Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования коммуникативных компетенций младших подростков актуальна тем, что именно в этот период наиболее интенсивно происходит развитие личности. Насколько легко младший подросток будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни.
Именно возраст младшего подростка чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к общению. Сформировать коммуникативные умения, значит, научить ребенка задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.
Вопросом формирования коммуникативных умений младших подростков занимались исследователи последних десятилетий, среди которых следует отметить А.Г. Антонову, Е.А. Архипову, О.А. Веселкова, Ю.В. Касаткина, Р.В. Овчарова и др.
Развитие коммуникативных умений в образовательном учреждении возможно с помощью различных упражнений и игр.
Объектом исследования является коммуникативная компетентность младших подростков. Предмет исследования – развитие коммуникативной компетентности младших подростков средствами игровых технологий.
Цель исследования: проанализировать понятие «коммуникативная компетентность» и выявить наиболее эффективные средства игровых технологий, влияющие на развитие коммуникативной компетентности младших подростков.
Исходя из поставленной цели, можно определить задачи исследования:
1. Проанализировать понятие коммуникативная компетентность в теории психологии и педагогики.
2. Составить психолого-педагогическую характеристику развития коммуникативной компетентности у детей младшего подросткового возраста.
3. Изучить деятельность социального педагога по развитию коммуникативной компетентности младших подростков.
4. Проанализировать ососбенности использования игровых технологий в работе социального педагога по развитию коммуникативной компетентности младших подростков.
5. Разработать игровые занятия по развитию коммуникативной компетентности младших подростков.
6. Проанализировать результаты диагностики коммуникативной компетентности младших подростков в условиях образовательного учреждения.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, отражающей состояние изучаемой темы. Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
1.1 Понятие коммуникативная компетентность в теории психологии и педагогике
Формирование у младших подростков ключевых компетенций в образовательном процессе называется компетентностным подходом.
Комплекс этих жизненных навыков является центральным в системе компетентностного подхода, а также конечным результатом обучения.
Модель формирования компетенций охватывает все уровни и виды образования: дошкольное, основное и полное среднее, профессиональное и высшее, внешкольное, послевузовское и дистанционное образование с доступом к непрерывному образованию, к способности личности учиться на протяжении всей жизни.
Субъектами деятельности в системе компетентностного подхода являются, прежде всего, учащийся, родители и государственные структуры, которые как прямо, так и косвенно, через государственную образовательную политику, влияют на формирование личности. Это и субъекты педагогического процесса в системе образования – воспитатель, психолог, педагог.
Согласно теории внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности [3].
1. Личностная компетентность:
-развитие индивидуальных способностей и талантов;
- знание своих сильных и слабых сторон;
- умение рефлексировать;
- динамика знаний.
2. Самообразовательная компетентность:
- способность к самообразованию, организация собственных методов самообучения;
- ответственность за уровень личностной самообразовательной деятельности;
- гибкость в применении знаний, умений и навыков в условиях стремительных изменений;
- постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.
4. Коммуникативная компетентность:
- сотрудничество, работа в команде, коммуникабельность;
- способность самостоятельно принимать решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
- социальная целостность, способность определять личную роль в обществе;
- развитие личностных качеств, саморегуляция.
5. Компетентное отношение к собственному здоровью:
-соматическое здоровье;
- клиническое здоровье;
- физическое здоровье;
- уровень валеологических знаний.
Необходимо еще раз подчеркнуть главную особенность компетентности как педагогического явления, а именно: компетентность – это не конкретные предметные умения и навыки, даже не абстрактные мыслительные действия или логические операции, а конкретные, жизненно важные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния.
Таким образом, ключевые компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и предметов для каждого уровня образования. Перечень ключевых компетенций определяется исходя из основных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности младшего подростка, позволяющих ему овладеть социальным опытом, приобрести навыки жизнедеятельности и практической деятельности в обществе:
1. Ценностно-смысловая компетентность.
2. Общекультурная компетентность.
3. Учебно-познавательная компетентность.
4. Информационная компетентность.
