Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Маркетинг совместно со средствами стимулирования сбыта и торговли, элементами пропаганды является мощным средством неценовой конкуренции. На сегодня маркетинг сопровождает продвижение товаров, работ, услуг. Именно благодаря итогам маркетинговой деятельности потребитель может узнать о том, какие услуги предоставляет та или иная организация. Зачастую маркетинговая деятельность является основным критерием выбора.
Потребители видят итоги маркетинговой деятельности по телевизору, интернету, слышат информацию на радиостанциях, и зачастую даже не подозревают, что всё это – проведение эффективной маркетинговой деятельности. Правильная организация маркетинговой деятельности способствует быстрой бесперебойной реализации производимой продукции. Для того, чтобы маркетинг работал, необходимо разработать эффективную стратегию. Подобный подход позволяет избежать ошибок. Он позволяет минимизировать риски, связанные с недопониманием потребителя и позволяет повысить эффективность маркетинговой деятельности. Таким образом, разработка стратегии маркетинговой деятельности дает организации возможность успешно справляться с проблемами сбыта, а также позволяет успешно конкурировать с другими предприятиями в современной экономической реальности. Соответственно, тема выпускной квалификационной работы является актуальной для дальнейшего изучения.
Проблема исследования состоит в том, что каждая современная инновационная организация нуждается в качественном маркетинговом продвижении. Однако, далеко не всегда данный процесс происходит комплексно, не хватает ресурсов: материальных, трудовых, управленческих.
Объектом исследования является предприятие «Гриб».
Предметом – анализ маркетинговой деятельности инновационной организации на примере предприятия «Гриб».
Объект и предмет определили следующую цель выпускной квалификационной работы – определить направления совершенствования комплекса маркетинга предприятия «Гриб».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести исследование производственно-коммерческой деятельности предприятия «Гриб».
2. Провести анализ методов разработки комплекса маркетинга.
3. Разработать направления совершенствования комплекса маркетинга предприятия «Гриб».
Основные методы исследования, которые были использованы в работе:
- метод анализа;
- метод классификации и синтеза;
- метод сравнения и обобщения;
- метод SWOT-анализа.
Практическая значимость работы заключается в определении направлений по совершенствованию маркетинговой деятельности, которые может использовать на практике практически любое предприятие, работающее в отрасли схожей с предприятием «Гриб».
Выпускная квалификационная работа выполнена на основании трудов следующих авторов: М. В. Баринов, Е.В. Вагнер, И.Б. Гурков, Э.А. Дадашева, К.А. Дорогова и др.
База исследования: предприятие «Гриб», Тульская область, район Узловский, город Узловая, улица Свердлова, дом 12, офис 2.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе выпускной квалификационной работы представлена характеристика производственно-коммерческой деятельности предприятия «Гриб». Представлена общая характеристика, организационная структура управления и характеристика маркетинговой деятельности предприятия «Гриб»
Во второй главе исследованы методы, сущность и разработка комплекса маркетинга.
В третьей – разработана программа продвижения, медиа стратегия программы и оценка экономической эффективности проектных предложений по совершенствованию комплекса маркетинга предприятия «Гриб».
Заключение содержит итоговые выводы.
Общий объем выпускной квалификационной работы составил 87 страниц, представлено 44 источника, 3 приложения, 17 рисунков, 16 таблиц.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ «ГРИБ»
1.1 Общая характеристика предприятия «Гриб»
Предприятие «Гриб» входит в состав ООО «Интерагро» (эксклюзивный дилер Christiaens Group в России). ООО «Интерагро» осуществила комплексную поставку конструкционных материалов, технологического и машинного оборудования в новый грибоводческий комплекс в Тульской области предприятия «Гриб» с проектной мощностью выращивания 10 тыс. тонн свежих грибов шампиньонов в год. Общая производственная площадь комплекса составляет 23 тыс. кв. метров выращивания шампиньонов, на грибной ферме возведено 24 камеры выращивания. Также компания Интерагро установила в данном комплексе оборудование Viscon Group – две линии по упаковке свежих грибов и одна автоматическая линия по мойке и нарезке .
Сфера деятельности предприятия «Гриб» – грибное производство.
Комплекс включает два основных производственных объекта – собственно ферму по выращиванию грибов, состоящей из 40 камер площадью по 964,5 кв. м каждая, и компостного двора для обеспечения фермы сырьем, на котором растут грибы. Последний состоит из 7 бункеров ферментации и 17 бункеров пастеризации, что позволяет получить 350 тонн в неделю.
