Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Письмо, как вид речной деятельности, появилось в истории челове-ка для того, чтобы записывать накопленный опыт, и для обучения ино-странному языку долгое время было второстепенным.
На сегодняшний день письмо, а также другие виды речевой дея-тельности, необходимы для развития коммуникативной деятельности.
На протяжении долгого времени преподавание письма было второ-степенным. Письмо служило средством для обучения других видов рече-вой деятельности, средством для лучшего усвоения программного языче-ского материала, средством для контроля формирования речевых умений и навыков.
Действительно, смысл письма сложно переоценить. Но сегодня необходима реабилитация письма и возвращение его законного места сре-ди речевых видов, например, речи, аудиции и чтения. Сейчас отношение к письменности и подготовке учащихся к высказыванию мыслей в письмен-ном виде решительно меняется. Письмо, как цель образования, присут-ствует в программах всех видов учебных заведений, на каждом этапе под-готовки.
Сегодня мы все чаще встречаемся с проблемой того, что письмен-ные навыки стали очень востребованы и получили статус наиболее про-фессионального значения в мире, поскольку компьютерные связи, которые стали основным инструментом для профессионального контакта, вывели письменные документы на первое место. Если учесть все вышесказанное, то актуальность выбранного вопроса связана с необходимостью расши-рить для более глубокого изучения, и апробация методов подготовки письменных речей, поскольку этот вид речевой деятельности стал главным инструментом профессиональной коммуникации.
Письменные речи позволяют сохранить язык и фактическое знание, служат надежным средством мыслей, стимулируют речи, слушания и чте-ния на иностранных языках.
Если правильно определить цели подготовки письма и письменного общения, учитывать роль письменного общения в развитии иных умений, использовать упражнения полностью соответствующих целям, выполнять упражнения в подходящих этапах подготовки, то устное общение стано-вится постепенно более богатым и логичным.
Важную роль в письме играет выработка грамматических навыков, выполнение письменных задач от простых списаний до задач, требующих креативного подхода, создавая необходимые шаблоны для памяти. Без опоры на письмо, обучающимся сложно удержать в памяти лексический и грамматический материал.
Письменная речь рассматривается как творческое коммуникативное умение, понимаемое как способность изложить свои мысли в письменном виде. Чтобы это сделать, нужно иметь орфографические и графические навыки, уметь композиционно строить и оформлять в письменной форме речь, составляемую внутренней речью, и уметь подобрать адекватные грамматические и лексические элементы.
Актуальность данной темы обуславливается большой заинтересо-ванностью и необходимостью нашей страны в воспитании и развитии лич-ности, которая способствует межкультурному общению а также самораз-витию и самосовершенствованию в этой сфере. Помимо этого сюда входит разработка новейших и более эффективных методов для формирования и контроля навыков письменной речи.
Цель данной работы – выявление особенностей формирования письма и письменной речи на уроках английского языка в среднем звене.
Основными задачами работы являются:
- провести характеристику использования особенностей формирова-ния письма и письменной речи на уроках по английскому языку;
- изучить технологию использования особенностей формирования письма и письменной речи на уроках английского языка;
- дать анализ использования особенностей формирования письма и письменной речи на уроках английского языка в среднем звене;
- описать результат использования особенностей формирования письма и письменной речи на уроках английского языка в среднем звене.
Объектом исследования является организация процесса обучения письму и письменной речи на занятиях по иностранному языку.
Предметом исследования является организация процесса использо-вания письма и письменной речи на занятиях по иностранному языку.
Методологической основой данной работы являются труды таких авторов как: Бим И.Л., Богоявленского Д.Н., Верещагиной И.Н., Гальско-вой Н.Д. Зимней И.А., и других авторов.
Методическая основа - анализ методических исследований В.Г. Асе-ева, О.В. Барменкова, Л.И. Божович, А.Я. Блох, Н.Д. Гальсковой, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Г.В. Роговой, Е.Н. Солововой.
В ходе исследования нами применялись следующие методы:
1. Беседа с преподавателем английского языка среднего звена.
2. Анализ заданий, направленных на формирование навыков письма.
3. Оценка эффективности методов и способов.
4. Исследование ФГОС (федеральных государственных образова-тельных стандартов) и учебно-методических комплексов по английскому языку.
Практическая значимость заключается в возможности дальнейшего использования разработанных методов по развитию письменной речи на уроках иностранного языка при обучении школьников среднего звена.
