Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе развития нашего государства для всех видов учебных заведений главной целью остается формирование гармоничной личности. Индивид должен воспитываться не просто как носитель определенной суммы знаний, а как настоящий гражданин с присущей ему моралью, высокой культурой труда и поведения. Поэтому особую актуальность приобретает вопрос личностного развития школьника и создание психолого-педагогических условий для формирования его социально-психологических качеств. Это приводит к изменению парадигмы учебно-воспитательного процесса, постепенный переход к субъект-субъектному развивающему взаимодействию. В этом плане приобретенный в детстве опыт является настолько весомым и действенным, что сохраняет силу воздействия на поведение взрослого человека.
Младший школьный возраст - сенситивный период для формирования социально-психологических качеств личности, именно здесь закладывается основа для этических знаний, убеждений и ряда других необходимых предпосылок последующего развития духовного потенциала человека. Итак, правильно организованная деятельность, в которой школьник - не просто пассивный субъект, а выступает творцом, активным участником событий, чувствует свой рост, вызывает положительные чувства, формирует нравственные качества и ценности, которые впоследствии реализуются в конкретных поступках.
Основные направления разработки научной проблемы формирования основ личностного развития детей разного возраста отражены в научных трудах ряда психологов: И.Д.Беха, Л.И. Божович, М.Й.Боришевского, Т.В.Гавриловой, Б.И.Додонова, О.Л.Кононко, Ю.О.Приходько, Л.С.Сапожниковой, Е.В.Суботского, Т.М.Титаренко, Д.М.Фельдштейна, В.Е.Чудновского, С.Г .Якобсон, Т.С.Яценко и многих других ученых. Некоторые аспекты нравственного поведения младших школьников отражены в диссертационных исследованиях, в частности: М.И.Горской, О.В.Ставицького, О.М.Яворской-Ветровой и др.
Начало школьного обучения знаменует собой изменение образа жизни ребенка. Это принципиально новая социальная ситуация развития личности. Переход к школьной жития связан ии изменением ведущей деятельности и игровой на учебную. Ребенок начинает осознавать, что он выполняет общественно важную деятельность - учится - и значимость этой деятельности оценивают люди, которые окружают ее.
Не будет преувеличением, говоря, что конфликты стары, как мир. Они были до подписания Вестфальского мира – времени, ознамено¬вавшего рождение системы национальных государств, есть они и сей¬час. Конфликтные ситуации и споры, по всей вероятности, не исчез¬нут и в будущем, поскольку, согласно афористичному утверждению одного из исследователей Р. Ли, общество без конфликтов – мертвое общество. Более того, многие авторы, в частности Л. Козер, подчерки¬вают, что противоречия, лежащие в основе конфликтов, обладают целым рядом позитивных функций: привлекают внимание к проблеме, заставляют искать выходы из сложившейся ситуации, предупреждают стагнацию – и тем самым способствуют мировому развитию. Дей¬ствительно, конфликтов вряд ли удастся избежать совсем. Другое дело, в какой форме их разрешать – через диалог и поиск взаимоприемле¬мых решений или вооруженное противостояние.
В общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем, и в том числе в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Как для любого социального института, для общественной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на формирование развитой личности, её цель – передача школьникам определённого социального опыта. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие духовный комфорт ученику, педагогу и родителям.
Межличностные, межличностно-групповые и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс. В классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал. Стресс, который возникает в ходе конфликтов, является причиной многих серьёзных заболеваний. Конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психологическое состояние и настроение конфликтующих.
Своевременная диагностика и профилактика конфликтов в школьных коллективах способствует:
– повышению качества учебного процесса;
– формированию у ребёнка навыков разрешения противоречий и межличностных взаимодействий, которые случаются в жизни каждого человека;
– положительному влиянию на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.
Актуальность исследования определяется потребностью изучения специфики конфликтных ситуаций в учебном коллективе. Педагогу необходимо овладеть умениями и навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, так как проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает всё большую остроту для современных школ. Учебный конфликт не должен вносить дополнительных, субъективно-обусловленных трудностей в процессе развития личности учащихся школы.
Проблема исследования заключается в том, что педагогами начальной школы недостаточно внимания уделяется причинам возникновения конфликтов, а также поискам путей их разрешения.
