Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последнее время возникает проблема поиска потенциальных путей совершенствования подготовки будущих учителей в гуманизированной образовательной среде [2], что является одним из ее основных направлений. В современной подготовке будущего учителя технологии его педагогическая компетентность выступает как единица теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной педагогической деятельности в технологическом образовании учащихся. Исследования, которые проводятся в этой области, позволяют выполнить несколько задач, связанных со спецификой подготовки будущих учителей технологии: выявить трудности, которые возникают у будущих учителей технологии при формировании их готовности, определить навыки в технологическом обучении и в учебных заведениях, изучить особенности становления личности будущего учителя технологии в гуманистической среде.
Степень разработанности. Для достижения поставленных целей широко используются различные педагогические технологии, способствующие повышению качества обученности и воспитанности студентов. Эффективность применения педагогических технологий в процессе образования представлена в трудах таких ученых и педагогов, как: Г.К. Селевко, В.И. Андреева, В.П. Беспалько, В.И. Боголюбова, М.В. Кларина, В.А. Сластенина, В.Ю. Питюкова, Я.А. Савельева и др. Но остается проблема подготовки специалиста-профессионала. А.А. Вербицкий, В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур, Н.Н. Палтышев и другие исследователи отчасти дают ответ, как теорию подчинить практике. Исследователи предложили в процессе подготовки профессионала обеспечить переход от познавательной деятельности к профессиональной.
Цель – изучить и проанализировать дидактическое и экономическое обоснование совершенствования подготовки будущих учителей технологии в сфере оказания услуг (на примере дисциплины «Основы сервисологии и сервисной деятельности»).
Задачи:
1) выполнить анализ содержания образования в рамках предметной области «Технология» на ступени основного общего образования;
2) выполнить разработку проекта совершенствования подготовки будущих учителей технологии в сфере оказания услуг по дисциплине «Основы сервисологии и сервисной деятельности»;
3) выполнить экономическое обоснование совершенствования подготовки будущих учителей технологии в сфере оказания услуг по дисциплине «Основы сервисологии и сервисной деятельности».
Объект исследования – дисциплина «Основы сервисологии и сервисной деятельности».
Предмет исследования – дидактическое и экономическое обоснование совершенствования подготовки будущих учителей технологии.
Структура работы: введение, три главы, заключение и список литературы.
1 АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Анализ требований ФГОС ООО к предметной области «Технология»
Особенноти стандарта изложены в "Фундаментальном ядре содержания общего образования" и "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" .
Фундаментальное ядро содержания общего образования определяет:
- систему базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты социального и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смыслу человеческой жизни;
- систему основных понятий, относящихся к областям предметных знаний, представленных в средней школе;
- систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Формирование УУД - обеспечивает целостность общекультурного, личностного и когнитивного развития и саморазвития личности; формирует основу организации и регулирования любой деятельности учащегося, независимо от ее предметного содержания; обеспечивает этапы усвоения учебного материала и формирует психологические способности учащихся. УУД в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом делятся на личностные, когнитивные, коммуникативные, регулятивные.
Теоретико-методологическим обоснованием формирования УУД является системно-деятельностный подход, в основе которого лежат положения научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова.
Примерная программа по курсу "Технология" способствует сохранению единого образовательного пространства России, выполняет следующие функции: информационная и смысловая нормализация учебного процесса; задает распределение времени по разделам и организационно-плановое построение содержания; определяет примерную последовательность изучения содержания технологии в начальной школе и ее распределении с учетом возрастных особенностей учащихся; обеспечивает общее методическое руководство; устанавливает требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, дает общие рекомендации по проведению различных видов занятий.
Основной целью изучения предмета "Технология" в системе общего образования является формирование представлений о компонентах техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях. Овладение технологическим подходом как универсальным алгоритмом преобразующей и творческой деятельности определяет общие цели предмета "Технология". В целях учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ в области технологий изучается по одному из трех направлений: "Промышленные технологии", "Технологии домашнего хозяйства" и "Сельскохозяйственные технологии" (агротехнологии, технологии животноводства).
В 2021 году были утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее - ДОУ и ООО соответственно). Обновленная редакция Федерального государственного образовательного стандарта сохраняет принципы вариативности при формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также с учетом интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учащихся . Новые ФГОС вступят в силу с 1 сентября 2022 года в первом и пятом классах. Обновленный ФГОС формулирует наиболее конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяя ответить на вопросы: что именно будет знать ученик, что он освоит и что он освоит. Обновленные ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
По словам эксперта Савиных Г . существует шесть основных изменений.
Изменение 1. Предметные результаты были сформулированы по-новому.
