Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема гражданско-правовой ответственности относит¬ся к числу изученных, но в то же время является наиболее дискуссионной в науке гражданского права.
Гражданско-правовая ответственность устанавливает по¬следствия неправомерного поведения, которое нарушает пра¬ва и интересы других лиц, поэтому ее применение является одним из способов защиты нарушенных субъективных прав и охраняемых законом интересов.
Образовательная услуга является нематериальной структурой, несмотря даже на те случаи, когда получение потребителем услуги определенного уровня образования подтверждается выдачей соответствующего документа - диплома, свидетельства, сертификата и т. п. По идеи, данный документ относится к нематериальным ценностям, которые неотделимы от личности их носителя, его выдача исполнителем является доказательством наличия положительного результата в виде знаний, умений и навыков определенного уровня. В связи с чем возникает сложность доказывания некачественного оказания образовательной услуги.
На сегодняшний день существует более 30 определений понятия образование, в том числе взаимоисключающих. В широком понимании образование — процесс и одновременно продукт формирования интеллекта, ценност¬ных установок и физических способностей личности.
Понятие образова¬тельной деятельности как деятельности по реализации образовательных про¬грамм закреплено в ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — закона № 273-ФЗ).
Вместе с изменениями в экономической, политической организации общества происходит обновление отношений в сфере образования. Они касаются регулирования правовых отношений граждан с поставщиками услуг образования. Договора о предоставлении таких услуг приобретают все большую актуальность. Они выступают основой взаимодействия между учебным заведением и учащимся: студентом, слушателем, клиентом. В них учитывается множество нюансов: обязанности, ответственность, права сторон, размер оплаты, сроки, способы, обстоятельства, при которых возможно частичное изменение первоначальных условий, а также расторжение договора.
Важнейшей особенностью этого способа является применение мер ответственности с помощью государственного принуждения, т. е. с помощью публичной власти. В некоторых случаях меры гражданско--правовой ответственности могут применяться добровольно (например, должник уплачивает добровольно кредитору не¬устойку в случае просрочки исполнения договорного обяза¬тельства из договора поставки). Это обстоятельство не меняет природу мер гражданско-правовой ответственности как госу¬дарственно-принудительных, поскольку их содержание и по¬рядок применения предусмотрены законом.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при оказании платных дополнительных образовательных услуг в сфере образования.
Предмет исследования – общественные отношения основанием возникновения которых являются ненадлежащее исполнение обязанностей образовательными организациями - исполнителями договоров образовательного права.
Целью работы является комплексное исследование гражданско-правовой ответственности в обязательствах по оказанию услуг образовательных организаций ДПО и СМО.
Для достижения поставленной цели в рамках исследования определены конкретные задачи:
1. Рассмотреть понятие и условия привлечения к гражданско-правовой ответственности.
2. Выделить юридические особенности гражданско-правовой ответственности в обязательствах по оказанию услуг.
3. Изучить ответственность органов управления образовательных организаций ДПО и СМО за оказание образовательных услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
4. Проанализировать ответственность образовательных организаций ДПО и СМО за оказание образовательных услуг, не отвечающих требованиям закона.
Теоретическую основу работы составляют научно-теоретические разработки ученых-правоведов в сфере ответственности образовательных организаций ДПО и СМО за оказание образовательных услуг.
Нормативную базу составили: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы, в том числе Федеральный закон «Об образовании» (далее федеральный закон), Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты Министерства образования и науки Российской Федерации и иные акты, регулирующие объект выпускной квалификационной работы.
Методологической основой данной работы являются: исторический и сравнительно-правовой методы. Общетеоретические вопросы правового регулирования отношений в сфере образования нашли отражение в исследованиях Л. Б. Александровой, С. М. Барабановой , В.В. Борисова , Е. Д. Волоховой, А. Н. Козырина, Г. А. Лукичева, В. В. Насонкина, В. В. Спасской и др. правоведов.
