Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дистанционное обучение представляет педагогическую технологию, которая полностью строится на использование информационных и коммуникационных технологий. По мнению экспертов современные учащиеся усваивают 20% из того что видят, 50% информации, которую видят, слышат и примерно 70% информации, которую они добывают самостоятельно. Дистанционное обучение может открыть перед обучающимися новые возможности по изучению учебного материала.
ФГОС НОО ориентирует образовательные организации на переход к более гибкому, динамичному и персонализированному обучению. Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» [8] в редакции от 25 декабря 2018 года, обще образование должно быть направлено «на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе». В документе указано, что успешная реализация образовательных программ возможна на основе внедрения дистанционных образовательных технологий.
Однако учитывая психолого-педагогические особенности младших школьников, организация дистанционного обучения ограничивается рядом проблем. Дистанционное обучение, являясь онлайн-пространством, лишает обучающегося возможности сравнивать собственные успехи с достижениями других [7, c. 84]. Показателем успешности здесь служит только отметка педагога. Младшим школьникам сложно организовать свою деятельность, сидя перед экраном компьютера, что обуславливает постоянное нахождение взрослого. К тому же использование дистанционного обучения оказывает влияние на организм младшего школьника.
Однако в случае недоступности очного образования выбор педагогов останавливается на дистанционном обучении.
Положительные качества дистанционного образования в отечественной педагогике хорошо проанализированы в работах: А.А. Андреева, В.Ф. Горнева, Ю.П. Господарика, В.П. Колмогорова, В.И. Кинелева, В.Н. Лазарева, А.В. Могилева, В.И. Овсянникова, О.П. Околелова, Е.С. Полат, А.Е. Петрова, В.И. Солдаткина, Э.Г. Скибицкого, В.А. Шаповалова, В.П. Тихомирова, О.Б. Тыщенко, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова.
Дистанционные образовательные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой обучающийся был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности [23, c. 222].
Актуальность темы связана с проблемой разрешения противоречия между возрастающими предпосылками на современной стадии развития общества для внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс и отсутствием целостной методической системы применения данного средства в обучении учащихся начальной школы.
Данное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования, поставленную в вопросительной форме: «Каковы особенности цифровых образовательных платформ дистанционного обучения младших школьников?».
Выявленное противоречие и проблема исследования дают возможность сформулировать тему исследования, которая звучит как «Цифровые образовательные платформы как инструмент реализации дистанционного обучения младших школьников».
Объект: дистанционное обучение младших школьников.
Предмет: цифровые образовательные платформы дистанционного обучения младших школьников.
Цель: изучить цифровые образовательные платформы как инструмент реализации дистанционного обучения младших школьников
Задачи:
1. Выявить сущность, задачи и технологии дистанционного обучения в начальной школе
2. Изучить особенности организации дистанционного обучения младших школьников
3. Охарактеризовать цифровые образовательные платформы, применяемые в современном дистанционном обучении
4. Рассмотреть технологические и методические аспекты применения цифровых образовательных платформ в дистанционном обучении младших школьников
5. Провести сравнительный анализ цифровых образовательных платформ «Российская электронная школа», «Учи. Ру» и «Якласс» в образовательном пространстве начальной школы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды авторов в области:
- сущности, технологиях и особенностях дистанционного обучения (Полат Е. С., Стариченко Б. Е., Лебедева М. Б. и др.), которые позволили дать характеристику дистанционному обучению и особенностям его организации для школьного образования;
-особенности, средства и технологии применения дистанционного обучения в начальной школе (Колесникова Т. В., Вергелес Г. И., Забусова Е. И. и др.);
- сравнения технического, дидактического и познавательного функционала различных цифровых образовательных платформ для дистанционного обучения младших школьников (Хажирокова Ю. Ю., Чернышкова А. В. и др.).
В работе были использованы следующие методы исследования: синтез, анализ, сравнение, обобщение.