Структура. Данная работа состоит из введения, оглавления, двух глав, каждая из которых состоит из двух параграфов, выводов по главам, заключения и списка литературы, а также приложений.
Глава 1. Теоретические основы использования особенностей
формирования письма и письменной речи на уроках английского языка в среднем звене
1.1 Характеристика использования особенностей формирования пись-ма и письменной речи на уроках английского языка
Перед рассмотрением вопроса обучения письму необходимо разгра-ничивать понятия письма и письменной речи. Письменные речи являются одним из видов речи, в том числе устной и внутренний, и входят в состав письма. В языке грамматика понимает графическую систему как одну из форм выражения плана. Под письменным языком является книжный язык. В психология считается письменность сложным процессом, при котором возникает соотношение речи, буквы и речи, производимые человеком. Ме-тодика под письмом предполагает овладение школьниками графическими и грамматическими системами на иностранном языке, чтобы фиксировать языковые и речевые материалы, чтобы их лучше запомнить. Обучение письменных речей может служить целью, а также средством для обучения, поскольку этот процесс дает возможность освоить монологические речи, используя такие свойства, как ровность, последовательность, логичность и устойчивость.
Письменное слово является процессом выражения мысли в графиче-ском виде. Это эффективный вид речи. Основой письменности речи являет-ся устное говорящее, в том числе и речь, связанная с письмом с самими механизмами его порождения:
• замысел (что сказать);
• отбор нужных языковых средств (как говорить, подбирать слова, их сочетать в высказывании);
Часто термины «письмо» и «письменная речь» не противопоставлены методике. Термин «письмо» является понятием более широким, чем речь письменная, он может содержать и речь как таковую, и речь письменную. Обучению письму и письменной речи образуют одно и то же: для того, чтобы овладеть письменной речью, необходимо освоить технику письма, то есть письмом, и наоборот, обучение на иностранном языке невозможно ограничить лишь обучением техникой письма
Письмо предполагает:
· графику - систему знаков-графем;
· орфографию - правописание, систему правил использования зна-ков;
· запись - письменная фиксация языков разной длины;
· письменная речь является письменной фиксацией устных высказы-ваний, чтобы решить определенную коммуникативную задачу.
В практике преподавания в письме понимаются технологические или процессуальные аспекты, а в письме - сложная творческая деятельность, направленная на выражение мысли в письменном виде. Чтобы это сделать, нужно иметь орфографические и каллграфические навыки, уметь компози-ционно строить и оформлять в письменной форме речевое изложение, со-ставленное внутренней речью, и умение выбирать адекватные грамматиче-ские и лексические элементы. Когда речь идет о слове как самостоятельный вид речевой деятельности, то имеют ввиду о письменной речи. Цель пре-подавания письма в этом тексте заключается в том, чтобы обучать студен-тов писать на языке иностранного языка те же слова, которые знает обра-зованный человек на языке родного языка. Любые тексты, написанные ав-тором, представляют собой выражение мысли в графическом виде.
Письмо должно рассматриваться как один из главных самостоятель-ных видов речи, осуществляемых на двух уровнях:
1) Уровень репродуктивный - это фиксация своих высказываний, со-кращая все особенности устной коммуникации. Данный уровень обычно функционирует в случае, если мы делаем записи на свои высказывания, пишем личные письма;
Уровень продуктивности является продуционированой собственно письменной речи со всеми особенностями ее полноты, сложности синтакси-са, расширения, грамматического норматива. Этот уровень применяется при написании статей, научно-исследовательских рефератов и книг и пред-ставляет собой выражение мыслей письменно [15, c105-106].
Гальсков И. Д. дает следующую формулировку понятия «письмо». Письмо является продуктивной аналитической и синтетической деятельно-стью, связанной с порождением и фиксацией текста. [4, с.26-29].
Бабинская П.К. предлагает нашему вниманию еще одно определение понятия "письменная речь”. Итак, письменная речь - вид речевой деятель-ности, целью которого является изложение мыслей в письменной форме (письмо, сочинение и т.д.)
Бабинская П. К. предлагает для нашего внимания еще одну интер-претацию понятия «письменная речь». Таким образом, речь письменная - это вид речевого деятельности, цель которого заключается в изложении мыслей в письме, сочинении и так далее. [1, с.126].
А Мильруд Р.П. даёт следующие характеристики:
• письменная речь является целенаправленным и творческим совер-шением мыслей в письменном слове;
• письменная речь является способом формирования и формирова-ния мыслей в письменном языке [13, с.4].
