- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
вам Нужна Дипломная работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Половые различия эмоциональной сферы подростков
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Психология
60 страниц
50 источников
Добавлена 27.07.2023
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ 5
1.1. Анализ понятия «эмоции», «эмоциональная сфера» в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Особенности эмоциональной сферы подростков 11
1.3. Половые различия эмоциональной сферы подростков 19
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1. Цель, задачи и гипотеза исследования 22
2.2. Методы исследования 22
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 31
3.1. Результаты исследования тревожности подростков 31
3.2. Результаты агрессивности подростков 40
3.3. Определение уровня эмоционального напряжения подростков 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования В современных условиях наблюдается уровень эмоциональной несдержанности, пренебрежения какими-либо нормами в выявлении чувств на всех уровнях общения людей, начиная с семьи и заканчивая коллективом, что в свою очередь негативно отражается на жизнедеятельности личности. Поэтому важно осознавать и понимать как собственные эмоции, так и окружающих людей.
Эмоции-это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия. Эмоциональное состояние - это обобщенное понятие, объединяющее эмоции, эмоциональные переживания вследствие реагирования личности на внешние и внутренние раздражители. Его объем охватывает личность и различные виды эмоциональных ответов на указанные раздражители.
За последние годы в психологии уделялось много внимания изучению некоторых ярковыраженных психических состояний: стресса, беспокойства или тревоги, ригидности и, наконец, фрустрации. Изучением эмоциональной сферы в юношеском возрасте занимались: Д. И. Фельдштейн, Л. И. Божович, В. С. Мухина, Л. С. Выготский, Т. В. Драгунова,З. Фрейд,К. С. Лебединская, В. В. Суворова, Г. А. Кисловская. Изучением гендерных различий в выраженных эмоциональных состояниях личности занимались такие же, как: Э. Маккоби, К. Джеклин, К. Хорни, Л. В. Куликов, Л. П. Баданина, А. М. Прихожан, В. Д. Кузакова, М. С. Пономарева, К. Н.Суханова, П. А. Ковалева.
Гендерный подход содержит положение о том, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин объясняются не столько их физиологическими особенностями, сколько воспитанием и распространенными в каждой культуре представлениями о сущности человеческого и женского. Наиболее ярко это проявляется именно на одном из наиболее противоречивых периодов развития личности – подростковом.
Исходя из актуальности проблемы, можно выделить цель, объект, предмет, задачи исследования.
Гипотеза исследования: гендерные различия определяют особенности развития эмоциональной сферы подростка.
Цель исследования – рассмотреть половые различия эмоциональной сферы подростков.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретический анализ проблемы эмоциональной сферы подростков.
2. Провести методологические основы эмпирического исследования.
3. Проанализировать результаты эмпирического исследования.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
В качестве основного метода был использован диагностический эксперимент с применением следующих методик:
1. Методика САН (самочувствие, активность, настроение)
2. Методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана.
3. Тест эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г. Резапкиной)
4. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
Методологическую основу написания работы составляют сравнительно - сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.
Теоретической основой исследования являются: психолого-педагогические труды, раскрывающие основы эмоциональной сферы подростков
База исследования: МБОУ СОШ № 5 г. ….., 30 мальчиков и 30 девочек.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Теоретический анализ проблемы эмоциональной сферы подростков
1.1. Анализ понятия «эмоции», «эмоциональная сфера» в психолого-педагогической литературе
Вопросам содержания и структуры понятия «эмоциональная сфера» посвящено значительное количество работ зарубежных и отечественных исследователей. По выводам ученых (С.Л. Рубинштейн, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и др.), эмоциональная сфера – это в первую очередь выражения характера, темперамента, проявляющая в определенных чувствах и эмоциях. Определяющих силу и динамизм проявления чувств, эмоциональная сфера представляется собой совокупность личностных качеств, она является регулятором отношений личности к внешнему миру, по сути, выполняет защитную функцию, рассказывает окружающим о состоянии человека. В наиболее общем понимании эмоциональная сфера трактуется как сложная система взаимодействующих и взаимообуславливающих аффектов, настроений, состояний и чувств. Поэтому характеристика понятия «эмоциональная сфера» связана, в первую очередь, с описанием содержания понятий «эмоции» и «чувства».
