Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одна из важнейших психических функций и познавательных способностей человека – память. Особенное значение память имеет в процессах обучения, приобретения и накопления знаний, начиная с периода младшего школьного возраста.
В разное время исследователи обращались к изучению особенностей развития памяти, а также эффективности психологических и педагогических условий, способствующих запоминанию и воспроизведению информации. Этими вопросами занимались такие ученые, как: Г. Эббингауз, К. Левин, П. Жане, З. Фрейд, А.А. Смирнов, И.М. Сеченов и др.
Отечественные ученые делали упор на изучение связи памяти и мышления. В работе «Проблемы психологии памяти» А.А. Смирнов утверждает: «Память и ее процессы зависят от действительности индивида и так же сами выступают в качестве активной мнемической деятельности» [30, c. 41]. Были и сторонники ассоциативной теории, например, И.М. Сеченов. Он дал научное обоснование принципа ассоциаций: «Воспроизведение одних влечет за собой воспроизводство и других, что обуславливается реальными объективными связями предметов и явлений» [30, c. 45].
Постоянное совершенствование и изменение в связи со стандартами ФГОС учебных программ увеличивает необходимый объем информации при обучении учащихся. Полученную информацию они должны не только сохранять и понимать, но и уметь воспроизвести. В связи с этим возможно увеличение количества жалоб педагогов и родителей на плохую память учеников.
Плохая память у школьников приводит к снижению успеваемости, что, зачастую, ведет к недисциплинированности, агрессивности и другим эмоциональным и межличностным проблемам у детей.
Особенно важно развивать память у детей, имеющих речевые и психические отклонения в развитии. Неравномерность развития высших психических функций, свойственная норме, в еще большей степени выражена у детей, имеющих задержку психического развития. Исследования психологов показывают, что наряду с эмоционально-волевой и личностной незрелостью у таких детей отмечается и несформированность отдельных высших психических функций. При этом современные исследования подтверждают точку зрения Л. С. Выготского о том, что закономерности психического развития в норме и в условиях задержанного развития сходны.
Одним из важнейших предметов в младшей школе является чтение (литература). Когда ребенок приходит в первый класс, одной из самых сложных задач для него является овладение быстрым, выразительным чтением. Сначала дети учатся читать, осваивая азбуку, затем отрабатывают технику чтения. Именно на уроках чтения дети сталкиваются наиболее часто с текстом и со стихами. И, на наш взгляд, именно по этой причине уроки чтения наиболее всего подходят для развития образной памяти, умения работать с текстом и обучения мнемическим приемам. Кроме того, живое слово русской поэзии и художественной литературы позволит осуществить данный процесс легко, непринужденно и уроки литературы станут не только более интересными, но и более полезными, так как развитие образной памяти и обучение правильной работе с текстом очень пригодится в дальнейшем.
Возникновение мнемотехники связано с первыми наивными психологическими представлениями. Всякий мнемотехнический приём сводится к искусственному связыванию, ассоциированию запоминаемого представления с теми, которые уже успели прочно закрепиться в сознании. Именно в этой заведомой исключительности – основное отличие мнемотехники от того, как протекает запоминание в обычных жизненных условиях.
Приём помогает установить благожелательные отношения с детьми, учащиеся испытывают удовлетворение от работы, на уроке не возникает стрессовых ситуаций, дети уверены в том, что они способны запомнить материал любой степени сложности.
Приём снижает нагрузку на природную память учащегося, возможности которой ограничены.
Исходя из актуальности рассматриваемого вопроса, нами была выбрана тема выпускной квалификационной работы: «Использование приемов мнемотехники как средство развития образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить использование приемов мнемотехники как средство организации развития образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования – приемы мнемотехники как средство развития образной памяти у младших школьников с речевыми и психическими отклонениями на уроках литературного чтения.
Объект исследования – возможности использования приемов мнемотехники как средство развития образной памяти у младших школьников с речевыми и психическими отклонениями на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: использование приемов мнемотехники на уроках литературного чтения у детей младшего школьного возраста с речевыми и психическими отклонениями оказывает стимулирующее воздействие на развитие образной памяти детей данной категории.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие об образной памяти в психолого-педагогической литературе;
2. Описать мнемические способности младшего школьника, развивающегося в норме и имеющегося речевые и психические отклонения;
3. Проанализировать возможности использования приемов мнемотехники на уроках литературного чтения
4. Выявить уровень развития образной памяти у младших школьников;
5. Разработать и апробировать уроки литературного чтения с использованием приемов мнемотехники.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической, и медицинской литературы по теме исследования; педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование.
Методики исследования:
1. Методика «Оценка объема кратковременной слуховой памяти»;
2. Методика «Диагностика опосредованной памяти»;
3. Методика «Характеристика динамических особенностей процесса запоминания»;
4. Методика «Запомни рисунки».