5. Коммуникативная компетентность.
6. Социально-трудовая компетентность.
7. Компетентность личностного самосовершенствования
Уровень образования, особенно в современных условиях, определяется не объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образования определяется умением решать задачи различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает важности знаний, но акцентирует внимание на умении использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности учащихся, рост их личностного потенциала.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, И.Н. «О синтетической теории эмоционального
интеллекта» / И.Н. Андреева // Психология человека в современном мире. –2009. – Т.2. – С. 289-298.
2. Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта / И.Н.
Андреева. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. – 288 с.
3. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен
совреенной психологии / И.Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с.
4. Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального
интеллекта / И. Н.Андреева // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 57-65.
5. Андреева, И.Н. О становлении понятия «эмоциональный
интеллект» / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 83-95.
6. Белоконь, О.В. Эмоциональный интеллект и феномен лидерства:
эксперимент «Строим вместе»/О.В. Белоконь // Психология. Журнал Высшей
школы экономики. – 2008. – Т. 5., № 3. – С. 137 -144.
7. Большанина Л. В.Профессиональная компетентность преподавателя вуза: критерии и направления //Научно-методический электронный журнал «Концепт». –2016. –No S8. –С. 7–11. –URL: http://e-koncept.ru/2016/76096.htm.
8. Брушлинский, А.В. Психология субъекта в изменяющемся
обществе / А.В, Брушлинский // Психол. журнал. – 1997. – Т.18, № 2. – С.
18-32.
9. Верещагина, Е.А. Эмоциональная направленность личности
современного педагога / Е.А.Верещагина // Педагогические науки. – 2006. – № 4. – С. 32-35.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – Изд. 5,
испр. – М.:Издательство «Лабиринт», 1999. – 352 с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
12. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство. Искусство управления
людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э.
Макки. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – С. 304
13. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. – ACT
Москва, 2009. – С. 478.
14. Гусева, И.В. Взаимосвязь эмоционального и социального
интеллекта с профессиональными склонностями / И.В. Гусева, И.О.
Морозова // В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и
психологии. Сборник научных трудов по итогам международной научнопрактической конференции. – 2015. – С. 80-83.
15. Дегтярев, А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление
понятия в психологии /А.В. Дегтярев // Психологическая наука и
образование. – 2012. – №. 2 – С. 1-13.
16. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. – М.:
Политиздат, 1978. – 272 с.
17. Донцов, А.И. Профессиональная направленность личности как
компонент социального становления человека / А. И.Донцов, Д. А.Донцов,
М. В. Донцова // Школьные технологии. – 2011. – №. 6. – С.93-103.
18. Зимняя И. А. Коммуникативная компетентность: психологическая характеристика //V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество»: материалы участников съезда. Т.1.–М.: Российское психологическое общество, 2012.
19. Изард, И. Эмоции человека / И. Изард. – М.: Изд-во Моск. ун-та,
1980. – С. 42-45.
20. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2001. –752 с.
21. Искандарова, Г.К. Развитый эмоциональный интеллект как фактор
успешности в профессиональной деятельности / Г.К. Искандарова,
А.И. Кашфразыев // В сборнике: Педагогика 2014. Достижения, проекты,
гипотезы. Сборник научных докладов. – 2014. – С. 60-62.
22. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. 2002. No 2.
23. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. –М., 1990.
24. Кутеева, В.П. Эмоциональный интеллект как основа успешности в
профессиональной деятельности / В.П. Кутеева, Г.Н. Юлина, Р.С. Рабаданова
// Отечественная и зарубежная педагогика. – 2012. – № 3. – С. 59-65.
25. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н.Леонтьев. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971. – 40 с.
26. Люсин, Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: от
моделей к измерениям / Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков. – М.: Институт
психологии РАН, 2009. – 347 с.
27. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном
интеллекте. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под
ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. –174 с.
28. Майер, Г. Психология эмоционального мышления / Г. Майер //
Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления; под ред.
Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – С. 123-129.
29. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г.Маклаков – СПб.: ООО
«Питер Пресс», 2008. - 580 с.
