Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что с введением нового Таможенного Кодекса ЕАЭС изменились требования и сама процедура прохождения таможенной проверки. При этом нужно учитывать, что таможенный кодекс ЕАЭС значительно отличается от ТК ТС.
Особенно ярко такие различия можно увидеть в части организации и проведения таможенной проверки. Во-первых, это связано с изменением допустимых временных интервалов допустимых для проведения таможенной проверки.
Во-вторых, ТК ЕАЭС закрепил и подтвердил переход самих таможенных органов, а так же участников ВЭД на работу с электронными документами. Уже сегодня все желающие могут скачать бесплатное программное обеспечение необходимое для заполнения таможенной декларации и других необходимых документов.
В-третьих, сегодня встает вопрос о создании единого экономического пространства аналогичного пространству ЕС. К сожалению, но такое пространство не возможно без подключения аналогичных требований в рамках всех остальных участников ЕАЭС. Другими словами встает вопрос о подведении ФТС всех стран участников ЕАЭС под единые стандарты организации работы таможни.
Однако данный процесс будет идти с большими трудностями по причине слабой материально-технической обеспеченностью таможенных служб союзных стран по сравнению с Россией. Яркий пример этому – это необходимость сдавать все документы по товару в распечатанном или письменном виде.
Соответственно это только вершина айсберга. Корме этого существует проблема оформления таких документов и подача их на рассмотрение специалистам таможенного органа ЕАЭС. Примечательно здесь то, что если груз следует из Москвы, то здесь все проверки проходят только с электронным документооборотом.
Цель работы – таможенная проверка: правовой и организационный аспекты.
Объект исследования – таможенная проверка.
Предмет исследования – таможенная проверка: правовой и организационный аспекты.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Проанализировать ТК ТС и ТК ЕАЭС;
3. Определить особенности регламентации работы ИК ЕАЭС при скоплении народа;
4. Выработать методы улучшения работы ФТС России при проведении таможенной проверки;
5. Сделать выводы по итогам исследования.
Глава 1. Анализ современного состояния организационного и правового аспектов проведения таможенной проверки
1.1. Современное законодательство, регламентирующее порядок проведения таможенной проверки и факторы, снижающие эффективность проведения таможенной проверки, информационные технологии, предназначенные для обеспечения максимальной эффективности таможенного контроля при проведении таможенной проверки
Создание идеальной модели таможенных органов – таможни для участников внешнеэкономической деятельности – предполагает минимизацию временных и материальных издержек подконтрольных лиц и одновременно экономию ресурсов таможенных органов путем сосредоточения их деятельности на наиболее важных направлениях. Одной из эффективных мер такого рода выступает ориентирование в процессе осуществления проверочных мероприятия на последующий контроль, который проводится таможенными органами на этапе после выпуска товаров. Данный вид контроля направлен на создание системы беспрерывного контроля от подачи предварительной информации и декларации на товары до осуществления таможенного контроля после выпуска в целях сокращения времени осуществления таможенных операций и, как следствие, формирования благоприятных условий для развития внешней торговли.
Развитие системы таможенного контроля после выпуска товаров является неотъемлемой частью совершенствования механизма таможенного администрирования. В рамках модернизации таможенного контроля после выпуска товаров Федеральная таможенная служба ставит перед собой задачи совершенствования нормативно-правового регулирования таможенного контроля после выпуска товаров, совершенствования информационной базы, позволяющей принимать обоснованные решения о планировании таможенных проверок и эффективном выборе объектов таможенного контроля, создания методологической базы таможенного контроля после выпуска на основе методов аудита, совершенствования механизмов внутриведомственного и межведомственного взаимодействия Федеральной таможенной службы и иных государственных контролирующих органов, а также развития международного взаимодействия таможенных служб Евразийского экономического союза в целях унификации порядка применения различных форм таможенного контроля подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров [8].
Препятствия на пути реализации поставленных задач.