Эмоции – это особое явления, которое знакомо каждому человеку на бытовом уровне. Можно представить, когда предметом обсуждения становятся отдельные подклассы системы эмоциональной регуляции (эмоции, чувства, аффекты) или же отдельные эмоциональные явления (любовь, ревность, сопереживание), каждый может обратиться к своему эмпирическому опыту и найти в нем примеры соответствующих эмоциональных переживаний.
Эмоциональные проявления, которые выраженные достаточно очень рано, обнаруживаются при восприятии ребенком различных звуков, и особенно голоса близкого взрослого, тембра и интонаций этого голоса (даже без явной связи с содержанием речевых высказываний, а иногда в явном противоречии с ним), музыкальных воздействий.
Очень главным эмоциональным признаком в раннем возрасте становиться сенсорный признак – цвет. Цвет становится одним из эмоциогенных воздействий при восприятии ребенком не только отдельных предметов, но и целых сюжетных ситуаций. И хотя впоследствии он научается понимать ситуации, имеющие сложные ансамбли различных признаков и свойств, цвет остается одним из существенных параметров, определяющих качество стереотипа восприятия (а также узнавания, понимания, отношения) ребенка.
Важную роль в жизни детей играют эмоции. Чувства, которые господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёнок, легко прочитать на его лице, в позе, жестах, во всём его поведении. Развитие и воспитание ребёнка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «видеть» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями.
Важной проблеме, эмоции, большое внимание уделяли зарубежные психологи: В.К. Вилюнас определяет эмоции как «…способность психики человека к пристрастному отражению действительности».
Л.С. Выготский говорит, что эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Эмоции — определенная ступень психологического состояния, выраженная в форме конкретного переживания по отношению к людям и окружающему миру. В «Кратком психологическом словаре» дано следующее определение эмоций: «Эмоции человека – конкретные чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Эмоции выражают оценочное отношение к отдельным условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности (например, страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям и т.п.».
Как считает исследователь Д. Гелернтер: «Эмоции – не добавочный инструмент для познания, не дополнительный способ думать, не форма мышления, а фундаментальная основа процесса мышления». Все его коллеги и в частности он сам показал, что если процесс познания отделить от эмоции, то адекватное поведение и обучение будут не возможны. Исходя из этих экспериментов, Д. Гелернтер построил теорию, утверждающую, что эмоции обеспечивают нас необходимыми критериями, на основании которых мы принимаем рациональные решения. Без здорового эмоционального развития люди не смогли бы существовать в обществе.
Цели, правила и мудрость такого общества были бы утеряны Эмоции – это форма переживаний, отображающая реальную действительность в сознании человека. В совокупности они и формируют эмоциональную сферу личности. Эмоции как некие психические процессы внутренней регуляции поведения, связанные с мотивами и потребностями, переживанием всевозможных жизненных обстоятельств, установлением ценности действующих на личность факторов.
К группе эмоции можно отнести чувства, настроения, переживания, аффекты. Все они входят во все процессы психологического состояния человека. Охарактеризовать эмоции возможно несколькими особенно показательными отличительными признаками, полярностью, модальностью, динамичностью. Главную основу сферы эмоции составляют непосредственно чувства, потребности и эмоции. Основу эмоциональной сферы составляют непосредственно эмоции, чувства, потребности. Эмоции выполняют защитную, креативную и когнитивную функции, таким образом переводя внешнее воздействие в познавательно личностный смысл.
В структуре эмоциональной сферы необходимо выделить сенсорную систему, которая обеспечивает взаимодействие личности с окружающим миром через зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие. С этапом взросления у ребенка происходит последовательное усложнение эмоциональных механизмов, которые представляют собой замкнутую структуру. Выделяют несколько ступеней усложнения эмоционального развития - дифференциация, регуляция и эмоциональные реагирование.
Ознакомившись с работами Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Запорожца А.В., Леонтьева А.Н. и др. мы сделали вывод, что эмоции – это реакция человека, которая защищает от воздействия внутренней и внешней среды, а чувства – это непосредственное выражения переживания человеком на окружающую действительность.
Таким образом, если эмоции представляют собой реакцию человека, которая защищает от воздействия среды, то эмоциональную сферу можно определить, как сочетание личностных волнений и переживаний касательно окружающей действительности и самого себя.
Эмоции являются "центральным звеном" психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Богатство эмоциональных переживаний сопровождает ребенка все глубже понимать окружающую среду, более отзывчиво понимать переживания людей, их межличностные отношения. У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность, улавливать чужое эмоциональное состояние, поэтому важно в данный период развития акцентировать внимание на формировании у ребенка способности к эмпатии, активизированию общительности, регулированию эмоционального состояния детей.
