Научно-практический журнал Аллея Науки». -№11(27). – 2018. – С. 1-4.
31. Малева Т. Пенсионная реформа в России: о политической экономии популизма // Отечественные записки, 2013, № 3, С. 27.
32. Пудова, В.С. Проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации и способы их решения / В.С. Пудова // «Научно-практический журнал Аллея Науки». – 2018. - №4(20) – С. 4.
33. Пудовкин А. В. Анализ системы пенсионного обеспечения в СССР // Вестник МГИМО. 2015. №2 (41). –С. 218.
34. Роик В.Д. Обязательное и добровольное пенсионное страхование. Институты и финансы / Роик Валентин Дементьевич. - М.: Альпина Паблишер, 2018. – 754-760 c.
35. Рязанцева Т.Е. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации / Т.Е. Рязанцева // Вестник Института мировых цивилизаций. -2017. -№ 14. -С. 151-154
36. Соловьев А.К. Макроанализ пенсионной системы России // Вопросы экономики. 2013. № 4. С. 82–93.
37. Соловьев А.К. Проблемы оценки эффективности индивидуальнонакопительной модели пенсионного страхования / А.К. Соловьев // Финансы: теория и практика. 2018;22(2):90-105.
38. Туманянц К.А. Проблемы системы пенсионного обеспечения в России и способы их устранения // Вестник ВГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2016. № 2. С. 140-147.
39. Федоров, Л. В. Пенсионный фонд Российской Федерации / Л.В. Федоров. - М.: Дашков и Ко, 2020. - 396 c.
40. Харченко А.В. Пенсионная система России: характерные черты и отличительные признаки // Приволжский научный вестник. 2015. №7 (47). –С. 159.
41. Цветков С.Н. Состояние пенсионной системы РФ // Пенсионное законодательство, 2018, № 1.
42. Широких, С.В. Наследование пенсионных накоплений / С.В. Широких // Новеллы материального и процессуального права. Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. 2021. С 111-113.
Электронные ресурсы
43. Пенсионный фонд Российской Федерации. Официальный сайт. Электронный ресурс - URL:http://www.pfrf.ru
44. Переходный период для повышения пенсионного возраста {Электронный ресурс}. Режим доступа: https://pfr.gov.ru/grazhdanam/zakon/ (Дата обращения: 10.02.2022)
45. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/projects/44/.
46. Ученые РАНХиГС придумали, как увеличить пенсии https: // www.vedomosti.ru /economics /articles /2021 /11/19/847654-uvelichit-pensii
Судебная практика
47. Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 03.08.2017 по делу N 33-6546/2017 / СПС Консультант Плюс.
48. Решение Новосибирского областного суда от 26.02.2018 г. по делу № 3А-28/2018 [Электронный ресурс]. URL: http://sudact.ru.