Во-первых, это проблемы правового и методологического обеспечения, к которым относятся неувязки в законодательстве и отсутствие нормативно-правовых актов, затрагивающих отдельные аспекты проведения таможенного контроля после выпуска товаров. В частности, речь здесь идет об организации таможенных проверок, которые являются, по сути, основными формами таможенного постконтроля. Так, до конца марта 2016 года действия должностных лиц таможенных органов при проведении данного вида контроля регламентировались Инструкцией, утвержденной Приказом Федеральной таможенной службы России от 06.07.2012 № 1373. Инструкция утратила свою законную силу [7], в результате чего вопросы, касающиеся общих и частных особенностей проведения камеральной и выездной таможенной проверки, специфики взаимодействия таможенных органов с их структурными подразделениями при проведении проверок, а также порядка оформления результатов таможенной проверки и принятия решений по ее итогам, остались, не урегулированы. Аналогичная ситуация и с Приказом Федеральной таможенной службы от 17.05.2012 № 949, устанавливавшим порядок взаимодействия должностных лиц подразделений таможенного контроля после выпуска товаров с правоохранительными подразделениями таможенных органов и подразделениями по противодействию коррупции в ходе проведения таможенной проверки, который также утратил силу [7], оставив вопросы согласования действий отдельных подразделений таможенных органов при проведении таможенного контроля на этапе после выпуска без упорядочения.
Единственное решение данной проблемы видится в скорейшем принятии новых нормативно-правовых актов, которые бы урегулировали затронутые выше вопросы. На сегодняшний момент лишь известно, что Федеральная таможенная служба России готовится издать Административный регламент по исполнению государственной функции по проведению таможенного контроля в форме таможенной проверки, который установит сроки и последовательность административных процедур должностных лиц таможенных органов при проведении таможенных проверок. Несмотря на то, что проект этого документа был подготовлен еще в марте 2016 года [3], сам Регламент так и не вступил в законную силу по прошествии практически года, в связи, с чем таможенным органам остается действовать согласно ранее сложившейся практики, однако насколько она правоприменима, остается под вопросом.
Кроме того, перед таможенными органами при проведении таможенного контроля после выпуска товаров остро стоит проблема неразвитости информационного обмена с иными государственными контролирующими органами, в частности с Федеральной налоговой службой. Из-за необходимости направления Федеральной таможенной службой запросов в другие государственные органы для получения информации и документов работа в режиме он-лайн с ними становится невозможной и временные издержки на проведение таможенных проверок увеличиваются. Поэтому видится полезным усиление взаимной интеграции информационных ресурсов таможенных органов и иных контролирующих органов посредством внедрения новых информационных технологий. Для более оперативного доступа всех подразделений таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов (в том числе на уровне таможен) к необходимым для проведения таможенной проверки данным рекомендуется разработать единую автоматизированную информационную систему, агрегирующую данные и от Федеральной таможенной службы, и от иных государственных органов [12, с. 33].
Помимо проблем правового и информационного характера, институт таможенного контроля после выпуска товаров имеет и ряд несовершенств, касающихся непосредственно организации его проведения и технического обеспечения.
Реализация таможенного контроля после выпуска товаров в зарубежных государствах строится на активном использовании системы управления рисками, тогда как в России зачастую отбор объектов проверок и проверяемых лиц происходит на основе интуитивных методов.
Современная система управления рисками в Российской Федерации характеризуется слабыми темпами автоматизации процессов, в связи, с чем основная аналитическая работа все еще осуществляется должностными лицами таможенных органов, что не отвечает текущим реалиям и сложившейся в мире системе организации таможенного контроля после выпуска.
Учитывая, что роль системы управления рисками состоит не только в усилении таможенного контроля, но и в его упрощении, едва ли можно сказать, что российская система управления рисками справляется с этой задачей должным образом. На сегодняшний день используется свыше 15 комплексов программных средств, десятки баз данных (в том числе база данных результатов таможенного контроля после выпуска товаров и информация, полученная в результате проведения такого контроля) и информационных ресурсов [5], а также отдельная система передачи профилей рисков – наличие всех этих факторов вынуждает систему управления рисками минимизировать риски по очень большому числу параметров и ещё большему количеству их комбинаций. Подобная система не поддается формализации и принятию «машинного» решения, а, следовательно, участие должностного лица является обязательным элементом ее эффективного, с точки зрения результата, функционирования [11, с. 59].
Совершенствование системы управления рисками в части организации и проведения таможенного контроля после выпуска товаров для ее полномасштабного использования представляется эффективным по следующим направлениям:
1. Модернизация информационных и аналитических систем таможенных органов, обеспечивающих реализацию системы управления рисками при контроле на этапе после выпуска.