С. Л. Рубинштейн выделял три уровня эмоциональных настроений.
Первый уровень – органической аффективно–эмоциональной чувственности (физические чувства удовольствия и неудовольствия). Ко второму уровню он относит предметные чувства, которые соответствуют восприятиям и предметным действиям.
Второй уровень – чувство, являющееся отражением в осознании переживания, отношения человека к окружению. Важно отметить, что опредмеченность чувств находит свое основное выражение в том, что сами чувства разграничиваются в зависимости от тематической сферы, относящиеся к ней. Эти чувства делятся на интеллектуальные, эстетические и моральные (любовь или ненависть к конкретному лицу, негодование действиями).
Третий уровень – обобщенные чувства (иронии, возвышенного, трагического), которые обозначают направленность человека в его мировоззрении. В сущности, в своей типологии С. Л. Рубинштейн дал картину эволюции эмоций, в которую вложил ведущие начальные неотделимые чувства удовольствия – неудовольствия.
Поэтому следует сказать, что эмоции согласованны с возмещением или неудовлетворенностью желаний личности. Развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Все что ребенок представляет на протяжений всего свое возраста, вся его деятельность является эмоционально - насыщенной. Все, во что «вживает» ребенок дошкольного возраста, – игра, рисование, лепка, музыкальные занятия, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д. - все это имеет насыщенную эмоциональную картинку, иначе деятельность не состоится, или быстро разрушится. В силу своего психологического возраста, ребенок, просто не способен делать то, что ему неинтересно. «Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоциональной сферы – вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития старшего дошкольника».
Все те образные представления у ребенка, которые приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность является эмоционально насыщенной. Все, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка, музыкальные занятия, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - желательно это вес должно иметь должно эмоциональную окраску, и если этого не произойдет, то продуктивная деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно. «Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоциональной сферы – вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития старшего дошкольного возраста».
Между полушариями существуют тонические тормозные регулирующие взаимоотношения. Правое полушарие лучше реагирует при наличии четкого признака эмоции, а левое – в конфликтной ситуации, требующей анализа и обоснованного решения. Ученые-физиологи Девидсон и его коллеги отмечают, что правое полушарие преимущественно связано с оценками неприятного, ужасного, а левое – с приятным и смешным. В связи с вышесказанным, эмоции дифференцируются на два полярных класса. Положительные эмоции, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению.
Отрицательные эмоции стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий. Осуществляя функцию положительного и отрицательного, эмоции способствуют научению полезным формам поведения и устранению не оправдавших себя. Отрицательная эмоция – это сигнал тревоги, крик организма о том, то данная ситуация для него гибельна. Положительная эмоция – сигнал возвращения благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет нужды звучать долго, потому что эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро; пока опасность не устранена, должен подаваться сигнал тревоги.
Зная значение как положительных, так и отрицательных эмоций, нельзя недооценивать последние. И поэтому у детей следует развивать эмоции и положительного, и отрицательного характера. При этом необходимо помнить, что при данной работе важно уметь осуществлять переход от отрицательных эмоций к положительным, ведь для организма ценно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный их динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного ребенка интенсивности.
В процессе межличностного общения, эмоции играют важную роль воспитания и обучения, принимая важную роль в участие памяти, механизмах формирования новых навыков дошкольников. Переживание положительных и отрицательных эмоций можно считать врожденной физиологической функциональной потребностью организма. Свое мироощущение, отношение к окружающим его людям ребенок выражает себя через эмоции, дает оценку происходящему и, таким образом, адаптируется к социальным условиям жизни.
1.2. Особенности эмоциональной сферы подростков
Существует большое количество эмоций: радость, удивление, интерес, печаль, злость, страх, отвращение, презрение, обида и т.д., и каждая из них что-то символизирует сама по себе. Радость – дает нам внутреннее чувство удовлетворения, Страх – является сигналом об опасности и т.д.
