Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что деятельность пенитенциарной системы имеет широкое применение и распространение по всей территории страны, вследствие этого достаточно большой круг вопросов, связанных с модернизацией системы исполнения уголовного наказания.
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены (часть 1 статьи 73 УИК РФ).
Осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении. Вместе с тем, перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
Современная уголовно-исполнительная система по состоянию на февраль 2021г. - это 670 исправительных колоний, 106 колоний-поселений, 8 тюрем, 18 воспитательных колонии, 209 СИЗО и 86 ПФРСИ[18].
По состоянию на 2010 год в мировом рейтинге пенитенциарных служб уголовно-исполнительная система занимала 22-е место по количеству лиц, отбывающих наказания, на 100 тыс. населения, по состоянию на 2020 год - 26-е место.
С учетом проводимой государственной политики, в том числе в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы, предполагается, что к 2024 году в мировом рейтинге пенитенциарных служб уголовно¬исполнительная система может занять 30-е место с последующим прогнозируемым снижением к 2030 году.
При этом снижение показателя содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы лиц к 2024 году предположительно составит 400 тыс. человек, к 2030 году - от 250 тыс. человек до 300 тыс. человек.
Сегодня в системе ФСИН нет четкого представления об особенностях деятельности некоторых видов исправительных учреждений. В частности, речь идет о закрытых тюремных лечебных учреждениях.
К сожалению, деятельность данных исправительно-лечебных учреждений мало контролируется. Однако, что еще важнее штаб ФСИН не выработал представлений о деятельности таких учреждений.
До сих пор в юридической сфере и правозащитной сфере идет острая полемика на тему того, тюремная больница – это медицинское учреждение или все-таки это объект пенитенциарной системы. Если это больница, то это объект подведомственный министерству здравоохранения.
Если это часть пенитенциарной системы, то здесь необходимо разрабатывать собственные правила пребывания осужденных. При этом важно отметить, что лечебный персонал должен подбираться из числа опытных специалистов подчиненных, как министерству здравоохранения, так и МВД.
Цель исследования – выявить особенности системы и видов исправительных учреждений, и их назначение.
Объект исследования – система исправительных учреждений.
Предмет исследования – особенности системы и видов исправительных учреждений, и их назначение.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие исправительных учреждений и их классификация.
2. Изучить правовые аспекты современной уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации.
3. Выделить систему и виды исправительных учреждений в современной УИС
4. Изучить особенности осуществления задач УИС на примере деятельности учреждения ФКУ ЛИУ-10.
5. Разработать предложения по совершенствованию работы исправительных учреждений для соответствия их назначению.
Теоретическая значимость данного научного исследования заключается в изучении законотворческой и правоприменительной практики пенитенциарной системы в Российской Федерации.
Практическая значимость данного научного исследования состоит в изучении проблем функционирования пенитенциарной системы в России, а также предложении путей преодоления и решения данных проблем.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие исправительных учреждений и их классификация
По состоянию на 1 января 2021 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 482,9 тыс. осужденных, подозреваемых и обвиняемых, что на 381,1 тыс. человек меньше, чем за аналогичный период 2010 года (на 1 января 2010 г. - 864 тыс. человек).
Так, в исправительных колониях по состоянию на 1 января 2021 г. содержалось 354,1 тыс. человек, что на 369,8 тыс. человек меньше, чем за аналогичный период 2010 года (на 1 января 2010 г. - 723,9 тыс. человек).
В связи с применением таких мер пресечения, как домашний арест и запрет определенных действий, количество лиц, содержащихся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, значительно уменьшилось. По состоянию на 1 января 2021 г. их число составляло 104,2 тыс. человек, что на 27,2 тыс. человек меньше, чем за аналогичный период 2010 года (на 1 января 2010 г. - 131,4 тыс. человек). Также снизилось в 6 раз количество осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, в том числе за счет проводимой с ними профилактической работы субъектами профилактики правонарушений, в число которых входят федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
По состоянию на 1 января 2021 г. в уголовно-исполнительных инспекциях состояли на учете 463,7 тыс. человек[18].