2. Развитие информационного обмена с таможенными службами иностранных государств с целью получения достаточной информации об экспортно-импортных операциях, в частности о стоимости экспортируемых в Россию товаров, а также о результатах таможенного контроля.
3. Снижение влияния человеческого фактора в процессе последующего контроля с целью автоматизации технологии работы системы управления рисками.
4. Совершенствование таможенного законодательства, разработка нормативно-правового обеспечения применения системы управления рисками, отвечающей современным реалиям.
Помимо всего прочего, загвоздка в совершенствовании механизма таможенного контроля после выпуска товаров состоит в рассогласованности методов проведения такого контроля, применяемых в России и в общемировой практике. Тогда как в Российской Федерации таможенный контроль после выпуска товаров базируется главным образом на проведении таможенных проверок, международный опыт показывает, что гораздо эффективнее оказывается организация таможенного контроля после выпуска товаров в форме пост-таможенного аудита.
Анализируя алгоритм таможенного контроля после очистки в зарубежных странах и алгоритм таможенного контроля после выпуска товаров в России, можно сделать вывод об их различии: таможенный аудит осуществляется на основе категорирования участников ВЭД с использованием перспективной системы управления рисками, применения предварительного уведомления участников ВЭД для самостоятельного указания ими на ошибки, а также широкого использования стандартов аудита [1, с. 12].
В силу перспективности использования передового зарубежного опыта при организации таможенного контроля после выпуска товаров, в профессиональных кругах, связанных с таможенным оформлением, не первый год обсуждается возможность использования российской таможенной администрацией технологии таможенного аудита. Поводом для дискуссий является и Стандарт 6.6 Киотской конвенции, к которой Россия присоединилась в ноябре 2010 года, согласно которому «система таможенного контроля включает в себя контроль на основе методов аудита» [3].
Применение правил аудита предполагает рассмотрение финансово-хозяйственного результата внешнеторговой операции и результата таможенного оформления как части общего бухгалтерского учета и налоговой отчетности. Такой подход позволяет создать более ясную и четкую картину внешнеторговых сделок, а также соотнести данные таможенной и налоговой отчетности через призму бухгалтерского учета.
На данный момент Распоряжением Федеральной таможенной службы России от 02.12.2013 № 366-р утверждены Методические рекомендации по применению методов аудита при проведении таможенной проверки в целях их актуализации в системе таможенного контроля после выпуска товаров. Согласно данному документу, при проведении таможенной проверки должностные лица подразделений ТКПВТ применяют метод сопоставления данных бухгалтерского учета участника ВЭД, сформированных после выпуска товара, с данными, заявленными при таможенном декларировании товара, а также с информацией о деятельности организации, имеющимися у таможенных, налоговых и других контролирующих и правоохранительных органов [9].
Тем не менее, применение технологий аудита при проведении таможенной проверки на сегодня носит скорее рекомендательный характер, и на практике их применение развито слабо.
В этой связи в 2016 году таможенными органами совместно с бизнес-сообществом в рамках рабочей группы с целью повышения эффективности контроля после выпуска товаров с использованием методов аудита проведен эксперимент по установлению возможности применения аудиторских заключений для целей таможенного контроля после выпуска товаров.
Предполагается, что аудиторское заключение может являться дополнительным источником информации об общем состоянии организации, либо отдельных направлений ее деятельности, в том числе внешнеэкономической, а также о финансовой устойчивости и о качестве внутреннего контроля [9, с. 6]. Такая информация, бесспорно, может использоваться при проведении таможенными органами анализа деятельности участников ВЭД при определении уровня риска в их категории.
С учетом проделанной работы, а также имеющейся заинтересованности представителей бизнеса в развитии института аудита, который может быть направлен на поддержку законопослушных участников внешнеэкономической деятельности в вопросах предотвращения законными способами возможных последствий при своевременном выявлении ими нарушений, рабочей группой принято решение о продолжении работы по установлению использования заключений аудиторских компаний в таможенных целях с обязательной проработкой вопросов, касающихся разработки проектов стандартов и методики проведения аудита в сфере таможенного дела, форм отражения результата, предложений по дополнению положений кодекса об административных правонарушениях по составу нарушений и мерам ответственности аудиторов за недостоверное представление сведений, а также формирования порядка аккредитации аудиторов и контроля их квалификации для аудирования в таможенной сфере [2].
