Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема изучения феномена тревожности в отечественной и зарубежной литературе в последнее время обсуждается очень активно. С одной стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности. С другой стороны, большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах у детей и подростков.
Проблематика тревожности нашла отражение в работах таких ученых, как А. Адлер, З. Фрейд, К. Хорни, Ф. Перлз, Н.Д. Спилберг; Ф.Б. Березин, А.Л. Венгер, Е.Э. Беляева, В.В. Бойко, Ж.М. Глозман, А.И. Захаров, В.В. Зоткина, Н.В. Имедадзе, Е.А. Кириллова, Б.И. Кочубей, А.М. Прихожан, А.О. Прохоров, Ю.Л. Ханин, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др.
Е.А. Кириллова и Е.Э. Беляева отмечают, что тревожность, имея природную основу (свойство нервной и эндокринной систем), складывается прижизненно в результате действия социальных и личностных факторов.
Ж.М. Глозман и В.В. Зоткина предполагают, что структурные изменения личности формируются не сразу, а постепенно, по мере закрепления отрицательных личностных установок, тенденций воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги.
А.И. Захаров считает, что тревога зарождается уже в раннем детском возрасте и при неблагоприятном стечении обстоятельств (тревога и страхи у взрослых, окружающих ребенка, травмирующий жизненный опыт), тревога перерастает в тревожность, превращаясь тем самым в устойчивые черты характера; и происходит это в старшем дошкольном возрасте.
Переход от дошкольного детства к младшему школьному возрасту обладает значительным числом новых условий, провоцирующих тревожность у детей – начало школьного обучения влечет за собой смену привычной обстановки, система оценивания приводит к сравнению своих знаний со знаниями окружающих, новый коллектив предполагает получение социального статуса, который не всегда оказывается благоприятным и пр. Нередко родители младших школьников усугубляют ситуацию, оказывая давление на ребенка в связи с его успеваемостью, требуя от него только высоких результатов, приводя примеры более успешных, с их точки зрения, сверстников. Таким образом, в младшем школьном возрасте ребенок подвержен ряду стрессовых факторов, как в школе, так и в семье, что повышает уровень тревожности, в том числе и по отношению к школе. В этой связи необходимым представляется изучение особенностей связи школьной тревожности с когнитивными особенностями младших школьников.
Объект исследования: психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: школьная тревожность и ее связь с когнитивными особенностями младших школьников.
Цель исследования: на основании изучения литературы по проблеме исследования и анализа эмпирических данных составить программу преодоления школьной тревожности у младших школьников с учетом их когнитивных особенностей.
Гипотеза исследования: когнитивная сфера младших школьников с высоким уровнем школьной тревожности имеет свою специфику и характеризуется недоразвитием определенных познавательных процессов.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Представить содержание понятия «тревожность» и специфику школьной тревожности.
2. Охарактеризовать психологические особенности младших школьников и их когнитивного развития.
3. Выполнить эмпирическое исследование связи школьной тревожности и когнитивных особенностей младших школьников.
4. Представить методологическое обоснование, содержание и особенности реализации программы преодоления школьной тревожности у младших школьников с учетом их когнитивных особенностей.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
- тестирование;
- качественный и количественный анализ эмпирических данных;
- математико-статистический анализ эмпирических данных.
Методики исследования:
- методика диагностики внимания «Проставь значки» (тест Пьерона-Рузера);
- методика диагностики внимания «Шифровка»;
- методика диагностики памяти «Составление картинки по памяти»;
- методика диагностики памяти «Запомни и расставь по точкам»;
- методика диагностики мышления «Гибкость мышления»;
- методика диагностики мышления «Нахождение аналогий»;
- методика диагностики речи «Составление рассказа по картинкам».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена введением, тремя главами, структурированными на параграфы, заключением, списком использованных источников и приложением.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И КОГНИТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Содержание понятия «тревожность» и специфика школьной тревожности
Для того чтобы провести анализ понятия «тревожность» первоначально необходимо уточнить различия между такими схожими явлениями как «тревога», «тревожность» и «страх».
Так, тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы. Страх, в свою очередь, является реакцией на конкретную, определенную, реальную опасность. Можно сказать, что при наличии реальной объективной опасности говорят о страхе, при переживаниях опасения, не имеющего объективного основания, говорят о тревоге.
Тревожность же рассматривается шире – как индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают [16].
В.В. Бойко [6] вводит понятие немотивированной тревожности и определяет ее как непроизвольное переживание по поводу личностно значимых маловероятных событий. Поэтому страх может рассматриваться и как выражение тревоги в объективированной форме.