Рисунок 1. Число лиц, содержавшихся в местах лишения свободы, 1991-2020 годы, тысяч человек на конец года
* в СИЗО и тюрьмах, а также в помещениях исправительных колоний, работающих в режиме СИЗО; ** 1991-1994 годы – всего в местах лишения свободы
Среди лиц, содержащихся в исправительных колониях, большую часть составляют люди в возрасте наиболее высокой потенциальной трудовой активности – 26-55 лет на момент совершения преступления (рис. 21). Их доля довольно быстро возрастает: в 1995 году она составляла менее половины (47%), в начале 2000-х годов превысила две трети, в 2010-2013 годах поднялась до 73%, в 2014-2019 годах – до 75-79%, а в 2020 году – до 83%
Доля молодежи в возрасте от 18 до 25 лет на момент совершения преступления, напротив, постепенно снижается, опустившись с 49% в 1995 году до 30% в 2002 году и 12% в 2020 году.
Доля представителей старших возрастных групп незначительна, хотя отмечался некоторый рост доли людей в возрасте старше 55 лет на момент совершения преступления - от 2,2% в 2002 году до 8,9% на начало 2020 года. На начало 2021 года эта доля снизилась до 5,8%.
Рисунок 2. Число лиц, содержавшихся в исправительных колониях России, по возрасту на момент совершения преступления, 1995, 2002-2020 годы, тысяч человек на конец года
Большая часть лиц, содержавшихся в исправительных колониях России, отбывает сроки наказания, не превышающие 10 лет, – более 80%. В последние годы эта доля немного сократилась, снизившись с 88% в 2002 году до 82% в 2015-2017 годах, 81% в 2018 году, 79% в 2019 году и 78% в 2020 году (рис. 22).
Почти половина содержавшихся в исправительных колониях отбывали сроки, не превышающие 5 лет (от 43% в 2003 году до 50% в 2007-2008 годах, 47% в 2016-2017 годах, 46% в 2018 году, 44% в 2019 году и 42% в 2020 году).
В последние годы отмечался рост доли отбывающих более длительные сроки наказания. Доля отбывающих сроки наказания свыше 10 лет возросла с 12% в 2002 году до 22% в 2020 году. На начало 2021 года доля отбывающих сроки наказания от 10 до 15 лет повысилась до 15,0%, доля отбывающих сроки наказания свыше 15 лет – до 6,9%.
Рисунок 3. Число лиц, содержавшихся в исправительных колониях России, по сроку заключения (наказания), 2002-2020 годы, тысяч человек на конец года
Рассматривая систему исполнения уголовного наказания в Российской Федерации, стоит обратить внимание, что она функционирует не единично, а в системе государственного управления. Учреждения, исполняющие уголовное наказание, являются государственными структурами.
Для подробного рассмотрения данной темы, начнем с определения, государственный аппарат – это система специально созданных органами государственной власти учреждений (особого рода организации), профессиональных работников, занимающих должности согласно штату и профессиональному образованию, которые обеспечивают выполнение властно-государственных функций[23].
Пенитенциарная система в Российской Федерации в широком смысле– это совокупность органов, исполняющих наказание, и осуществляющее меры исправительного характера. Пенитенциарная система в узком смысле – деятельность государственных органов и учреждений, исполняющих наказание в Российской Федерации.
Пенитенциарную систему в Российской Федерации, можно определить, как самостоятельный и отдельный вид государственного механизма, который наряду с общими функциями и направлениями развитиями имеет ряд особенностей, таких как:
– деятельность, осуществляемая исправительными учреждениями и пенитенциарной системы в целом, направлена на защиту законных интересов общества, государства, основ конституционного строя Российской Федерации.