База исследования:
Практическая значимость. Представленный в работе материал может использоваться на уроках литературного чтения в учебном процессе начальной школы.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложение.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОССЫЛКИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ СРЕДСТВАМИ МНЕМОТЕХНИКИ
1.1 Понятие об образной памяти в психолого-педагогической литературе
В психолого-педагогической литературе существует несколько десятков определений понятию памяти. Все они отталкиваются от основных механизмов и свойств памяти. Под феноменом памяти мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Ведь, как нам всем известно, память позволяет нам существовать, запечатлевая каждое движение, переживание, впечатление, а затем воспроизводя это в определенных условиях. Человек, не теряя элементарных навыков, знаний и умений способен продолжать жить в привычном для него русле, благодаря памяти.
К основным процессам и механизмам памяти можно отнести - запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Ниже мы перечислим основные процессы памяти.
1 Запоминание. Процесс памяти, заключается в восприятии человеком предметов и явлений, что приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга, затем образуются временные условно- рефлекторные связи.
Как известно запоминание может быть произвольным и непроизвольным.
2 Сохранение – следующий процесс памяти. Суть сохранения заключается в том, что временные условно-рефлекторные связи не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали. Таким образом, память человека постоянно пополняется.
3 Воспроизведение – также важнейший процесс памяти. Данный процесс отличает то, что здесь происходит воспроизведение человеком, ранее запомненного материала. Воспроизведение проходит в три фазы: узнавание, припоминание и репродукция.
4 Забывание – выступает процессом памяти, противоположных сохранению. Происходит определенный физиологический процесс, что приводит к забыванию того, что было запомнено ранее. Исследования показали, что наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания.
Также следует отметить свойства памяти. К ним можно отнести:
Объем – т.е. то количество запомненных единиц информации;
Длительность – т.е. способность человека максимально большее время удерживать необходимую информацию;
Фрагмент для ознакомления
3
Законодательные и нормативные акты
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] : текст с изм. и доп. На 2021 г. / М-во образования и науки Рос. – М.: Просвещение, 2021. – 33 с.
Специальная и учебная литература
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2014. – 811 с.
3. Артамонова, Е.Г. Развитие мнемических способностей младших школьников на основе операции структурирования [Текст] / Е. Г. Артамонова. - М., 2015. – 175 с.
4. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] / А. Г. Асмолов. – М.: МГУ, 1990. – 367 с.
5. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика [Текст]: Учебник для вузов. / Н.В. Бордовская. - СПб.: Питер, 2017. - 624 c.
6. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П. П. Блонский.– СПб: Питер, 2016. С. 78 – 80.
7. Бочарова, С. П. Психология и память. Теория и практика для обучения и работы [Текст] / С. П. Бочарова. – Харьков, 2007. – 384 с.
8. Васильева, М.С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах [Текст] / М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. - М.: Педагогика, 1977. - 206 с.
9. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте: лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Владос, 2017. - 112 с.
10. Гальперин, П.Я. Введение в психологию : Учебное пособие для вузов [Текст] / П. Я. Гальперин. – М.: Книжный дом «Университет», 2007.
11. Грюнинг, Х. Лучшие техники скорочтения, развития памяти и внимания. Как усвоить большой объем знаний. Учимся без стресса и лишних усилий. Пер. с нем. Л. И. Кайсаровой [Текст] / Х. Грюнинг. – М.: АСТ, Астрель, – 2012. – 192 с.
12. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе : пособие для учителя, логопеда, психолога, дефектолога [Текст]. – М., 2005.
13. Егорова, Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии [Текст] / Т. В. Егорова. – М.: Педагогика, 1973. – 150 с.
14. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст]: учеб. пособие : хрестоматия / Защиринская О. В. - Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб. : Речь, 2007. - 168 с.
15. Зиганов, М.А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления [Текст] / М.А. Зиганов, В.А. Козаренко. – М.: Школа рационального чтения, 2014. – 173 с.
16. Зинченко, Т. П. Когнитивная и прикладная психология
[Текст] / Т. П. Зинченко. –– М.: МОДЭК, 2000 г. - 608 с.
17. Истомина, З.М. Развитие памяти [Текст] / З. М. Истомина. – М.: Просвещение, 2002– с. 134 –146.
18. Климанова, Л.Ф. Уроки литературного чтения [Текст]: метод. пособие к учеб. «Родная речь»: 2 кл. / Л. Ф. Климанова. - М.: Просвещение, 2005. = 140 с.
19. Лебедев, А.Н. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти [Текст] / Отв. ред. А.Н. Лебедев. – М.: Наука, 2009.
20. Леви, В. Нестандартный ребёнок [Текст] / В. Леви. – М.: Знание, 1989. – 256 с.
21. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - М., 1965. - 573 с.
22. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: Академия, 2007. – 462с.
23. Малинкина, А.В. Формирование мнемических приемов запоминания у учащихся начальных классов [Текст] / А. В. Малинкина. – 2017. – № 16 (150). – С. 470-471.
24. Матюгин, И. Ю. Методы развития памяти, образного мышления, воображения [Текст] / И. Ю. Матюгин, И. К. Рыбникова. – Волгоград: Издательство «Учитель», 1999. – 52 с.
25. Мнемотехника: технология эффективного усвоения информации в условиях современного образования [Текст]: учеб.-метод. пособие / Г.А. Чепурной. – Тернополь: Мацвець, 2014. – 152 с
26. Петровичева, Р. С. Психологические особенности запоминания у младших школьников при использовании средств наглядности [Текст]: Дис. . канд. психол. наук. СПб., 1979. –166 с.
27. Плотникова, С. В. Теория и технология начального литературного образования [Текст]: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства / С. В. Плотникова, А. А. Краева. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. - 2017 .
28. Психология памяти: хрестоматия [Текст] / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М.: ЧеРо, 2009.
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 720 с
30. Смирнов, А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти [Текст] /А.А. Смирнов. – М.: Просвещение. 1967. – 342 с.
31. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 2012. - 946
32. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти у детей [Текст] /Л. В. Черемашина. - М: Академия, 2005.
33. Шаграева, О.А. Детская психология [Текст]: Теоретический и практический курс / О. А. Шаграева. - М.: ВЛАДОС, 2015. –145 с.
34. Эльконин, Б.Д. Психология развития [Текст]: Учебное пособие для ВУЗов 2007 / Б. Д. Эльконин. – М.: Академия ИЦ Серия «Высшее профессиональное образование»
Периодическая литература
35. Борякова, Н. Ю. Развитие мнемических процессов у детей с задержкой психического развития в структуре коррекционной работы [Текст] / Борякова Н. Ю., Дубровина Т. И., Орлова О. С. // Специальное образование. - 2013. - № 2. - С. 5-11.
36. Иванова, М. Н. Влияние усвоения действий запоминания на продуктивность мнемической деятельности младших школьников [Текст] / М. Н. Иванова // Проблема развития познавательных способностей. Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1983. - С. 122- 135.
37. Изюмова, С. А. Виды мнемических способностей и усвоение школьных знаний [Текст] / С. А. Изюмова // Способности и склонности: комплексные исследования. М., 1989.- С. 56- 83.
38. Казеичева, И.Н. Память становится мыслящей: развитие памяти дошкольников и младших школьников [Текст] / И. Н. Казеичева // Новая наука : психолого-педагогический подход : междунар. науч.-период. издание по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (Уфа, 17 апр. 2017). – Стерлитамак, 2017. – С. 88–91.
39. Князева, Т.С. Роль кратковременной памяти в механизме мнемического поиска [Текст] / Т. С. Князева // Психологический журнал. 1993. –Т. 14. –№ 4. –С. 66 – 70.
40. Крылова, Е. В. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Крылова Е.В., Колодовская Е.А. // Логопедия. - 2004. - № 1(3). - С. 41-48.
41. Лутонян, Н.Г. Динамика мнемической деятельности у детей с задержкой психического развития [Текст] / Н. Г. Лутонян // Тез. докл. IV Всесоюзных педагогических чтений. Т.2. - М., 1976. - С.18-26.
42. Малинкина, А.В. Инновации в области мнемических способностей [Текст] / А. В. Малинкина /Молодой ученый. – 2017. – №14. – С. 633-634.
43. Подобед, В.Л. О своеобразии механической памяти детей с задержкой психического развития [Текст] / В. Л. Подобед // VIII науч. сессия по дефектологии и V Всесоюзные педагогические чтения. - М., 1979. - С.364-365.
44. Черемошкина, Л. В. Мнемические способности детей 7-12 лет с задержкой психического развития [Текст]/ Черемошкина Л. В., Мурафа С. В.// Вопросы психологии. - 2011. - № 5. - С. 34-44.
45. Шпунтов, А. И. Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно [Текст] / А. И. Шпунтов // Начальная школа. 1995.- № 10. - С. 204-207.
Интернет-ресурсы
46. Клевцова, В. В. Проблема развития памяти и мнемических способностей в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] / В. В. Клевцова, О. Д. Солдатеова // Синергия Наук 2018. - № 22. - С. 1659–1666. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32851219.
47. Колода, Е. В. Мнемотехника как один из эффективных вспомогательных приёмов обучения [Электронный ресурс] // Е. В. Колода – Минск, 2016. – Режим доступа: https://lenochka-internat6.edusev.ru/ .