Согласно Н.В. Имедадзе [19] и Ф. Перлзу [32], страх испытывается при угрозе жизни, когда что-то угрожает существованию человеческого организма, а тревогу – при социальной угрозе, угрозе благополучию личности, ценностям человека, его отношениям с другими людьми, оценке с их стороны и самооценке. Но «разграничение «витальной» и «социальной» угрозы часто достаточно искусственно, во всяком случае, для детей. Дж. Уотсон [43] рассматривает в качестве основания различия страха и тревоги – разный характер действий, реализующих эти эмоциональные состояния в поведении. При страхе мы можем наблюдать две поведенческие реакции: борьба или уход от ситуации. В случае тревоги имеет место недифференцированная поисковая активность человека.
С точки зрения К.Э. Изарда [18], страх представляется как одна из десяти фундаментальных эмоций, а тревожность – как сложное эмоциональное образование, в основе которого лежит комбинация базовых эмоций, таких как страх гнев, вина, стыд, интерес и др.
Таким образом, в состоянии тревоги человек, как правило, переживает не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на его социальные взаимоотношения, на его соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх. Согласно И.Г. Сарасон [14], основанием различия обсуждаемых эмоциональных состояний является направленность внимания. При страхе внимание человека направлено во внешний мир, а тревожность – наоборот, характеризуется направленностью внимания на свое внутреннее состояние. Но А.М. Прихожан [35] не соглашается с этим подходом, потому что «разграничение внешней и внутренней угрозы…возникает в онтогенезе достаточно поздно».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии : глубинная психология / А. Адлер. – М. : Академический проект, 2017. – 240 с.
2. Аккуратнова, С.И. Школьная тревожность и ее связь с когнитивными особенностями младших школьников / С.И. Аккуратнова // Теория и практика современной науки. – 2017. – № 6 (24). – С. 41–44.
3. Астапов, В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. – М. : ПЕР СЭ, 2018. – 159 с.
4. Березин, Ф.Б. Тревога и адаптационные механизмы / Ф.Б. Березин // Тревога и тревожность : хрестоматия / сост. В.М. Астапов. – СПб. : Пер Сэ, 2018. – С. 129–137.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности : избранные психологические труды / Л.И. Божович. –2-е изд., стереотип. – М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 2017. – 352 с.
6. Бойко, В.В. Энергия эмоций / В.В. Бойко. – 2-е изд., дополнен. и перераб. – СПб. : Питер, 2014. – 474 с.
7. Бондарева, Н.П. Сказкотерапия как средство снижения тревожности у младших школьников / Н.П. Бондарева, О.Ю. Швыркунова // Психология глазами студента : материалы II Всерос. студенческой науч.-практ. конф., г. Нижний Тагил, 20 апр. 2020 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Нижнетагил. гос. соц.-пед. акад., Каф. психологии. Всерос. студенч. науч.-практ. конф. ; отв. ред. В.В. Дикова. – Нижний Тагил : НТГСПА, 2020. – С. 171–174.
8. Бузарова, Е.А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Е.А. Бузарова, Т.Н. Четыз // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2017. – № 3. – С. 338–353.
9. Венгер, А.Л. Клиническая психология развития / А.Л. Венгер, Е.И. Морозова. – М. : Юрайт, 2021. – 312 с.
10. Возрастная психология : детство, отрочество, юность : хрестоматия / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М. : Академия, 2021. – 624 с.
11. Волков, Б.С. Младший школьник : Как помочь ему учиться / Б.С. Волков. – М. : Академический Проект, 2014. – 142 с.
12. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М. : Смысл, 2013. – 1136 с.
13. Галимова, Р.З. Связь школьной тревожности с когнитивными и личностными особенностями младших школьников / Р.З. Галимова // Инновации и традиции педагогической науки – 2018 : сборник материалов ХVIII Международной научно-практической конференции. – Якутск, 2018. – С. 113–119.
14. Гурьев, М.Е. Социально-психологический причины и особенности проявления страхов и тревог у детей и подростков / М.Е. Гурьев // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. – 2015. – № 21. – С. 75–82. (Сарасон)
15. Давыдов, В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка : содержание и структура учебной деятельности / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М. : Академия, 2021. – С. 91–94.
16. Долготов, Т.В. Тревожность – фактор формирования мотивации достижения успеха, избегания неудачи / Т.В. Долготов. – М. : Лаборатория книги, 2020. – 126 с.
17. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПб. : Речь, 2017. – 320 с.
18. Изард, К.Э. Страх и виды тревожности / К.Э. Изард // Тревога и тревожность / сост. и общ. ред. В.М. Астапов. – СПб. : Питер, 2021. – С. 109–123.
19. Имедадзе, Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Н.В. Имедадзе // Психологические исследования / под ред. А.С. Прангишвили. – СПб. : Хорус, 2016. – С. 49–57.
20. Кириллова, Е.А. Тревожный ребенок / Е.А. Кириллова, Е.Э. Беляева. – М. : Основа, 2012. – 192 с.
21. Корсакова, Н.К. Связь тревожности и продуктивности познавательной деятельности / Н.К. Корсакова, И.А. Володарская // Психология в вузе. – 2020. – № 4. – С. 84–93.