Данная деятельность реализуется через государственные органы, имеющие специальные полномочия; – пенитенциарная система находит свое отражения во всех сферах пенитенциарных отношений, которые урегулированы правом; – следующую особенность функционирования пенитенциарной системы в Российской Федерации стоит обозначить в том, что, как правило, свое действие она начинает после того, как субъект правоотношения совершит действия, запрещенные законодательством Российской Федерации; – свою деятельность пенитенциарная система осуществляет независимо от органов местного самоуправления, органов власти субъектов федерации, федеральных органов государственной власти.
В России существует несколько видов ИУ, в которые отправляют заключённых, лишенных свободы судебным решением. Рассмотрим каждое из них далее.
СИЗО.
Так называют следственный изолятор, в котором содержат арестантов и в ряде случаев заключённых, отбывающих наказание сроком до полугода и тех из них, кто впервые получил наказание.
Также, если позволяет статья, в СИЗО оставляют заключённых, изъявивших желание здесь отбыть наказание и выполнять хозяйственные работы.
Исправительные колонии.
Данные учреждения бывают нескольких типов:
• Колония–поселение. Здесь отбывают наказание осуждённые, совершившие нетяжкие деяния или преступления по неосторожности, а также заключённые, которых перевели из других ИУ по решению суда.
• ИК общего режима. В данных учреждениях содержатся совершившие тяжкие преступления заключённые, рецидивисты, переведённые из детских ИУ (по достижении ими возраста 18 или 21 лет).
• Исправительная колония строгого режима. В таких заведениях отбывают срок осуждённые за тяжкие преступления, зачастую с рецидивом; лица, переведённые из ИК менее жёсткого режима за нарушение условий содержания; преступники, получившие пожизненный срок наказания[21].
• Тюрьмы. Здесь отбывают наказания мужчины со сроком наказания более 5 лет, а также преступники, переведённые из колоний за постоянное нарушение режима. Осуждённые женщины и преступники, приговорённые к отбытию на пожизненный срок, в тюрьмах не содержатся.
• Медицинские исправительные учреждения. В них содержат больных заключённых, нуждающихся в принудительном психиатрическом лечении, согласно приговору суда, и лечении хронических заболеваний.
• Возрастные ИУ разных типов. В таких заведениях содержат несовершеннолетних преступников. Здесь они не только работают, но и получают образование (среднее и специальное среднее).
В ИУ всех типов не содержат вместе:
• взрослых и несовершеннолетних заключённых;
• мужчин и женщин;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 21.12.2021)// "Собрание законодательства РФ", 13.01.1997, N 2, ст. 198,
2. Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 26.05.2021) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 19.08.1993, N 33, ст. 1316.
3. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
4. Концепция федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2017 - 2025 ГОДЫ)"// "Собрание законодательства РФ", 09.01.2017, N 2 (Часть II), ст. 413
5. Программа «Реформирования промышленного сектора уголовно - исполнительной системы и содействие трудовой занятости осужденных на 2012 - 2025г.»
6. Программа «Строительство и реконструкция следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции Российской Федерации, а также строительство жилья для персонала указанных учреждений на 2012 - 2025г.»
7. Распоряжение Правительства РФ от 23.12.2016 N 2808-р Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2017 - 2025 годы)"
8. Александров А. С., Баров Ю. А. Обеспечение режима и безопасности в исправительном учреждении при взаимодействии с субъектами общественного контроля: постановка проблемы // Вестник Кузбасского института. 2017. № 1(30). С. 15–20.
9. Андреев Н.А. Социология исполнения уголовных наказаний Москва, 2001, с. 42.
10. Андреева В.С., Смирнова А.О. История федеральной службы исполнения наказания. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
11. Анисимков В.М. Реформа системы управления органами, исполняющими наказание в виде лишения свободы, Москва, 1995. С. 83 - 91
12. Белик В. Н. К вопросу об эффективности общественного контроля в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 5. С. 95–97.