1.Понятие гражданско-правовой ответственности и ее особенности в обязательствах по оказанию образовательных услуг
1.1. Понятие и условия привлечения к гражданско-правовой ответственности
Юридическая ответственность - это один из трех основопо-лагающих критериев отрасли (наряду с ее предметом и методом), показатель отраслевого самоопределения соответствующих пра¬вовых норм.
В исследованиях понятия юридической ответственности в теории права предлагается различать три научных направления (рисунок 1.1)
Рисунок 1.1 - Научные направления юридической ответственности
Выделяется два подхода к установлению соотношения меж¬ду категориями «юридическая ответственность» и «государ¬ственное принуждение».
Первый: юридическая ответственность и меры государ¬ственного принуждения отождествляются.
Второй: государственное принуждение и юридическая от-ветственность соотносятся между собой как целое и часть (т. е. первое понятие включает в себя второе).
В науке существует отдельное мнение о том, что юридиче¬ская ответственность - высшая организационная форма государ¬ственного принуждения, а государственно-правовое принужде¬ние - это существенное свойство юридической ответственности.
В вопросе о соотношении понятий «юридическая ответ¬ственность» и «санкция» существуют несколько точек зрения:
- эти понятия идентичны;
- понятие «санкция» шире понятия «ответственность»;
- не всякая санкция есть мера юридической ответственности.
С учетом вышесказанных мнений ведущих ученых- цивилистов представляется, что не всякая санкция есть мера юридической ответственности. Ответственность - это санкция, которая влечет определенные лишения имущественного или личного характера.
Виды юридической ответственности классифицируются:
- по отрасли права на: административную, гражданскую, материальную, уголовную, дисциплинарную. В свою очередь они разделяются по принадлежности санкций юридической от¬ветственности к нормам одной или нескольких отраслей права (рисунок 1.2);
Рисунок 1.2 - Разделение отрасли права по принадлежности санкций юридической ответственности
- по правовой принадлежности на: публично-правовую и частноправовую;
- по целевой принадлежности на: правовосстановитель¬ную и штрафную.
Четвертая классификация юридической ответственности: позитивная и негативная.
Учитывая то обстоятельство, что гражданско-правовая ответ-ственность является разновидностью юридической ответственности, необходимо выявить ее особенности, обусловленные спецификой самого гражданского права для того, чтобы дать определение важ¬нейшему институту гражданского права. Поскольку все, что касается гражданско-правовой ответственности вызывает и всегда вызывало различные суждения ученых цивилистического направления, начи¬ная с отечественных ученых дореволюционного периода, следует указать, какие особенности гражданско-правовой ответственности, подчеркивающие ее именно гражданско-правовой характер выделя¬ются разными авторами, которые посвятили этому вопросу много¬численные научные труды, при этом занимая в некоторых случаях различные позиции и высказывая различные мнения.
Так, В. П. Грибанов выделяет следующие особенности граждан¬ско-правовой ответственности:
1) имущественный характер гражданско-правовой ответствен-ности.
2) Это связано с тем, что применение гражданско-правовой от-ветственности связано с уплатой неустойки, возмещением убытков и даже в тех случаях, когда допущенным правонарушением затраги¬ваются личные неимущественные права или причиняется моральный вред гражданско-правовая ответственность применяется виде при¬суждение потерпевшему лицу денежной компенсации в форме компенсации морального вреда, возмещения убытков;
3) гражданско-правовая ответственность - это ответственность одного участника гражданского правоотношения (должника, причи¬нителя вреда) перед другим (кредитором, потерпевшим);
4) размер ответственности должен соответствовать размеру причиненных убытков или вреда, т. е. гражданско-правовая ответ-ственность имеет компенсационный характер, поскольку конечная цель применения гражданско-правовой ответственности состоит в восстановлении имущественной сферы потерпевшей стороны;
5) в связи с необходимостью обеспечения принципа равноправия участников гражданских правоотношений к ним должны применяться равные по объему меры ответственности за однотипные правонарушения.