Ферма рассчитана на 11,5 циклов производства грибов, а с одной загрузки компостом здесь будут собирать два урожая за один производственный цикл. Стоит отметить, что применение интенсивной технологии выращивания и сокращения цикла роста гриба не отразится на его качественных показателях – это обусловлено особенностями оборудования Christiaens Group, которое на протяжении многих лет успешно используется в проектах по всему миру.
Также в данном комплексе установлено оборудование Viscon Group – автоматизированные линии по приемке, сортировке, упаковке, мойке и нарезке шампиньонов. В состав проекта входит две линии по упаковке свежих грибов и одна автоматическая линия по мойке и нарезке. Техническое сопровождение и сервисное обслуживание оборудования обеспечивают специалисты компании «Интерагро», у которых уже имеется богатый опыт адаптации голландских технологий к российским условиям.
Юридический адрес предприятия «Гриб»: 301608, Тульская область, район Узловский, город Узловая, улица Свердлова, дом 12, офис 2.
Основные сорта грибов, которые производит предприятие «Гриб» представлены в табл.1.
Таблица 1
Основные сорта грибов, которые производит предприятие «Гриб»
№ п/п Сорт гриба Краткое описание
1 Белый шампиньон Вкусный и полезный гриб, который можно употреблять в пищу как в готовом, так и сыром виде. Идеален для приготовления первых и вторых блюд, салатов и соусов.
2 Шампиньон «Царский» Коричневые шампиньоны по вкусу и аромату наиболее близки к лесным грибам. Они богаты белком, а также являются источником витамина D.
3 Портобелло Невероятно вкусный и красивый шампиньон, который отличается от коричневого шампиньона большими размерами. Размер шляпки гриба достигает 10 и более сантиметров.
4 Мини-Шампиньон Вкусный и полезный гриб, который можно употреблять в пищу как в готовом, так и сыром виде. Идеален для приготовления первых и вторых блюд, салатов и соусов.
Потребителями предприятия «Гриб» являются крупные холдинги и супермаркеты: «Магнит», ЗАО «Племенной завод ПРИНЕВСКОЕ», Агрофирма «Золотая нива», Агропромышленный холдинг «Мираторг», Группа Компаний «Агро-Белогорье», ЗАО «Тульская нива», Агрохолдинг АО «ОСП агро», «МАРТИН», «Лента» – сеть гипермаркетов, Грибной комплекс «Подмосковье». Анализ финансовых результатов предприятия «Гриб» представлен в приложении Ошибка: источник перёкрестной ссылки не найден. Бухгалтерская отчетность – в приложении 2.
Исходя из данных, представленных в приложении 1 можно сделать вывод о том, что выручка предприятия «Гриб» продемонстрировала положительную динамику. За 2018 2020 гг. данный показатель увеличился на 2 769,28%. Прирост в 2019 г. по сравнению с 2018 г. составил 810 138 тыс. руб. или 1824,22%. Затем прирост в 2020 г. по сравнению с 2019 г. составил 419 698 тыс. руб. или 49,11%. Таким образом, изменение выручки оказало положительное влияние на изменение валового финансового результата предприятия «Гриб».
Сумма себестоимости предприятия «Гриб» продемонстрировала негативную динамику. За 2018 2020 гг. данный показатель увеличился на 2400,74%. Прирост в 2019 г. по сравнению с 2018 г. составил 738 894 тыс. руб. или 2208,62%. Затем прирост в 2020 г. по сравнению с 2019 г. составил 64 275 тыс. руб. или 8,32%. Таким образом, изменение себестоимости оказало негативное влияние на изменение валового финансового результата предприятия «Гриб». Необходимо отметить, что основная деятельность компании 2020 г. стала менее затратоемкой по сравнению с 2018 г. Действительно, если в 2018 г. на 1 руб. выручки приходилось 75,33 коп. в виде себестоимости, тогда как в 2020 г. этот показатель был ниже и составлял 65,66 коп. Таким образом, по данному критерию в структуре выручки произошли позитивные изменения. Рост выручки опережает рост себестоимости. В совокупности оба этих фактора оказали положительное влияние на сумму валового финансового результата.