Проблема внедрения аудиторских заключений состоит в том, что первый этап данного эксперимента подвергся недостаточной огласке в СМИ и общественных массах, в результате чего большинство участников внешнеэкономической деятельности и аудиторских компаний попросту не располагали информацией о его проведении. При этом довольно проблематично оказалось найти документ, регламентирующий проведение такого эксперимента, так как в свободном доступе в сети «Интернет» его нет. Можно ли в таком случае говорить об эффективности его проведения?
В этой связи целесообразно следующий этап проведения эксперимента наиболее полно осветить в СМИ с указанием положительных сторон применения аудиторских заключений как для бизнеса, так и для аудиторов, а также провести консультации с участниками внешнеэкономической деятельности в данной части. В целом же можно сказать, что применение аудиторских заключений при проведении таможенного контроля после выпуска товаров является перспективной формой содействия участников внешнеэкономической деятельности таможенной службе и дает им определенные преимущества: организации, прошедшие таможенный аудит и получившие положительное аудиторское заключение попадают в «зеленый коридор», используют режим «автовыпуска» (без участия инспектора), таможенный контроль в их отношении осуществляется на этапе после выпуска товаров не чаще одного раза в три года [6].
Подводя итоги, можно сказать, что совершенствование методов таможенного контроля после выпуска товаров с целью повышения экономической эффективности его проведения должно носить комплексный характер, включающий интегрированную систему решения выявленных проблем правого, организационно-технического и информационного характера. Только в этом случае возможно создание эффективной базы таможенного контроля после выпуска товаров.
Следует признать, что экспертное сообщество настороженно относится к новому ТК ЕАЭС. По словам руководителя Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов Галины Баландиной, в нем делается большой шаг вперед, но не получен ответ на те вызовы, которые участники ВЭД вправе ставить перед таможней, поэтому его не стоит считать прорывным документом.
Следует отметить общую направленность ТК ЕАЭС на упрощение и ускорение таможенных процедур, а также мер таможенного контроля, что в целом должно обеспечивать содействие внешней торговле. Заложенный в новом Таможенном кодексе комплекс мер призван создать более тонкие механизмы применения системы управления рисками и вообще таможенного контроля. Таможенный контроль
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова С.М. Законодательные акты, регулирующие таможенную деятельность в России. – Сыктывкар: Слово, 2017. – 560 с.
2. Абрамова С.М., Кутейникова И.С., Миронова Г.А. Современное состояние таможенного дела в России и странах ЕАЭС// Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2015. – С. 12–23
3. Антоневская М.В., Круглякова В.Д., Петренко Е.Ф. Организация камеральной проверки. – Волгоград: Ижора, 2016. – 463 с.
4. Арбузова К.А., Суркова И.К., Домрачева И.М. Методологические особенности обучения сотрудников ФТС России // Педагогическое обозрение. – 2015. – № 10. – С. 54–67
5. Аристархова В.А., Сумская Е.К., Матвеев К.А. Профилактика нарушений и злоупотреблений со стороны ФТС при проведении камеральной порверки // Материалы научно-практической конференции «Психологические и правовые проблемы современной таможенной службы». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2014. – С. 65–80
6. Артемьева С.С., Глинская А.В. Проблемы мотивации и удовлетворенности сотрудников правилами труда в ФТС // Сборник статей Волгоградского государственного университета. – 2015. – № 3. – С. 55–67
7. Архипенко С.С., Поляковская И.М., Лавриненко С.Г. Современные и классические подходы к организации камеральной проверки в России // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современного таможенного дела в странах участниках ЕАЭС». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 15–27
8. Богдановская Е.А., Щербакова А.С. Автоматизация таможенного контроля: программы, виды, функции. – Екатеринбург: Эксперт, 2016. – 370 с.
9. Боровикова М.И., Алтынина Л.М., Скрипникова А.А. Современные подходы к автоматизации таможенного контроля: проблемы и перспективы // Материалы научно-практической конференции «Инновационное развитие современного общества». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2013. – С. 25–40
10. Бурдинова С.С., Марелова Г.В., Чурсина О.А. Психологические показатели эффективности работы сотрудников таможенных органов в России. Методики оценки эффективности // Психологическое обозрение. – 2016. – № 7. – С. 40–52
11. Вавилов М.А., Сергейчук А.П., Тарабанов М.Т. Концепции улучшения работы таможенных органов в России // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации эффективной работы таможни в ХХI веке». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2016. – С. 79–90
12. Валентинова С.С., Куприянова А.В. Современное таможенное право России. – Тверь: Зеркало, 2015. – 390 с.