Основанием гражданско-правовой ответственности является нарушение субъективных гражданских прав как имущественных, так и личных неимущественных. Под составом гражданского правонарушения понимается совокупность общих, типичных условий, наличие которых необходимо для возложения ответ¬ственности на нарушителя гражданских прав и обязанностей и которые в различных сочетаниях встречаются при любом граж¬данском правонарушении. К числу таких общих условий граж¬данско-правовой ответственности относятся:
1) противоправный характер поведения (действий или без-действия);
2) наличие у потерпевшего лица вреда или убытков;
3) причинная связь между противоправным поведением нарушителя и наступившими вредоносными последствиями;
4) вина правонарушителя.
Условия наступления гражданско-правовой ответственности (обязательные общие требования, соблюдение которых необхо¬димо для применения гражданско-правовой ответственности):
1) противоправность нарушения субъективных гражданских прав;
2) наличие убытков (вреда);
3) причинная связь между нарушением субъективных граж-данских прав и причиненными убытками (вредом);
4) вина нарушителя.
Противоправным в гражданском праве считается такое по¬ведение, которое нарушает императивные нормы права, либо санкционированные законом условия договора, в том числе и прямо не предусмотренные правом, но не противоречащие об¬щим началам и смыслу гражданского законодательства.
Условие противоправности относится не к действиям (без¬действию) должника, а к самому нарушению субъективных гражданских прав. Наличие убытков (вреда) является одним из необходимых условий для применения мер гражданско-правовой ответственности.
По общему правилу причинно-следственная связь между противоправным деянием (действием или бездействием) субъек¬та и наступившими вредными последствиями является условием возложения на неисправного должника (причинителя вреда) мер гражданско-правовой ответственности. Лицо, допустившее нарушение субъективного гражданского права, может нести от¬ветственность лишь за последствия, причиненные этим наруше¬нием, т. е. одним из условий ответственности является наличие причиненной связи между нарушением и наступившими нега¬тивными последствиями.
Причинная связь всегда объективна - это реально суще¬ствующая взаимосвязь явлений, а не субъективное представле¬ние о ней. Поэтому она должна быть подтверждена реально, а не основываться лишь на предположениях или догадках. Взаимо¬связь причины и следствия - объективно существующая разно¬видность взаимосвязи явлений, которая характеризуется тем, что в конкретной ситуации из двух взаимосвязанных явлений одно (причина) всегда предшествует другому и порождает его, а дру¬гое (следствие) всегда является результатом действия первого. Причинная связь выступает факультативным условием граждан¬ско-правовой ответственности в сфере восстановления нарушен¬ных субъективных гражданских прав любыми способами (взыс¬кание неустойки, процентов по ст. 395 ГК РФ и т. д.), кроме взыскания возмещения убытков (реального ущерба или упущен¬ной выгоды) или вреда (имущественного, жизни и здоровью ли¬бо морального).
Вина является субъективным условием юридической ответ-ственности, выражающим отношение правонарушителя к соб¬ственному неправомерному поведению и его последствиям. В основном она рассматривается как субъективное психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его по¬следствиям, связанное с предвидением неблагоприятных резуль¬татов своего поведения и осознанием возможности их предотвращения. С этой точки зрения не могут считаться виновными действия малолетнего гражданина или гражданина, который вследствие психического расстройства не может понимать зна¬чения своих действий или руководить ими, которые в большин¬стве случаев не в состоянии правильно оценивать свое поведение и его последствия.