Цель исследования: выявить специфические особенности существования взаимосвязи личностных характеристик младших школьников со стратегией поведения в конфликте
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: взаимосвязь личностных характеристик младших школьников со стратегией поведения в конфликте.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь личностных характеристик младших школьников со стратегией поведения в конфликте (акцентируется по гендерному принципу); возможно, своевременная психопрофилактика выявления причин конфликтов в коллективе младших школьников, а также применение методов разрешения конфликтных ситуаций помогут поддерживать благоприятную атмосферу в классном коллективе младших школьников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть типичные конфликтные ситуации в среде младших школьников;
2. Описать психолого-педагогическая характеристика личности младшего школьника
3. Указать факторы, влияющие на выбор стратегии поведения в конфликте у младших школьников, их предупреждение;
4. Организовать и провести эмпирическое исследование взаимосвязи личностных характеристик младших школьников со стратегией поведения в конфликте;
5. Предложить содержание образовательной программы факультатива «решаю конфликты и строю мир вокруг себя» для преодоления конфликтов младших школьников.
Методы исследования:
• теоретические: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: педагогический эксперимент;
• обработка экспериментальных данных.
Теоретическая значимость: нами рассмотрены типичные конфликтные ситуации в среде младших школьников; описана психолого-педагогическая характеристика личности младшего школьника; указаны факторы, влияющие на выбор стратегии поведения в конфликте у младших школьников, их предупреждение;
Практическая значимость работы: нами организовано и провести эмпирическое исследование взаимосвязи личностных характеристик младших школьников со стратегией поведения в конфликте; предложено содержание образовательной программы факультатива «решаю конфликты и строю мир вокруг себя» для преодоления конфликтов младших школьников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуразакова Д.М. Личность ребенка в воспитательной системе школы./ Будущие науки: методология познания и образовательные технологии. Тезисы докладов научной сессии преподавателей и сотрудников ДГПУ. Махачкала. ДГПУ, 2001.
2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. — М. : Наука, 1980. — 335 с.
3. Амонашвили Ш. О. Единство цели / Ш. О. Амонашвили. – М., 1987. – 208 с.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. 3-е изд. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с.
5. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт фи-лософско-методологического анализа / А. Л. Андреев // Педагогика. -2005.-№4.-С. 19-27
6. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология 5-е изд. – СПб.: Питер, 2013.
7. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология : Учебник для вузов. Москва : ЮНИТИ, 2012. - 551 с.
8. Асеев В. Г. Возрастная психология. — Иркутск, 2004.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Лидия Ильинична Божович. – СПб. : Питер, 2009. – 400 с.
10. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.: Просвещение, 2007
11. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. - № 10.-С. 1218.
12. Виноградова Н. Ф. Личностно-ориентированное обучение в начальной школе / Н. Ф. Виноградова // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. - № 5. - С. 27-29.
13. Воронкова В.Г., Беличенко А.Г., Мельник В.В. Этика делового общения: учебное пособие. Львов: Магнолия. 2006, 2017. Сек. 141-145.
14. Востриков А. А. Основы теории и технологии формирующего личность обучения в школе. Диагностичное прямое формирующее личность обучение. Практическоечеловекознание: монография. Ч. 1, 2. Томск. Изд-во «Школа свободного развития». 2007. 480 с.
15. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. М.: Изд-во «Смысл» ; Изд-во «Эксмо», 2003. - 1136 с.
16. Гаврильчева, Г. Ф. Младший школьник и его ценности [Текст] / Г. Ф. Гаврильчева // Начальная школа. - 2008. - № 7. - С. 13 - 18.
17. Ганина С.А. Развитие личности младшего школьника в системе дополнительного образования детей // Диссерт. канд. психол. наук. М., 2007.
18. Гапон Н. П. Ребенок в группе сверстников: конфликтность и ее решения: сб. докладов наук.-практ. конф. 21-22 трав.1997 г. / Н. П. Гапон. — Винница, 1997. — С. 78-80.
19. Гармаш Л. Психическое здоровье учащихся начальной школы и пути его улучшения / Л. Гармаш, Н. Концур, Л. Товкун. URL: httpwww.social -science.com.ua/ публикация /487
20. Гармонизация психофизического и социального развития детей : материалы Респ. науч.-практ. конф. студентов и молодых учёных, Минск, 18 апр. 2008 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: Н. С. Старжинская (науч. ред.), Д. Н. Дубинина (отв. ред.) [и др.]. - Мн. : БГПУ, 2008. - 175 c.
21. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. — СПб. : Питер, 2004. — 464 с.
22. Гришина Н.В. Психология конфликта - 2-е издание. - СПб. : Питер, 2008. - 544 с.
23. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб:Питер, 2006. 464 с.
24. Гузеев В. В. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника / В. В. Гузеев // Народное образование. 2004. - № 4. - С. 63-72.
25. Дмитриев А.В. Конфликтология : терминологический словарь. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : СПбГУП, 2013. - 80 с.
26. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. – 1972. – No 2. – С. 25–39.
27. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа – 2008. – №11.