А.А. Утробина же приводит такие определения понятий:
• письмо является деятельностью, направленной на графическое фик-сирование слов и его элементов; письмо является деятельностью, направ-ленной на графическое фиксирование речей и ее элементов
• письменная речь является видом речи, связанным с способностью излагать информацию в письмеменном виде. [20, с.77].
Трудно не согласится с Гальсковой И. Д., что сочинение появилось на основе звуковой речи, как способ сохранить речевые произведения во времени как хранилище знаний человечества и накопленных опытов [5, с.247]. При построении письменных текстов составитель, как правило, сле-дует определённой логической цепочке: мотиву, цели, предмет, адресат.
Письмо в качестве средства и цели обучения вводится в учебный процесс обучения параллельно, что позволяет проводить коммуникацию без богатых языковых средств. Сысоева Е. Э. подтверждает, что способ-ность продуцировать коммуникационные сообщения четко и в четкой об-щепринятой форме упрощает правильное восприятие и понимание инфор-мации в условиях общения. [19, с.6].
В книге «Методика преподавания иностранных языков в школе» ав-тор пишет: Письмо – сложная речь. Она позволяет с помощью графиче-ской системы обеспечить общение с людьми. Это продуктивный вид речи, когда человек записывает речи для передачи другим людям. Продуктом данной деятельности являются речевые произведения или тексты, предна-значенные для чтения. Ясно что письмо является видом речевой деятель-ности и не просто фиксацией письменной речи и включает понятие письма понятие письменной речи (Верещагина и Рогова). Это свидетельствует о том, что лингвистические составляющие учебного пособия по письму, со-гласно авторам книги, включают графику, орфографию, записную фикса-цию речи, а также письменную речь, выражающую мысль в письменном виде.
Цель преподавания иностранных письменных речей состоит в формировании коммуникативных компетенций у учащихся, в том числе в знаниях письменных слов, правописании слов, грамматики и композиции письменного текста, умении создавать разные виды письменных сочине-ний, знание содержания и формы письменных произведений, способах выражения мыслей в письменной форме.
Наметим главные направления подготовки иноязычных писем и письменных речей. Основной целью работы является формирование письменных коммуникативных иноязычных компетенций, структура ко-торых предусмотрена в Таблице 1 и основана на навыках письма, а также на видах письменного общения.
Таблица 1. Характеристика методик и методов обучения письменных ком-муникативных иноязычных компетенций
Виды
упражнений
«креативного
письма» Характеристика Виды работ
Письмо Это задание носит -официальное;
полифункциональный характер. -неофициальное;
Для письма нужно владеть: а) -приглашение;
этикетными формулами -извинение;
(приветствие, прощание, запрос -благодарность;
сведений, благодарности); -одобрение и отказ;
б) правилами организации -просьба;
иноязычного письменного -резюме;
текста, включая умение -жалоба;
оформлять адрес на конверте; -запрос;
в) соблюдение правил -заказ;
орфографии и пунктуации -объявление
Сочинение Сочинение - вид письменного -статьи;
задания, предусматривающий -отзывы;
изложение учащимся своих -за и против;
мыслей, переживаний, суждений -собственной мнение;
с привлечением собственного -предложение решение
жизненного опыта. Сочинение являет-ся эффективной формой выражения мыслей в письменной форме. Его сле-дует использовать на всех этапах обу-чения с постепенным усложнением темы и способа его выполнения проблемы
В соответствии с требованиями ФГОС овладение письмом преду-сматривает развитие у обучающихся следующих навыков и умений:
-делать выписки из текста, учебные записи, тезисы, конспекты;
-писать короткое поздравление с днём рождения или с другим праздником, выразить пожелания в объеме от 30 до 40 слов, в том числе написать адрес;
-писать сочинения и эссе;
-Заполнять бланки с указанием имени, фамилии, пола, возраста, гражданства, адреса;
-писать личные письма по образцу, не опираясь на образец; исполь-зуя материалы одной или более тем, которые усваиваются в письменной речи, а также в чтении, применяя необходимые формулировки речевой этикета; объем личных письмов 80-90 слов;
-составлять письменную опору для устного высказывания докладов и рефератов; - составлять письменную опору для устного высказывания докладов и рефератов. [ФГОС 2012]
Письмо в качестве цели обучения предусматривается в программах разных типов школ. В качестве окончательных требований средней школы выступает развитие умения выражать мысли письменно, то есть применять письмо в качестве средств коммуникации. Надо расширить тему и объём письменного высказывания, улучшить качественную характеристику тек-ста.
Содержание обучения на этом этапе должен быть более информа-тивным и строится преимущественно по аутентичному материалу: эписто-лярным образцам эпистолярного типа:
— тексты писем и открыток, статьи из газет, журналов и газет. Они служат для подростков образцом развития следующего навыка:
• сообщать иностранному другу информацию про себя, свою семью, школу, город, свои интересы и увлечения;
• запрашивать информацию о том же у своего адресата;
• написать заметку в газете или журнале в соответствии с приня-тыми в стране нормами языка;
• сообщать в формуляре анкеты основные данные личного ха-рактера;
• после прочтения печатных текстов составлять планы, выписать ключевые слова и речевые формулы и так далее для последующего ис-пользования в письменных высказываниях. [Гальскова 2009]
На каждом этапе обучения развивается общая стратегическая ком-петентность. К ним входят следующее:
После ознакомления с печатными текстами составлять планы, пи-сать ключевые слова, формулы речи и так далее для последующей приме-нения в письменных текстах.
• Применение текста как информационного и языкового опорно-го материала;
• сверять написанное с образцом;
• обращаться к справочной литературе и словарям;
• пользоваться перифразой;
• упрощать письменный текст;
• использовать слова — описания общих понятий;
• прибегать к синонимическим заменам;
• связывать свой опыт с опытом партнера по общению.
Современная методика подготовки к письму, письменной речи на иностранных языках получила распространение, так называемое «креа-тивное письмо». Под ним относятся упражнения производительного ха-рактера самых разных степеней сложности, различных по форме, по со-держанию. Это письмо можно использовать на любой стадии подготовки. Надо отметить три важных условия:
-цели обучения;
-принципы, методы и приёмы обучения;
- учебный контроль.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Литература
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. — 448 с.
2. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М., 1969. - 279с.
3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1986.- 608с.
Архангельский А. С. Обученность - главная переменная шкала отметок, градации контингента и функции оценивания учителя - М.: Знание, 1985. - 102 с.
4. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как нерод-ного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М., Из-дательство Российского университета дружбы народов, 2006. - 185 с.
5. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам и проблемы школьного учебника. - М., 1977.- 288с.
6. Бим И.Л. Методика обучения второму иностранному языку. М., 2001.
7. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии, М.; Просве-щение, 1966. - 308с.
8. Вербицкий А.А., Григоренко О.А. Контекстное обучение иностран-ному языку специальности. Учебно-методическое пособие. — М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. — 205 с.
9. Верещагина И.Н. Рогова Г.В. Языкова Н.В. Методика обучения ан-глийскому языку. Пособие для учителей и студентов педагогических ву-зов.— М.: Просвещение,2008.- 224с.
10. Выготский Н.В. Психологические особенности обучения письму де-тей младшего школьного возраста // Вопросы психологии, 1998.
11. Выготский Л.С. Умственное развитие детей. М., 1935.
12. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным язы-кам: Пособие для учителя. — М.: АРКТИ, 2003.- 192с.
13. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студента лингв. ун - тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Акаде-мия», 2009. - 336с.
14. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения ино-странным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. — М.: Ай-рис-пресс, 2004.- 240с.
15. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным язы-кам. М., 2015.
16. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2016.
17. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М: Высшая школа, 1982.- 373с.
18. Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку : в 2 ч. Ч. 2: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/ Н.А.Горлова.— М.: Издательский центр «Академия»,2013. — 272 с.
19. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в школе. М., 1982.
20. Грузинская И.А. Методика преподавания английского языка в сред-ней школе. М., 1947.
21. Демьяненко М.Я., Лазаренко К.А., Мельник С.В. Основы общей ме-тодики обучения иностранным языкам: Теоретический курс. - 2-е изд., доп. и перераб. - Киев.: Вища школа, 1984. - 256с.
22. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2004.— 384 с.
23. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.- М: Просвещение, 1991. - 222с.
24. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 2015.
25. Зимняя И. А. Педагогическая психология - М.: Логос, 2017. - 384 с.
26. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 2015.
27. Иванова А.М. Обучение письменной речи на английском языке. - М.: Просвещение, 1981.- 127с.
28. Иванова А.М. Обучение письменной речи на английском языке. - М.: Просвещение, 2018. .- 127с.
29. Ильина И. Методика преподавания английского языка: учебное по-собие / И. Ильина. - Астана: Фолиант, 2010. - 201 с.
30. Иностранные языки в школе. 1997. №2
31. Каменский А.И. Основы интенсификации обучения иностранным языкам: Лекционно-практический курс для студентов второго курса днев-ной, заочной форм обучения и экстерната специальности 6.030500 "Ан-глийский язык и литература". - Симф.: ТНУ, 2004.5.
32. Комков И.Ф. Методика преподавания иностранным языкам - Минск 1983.- 352.
33. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. М., 1955, с. 302-303
34. Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения / А.В. Конышева. - Минск: Тетра Системс, 2007. - 352 с.
35. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продук-тивные образовательные технологии: учебное пособие / Н.Ф. Коряковцева. - М.: Академия, 2010. - 201 с.
36. Концепция образования по иностранным языкам в 12-ти летней шко-ле// Иностранные языки в школе . - 2000. - № 6.
37. Кочергин А. Н. Моделирование мышления - М.: Политиздат, 1969.
38. Кузьмина Л.Г. К вопросу о содержании обучения иноязычной пись-менной речи // Вестник ВГУ, серия лингвистика и межкультурная комму-никация. - 2001. - В.1. - С.97-99
39. Леонтьев, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам: хре-стоматия / А.А. Леонтьев. - М.:Русский язык, 1991. - 338 с.
40. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М: Изд-во АН СССР. - 1950. - 250с.
41. Лурия А.Р. Письмо и речь. М., 2002.
42. Леонтьев А.А. “Язык и речевая деятельность в общей и педагогиче-ской психологии” Москва - Воронеж, 2004, с.309.
43. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И.. Настоль-ная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. – Минск, 1996.- 522с.
44. Мильруд И.П. Статья из журнала: Иностранные языки в школе. —
1997. — № 2 . — С. 5-11.
45. Мильруд Р. Методика обучения иностранной письменной речи. - М.: Просвещение, 1981.
46.Мильруд Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речи// Ино-странные языки в школе . - 2019. - № 2.
47. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения иностранному языку. - М.: Просвещение, 1990
48. Миролюбов А.А., Рахманова И.В., Цетлин В.С. Общая методика обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1967.- 504с.
49. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений: В
3 кн. - 3-е изд. -. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.1. Об-щие основы психологии. - 688с.
50. Новые педагогические и информационные технологии /Под ред. Е.С.Полат- М., 1999.
51. Пассов Е. С. Основные вопросы обучения иностранной речи - Воро-неж: Воронежский гос. пед. институт, 1974. - 164 c.
52. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М., 1988.
53. Пассов Е. Основы методики обучения иностранным языкам. М., Рус-ский язык, 1977.
54. Пасов Е., Колова Т., Волкова Т. Беседы об уроке иностранного языка. Л., Просвещение, 1975.
55. Пасов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М., 1989.
56. Пассов Е.И. Учебное пособие по методике обучения иностранным язы-кам. - Воронеж, 1975.
57. Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ. 2001, № 2. С. 14 - 19.
58. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2000.
59. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения ино-странному языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.
60. Рогова Г. Методика обучения английскому языку. М., Просвещение, 1983.
61. Соловова Е.Н. Методика преподавания иностранных языков. М., 2002.
62. Страхов И. В. Воспитание внимания у школьников. М.: Валдос, 2002.
63. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. М., 2010.
64. Сысоев П.В. Направления и перспективы информатизации языкового образования // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 90-97.
65. Сысоев П.В. Дидактические свойства и функции современных ин-формационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2012. № 6. С. 12-21.
66. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гума-нитарном образовании. М., 2009.
67. Уроки английского языка. СПб.: Каро, 2000.
68. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. М.,2004
69. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2012.
70. Фридман, А. М. Наглядность и моделирование в обучении - М.: Зна-ние, 1984.-80c.
Электронные ресурсы
1. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для школ [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://medbookaide.ru/books/fold9001/book2008/content/php. -
Заголовок с экрана. (Дата обращения: 06.06.2022)
2. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический
справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: Рус-скоБалтийский информационный центр БЛИЦ: Cambridge University Press, 2001.
— 224 с. [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://www.studfiles.ru/preview/4224894/.(Дата обращения: 06.06.2022)
3. Культура речи. - Учебный материал Российской коллекции рефератов. -
1996 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://referats.net/pages/referats/rkr/page/phpid=28499. - Заголовок с титула. (Дата обращения: 06.06.2022) (Дата обращения: 06.06.2022)
4. Психические процессы - Внимание [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.azps.ru/articles/proc/indexvn.html. - Заголовок с экрана. (Дата обращения: 06.06.2022)