В гражданском праве вина как условие гражданско-правовой ответственности имеет значительную специфику:
1) она вызвана особенностями регулируемых гражданским правом отношений, в большинстве случаев, имеющих товарно¬денежный характер, и обусловленным этим главенством компен¬саторно-восстановительной функции гражданско-правовой от¬ветственности. Ведь для компенсации убытков, понесенных участниками имущественного оборота, субъективное отношение их причинителя к своему поведению, как правило, не имеет су¬щественного значения. Именно поэтому в гражданском праве различие форм вины редко имеет юридическое значение, так как для наступления ответственности в подавляющем большинстве случаев достаточно наличия любой формы вины правонаруши¬теля. Более того, по этим же причинам в целом ряде случаев ви¬на вообще не становится необходимым условием имуществен¬ной ответственности, которая может применяться и при отсут¬ствии вины участника гражданских правоотношений;
2) она вызвана тем, что участниками гражданских правоот-ношений являются не только граждане, но и юридические лица и публично-правовые образования. Говорить об их «субъективном, психическом отношении к своему поведению и его последстви¬ям» здесь можно лишь весьма условно. Конечно, вина юридиче¬ского лица может проявляться в форме вины его участников (например, полных товарищей), органов (руководителей) и дру¬гих должностных лиц, а также его работников, выполняющих свои трудовые и служебные функции, поскольку именно через их действия юридическое лицо участвует в гражданских право¬отношениях. Поэтому закон и возлагает на него ответственность за действия указанных физических лиц (ст. 402, 1068 ГК РФ). Обычно это имеет место в деликтных (внедоговорных) обяза-тельствах, возникающих при причинении имущественного вреда.
Однако в большинстве случаев, прежде всего в договорных отношениях, невозможно устанавливать вину конкретного должностного лица или работника юридического лица в ненад¬лежащем исполнении обязательства, возложенного на организа¬цию в целом. Гражданско-правовое значение в таких ситуациях приобретает сам факт правонарушения со стороны юридическо¬го лица (например, отгрузка недоброкачественных товаров), ко¬торого вполне можно было избежать при проявлении обычной заботливости и осмотрительности.
Вина в гражданском праве по общему правилу рассматрива¬ется не как субъективное, психическое отношение лица к своему поведению, а как непринятие им объективно возможных мер по устранению или недопущению отрицательных результатов своих действий, диктуемых обстоятельствами конкретной ситуации. Поведение конкретного лица должно сопоставляется с реальны¬ми обстоятельствами дела, в том числе с характером лежащих на нем обязанностей и условиями оборота и с вытекающими из них требованиями заботливости и осмотрительности, которые, во всяком случае, должен проявлять любой разумный и добросо-вестный участник оборота.
В гражданском праве установлена презумпция вины право-нарушителя (причинителя вреда), так как именно он должен до¬казать отсутствие своей вины в неисполнении или ненадлежа¬щем исполнении обязательства (п. 2 ст. 401 ГК РФ, п. 2 ст. 1064 ГК РФ ), т. е. принятие всех мер по его предотвращению. Приме¬нение этой презумпции (предположения) возлагает бремя дока¬зывания иного положения на указанного законом участника пра¬воотношения. Поскольку нарушитель предполагается виновным, потерпевший от нарушения своих субъективных гражданских прав не обязан доказывать вину нарушителя, а последний для освобождения от ответственности должен сам доказывать ее от¬сутствие. Из этого следует, что в гражданских правоотношениях имеет значение не вина, как условие ответственности, а доказы¬ваемое правонарушителем отсутствие вины, как основание его освобождения от ответственности, что прямо вытекает из пред¬писаний действующего закона (абз. 2 п. 1 ст. 401 ГК РФ и п. 2 ст. 1064 ГК РФ).
С виной связаны такие понятия, как «случай» и «непреодо¬лимая сила», которые могут служить основаниями освобождения от гражданско-правовой ответственности.
В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ случайное гражданско-¬правовое нарушение по общему правилу не влечет за собой наступления гражданско-правовой ответственности. Однако со¬гласно п. 2 ст. 401 ГК РФ и п. 2 ст. 1064 ГК РФ, если причиной неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, а равно причинения вреда, стал случай, бремя доказывания отсут¬ствия своей вины ложится на должника (причинителя вреда).
Субъект предпринимательской деятельности несет, исходя из содержания п. 3 ст. 401 ГК РФ, гражданско-правовую ответ¬ственность
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2018 № 6-ФКЗ, от 30.12.2018 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ, 01.07.2020, № 31. Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 09.03.2021)// http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 9027/. п.2 ст. 779.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195- ФЗ (ред. от 24.03.2021)//
5. http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34661/d987f8aecdea90060f74c0c6bdfe46d28f528d7e/
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // СЗ РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образова¬нии в Российской Федерации» // Система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
8. Федеральный закон от 07.02.1992 г. № 2300-I (ред. от 01.04.2021) «О защите прав потреби¬телей» // Собр. законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета, № 303, 31.12.2012.
10. Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 08.12.2020) «О защите прав потребителей» // Российская газета, № 8, 16.01.1996.
11. Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // Собр. законодательства РФ, 28.09.2020, № 39. Ст. 6035.
12. Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 29.09.2016 по делу № 33-9580/2016.
13. Апелляционное определение СКГД Челябинского областного суда от 31.01.2020 № 2-88/2019 по делу № 11- 13060/ 2019 (11-40/2020) (синтаксис и пунктуация в цитате сохранены).
14. Апелляционное определение СКГД Челябинского областного суда от 31.01.2020 № 2-88/2019 по делу № 11- 13060/ 2019 (11-40/2020). https://oblsud--chel.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=11600584&delo_id=5&new=5&text_number=1.
15. Бриллиантова Н.А. Получение платного и бесплатного профессионального образования: проблемы и попытка их преодоления / Н.А. Бриллиантова, В.В. Архипов // «Законодательство и экономика», № 9. 2018. С. 38-40.
16. Буглимова О.В. Договор как основание возникновения образователь¬ных отношений (научная статья) // Вестник Московского городского педаго¬гического университета. Серия «Юридические науки». 2019. № 4. С. 87-93.
17. Будылин С. Невыносимый парадокс. Ответственность образовательных организаций за качество обучения // Закон ру. 2021 / >>>>
18. Будылин С. Невыносимый парадокс. Ответственность образовательных организаций за качество обучения // Закон ру. 2021 / https://zakon.ru/blog/2021/2/11/newnosimvi paradoks grazhdansko- pravovava otvetstvennost obrazovatelnyh organizacij za kachestvo ob? fbclid=IwAR3 ka6JLHXGiXg5cOEWikY eP3deuJ4mRLO0xZKvPzte360Ar9iL4Hp22NhI
19. Выпускник ЮУрГУ выставил альма-матер счет за некачественное обучение // Уралинформбюро. 2018. 29 окт. https://www.uralinform.ru/news/society/98748-vypusknik-yuurgu-vystavil-alma-mater-schet-za-nekachestvennoe-obuchenie/.
20. Голышев В.Г., Голышева А.В., Голышев И.В. Договор о сетевой форме реализации образовательной программы как правовой способ организации обучения // Юридическое образование и наука. 2017. № 3. С. 16-21.
21. Гражданское право: учебник в 4 т. / отв. ред. Е.А. Суханов. - 2-е изд., перераб. и доп. T.IV: Отдельные виды обязательств - Москва: Статут, 2020. C. 82-83.
22. Гражданское право: учебник в 4 т. / отв. ред. Е.А. Суханов. - 2-е изд., перераб. и доп. T.IV: Отдельные виды обязательств - Москва: Статут, 2020. - 544 с.
23. Грудцына Л.Ю., Иванова С.А., Пашенцев Д.А., Петровская О.В. Разви¬тие высшего юридического образования в современной России. М., 2014.
24. Ефимова О.В. Предпринимательское право. Учебное пособие. 5-е изд., пер. и доп. - Сер 68. Профессиональное образование - М: Юрайт, 2016. -156 с.
25. Кабатов В.А. Возмездное оказание услуг / В.А. Кабатов // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая.Текст. Комментарий. Алфавитно-предметный указатель. М., 2006 г. 392 с.
26. Кассационное определение СКАД ВС РФ от 17.09.2019 N 69-КА19-2. См. также: Кассационные определения СКАД ВС РФ 17.09.2019 N 69-КА19-3; от 23.10.2019 N 9-КА19-5.
27. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая : учебно-практический комментарий / Е. Н. Абрамова, Н. Н. Аверченко и др. ; под ред. А. П. Сергеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Проспект, 2017. — С. 458.
28. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) / Ласкина Н. В. и (др.) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
29. Коммерческое право: учебник (Текст)/ Афанасьева В.И. и ( др.) |/отв. ред. Р.В. Шагиева; ред. кол. О.В. Ефимова, Т.В. Казанина, Р.В. Шагиева. - Москва: ЮСТИЦИЯ, 2020. - 278 с.
30. Кондратюк Д.Л. Особенности правового регулирования оказания платных образовательных услуг в системе высшего образования России / Д.Л. Кондратюк // Образование и право. – 2020. – №11. – С. 163-168.
31. Куликова Т.Б., Леньшин А.А. Теоретический и прикладной аспекты понятия «качественное образование» / В сборнике: Юридическое образование: механизмы управления в условиях интеграционных процессов. Материалы Первого общероссийского форума. 2015. С. 78-85.
32. Ладнушкина Н.М, Звонарев А.В., Пашенцев Д.А. Развитие источников образовательного права в дореволюционной России // Право и образование. 2017. № 6. С. 128-137.
33. Ладнушкина Н.М., Пашенцев Д.А., Фёклин С.И. Образовательное пра¬во: вопросы теории и права. М., МГПУ, 2018. 304 с.
34. Ленковская Р.Р. Односторонний отказ заказчика от исполнения договора возмездного оказания образовательных услуг / Р.Р. Ленковская // Проблемы экономики и юридической практики. – 2016. – №2. – С. 140-144.
35. Маленина М.Н. Правовая природа и основания правоотношений «вуз-студент» / М.Н. Маленина // Правоведение № 3. 2002.261 с.
36. Мирошникова В.А. Особенности ответственности сторон при оказании платных образовательных услуг в системе высшего образования России / В.А. Мирошникова // Образование и право. – 2020. – №10. – С. 252-257.
37. Молодой специалист предъявил иск к Южно-Уральскому госуниверситету за некачественное образование // Российская газета. 2018. 28 окт. (Копия веб-страницы по состоянию на 29.10.2018.) https://web.archive.org/web/20181029204325/https://rg.ru/2018/10/28/reg-ygural/isk-anons.html.
38. Пашенцев Д.А. Право на образование и проблемы его реализации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2014. № 2. С. 8-13.
39. Постановление Верховного Суда РФ от 29.07.2016 № 309-АД16-4556 по делу № А60-34128/2015 // СПС Консультант Плюс.
40. Постановление Верховного Суда РФ от 29.07.2016 № 309-АД16-4556 по делу № А60- 34128/2015 // СПС Консультант Плюс.
41. Постановление Президиума Челябинского областного суда от 24.12.2018 № 44-г-111/2018.
42. Приказ Росавиации от 09.04.2018 № 286-П. http://www.favt.ru/public/materials//5/3/1/6/1/53161ba55f901a21d9f37e31b162375f.pdf.
43. Решение ВС РФ от 13.09.2019 по делу № АКПИ19-528; Апелляционное определение ВС РФ от 24.12.2019 по делу № АПЛ 19-464.
44. Решение Дубенского городского суда Московской области от 25 января 2016 г. по делу № 2-1407/2015. URL: https://sudact.ru/
45. Степанова В.С. О дефиниции понятий «образование», «образовательная деятельность», «образовательная услуга» / В.С. Степанова, И.Б. Миронова // Гуманизация образования. – 2015. – № 1. – С. 22-26.
46. Стиглер Дж. Гражданин и государство. Эссе о регулировании. М.: 2017. 336 с.
47. Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование: сборник статей(под ред. Е.А. Суханова, Л.В. Санниковой). - М.: Инфотропик Медиа, 2011. С.88-89.
48. Туканова Н.С. Особенности заключения и расторжения договора об оказании платных образовательных услуг // Пермский период: сб. материалов V Междунар. науч.- спорт. фестиваля курсантов и студентов, Пермь, 14-19 мая 2018 г. Пермь: Пермский ин-т Федер. службы исполнения наказаний, 2018. С. 275-278.
49. Челябинский студент не смог отсудить у университета 600 тысяч рублей за плохое обучение // Интерфакс. 2018. 29 окт. https://www.interfax.ru/russia/42254.