28. Зеер Э. Ф. Компстснтностный подход в образовании Э. Ф. Зеер // Образование и наука. 2005. - № 3 (33). - С. 27-35.
29. Как проектировать универсальные учебные действия в начальнойшколе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бур-менская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. 151 с.
30. Карабанова О.А. Возрастная психология //конспект лекций. Москва, 2005.
31. Кириленко А. И. Конфликты между учителями и учениками. Способы их решения. Школьному психологу. 2011. № 4. Сек. 24-28.
32. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова. – М. : "Академия", 2001. – 176 с.
33. Козлов В. В., Майнулов Г. М. Социально-психологическая діагнос-тика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. С.211-212.
34. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания: учеб. пособие для шк. психологов и педагогов / Лишин О.В.; Под ред. Д.И. Фельдштейна; Акад. пед. И соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. – М.: Ин-т практ. психологии, 1997. – 252 с.
35. Матвеева, Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева – Ленинград, 2001 -265с.
36. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.Л. Психология младшего школьника. – М.: Просвещение, 1976. – 208 с.
37. Мириманова М.С. «Конфликтология: Учебник для студентов сред.пед. учеб. заве¬дений» — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Акаде¬мия».
38. Мухина B.C.. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб.заведений / В.С. Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». - 608 с., 2006
39. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2009.
40. Мухина В.С. Возрастная психологии :Учебник для студ. Вузов.-7-е изд. Стереотип.- М.:Издательский центр «Академия», 2003.- 456 с.
41. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пос. для студентов пед. вузов... [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева и др.; Под ред. ЕС. Полат. М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 216 с.
42. Панина Е.А. Факторы, влияющие на выбор стратегии поведения в конфликте у младших школьников // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. С. 66–69
43. Подласый И. П. Педагогика начальной школы Текст.: учеб.пособие / И. П. Подласый М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 400 с.
44. По¬треб¬ность «быть лич¬но¬стью» / А. В. Пет¬ров¬ский // Пси¬хо¬ло¬гия лич¬но¬сти в тру¬дах отеч.пси¬хо¬ло¬гов : хре¬сто¬ма¬тия / сост. Л. В. Ку¬ли¬ков. – СПб., 2002. – С. 184-185.
45. Примуш Н. В. Конфликтология: учеб. пособ. / М. В. Примуш. — К., 2006. — 288 с.
46. Психологическая диагностика детей и подростков / под ред. К.М. Гуревича, М.Р. Битянова. Организация психологической работы в школе. М., 2002.
47. Радчук В. М. Психологические детерминанты конфликтного поведения личности: автореф. дис. на соискание наук. ступ. канд. психол. наук : 19.00.07 «Педагогическая и возрастная психология» / В. М. Радчук. — К., 2000. — 20 с.
48. Рольф Голлоб, Петер Крапф. Учим демократии. Сборник практических занятий с образования для демократического гражданства и образования по правам человека. Разрешение конфликтов. Упражнение 8.1., Упражнение 8.4. Том VI.
49. Романова Е. А. Формирование социальных и личностных компетенций детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательной среде // Проблемы современного образования. 2010. №2 С.90-92
50. Селевко Г. К. Компетентности и их классификация / Г. К. Селев-ко //Народное образование. 2004. - № 4. - С. 138-145.
51. Славина Л.С. Трудные дети: избр. психологические тр. / Л.С. Славина; под ред. В.Э. Чудновского. – Москва; Воронеж: изд-во Московского психолого- социальный ин-та, 2006 (Воронеж: ИПФ Воронеж). – 492 с.
52. Сорокина Е.Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник для бакалавров / Е.Г. Сорокина, М.В. Вдовина. – М.: Дашков и К, 2016. – 284 c.
53. Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепцияхвоспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. М. : ТЦ Сфера, 2005. -160 с.
54. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2005. – 490 с.
55. Харламов И. Ф. Педагогика : [учеб.пособие] / И. Ф. Харламов. – [2-е изд., переработанное и дополненное]. – М., 1990. – 546 с.
56. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.
57. Цукерман Г.А., Елизарова Н.В., Фрумина М.И., Чудинова Е.В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. 1993. №2
58. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1999.
59. Шагаева Н.А., Городничая М.А., Бадмаева А.Э., Ковалдыкова М.М. Реализация педагогических условий профилактики конфликтного поведения у детей младшего школьного возраста // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020 №6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/60PDMN620.pdf
60. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб.пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
61. Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам / Фетіскін Н. П.,
62. Эльконин Д. Б. Избранные педагогические труды / Д. Б. Эльконин. – М. :Междунар. пед. академия, 1995. – 312 с.
63. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 2002.
64. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. - 176 с