13. Гордеенко А.С., Кутейникова И.В. Проблемы организации эффективного обучения сотрудников таможенной службы России новым методам таможенного контроля // Материалы межвузовской научно-практической конференции «История развития таможенной службы России в XX и XXI веках». – Ярославль: Ярославский педагогический институт, 2017. – С. 89–99
14. Григорьева С.А., Малышева М.И. Специфические особенности организации деятельности ФТС России в новых экономических условиях // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации эффективной деятельности таможенных постов в России и странах ЕАЭС». – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2014. – С. 97–116
15. Гудыменко А.В., Смыслова А.А. Сравнительный анализ положений Таможенного Кодекса Таможенного Союза и Таможенного Кодекса ЕАЭС // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 8. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2015. – С. 123–140
16. Дементьева А.А., Голубинская И.М. Таможенный кодекс стран ЕАЭС. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 297 с.
17. Дурягина И.И. Таможенная проверка. Особенности регламентации по новому таможенному кодексу. – Тверь: Диамант, 2016. – 230 с.
18. Еропкин И.М., Скакунова М.А. Особенности методического сопровождения обучения сотрудников ФТС России организации таможенной проверки по таможенному кодексу стран ЕАЭС // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации единого экономического пространства среди стран участниц ЕАЭС». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2018. – С. 124–135
19. Иваненко А.А., Богословский А.П., Крюков И.М. Формирование правовых принципов организации таможенной проверки по ТК ЕАЭС // Материалы научно-практической конференции «Организация таможенной проверки по ТК ЕАЭС Российской Федерации и тенденции ее развития». – Махачкала: Дагестанский федеральный университет, 2017. – С. 80–105
20. Игнатова С.С., Переделкин Г.В. Педагогические условия полноценного развития компетентного сотрудника российской таможни // Вопросы педагогики. – 2016. – № 12. – С. 50–62
21. Казанцева Е.В., Петренко Р.А., Овсянникова С.А. Федеральная таможенная служба России. Особенности работы в ХХ и ХХI веке. – Ульяновск: Старт, 2018. – 380 с.
22. Кравцова Е.К. Таможенная проверка. Особенности организации и проведения проверки по новому ТК ЕАЭС – Воронеж: Слава, 2018. – С. 106–120
23. Лаевская И.Т., Сумарокова И.М., Черневская Д.А. Образовательные стратегии обучения таможенников в ФТС России // Материалы научно-практической конференции «Педагогические проблемы подготовки современного сотрудника таможни». – Самара: Самарский государственный университет, 2016. – С. 105–121
24. Малышева П.А., Григорьева Н.А. Таможенный кодекс стран ЕАЭС. Достоинства. Недостатки. Преимущества // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Российская академия правосудия, 2013. – С. 59–72
25. Мануйлова С.В., Никольский Е.К., Граченко О.О. Федеральная таможенная служба Российской Федерации. Анализ нормативно-правовых актов регулирующих ее деятельность // Сборник статей Мурманского арктического государственного университета. – Мурманск: Проспект Ленина, 2014. – С. 120–135
26. Масленникова М.А. Стратегия организации обучения сотрудников таможни в рамках ТК ЕАЭС // Образовательные стратегии. – 2018. – № 2. – С. 90–107
27. Мирошникова С.С., Полежаева И.И. Теоретические и практические аспекты обучения сотрудников ФТС России для работы с новыми требованиями ТК ЕАЭС // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации деятельности таможни по новому таможенному кодексу». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2018. – С. 56–70
28. Москалева А.А. Таможенный кодекс евразийского экономического союза. Особенности разработки. – Владикавказ: Южное издательство, 2017. – 390 с.
29. Москвина Ю.В., Малинина Н.С. Организация работы таможенного поста для проведения таможенной проверки // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 3. Таможенное дело. – Краснодар: Издательство КубФУ, 2015. – С. 40–52
30. Назарова Г.В., Чуркин И.М. Основные концепции работы ФТС России в условиях нового законодательства // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы управления деятельностью таможенного поста в Российской Федерации». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–90