Предприятие «Гриб» работает, получая положительный валовый финансовый результат. Например, в 2018 г. сумма валовой прибыли была равна 10 955 тыс. руб., что составляло 24,67% от суммы выручки; в 2019 г. – 82 199 тыс. руб. (соответственно, 9,62%); в 2020 г. – 437 622 тыс. руб. (или 34,34% от выручки). В 2019 г. по сравнению с 2018 г. сумма валовой прибыли увеличилась на 650,33%. Затем в 2020 г. по сравнению с 2019 г. имел место прирост на 432,39%. В целом в течение анализируемого периода сумма валовой прибыли выросла на 3 894,72%, что положительно характеризует ситуацию с финансовыми результатами компании.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление / Дэвид Аакер. – СПб.: Питер, 2016. – С.98
2. Артемов, О. Ю. Из истории международного маркетинга: США и Япония - борьба за право считаться первой страной, открывшей миру маркетинговые технологии // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2017. №2 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-mezhdunarodnogo-marketinga-ssha-i-yaponiya-borba-za-pravo-schitatsya-pervoy-stranoy-otkryvshey-miru-marketingovye-tehnologii
3. Баринов, М. В. Бенчмаркинг как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия / М. В. Баринов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 202-205. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22618/ (дата обращения: 21.03.2022)
4. Вагнер, Е.В., Современные стратегии продвижения потребительских товаров на иностранном рынке на основе выбранной концепции международного маркетинга // Символ науки. 2018. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-strategii-prodvizheniya-potrebitelskih-tovarov-na-inostrannom-rynke-na-osnove-vybrannoy-kontseptsii-mezhdunarodnogo
5. Гурков, И.Б. Стратегический менеджмент организации: Учебное пособие И.Б. Гурков. – М.: Интел – Синтез, 2015. – С.80-85
6. Дадашева, Э.А. Концептуальные подходы к эффективности управления организацией // РППЭ. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-podhody-k-effektivnosti-upravleniya
7. Дафт, Р. Менеджмент. 9-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2016. – С.97
8. Дорогова, К.А. Основные проблемы маркетинговой политики в современных предприятиях // Скиф. 2019. №5-2 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-marketingovoy-politiki-v-sovremennyh-predpriyatiyah
9. Дугар-Жабон, Т. З. Таргетинг и ретаргетинг как инструменты маркетинга // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/targeting-i-retargeting-kak-instrumenty-marketinga
10. Егоров, М. В. Совершенствование логистической и маркетинговой политики на предприятии // Форум молодёжной науки. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-logisticheskoy-i-marketingovoy-politiki-na-predpriyatii
11. Жариков, В.В. Маркетинговая политика сбыта: краткосрочный и долгосрочный периоды // ЭКОНОМИНФО. 2016. №26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovaya-politika-sbyta-kratkosrochnyy-i-dolgosrochnyy-periody
12. Завалько, Н. А. Рыночные инструменты: теоретический аспект // КЭ. 2013. №3 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynochnye-instrumenty-teoreticheskiy-aspekt
13. Зайцева, В.А. Маркетинг: учебное пособие / В.А. Зайцев. – Москва (МГИУ), 2016. – С.89
14. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров / А.Т. Зуб. – 4-е издание, переработанное и дополненное. М.: Юрайт, 2015. – С.78
15. Интернет-маркетинг: учебник для вузов / О. Н. Жильцова [и др.] ; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — С.115
16. История маркетинга [Электронный ресурс]. URL: https://www.marketch.ru/history-of-marketing/promotion-in-b2b/
17. Козюбро Т.И. основные достоинства и недостатки модели стратегического планирования и управления Игоря Ансоффа // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-dostoinstva-i-nedostatki-modeli-strategicheskogo-planirovaniya-i-upravleniya-igorya-ansoffa
18. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Армстронг, Г. Сондерс / Пер. с англ. – 2-е изд. – М., СПб; К.; Издательский дом «Вильямс», 2015. – С.98
19. Кублин, И.М., Бурмистрова, И.К. Особенности маркетинга в отраслях и сферах деятельности: учебное пособие / И.М. Кублин, И.К. Бурмистрова. – Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2014. – С.89
20. Лозовская, Я. Н. Современные концепции управления производством: достоинства и недостатки // ГИАБ. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-kontseptsii-upravleniya-proizvodstvom-dostoinstva-i-nedostatki
21. Медведева, Т. П. Управленческий подход к пониманию сущности маркетинга: трактовка для руководителей предприятий // Практический маркетинг. 2013. №5 (195). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlencheskiy-podhod-k-ponimaniyu-suschnosti-marketinga-traktovka-dlya-rukovoditeley-predpriyatiy
22. Минцберг, Г. Школы стратегий. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегий менеджмента / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел. – С-Пб.: Питер, 2015. – С.87
23. Морозова, И.А. Создание конкурентных преимуществ в рамках различных подходов к управлению конкурентоспособностью // УЭкС. 2015. №5 (77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-konkurentnyh-preimuschestv-v-ramkah-razlichnyh-podhodov-k-upravleniyu-konkurentosposobnostyu (дата обращения: 19.02.2022).