22. Костина, Л.М. Психофизиологические аспекты тревожности / Л.М. Костина // Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы. Ученые записки. – 2018. – Т. 9. – Вып. 1. – С. 33–37.
23. Костяк, Т.В. Тревожный ребенок : младший школьный возраст / Т.В. Костяк. – М. : Академия, 2018. – 95 с.
24. Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. – М. : Знание, 2018. – 80 с.
25. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники. Особенности развития / И.Ю. Кулагина. – М. : Эксмо, 2019. – 176 с.
26. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2019. – 423 с.
27. Лызлов, А.В. Тревога как ядерный аффект : опыт структурно-психологического анализа / А.В. Лызлов, О.Ф. Серавина, О.Б. Ковалевская // Вопросы психологии. – 2011. – № 4. – С. 66–77.
28. Маленкова, Н.Л. Педагог учит младших школьников справляться с агрессивностью и тревожностью / Н.Л. Маленкова // Народное образование. – 2011. – № 8. – С. 253–260.
29. Малкова, Е.Е. Возрастная динамика проявлений тревожности у школьников / Е.Е. Малкова // Вопросы психологии. – 2019. – № 4. – С. 24–32.
30. Особенности тревожности, вегетативных проявлений и адаптации детей начальных классов при разном когнитивном уровне развития / А.А. Лебеденко, А.М. Левчин, И.Б. Ершова, Ю.В. Глушко // Вестник Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова. – 2020. – Т. 12. – № 3. – С. 55–62.
31. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье : дошкольный и школьный возраст / В.Э. Пахальян. – СПб. : Питер, 2016. – 237 с.
32. Перлз, Ф. Теория гештальттерапии / Ф. Перлз. – М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2014. – 384 с.
33. Петрова, Л.И. Воспитание младшего школьника / Л.И. Петрова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2018. – 352 с.
34. Полякова, В.В. Особенности развития когнитивных способностей младших школьников / В.В. Полякова // Социум, общество и государство: история и современное развитие : сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. – М., 2017. – С. 97–100.
35. Прихожан, А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2017. – 192 с.
36. Ратанова, Т.А. Связь школьной тревожности с когнитивными особенностями младших школьников / Т.А. Ратанова, Э.В. Лихачева // Психологический журнал. – 2019. – Т. 30. – № 3. – С. 39–51.
37. Скворцова, М.В. Тревожность и личностный рост : социально-психологические аспекты : монография / М.В. Скворцова, В.Е. Якунин. – Тольятти : ТГУ, 2019. – 201 с.
38. Смилык, И.М. Тревожность, страх и формирование устойчивого чувства безопасности / И.М. Смилык // Мир психологии. – 2018. – № 4. – С. 133–139.
39. Спилбергер, Ч.Д. Шкала ситуативной (реактивной) и личностной тревожности / Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин // Лучшие психологические тесты : сборник / Т.И. Ахмедов. – М. : Эксмо, 2019. – С. 28–32.
40. Стюхина, Г.А. Психологические особенности и механизмы развития ребенка младшего школьного возраста : лекции / Г.А. Стюхина. – М. : Первое сентября, 2020. – 92 с.
41. Сырицына, С.И. Особенности физического и умственного развития младших школьников / С.И. Сырицына // Директор школы. – 2019. – № 4. – С. 74–80.
42. Тревога и тревожность : хрестоматия / сост. и общ. ред. В.М. Астапова. – М. : ПЕР СЭ, 2018. – 239 с.
43. Уотсон, Д. Бихевиоризм / Д. Уотсон // Хрестоматия по общей психологии : в 2 кн. Книга 1 : Введение в психологию / сост. И.Д. Плотка. – Рига : Высшая школа психологии, 2012. – С. 131–137.
44. Фокина, М.В. Возможности коррекции личностной тревожности детей и подростков в работе школьного психолога как основа сохранения эмоционального здоровья подрастающего поколения / М.В. Фокина // Здоровье нации – основа процветания России. – М. : МГУ, 2017. – Т. 3. – Ч. 1. – С. 139–140.
45. Фрейд, З. Страх / З. Фрейд // Тревога и тревожность : хрестоматия / сост. В.М. Астапов. – СПб. : Пер Сэ, 2018. – С. 30–41.
46. Хорни, К. Борьба личности за самоосуществление / К. Хорни. – М. : Астер-Х, 2013. – 112 с.
47. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – 2-е изд., расшир., доп. – СПб.: Питер, 2019. – 651 с.
48. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М. : Академия, 2016. – 384 с.
49. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис / Э. Эриксон ; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. – М. : Прогресс, 2016. – 344 с.
50. Юнусова, Л.Н. Задачи психолого-педагогического сопровождения по предотвращению и преодолению детской тревожности / Л.Н. Юнусова // Психолого-педагогическое сопровождение образования. – Нижний Тагил : НТГСПА, 2019. – С. 96–101.