Разработчики сформулировали требования к предметным результатам в логике деятельностного подхода. Теперь предметными результатами являются учебные действия с предметным материалом. Действующий Федеральный государственный образовательный стандарт закрепляет требования к контролируемым элементам контента (далее – КЭС), а проект - к образовательной деятельности с этим контентом. То есть КЭС и УУД были интегрированы в проект. Для достижения существенных результатов студентам теперь придется овладевать знаниями и навыками и применять их, то есть действовать. Учебный предмет в логике нового Федерального государственного образовательного стандарта станет дидактическим ресурсом для развития метапредметности. Федеральный государственный образовательный стандарт требует от студентов формирования предпосылок к научному типу мышления. Для реализации этого требования необходимо создать условия для образовательных исследований школьников, включая получение новых знаний, их интерпретацию, трансформацию и применение в различных образовательных ситуациях, в Программе развития УУД и ООП .
Изменение 2. Требования к образовательным результатам были разделены по годам обучения. Требования к предметным образовательным результатам были распределены по годам освоения ООП базового образования. При промежуточной аттестации школа должна проверить результаты и в порядке, установленном Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Школы, которые имеют или получат статус федеральной или региональной инновационной платформы на момент введения ФГОС, по-прежнему смогут распределять результаты по годам обучения по своему усмотрению (п. 24 проекта ФГОС).
Изменение 3. Были введены тематические модули по искусству, музыке, технологиям и физическому воспитанию. Разделить содержание модулей освоения рабочей программы можно по-разному. Необходимо спланировать интеграцию регулярных и внеклассных занятий с помощью модульного принципа обучения.
Изменение 4. Расширилось содержание образовательной деятельности. Проект изменяет и расширяет содержание образования. Это изменило требования к личным образовательным результатам и увеличило количество направлений воспитательной работы.
Для каждого направления образовательной деятельности в проекте Федерального государственного образовательного стандарта были прописаны персональные образовательные результаты. Разработчики усилили акцент на физическом и трудовом воспитании, исследовательском опыте и познавательной мотивации. Изменения связаны с указами президента 2018 года. Согласно им, Правительство Российской Федерации к 2024 году должно обеспечить "воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, основанной на духовно-нравственных ценностях народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традициях".
Даже в новом проекте Федерального государственного образовательного стандарта были изменены название и содержание Программы воспитания и социализации учащихся. Теперь это программа обучения детей. В рамках мониторинга личностного развития школьников провести диагностику уровня познавательной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Мониторинг связан с планом внеклассных мероприятий. Внедряется портфолио в школе, чтобы учитывать индивидуальные достижения учащихся. Увязать индивидуальную проектную деятельность с работой над жизненным путем школьников, включая электронное проектирование и профессиональную ориентацию школьников. Для этого предложены темы, которые затрагивают социальные и профессиональные проблемы в учебном материале. Планируемые личностные образовательные результаты школьников включают социальную ответственность и формирование гибких навыков. Выделите темы в рабочих программах, которые имеют образовательный потенциал.
Изменение 5. Второй иностранный язык был исключен из списка обязательных учебных предметов. Школа может ввести второй иностранный язык по выбору учащихся, если у нее есть необходимые условия.
Изменение 6. Было введено понятие "функциональная грамотность". Новый проект ООО "ФГОС" декларирует функциональную грамотность как часть государственных гарантий качества основного общего образования (п. 3 проекта). Школа должна обеспечить формирование функциональной грамотности в ходе реализации ООП, в том числе учащиеся должны приобрести компетенции, которые помогут им в будущем получить образование и ориентироваться в мире профессий (пункт 29 проекта). Проект ФГОС закрепляет функциональную грамотность в результате освоения ООП. Это связано с внедрением новой методики оценки качества общего образования (Приказ Рособрнадзора № 590, Минобрнауки № 219 от 06.05.2019). До 2024 года международные исследования качества образования будут проводиться во всех субъектах Российской Федерации .
В сфере коммуникации: формирование рабочей группы для реализации проекта с учетом общих интересов и возможностей будущих сотрудников; подбор знаковых систем и инструментов для кодирования и обработки информации в процессе коммуникации; подготовка коммуникационной и технологической документации с учетом требований текущего правила и стандарты; публичная презентация и защита продукта проекта, продукта труда или услуги; разработка вариантов рекламных изображений, слоганов и этикеток; потребительская оценка визуального ряда текущей рекламы.
В физиологической и психологической сфере: развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с использованием машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; соблюдение требуемого количества усилий, прилагаемых к инструменту, с учетом технологических требований; сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Сравнение Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования от 2010 и 2021 гг. представлено в таблице 1.
Таблица 1
Сравнение Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования от 2010 и 2021 гг.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования».