Новизна исследования основана на сравнительной характеристики цифровых образовательных платформ дистанционного обучения, практикующих в обучении учащихся начальной школы.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе было обобщена сущность понятия «дистанционное обучение», приведены его достоинства и недостатки в обучении учащихся начальной школы.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе был проведен анализ цифровых образовательных платформ дистанционного обучения, практикующих в обучении учащихся начальной школы, позволяющий выявить достоинства и недостатки рассматриваемых платформ для обучения младших школьников.
Структура работы состоит из введения, 3 глав, 6 параграфов, заключения, списка используемой литературы.
Список используемой литературы состоит из 28 источников.
Глава 1. Дистанционное обучение в начальной школе
1.1. Сущность, задачи и технологии дистанционного обучения в начальной школе
В настоящее время учитель должен уметь формировать с помощью информационных технологий образовательную среду, обеспечивающую надлежащий уровень обучения, моделировать индивидуальные траектории обучения и развития обучающихся, а также собственный маршрут профессионального роста. Одной из таких технологий, используемых в процессе обучения, выступают дистанционные образовательные технологии.
В области дистанционных образовательных технологий нет единства терминологии. Понятийный аппарат в данной области находится в стадии становления. В литературе активно используются такие термины, как дистанционное обучение, дистанционное образование, интернет-обучение, дистанционные образовательные технологии, их используют для описания особенностей обучения на расстоянии с применением современных информационных технологий или традиционной почтовой и факсимильной связи [11, c. 366].
Более подробно остановимся на понятии «дистанционное обучение» (ДО). На сегодняшний день не существует единого определения дистанционного обучения. Исследователи и специалисты в данной области, говоря о дистанционном обучении, очень часто вкладывают разный смысл в это понятие.
В российском законодательстве в данный момент используется понятие «дистанционные образовательные технологии». В Федеральном законе «Об Образовании в РФ» в Ст.16 дается следующее определение: под дистанционными образовательными технологиями (далее ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [8].
Приведем выдержки из различных работ, где дистанционное обучение понимается как:
― способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах и используют аудио-, видео-, интернет- и спутниковые каналы связи в учебных целях [19, c. 95];
― целенаправленный, организованный в специфической дидактической системе процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся с применением средств обучения, инвариантных к их расположению в пространстве и времени, который реализуется [17];
― телекоммуникационное обучение, которое осуществляется в основном с помощью технологий и ресурсов сети Интернет и при котором удаленные друг от друга субъекты (ученики, преподаватели, тьюторы, модераторы и др.) осуществляют образовательный процесс, сопровождающийся их внутренними изменениями (приращениями) и созданием образовательной продукции [1, c. 54].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонов, С. В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / С. В. Агафонов, З. О. Джалиашвили, Д. Л. Кречман. - СПб.: «БХВ-Петербург», 2003. – 336 с.
2. Алешкина, О. В. Дистанционные образовательные технологии – ключ к массовому образованию ХХI века / О. В. Алешина, М. А. Миналиева, Н. А. Рачителева // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. – С. 63- 65.
3. Бершадский, А. М. Актуальные проблемы контроля знаний / А. М. Бершадский, А. А. Белов, Р. И. Вергазов // Вестник компьютерных и информационных технологий № 1, 2013. – С. 40-48.
4. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова; под общей редакцией М. Е. Вайндорф-Сысоевой. М.: Издательство Юрайт. 2019. - 194 с.
5. Вергелес, Г. И. Дистанционное обучение в начальной школе: за и против / Г. И. Вергелес, О. А. Граничина // Начальная школа. 2021. - № 2. - С. 3–6.
6. Давыдова, И. П. Педагогам о дистанционном обучении / Давыдова И. П., Лебедева М. Б., Мылова И. Б. / Под общ. ред. Т. В. Лазыкиной. – СПб: РЦОКОиИТ, 2009. – 98 с.
7. Забусова, Е. И. Организация дистанционного обучения в начальной школе / Е. И. Забусова, Н. С. Курмачева, В. В. Толмачева // Символ науки: международный научный журнал. 2021. - № 2.- С. 83–85.
8. Закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. с изм. и допол. в ред. от 06.03.2019.
9. Зубов, А. В. Информационные технологии в лингвистике: учеб. Пособие для студ. лингв. фак-тов высш. учеб. заведений / А. В. Зубов, И. И. Зубова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с.
10. Информационно-образовательная среда «Российская электронная школа». [Электронный ресурс] // URL: https://resh.edu.ru/ (дата обращения: 23.01.2022).
11. Колесникова, Т. В. Дистанционное обучение младших школьников / Т. В. Колесникова, М. А. Месропян, Ф. А. Халилова // Инновации. Наука. Образование. 2021. - № 25. - С. 366–369.
12. Кудрина, В. Р. Инновационные технологии дистанционного обучения / В. Р. Кудрина, О. А. Медведева // Modern Science. 2021. - № 2-1. - С. 271–274.
13. Кузьмина, Л. В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / Л. В. Кузьмина // Вестник Московского университета МВД России. 2012. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-nedostatki-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 23.01.2022);
14. Курвитс М. Мастер-класс «Как организовать дистанционное обучение. План действия для учителя». [Электронный ресурс] URL: http://marinakurvits.com/kak_organizovat_distancionnoe_obuchenie/. (дата обращения 21.01.2022).
15. Лебедева М. Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Лебедева М. Б., Агапонов С. В., Горюнова М. А., Костиков А. Н., Костикова Н. А., Никитина Л. Н., Соколова И. И., Степаненко Е. Б., Фрадкин В. Е., Шилова О. Н. / Под общ. ред. М. Б. Лебедевой. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — 336 с.
16. Онлайн-проект «ЯКласс», резидент Инновационного центра «Сколково». [Электронный ресурс] // URL: https://www.yaklass.ru/ (дата обращения: 23.01.2022).
17. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М. : Большая рос. энцикл., 2002. – 528 с.
18. Первин, Ю. А. Дистанционное обучение младших школьников: опыт, проблемы, перспективы. В сборнике: Труды Большого Московского семинара по методике раннего обучения информатике. В 10 томах. Сост. И науч. ред. И.В. Соколова и Ю.А. Первин. Москва. 2008. - С.135–140.
19. Петрова, В. С. Особенности использования электронного обучения в образовательных организациях на примере ПРО-платформ / В. С. Петрова, И. В. Панова // Образование в цифровую эпоху. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, докторантов и заинтересованных лиц. 2019. - С. 94-98.
20. Пичугин, С. С. Младший школьник в новом формате образования: дистанционное обучение / С. С. Пичугин // Начальная школа. 2021. - № 2. - С. 7–15.
21. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
22. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И. В. Роберт. – М. : ИИО РАО, 2012. – 140 с.
23. Самиков, Р. Ф. Современные технологии дистанционного обучения и онлайн – образования / Р. Ф. Самиков // Вопросы педагогики. 2021. - № 1-2. - С. 220–222.
24. Стариченко, Б. Е. О соотношении понятий электронного обучения в высшей школе / Б. Е. Стариченко, И. Н. Семенова, А. В. Слепухин // Образование и наука. — 2014. — № 9. — С. 51-68.
25. «Учи.ру» —образовательная онлайн-платформа. [Электронный ресурс] // URL: https://uchi.ru/ (дата обращения: 23.01.2022).
26. ФГОС НОО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
27. Хажирокова, Ю. Ю. Сравнительный анализ платформ для дистанционного обучения в образовательной среде / Ю. Ю. Хажирокова // Педагогическая перспектива. 2021. - № 2. – С. 42-49.
28. Чернышкова, А. В. Сравнительный анализ цифровых образовательных платформ «Российская электронная школа», «Учи. Ру» и «Якласс» в образовательном процессе / А. В. Чернышкова [Электронный ресурс] // URL: http://www.eduportal44.ru/koiro/ccto/co/3/Чернышкова%20АВ%20статья.pdf (дата обращения 23.01.2022).