В отличие от чувств, которые как правила, испытываем к кому либо или чему- либо, эмоции возникают по отношению к какому либо событию в жизни. На протяжении дня человек может испытать целый калейдоскоп эмоций, они могут меняться достаточно быстро и проявляться с разной степенью интенсивности. Эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, они оказывают влияние на все стороны жизни: на взаимоотношения с людьми, учебу, работу, отношение к миру и себе, поэтому очень важно понимать свои эмоции и уметь справляться с ними. Если подросток не научится понимать свои эмоции и эмоции окружающих, справляться с ними, ему будет сложно понимать свой внутренний мир и мир вокруг него. Умение ребенка идентифицировать и справляться с эмоциями поможет ему быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям его жизни, ведь в ней происходит много новых для него событий: поход в детский сад, школу, переход из класса в класс, знакомства с новыми людьми и с миром в целом.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. – URL: http://минобрнауки.рф/доку- менты/543
2. Алименко Е.О. Психологические особенности самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста : [в 2 ч.] / Е.О. Алименко // АОУАКСЕБ SCIENCE : Материалы III Международной научно-практической конференции. Пенза, 23 апреля 2018 г. - Пенза: Изд -во МЦНС «Наука и просвещение», 2018. - С. 243 - 246. – 1 ч.
3. Астапов В. М. Коморбидность тревоги и подростковой депрессивности / В.М. Астапов, А.Н. Гасилина. - Москва: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2015. - 272 c.
4. Астапов В. М. Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте. Тревожные расстройства : учебное пособие для вузов / В. М. Астапов, Е. Е. Вакнин. – [2-е изд., испр. и доп.]. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 273 с.
5. Астапов В.М., Малкова Е.Е. Тревожные расстройства в детском и подростковом возрасте. Теория и практика : монография. М. ; Воронеж, 2011. 368 с.
6. Барыльник, С. Н. Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей / С. Н. Барыльник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 683-686. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27028/ (дата обращения: 25.03.2022).
7. Бойко В. В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь / В.В. Бойко. - Москва: Союз, 2019. - 160 c.
8. Борисова Т.С., Плоткин М.М. Агрессивность детей и подростков как социальное явление и следствие семейных отношений в современной России. Педагогика, 2020. № 7. с. 67-73.
9. Булгаков А. Наши неуправляемые подростки / А. Булгаков. - Москва: Москва, 2017. - 432 c.
10. Векшина Ольга Александровна Гендерные различия в проявлении эмоциональной устойчивости подростков // Вестник ЮУрГГПУ. 2013. №12-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-razlichiya-v-proyavlenii-emotsionalnoy-ustoychivosti-podrostkov (дата обращения: 25.03.2022).
11. Волков Б.С. Психология подросткового возраста [(для бакалавров)] / Б.С. Волков. - Москва: КноРус, 2018. - 176 c.
12. Гаврилова Е.В. Психосоциальное благополучие российских детей / Е.В. Гаврилова, М.В. Сафронова, Е.В. Хлызова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. - №3. – С. 202.
13. Жуйкова Ирина Васильевна Гендерные особенности агрессивного поведения подростков и их родителей // Ученые записки университета Лесгафта. 2014. №12 (118). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-osobennosti-agressivnogo-povedeniya-podrostkov-i-ih-roditeley (дата обращения: 25.03.2022).
14. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: анамнез, этиология и патогенез. Л., 1988. 244 с. ;
15. Зубковская Т. Г. Изучение взаимосвязи агрессивного поведения и гендерной принадлежности у подростков 12-13 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95059.htm.
16. Исаева П.У., Эхаева Р.М. Агрессивность в подростковом возрасте и ее коррекция. Педагогический вестник. 2019. № 11. с. 30-33.
17. Калинина, Т. В. Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков / Т. В. Калинина, Н. С. Уривская. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11928/ (дата обращения: 25.03.2022).
18. Калинина, Т. В. Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков / Т. В. Калинина, Н. С. Уривская. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11928/ (дата обращения: 25.03.2022).
19. Короленко Ц. П. Психология и психотерапия импульсивности / Ц. П. Короленко [и др.]. // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2015. – № 1 (23). – С. 16–19.
20. Круглова Т. Е. Особенности эмоциональной сферы подростков с разной успеваемостью / Т. Е. Круглова. // Молодой ученый. – 2017. – № 9 (143). – С. 281-284.
21. Лупенко Н.Н. Гендерные различия тревожности личности и социально-психологической адаптированности у подростков // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-razlichiya-trevozhnosti-lichnosti-i-sotsialno-psihologicheskoy-adaptirovannosti-u-podrostkov (дата обращения: 25.03.2022).
22. Малкова Е.Е. Указ. соч. ; Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб., 2004. 248 с.