30. Мельник, С.Н. Психология личности / С.Н. Мельник – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004 – 96 с.
31. Мерлин, В.С. Личность как предмет психологического
исследования: уч. пособие к спецкурсу / В. С. Мерлин. – Пермь: ПГПИ,
1989. – 79 с.
32. Николаева, Ю.Р. Эмоциональный интеллект как фактор
эффективности руководства и лидерства / Ю.Р. Николаева // В сборнике:
Социально-экономические проблемы инновационного развития материалы
III Международной научно-практической конференции. Воронежский
институт кооп. (фил.); редколлегия: С. В. Семененко. Воронеж. – 2012. –
С. 218-20.
33. Овсянникова Е.К., Марухно В.М. Коммуникативная компетентность преподавателя высшей школы как фактор эффективности учебно-воспитательного процесса // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – с. 186-187;
url: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=6919 (дата обращения: 18.06.2021).
34. Пантелеева, Т.В. Краткий очерк истории развития проблематики
эмоционального интеллекта в отечественной психологии /Т.В. Пантелеева //
Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар.
науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца,
2015. – С. 19-25.
35. Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов – М: Наука, 1986. – 254 с.
36. Рагулина Л. В. Компоненты, критерии и показатели коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы //Молодой ученый. –2010.–No1–2. Т. 2. –С.290–292.
37. Робертс, Р.Д. и др. Эмоциональный интеллект: проблемы теории,
измерения и применения на практике / Р.Д. Робертс, Д. Мэттьюс, М. Зайднер,
Д.В. Люсин // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2004. –Т. 1, №. 4. – С. 3-26.
38. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. –СПб.: Питер, 2006. – 712 с.
39. Рубинштейн, С.Л. Проблема способностей и вопросы
психологической теории / С.Л. Рубинштейн // Психология индивидуальных
различий. Хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – 776с. – С. 200-210.
40. Сергиенко, Е.А. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо
«Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): Руководство / Е.А. Сергиенко,
И.И. Ветрова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – С. 176.
41. Собкин В. С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и
личностных особенностей (по материалам обследования студентов
театрального колледжа) / В. С. Собкин, Т. А. Лыкова // Национальный
психологический журнал. — 2015. — № 2 (18). — С.56—65.
42. Стейн С.. Преимущества EQ: Эмоциональная культура и ваш
успех / С. Стейн, Г. Бук // Баланс Бизнес Букс, 2007 — 384 с.
43. Тимофеев, О.Н. Эффективное лидерство и эмоциональный
интеллект, концепция развития / О.Н. Тимофеев // Вестник Казанского
технологического университета. – 2011. – № 2. – С. 312-317.
44. Тихомиров, О.К. Психология мышления: Учебное пособие / О.К.
Тихомиров. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 272 с.
45. Тодышева, Т.Ю. Взаимосвязь гибкости личности и самооценки
личности / Т.Ю. Тодышева // Вестник Красноярского государственного
педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2013. – № 4. – С.
138-142.
46. Фрейджер, Р. Теории личности и личностный рост / Фрейджер Р.,
Д. Фэйдимен. – М.: Изд. «Мир», 2004. – 255 с.
47. Хьелл, Л. Теории личности / Хьелл Л., З.Дэниел. – СПб.: Питер,
2003. – 608 с.
48. Шадриков, В.Д. К понятию эмоционального интеллекта / В.Д.
Шадриков // Материалы III Всероссийской научно-практической
конференции, 9-10 октября 2007 г. / под ред. Ю. П. Поваренкова. – Ярославль: Канцлер, 2007. – С. 244.
49. Шадриков, В.Д. Способности человека / В. Д. Шадриков. – М.:
Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК. – 1997. – 287 с.
50. Шевченко Е. В. О развитии профессиональных компетенций студентов педагогических специальностей в процессе обучения и прохождения практики //Научно-методический электронный журнал «Концепт».–2016. –No S8. –С. 78–83. –URL: http://e-koncept.ru/2016/76107.htm.