3. Бабина, Н. Ф. Контроль и оценивание качества обучения по «Технологии» / Н.Ф. Бабина — М. : — «Директ-Медиа», 2015. — 220 с.
4. Бурлакова, И.И. Управление качеством образования в современном вузе: вопросы теории и практики // Качественное образование: проблемы и перспективы. сборник научных статей. Москва, 2016. С. 40-50
5. Воробьева, С. В. Современные средства оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. В. Воробьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство «Юрайт», 2019. — 740 с.
6. Гомзякова, Е.М. Использование сервисов Web 2.0 в работе учителя математики // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 100-103.
7. Ермакова, Е. В. Учебно-методическое обеспечение дисциплины "современные средства оценивания результатов обучения" при подготовке будущих учителей технологии / Е. В. Ермакова // Вестник науки. – 2021. – Т. 4. – № 4(37). – С. 29-37.
8. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2011. — 224 с
9. Кызым, С.С. Применение мультимедиа в профессиональном образовании: автореф. дис .. канд. пед. наук: 13.00.04.- аука, 2017. - 20 с.
10. Кондратюк, С.Д. Формирование профессиональных знаний и навыков будущего профессионального педагога с помощью информационных технологий/ Кондратюк В.Д. - Наука, 2017. - 218 с.
11. Мендель, В.В., Дрейзен, О.А. Аспекты использования информационных и компьютерных технологий в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. 2020. №2. С.176
12. Муштавинская, И. В. Современная оценка образовательных достижений учащихся : Методическое пособие / Науч. ред.: И.В. Муштавинская, Е. Ю. Лукичева. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 304 с.
13. Павлова, О.А. Профессионально ориентированные задания как средство стимулирования профессионального саморазвития будущих учителей // Профильная школа. 2020. Т. 8. № 1. С. 32-38
14. Павлова, О.А., Чиркова, Н.И. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Учебное пособие / Саратов, 2018
15. Павлова, О.А., Чиркова, Н.И. Профессионально ориентированные проекты педагогической направленности как инструмент стимулирования профессионального саморазвития будущих учителей // Нижегородское образование. 2020. № 1. С. 127-134
16. Перспективы развития высшей школы : материалы XIII Международной науч.-метод. конф. / редкол.: В. К. Пестис [и др.]. – Гродно : ГГАУ, 2020. – 332 с
17. Рабочая программа разработана с учетом Примерной основной образовательной программой (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федарального учебно-методического объединения по общему образованию) и авторской программой в предметной линии учебников «Технология» для 5—9 классов (Е. С. Глозман, О. А. Кожина, Ю. Л. Хотунцев, Е. Н. Кудакова и др.).
18. Рабочая программа по технологии. Составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии с учетом авторской программы основного общего образования по технологии 5-9 классы (авторы: А.Т.Тищенко, Н.В.Синица.)
19. Савиных Г. Изменения во ФГОС основного общего образования. Что внедрять уже сейчас. //Справочник заместителя директора школы. -2020г.-№2.
20. Самылкина, Н. Н. Современные средства оценивания результатов обучения / Н. Н. Самылкина — Москва : Лаборатория знаний, 2015, — 173 с.
21. Чиркова, Н.И., Павлова, О.А. Методический кейс как вариативное средство профессиональной подготовки учителя // Гуманизация образования. 2021. № 1. С. 19-31
22. Яценко, В. Н. Повышение эффективности и продуктивности образовательного процесса через использование сервиса learningapps.org / В. Н. Яценко // Служение педагогическому делу : Сборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 14 апреля 2021 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2021. – С. 23-28.
23. Григоров, С.Ю. К вопросу о сущности профессиональной компетенции [Электронный ресурс] / С.Ю. Григоров, М. Амаду, Д.П. Федюнин // Территория науки. – 2017. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kvoprosu-o-suschnosti-professionalnoy-kompetentsii
24. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html#:~:text=Концепция%20духовно-нравственного%20развития%20и%20воспитания,России%20Федеральному%20собранию%20Российской%20Федерации
25. Цели и задачи технологического образования. - URL: https://sudact.ru/law/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia/2/2.2/2.2.2/2.2.2.15/tseli-i-zadachi-tekhnologicheskogo-obrazovaniia/
26. Щербаков, Н.П. Внутренняя и внешняя оценки качества образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам высшего образования // Новые технологии оценки качества образования. URL : https://iexam.ru/sites/default/files/Scherbakov_N._P._Internal_and_external_education_quality_assessment_o f_basic_professional_programmes_of_higher_education.pdf
27. LearningApps.org [Электронный ресурс]. – 2021. - Режим доступа: https://learningapps.org.