23. Малкова Елена Евгеньевна Динамика связанных с полом проявлений тревожности у подростков с психическими расстройствами психотического уровня // Психология. Психофизиология. 2012. №6 (265). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-svyazannyh-s-polom-proyavleniy-trevozhnosti-u-podrostkov-s-psihicheskimi-rasstroystvami-psihoticheskogo-urovnya (дата обращения: 25.03.2022).
24. Минобрнауки России : сайт. – URL: http://минобрнауки.рф
25. Мищенко Л.В. Интегративная психология пологендерного развития индивидуальности человека. Том 3. период дошкольного и младшего возраста / Л.В. Мищенко. - Москва: КноРус, 2017. - 155 c.
26. Можгинский Ю. Агрессия подростков. Эмоциональный и кризисный механизм / Ю. Можгинский. - Москва: Лань, 2018. - 128 c.
27. Молчанов С. В. Психология подросткового и юношеского возраста : учебник для академического бакалавриата / С. В. Молчанов. – Москва: Издательство Юрайт, 2016. – 351 с.
28. Нартова-Бочавер С. К. Понятие Психологическое пространство личности и его эвристические возможности / С. К. Нартова-Бочавер; под ред. В.В. Рубцов. - Москва: ГБОУ ВПО, 2015. –106 с.
29. Осницкий А. К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. — 1994. — № 3. — С. 61–68.
30. Остапова А.В. Психологические особенности подросткового возраста / А.В. Остапова // Евразийский научный журнал. - 2015. - №7. - С. 54-59.
31. Пол, гендер, культура. Немецкие и русские исследования / Под ред. Э. Шорэ, К. Хайдер. — М.: изд. РГГУ, 1999. — 214 с.
32. Прихожан А.М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1977. 18 с. ;
33. Развитие личности ребенка / Под ред. A. M. Фонарева. — М.: Прогресс, 1987.-272 с.
34. Райли Д. Подростковая депрессия: моногр. / Д. Райли. - Москва: Рама Паблишинг, 2017. - 692 c.
35. Райс Ф. Психология подросткового возраста / Ф. Райс, К. Долджин. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. - 380 c.
36. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. - Москва: Питер, 2017. - 816 c.
37. Реан А. А. Психология подростка / А. А. Реан. - Москва: Прайм-Еврознак, 2018. - 203 c.
38. Реан А.А., Коновалов И.А. Проявление агрессивности подростков в зависимости от пола и социально-экономического статуса семьи // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 23–33.
39. Резникова О. Формирование толерантности подростков в образовательном учреждении / О. Резникова. - Москва: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 52 c.
40. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учеб. пособие / Л. М. Семенюк. — М.: Московский психолого-социальный ин-т: Флинта, 1998. — 96 с.
41. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2013. № 2. С. 42-52
42. Слободская Елена Романовна, Бочаров Андрей Викторович, Рябиченко Татьяна Ивановна Взаимодействие агрессивного поведения и тревожности в процессе приспособления подростков: роль фактора пола // СПЖ. 2008. №29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-agressivnogo-povedeniya-i-trevozhnosti-v-protsesse-prisposobleniya-podrostkov-rol-faktora-pola (дата обращения: 25.03.2022).
43. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т. П. Смирнова. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 160 с.
44. Солынин Н. Э. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте / Н. Э. Солынин, Е. П. Лебедева // Ярославский педагогический вестник . – 2016. – № 6 – С. 281.
45. Старшинина И.В. Психолого-педагогическая поддержка подростков с повышенным уровнем тревожности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 25 с.
46. Толстых Н.Н. Современное взросление / Н.Н. Толстых // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. - №4. – С. 8-11.
47. Тревога и тревожность : учебное пособие / под ред. В.М. Астапова. СПб., 2001. С. 88-103.
48. Утемуратова Б. К. Особенности психологического сопровождения в профессиональной ориентации школьников / Б. К. Утемуратова, И. Б. Тихонова, В. И. Горлов // Техническое регулирование в едином экономическом пространстве : сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 19 мая 2017 г. - Екатеринбург: РГППУ, 2017. - С. 264-268.
49. Федосенко Е. В. Психологическое сопровождение подростков. Система работы, диагностика, тренинги / Е.В. Федосенко. - Москва: Речь, 2016. - 192 c.
50. Якиманская И.С. Гендерные особенности агрессивности и адаптивности подростков // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-osobennosti-agressivnosti-i-adaptivnosti-podrostkov (дата обращения: 25.03.2022).
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней