Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба.
Известно, что одной из основ познавательно и речевого развития является ознакомление детей с миром природы. Образ мира природы формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека, которая обеспечивает нормальное и полноценное, интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире.
По результатам многих исследований, у детей дошкольного возраста, недостаточно сформирована экологическая культура и экологического воспитания, и проблема заключается в том, что у детей недостаточно развиты любознательность, потребность узнать новое, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями природы, их свойствами и качествами. Между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к познанию окружающего мира. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми.
Все обучение и воспитание детей происходит на объектах ближайшего природного окружения. Практика работы воспитателей учреждений дошкольного образования доказывает, что в подавляющем большинстве дошкольники, в том числе и старшего дошкольного возраста, несмотря на довольно высокий уровень знаний о природе, руководствуются в основном эмоциональными импульсами, прагматическими интересами, а также мотивами самоутверждения или наследования во время выбора действий и поступков по отношению к ней. Соответственно наблюдается несоответствие между наличием у детей экологических знаний и их поведением в ближайшем природном окружении. Поэтому проблема поиска эффективных форм, методов и приемов формирования у детей экологически целесообразного и природосообразного поведения является актуальной.
Цель исследования: выявление педагогических условий использования ближайшего природного окружения в системе экологического образования дошкольников в детском саду
Объект исследования: экологическое образование дошкольников в детском саду.
Предмет исследования: ближайшее природное окружение в системе экологического образования дошкольников в детском саду.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников;
2. Ознакомление с природой как основа экологического воспитания детей дошкольного возраста;
3. Экспериментальное исследование педагогических условий использования ближайшего природного окружения в системе экологического образования дошкольников в детском саду.
Глава 1. Теоретический обзор места ближайшего природного окружения в системе экологического образования дошкольников в детском садe
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников
Взаимодействие общества и природы является сложной, ведь, находясь в кругу исследование ряда различных наук, они, одновременно, находятся в тесной взаимосвязи, образуя систему «общество -природа». Последняя функционирует с того момента, когда появился вид homo sapiens с присущим ему практическим способом отношения к природе. Система «общество-природа» предполагает познания человеком природы, ее использования и преобразования.
Развитие человечества и влияние социально-политических факторов обусловили разработку законов природопользования. Длительное время охрану природы связывали только с расширением натуралистических знаний. Однако сейчас главной задачей является формирование не просто экологических знаний и убеждений, но и практических навыков охраны природы, основанных на конкретных знаниях о биосфере. Это повлекло усиление внимания всей общественности к проблеме экологического воспитания и образования населения.
Свое развитие экологическое воспитание и образование берут еще с середины 20 -х годов ХХ века. Эта проблема студиювалася учеными, педагогами, биологами. Однако недостатком ее разработанности стало то, что она рассматривалась на уровне школьной программы и в процессе подготовки студентов учреждений высшего образования [7, 12, 13]; внимание к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста была незначительной.
Учитывая современное состояние окружающей среды, ученые и практики обращают внимание на необходимость и целесообразность экологического воспитания детей еще с раннего и дошкольного возраста. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какой она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует развитию уважения к созидательной деятельности самой природы и желание принять посильное участие в ее охране. Забота детей о приумножении природных богатств в течение сравнительно короткого времени - наиболее эффективный метод формирования гуманных чувств у подрастающего поколения.
У дошкольников могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности, среди которых и соответствующее отношение к природе. Дети приобретают начальный опыт приобщения к широкому кругу ценностей, в том числе и общечеловеческих. Среди последних есть и познавательные. Воспитанники чувствуют себя первооткрывателями, осознают неоспоримый характер объектов природы. У них формируются ценности преобразования, возникает стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и приумножать его богатства. Важным условием формирования этих ценностей является любознательность детей. В результате у питомцев начинает формироваться экологическое сознание, под которой понимают совокупность научных, эстетических, правовых взглядов, отражающих экологические связи в истории возникновения и развития взаимоотношений между обществом и природой и пути оптимизации этого взаимодействия.
Исследовательница Н. Лысенко под экологическим воспитанием понимает «процесс формирования сознательного восприятия окружающей среды, необходимости бережного отношения к природным ресурсов, правильного понимания проблемы взаимодействия общества с природой» [20]. По ее мнению, смысл такого воспитания включает в себя несколько последовательных стадий, результатом которых должна стать личность со сложившейся экологической культурой.
Экологическая культура рассматривается Н. Лысенко как культура всех видов деятельности человека, в большей или меньшей степени связанных с познанием, освоением и преобразованием природы, и охватывает материальное производство и духовная жизнь общества [19, с. 5].
Основными стадиями формирования экологической культуры детей в учреждении дошкольного образования (далее - ВРЕД) является усвоение дошкольниками знаний об экологии, превращение этих знаний в элементы убеждений как основное ядро сознания. Кроме того, по мнению Н. Лысенко, во время экологического воспитания важно формировать у детей навыки природоохранной деятельности, ответственное отношение к природе [19, с.23].
В процессе экологического воспитания дошкольники знакомятся со всем богатством природной среды и взаимосвязями, которые существуют между предметами и явлениями природы. По мнению Н. Лысенко, устоями экологического воспитания должны стать жизненная потребность человека в соблюдении законов природы, понимание и восприятие требований и ограничений, которые определяются этими законами во всех сферах ее жизни и деятельности.
Задача экологического воспитания подрастающего поколения реализуются во время непосредственного взаимодействия с природным окружением. Еще в педагогических системах XVII - XIX веков появилась идея необходимости ознакомления детей с природой (взгляды Я. Коменского, Ж.-Же. Руссо, Й. Песталоцци, Ф. Фребеля, Н. Монтессори, К. Ушинского, Н. Чернышевского и др.).
Научно-методическое обоснование процесса ознакомления дошкольников с природой находим в работах педагогов и исследователей ХХ века - Есть. Водовозової, А. Симонович, Л. Шлегер, В. Сухомлинского и др.
Значительную роль в формировании теории и практики экологического воспитания сыграли взгляды С. Веретенникової [3], Н. Лучич, Н. Марковской, которые рассматривали наблюдение как основной метод ознакомления с природой.
Современные педагоги и психологи придают все большее значение проблеме экологического воспитания детей дошкольного возраста. В частности, согласно данным экологической психопедагогики (В. Ясвин, С. Дерябо [7]), одним из определяющих факторов сознательного отношения детей к живых и неживых объектов природы является когнитивный компонент, по которому определяются готовность и стремление ребенка получать, искать и анализировать информацию о природные объекты. Важное значение для экологического воспитания детей дошкольного возраста имеет их эмоциональное отношение к окружающей среде и чувства, которые бы свидетельствовали о заинтересованности природой [7, с.9].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Азнабаева, Ф.Г. Природа и человек: учебное пособие/ Ф.Г. Азнабаева, Г.Р. Шафикова. - Уфа: Китап, 2012. - 324 с.
2. Высокова А. А., Чубова О. Н. Организация экскурсий в природу как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста // В сборнике: Экологическая безопасность, здоровье и образование. Сборник статей XII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. 2019. С. 71–76.
3. Гончарова, Е.В. Теория и технология экологического образования дошкольников: учебное пособие / Е.В. Гончарова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного гуманитарного университета, 2008. - 336с.
4. Дерябо, С.Д.. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо., В.А. Ясвин. - Ростов- на- Дону: Феникс, 1996. - 478 с.
5. Журавлева И.С., Готфрид Н.П. Экологическое образование для детей младшего дошкольного возраста // Инновационная наука. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-obrazovanie-dlya-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 18.02.2022).
6. Зверев, ИД. Проблемы экологического образования и воспитания // Российская общеобразовательная школа: проблемы и перспективы / И.Д. Зверев ;под ред. В.А. Полякова, Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Дика,- Москва, 1997. - С. 109-116.
7. Зебзеева В. А. Построение системы экологического образования детей дошкольного возраста на системно-деятельностной основе: принципы, этапы, технология // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 13. – С. 133–141. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770298.htm.
8. Марченко, А. Н. Экскурсия как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста / А. Н. Марченко, Н. И. Цвирко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 340-342. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80625/ (дата обращения: 18.02.2022).
9. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 184 с.
10. Миниханова Г. М. Экскурсия как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста // NovaUm.Ru. 2020. № 24. С. 80–81.
11. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности "Дошкольное образование"/ Л. А.Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой, - СПб.: АКЦИДЕНТ,1998. - 319 с.: ил.- Изд.2-е, переработанное и дополненное
12. Насонова, С. А. Экологическое воспитание дошкольников / С. А. Насонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68126/ (дата обращения: 18.02.2022).
13. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — Москва: Издательский центр «Академия», 2002. — 336с.
14. Николаева С.Н. «Как приобщить ребенка к природе» (методические рекомендации для дошкольных учреждений) М, 1993 г.
15. Пономарева, Л.И. Концептуальные основы эколого-валеологической аттракции современного образования / Л.И. Пономарева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Сер. 10, Экология. Валеология. Педагогическая психология. - 2005. - № 6. - С. 115-120.
16. Серых Е.М., Серкина В.И., Дорохина С.В., Шестакова Л.Ю. Экологическое воспитание в детском саду // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu (дата обращения: 18.02.2022).
17. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития / Л.Г. Татарникова. - СПб. : Петроградский и К, 1995. - 352 с.
18. Тюмасева, З.И. Валеология и образование / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. - СПб.: МАНЭБ, 2002. - 380 с.
19. Тюмасева, З.И. Эколого-валеологические основы дошкольно-школьного образования / З.И. Тюмасева, В.А. Мошевич. - Челябинск: ЧИКПРО, 1994. - 180 с.
20. Хакимова, Г. А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста : дис. ... канд. пед. наук / Г.А. Хакимова. - Екатеринбург, 2004. - 159 с.
21. Шафикова Гульназ Радмиловна, Тукбаева Рамиля Булатовна Применение проектных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. №2 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-proektnyh-tehnologiy-v-ekologicheskom-obrazovanii-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 18.02.2022).