13. Болотина Е.Б. Правоохранительная функция государственной власти ( теоретико- правовой аспект) диссертация кандидата юридических наук 2000 с. 12-28.
14. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Медицинские исправительные учреждения. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
15. Громов В. Г. Общественный контроль за деятельностью исправительных учреждений // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2018. № 16-2. С. 217–220.
16. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Регулирование деятельности. ГУ ФСИН. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
17. Жилина Е.Ю. Развитие и совершенствование деятельности федеральной службы исполнения наказания. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
18. Краткая характеристика Уголовно-исполнительной системы по состоянию на 01.02.2021[Электронный ресурс]//.Режим доступа: HTTPS://FSIN.GOV.RO/STRUCTURE/INSPECTOR/IAO/STATISTIKA/KRATKAYA%20HARKA%20UIS/
19. Лебедев О.М., Носов М.С. Достоинства и недостатки пенетациарной системы в России. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
20. Маликов Б. З. Общественное воздействие – средство исправления осужденных и роль в нем религиозного аспекта // Уголовно-исполнительное право. 2018. Т. 14(1–4), № 2. С. 146–151.
21. Медведева Н.А. Петрова М.С. Исправительные учреждения в системе ФСИН России. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
22. Милюков, С.Ф. Об основных характеристиках российской уголовно-правовой политики / С.Ф. Милюков // Актуальные проблемы теории борьбы с преступностью и правоприменительной практики. – Красноярск, 2019.
23. Миронов, Р. Г Современное состояние функционирования уголовно-исполнительной системы / Р. Г Миронов, А. В. Щербаков // Человек: преступление и наказание. - 2019. -Т. 27(1-4), № 2. - С. 209-219.
24. Нечаев, А.Д. К вопросу о понятии криминализации и декриминализации: уголовно-политическая концепция / А.Д. Нечаев // Государство и право. – 2017. – № 4.
25. Оганесян С.М. Место и роль пенитенциарной системы в механизме государства / Оганесян С.М. // Мир юридической науки. -2011. - № 8. - С. 3¬
26. Письмо ФФОМС от 21.06.2003 N 2507/30-3и "О медицинском страховании осужденных, содержащихся в колониях-поселениях".
27. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Федеральная служба исполнения наказания. Особенности деятельности. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
28. Селиверстов В.И. Уголвно- исполнительное право России 2000, с. 139
29. Семенов О.В. Борисов А.В. Регулирование работы исправительных учреждений. Актуальные проблемы. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
30. Скиба А. П. Взаимодействие субъектов общественного контроля и учреждений уголовно-исполнительной системы: проблемы правового регулирования // Юрист Юга России и Закавказья. 2015. № 1-2. С. 11–14.
31. Скиба А. П. Исполнение уголовных наказаний в отношении больных осужденных: теоретико-прикладное исследование : дис. … д-ра юрид. наук. Рязань, 2012. 521 с.
32. Смирнов, Л.Б. Актуальные проблемы уголовной и уголовноисполнительной политики России в условиях криминализации общества и международной глобализации / Л.Б. Смирнов // Современная уголовная политика: поиск оптимальной модели : материалы VII Российского конгресса уголовного права (31 мая – 1 июня 2012 года). – М.: Проспект, 2019.
33. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Исправительные учреждения России. Соблюдение прав и свобод заключенных. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
34. Старков О. В. Криминопенология: учеб.пособие / О. В. Старков. М., 2004. 550 страница 8.
35. Тихонова Е.Е. Федеральная служба исполнения наказания. Статистика деятельности 2020 – 2021. – Екатеринбург: Полис, 2021. – 1289 с.
36. Уткин, В.А. Судебная практика и уголовно-исполнительная политика / В.А. Уткин // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний : сб. материалов Международной научно-практ. конф. : в 2 т. – Т. 1. – Рязань: Академия ФСИН России, 2016.
37. Шеслер, А.В. Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации об уголовных наказаниях / А.В. Шеслер // Вестник Кузбасского института. – 2020. – № 3.