Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Довольно часто в обществе возникают ситуации, когда определенные права, свободы и законные интересы нарушаются не конкретной стороной в судебном разбирательстве, а неопределенным кругом лиц или интересами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а, следовательно, защита прав требует более серьезного подхода в представлении интересов этих субъектов. Согласно положениям Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК Российской Федерации), прокурор является лицом, которое в правоотношениях, регулируемых настоящим Кодексом, имеет право обратиться в суд с таким заявлением. Законодатель также предусмотрел участие прокурора в случае нарушения прав, свобод и законных интересов гражданина: "заявление о защите прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд" (статья 45).
Права человека и гражданина в нашей стране регламентированы в первую очередь в действующей Конституции Российской Федерации. Следует принимать в учет то, что права человека и гражданина – это неотъемлемая часть основного российского закона. Поэтому они являются так называемой основой для закрепления прав человека и гражданина в законодательстве федерального уровня.
Нельзя не отметить, что благодаря федеральному законодательству происходит процесс регулирования разных сфер общественных отношений. Права и свободы человека, которые имеют место в указанных отношениях, подлежат процессу правовой регламентации со стороны разных видов отечественного законодательства. Речь идет о различных видах законодательства, среди которых в первую очередь выделяют: гражданское, уголовное, жилищное, административное и трудовое. Например, если бы происходил процесс, в рамках которого нарушались права и свобода человека, то указанные обстоятельства стали бы причиной для реализации функции надзора.
В качестве основного направления в работе прокуратуры выделяется как раз-таки контрольная деятельность. То есть речь идет о контроле за процессом соблюдения прав и свобод граждан. Вышесказанное объясняется тем, что в настоящее время права и свободы граждан – это высшая ценность для Российской Федерации. Следует обратить внимание на то, что в основном законе нашей страны, а также в ФЗ «О прокуратуре» нашли свое закрепление несколько глав, которые так или иначе посвящены правам и свободам человека. На фоне всего этого и акцентируется внимание над особой важностью их соблюдения. В результате чего, обращения, которые поступают к прокурору позволяют ему получить всю необходимую информацию о правоотношениях, которые так или иначе требуют его вмешательства. Все обращения, которые поступают от граждан подлежат регистрации и в последующим рассматриваются. В итоге, в процессе рассмотрения прокурор может вынести решение о том, что обращение требует устранения недостатков. Либо, со стороны прокурора выносится предписание о необходимости проведения повторной прокурорской проверки. По мере того, как органами прокуратуры происходит реализация надзорной функции в части охраны прав и свобод граждан при работе с обращения, они в том числе отслеживают соблюдение иных прав (трудовых, экономических и т.д.).
Как следует из вышесказанного, органами прокуратуры г. Волгограда и Волгоградской области осуществляется деятельность, направленная на проверку различных фактов (нарушения при предоставлении отпуска, нарушения сроков выплаты заработной платы и т.д.).
Необходимо также подчеркнуть, что ежедневно органами прокуратуры производится активный мониторинг рынка труда. Проверка со стороны органов прокуратуры, в том числе касается и экономической сферы. Помимо всего прочего прокурорская проверка распространяется на исполнение действующего законодательства. Речь идет о законодательстве в банковской сфере, предпринимательстве, таможенной сфере, налоговой сфере и т.д. Органы прокуратуры на постоянной основе реализуют в действие особый комплекс мер, направленных на охрану детства.
Таким образом, прокурор проверяет, как соблюдаются права несовершеннолетних граждан нашей страны. Таким образом, прокурорский надзор – это особый институт государственной власти. Данный институт необходим для нашего государства, так как фактически реагирует на любое нарушение действующего законодательства.
Статьей 39 КАС РФ закреплено право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Отмеченное требует от прокуроров осуществления защиты права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Если гражданин, в защиту прав, свобод и законных интересов которого прокурор обращается в суд, является субъектом административных и иных публичных правоотношений, то прокурор может подать административное исковое заявление только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Актуальность выбранной темы заключается в неоспоримой значимости участия органов прокуратуры в обеспечении верховенства закона на территории России, в том числе посредством участия в рассмотрении дел судами, участия органов прокуратуры в защите прав и свобод граждан. Органами прокуратуры проводится целенаправленная работа по защите права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
Изучению вопросов организации деятельности прокуратуры по защите прав и свобод гражданина в судебном порядке посвятили свои исследования такие ученые, как: Т.И. Анпилогова, Д.В. Ветрова, Л.И. Воробьева, М.А. Аушев, М.А. Ковалева, А.В. Величко, И.И. Головко, О. А. Зайцева, .А. Лукичева, И. А. Ожерельева, К. А. Тюрина.
Цель исследования – изучить и проанализировать организацию деятельности прокуратуры по защите прав и свобод гражданина в судебном порядке.
Задачи исследования:
1) изучить основные понятия и нормативно-правовое регулирование организации деятельности районной прокуратуры по защите прав и свобод гражданина в судебном порядке;
2) проанализировать структуру прокуратуры и распределение полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина в судебном порядке;
3) проанализировать особенности организации деятельности районной прокуратуры по защите прав и свобод гражданина в отдельных видах судопроизводства.
Объект исследования – прокуратура Волгоградской области и г. Волгограда.
Предмет исследования – организация деятельности прокуратуры по защите прав и свобод гражданина в судебном порядке.
Методы исследования: изучение специализированной литературы, анализ и сравнение.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1.
1.1. Основные понятия и нормативно-правовое регулирование организации деятельности районной прокуратуры по защите прав и свобод гражданина в судебном порядке
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
- надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве: Приказ Генпрокуратуры России от 10.07.2017 г. № 475
3. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1
4. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства Российской Федерации, 23.12.1996, № 52, ст. 5880.
5. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 27.11.1995, № 48, ст. 4563
6. Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 24.04.2020) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, № 21, ст. 699.
7. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О государственной социальной помощи» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 19.07.1999, № 29, ст. 3699.
8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 7007.
9. Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 16 февраля 2011 г. № 33-492 // СПС «Гарант»
10. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2016 № 55 «О судебном приговоре» // СПС «КонсультантПлюс».
11. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2012 по делу № 16-Д12-20 // СПС «КонсультантПлюс».
12. Анпилогова, Т.И. Прокурорский надзор как важное средство защиты прав человека и гражданина // Т.И. Анпилогова, Д.В. Ветрова, Л.И. Воробьева. – Будущее науки. 2019. – С. 19-22. Текст : непосредственный.
13. Аушев, М. А. Система организации и структура органов прокуратуры Российской Федерации / М. А. Аушев, М. А. Ковалева // Modern Science. – 2020. – № 6-3. – С. 223-227. - Текст : непосредственный
14. Величко, А. В. Правовой статус прокурора в гражданском процессе / А. В. Величко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 6-3(45). – С. 48-50. – DOI 10.24411/2500-1000-2020-10748. - Текст : непосредственный
15. Головко, И. И. Защита прокурором прав граждан, интересов общества и государства в гражданском судопроизводстве: проблемы теории и практики : конспект лекций для магистратуры / И. И. Головко. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2019. — 59 с. - Текст : непосредственный
16. Гринь, Е.А., Хрипков, И.И. Участие прокурора в защите прав несовершеннолетних в гражданском судопроизводстве // Право и государство: теория и практика. – 2019. – №9 (177). – С. 130-133. - Текст : непосредственный
17. Зайцева, О. А. Государственный обвинитель как гарант соблюдения, защиты прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве / О. А. Зайцева // Альманах молодого исследователя. – 2021. – № 10. – С. 70-71. - Текст : непосредственный.
18. Замараева, З.П. К вопросу об определении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение» (правовой аспект) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2017. - № 2. - С. 203 – 209 - Текст : непосредственный.
19. Исаенкова, О. В. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве: учебнометодическое пособие. – Саратов: ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, 2017. – 88 с - Текст : непосредственный.
20. Корсаненкова, Ю.Б. Социальное право и право социального обеспечения: соотношение понятий и их взаимовлияние // От социальных прав к социальному праву (VII Пашковские Чтения). Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Под редакцией А.В. Кузьменко. 2017. С. 101- 107.
21. Лукичева, В.А. Основные задачи прокурорского надзора за соблюдением социальных прав и свобод человека и гражданина // В.А. Лукичева. – Новые юридические исследования. 2020. – С. 72-73 - Текст : непосредственный.
22. Ожерельева, И. А. Совершенствование законодательства по защите прокуратурой социальных прав в гражданском судопроизводстве / И. А. Ожерельева // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2021. – № 2(54). – С. 227-232. - Текст : непосредственный.
23. Пензина, Т. В. Правовой статус прокурора в гражданском процессе // В сборнике: Актуальные проблемы корпоративного права. Вестник магистратур. – 2016. – С. 103-107. - Текст : непосредственный.
24. Токарева, Е.А. К вопросу о понятии социальной защиты населения // Социальное и пенсионное право. - 2016. - № 3. - С. 3 - 6. - Текст : непосредственный.
25. Тюрина, К. А. Участие прокурора в гражданском процессе / К. А. Тюрина // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 29. – С. 447-452. - Текст : непосредственный.
26. В прокуратуре Волгоградской области подведены итоги работы за 2020 год. URL: https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/proc_34/mass-media/news?item=59163286 (дата обращения: 24.01.2022).
27. Участие прокурора в гражданском процессе. URL: https://kamgov.ru/kmr/news/prokuror-razasnaet-ucastie-prokurora-v-grazdanskom-processe-37267 (дата обращения: 24.01.2022).