24. Назаров, А.Д. Таргетированная реклама как ключевой инструмент маркетолога // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/targetirovannaya-reklama-kak-klyuchevoy-instrument-marketologa
25. Насер Ф., Цой О.С. Тренды маркетинга 2020 // Вестник науки. 2020. №12 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trendy-marketinga-2020 (дата обращения: 31.03.2022).
26. Настройка таргетированной рекламы во ВКонтакте: пошаговая инструкция [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/marketing/101531-nastroyka-targetirovannoy-reklamy-vo-vkontakte-poshagovaya-instrukciya (дата обращения: 16.04.2022).
27. Овчинникова, Е. С. Особенности использования видеохостинга yоuтuве для продвижения бренда // Наука. Общество. Государство. 2017. №4 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-videohostinga-youtuve-dlya-prodvizheniya-brenda
28. Паевская, С. Л. Научные концепции предпринимательства в экономической истории // Инновации и инвестиции. 2014. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-kontseptsii-predprinimatelstva-v-ekonomicheskoy-istorii
29. Пантелеева, М. С. Маркетинговая политика предприятия как основа системного подхода к анализу его деятельности // Вестник евразийской науки. 2015. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovaya-politika-predpriyatiya-kak-osnova-sistemnogo-podhoda-k-analizu-ego-deyatelnosti
30. Питер, Р. Диксон. Управление маркетингом / Р. Диксон Питер; пер. с англ. – М.:ЗАЩ «Издательство БИНОМ», 2015. – С.71-72
31. Расход окупаемости проекта [Электронный ресурс]. URL: http://www.b-i-plan.ru/raschet-okupaemosti-proekta (дата обращения: 16.04.2022).
32. Рубцова, Н. Маркетинговая политика как форма операционного маркетинга: содержание и проявления в условиях Российской практики // Baikal Research Journal. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovaya-politika-kak-forma-operatsionnogo-marketinga-soderzhanie-i-proyavleniya-v-usloviyah-rossiyskoy-praktiki
33. Сайт ООО «Интерагро» [Электронный ресурс]. URL: https://interagro.info/projects/gribnoe-proizvodstvo/ooo-agrogrib-tulskaya-oblast/
34. Смирнова, Е. А. Тенденции развития маркетинговых коммуникаций в 2020-2022 гг. // Вестник ЧелГУ. 2020. №10 (444). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-marketingovyh-kommunikatsiy-v-2020-2022-gg (дата обращения: 21.03.2022).
35. Соболев, Э.Н. Кризис нэпа и выбор пути социальноэкономического развития России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-nepa-i-vybor-puti-sotsialnoekonomicheskogo-razvitiya-rossii
36. Таплинк: новая версия 2.0 [Электронный ресурс]. URL: https://tap.link/(дата обращения: 21.03.2022)
37. Тарифы таплинк [Электронный ресурс]. URL: https://taplink.ru/tariffs/ (дата обращения: 16.04.2022).
38. Текутьева, И. А. Преимущества соцсети «ВКонтакте» для продвижения информационного сайта в России // Медиасреда. 2017. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-sotsseti-vkontakte-dlya-prodvizheniya-informatsionnogo-sayta-v-rossii
39. Финк, С. А. Особенности интернет-продвижения на площадке Instagram // Медиасреда. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-internet-prodvizheniya-na-ploschadke-instagram
40. Чепурко, Г. В. Основы формирования маркетинговой деятельности на предприятии // Kant. 2013. №1 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-formirovaniya-marketingovoy-deyatelnosti-na-predpriyatii
41. Шатило, А. С. Генезис этики маркетинга как инновационной концепции взаимодействия в бизнесе // Известия СПбГЭУ. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-etiki-marketinga-kak-innovatsionnoy-kontseptsii-vzaimodeystviya-v-biznese
42. Шереметьева, Е. Н. Позиционирование в прямом маркетинге // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2005. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pozitsionirovanie-v-pryamom-marketinge
43. 4 составляющих бизнес-плана по заморозке овощей [Электронный ресурс]. URL: https://b-mag.ru/4-sostavljajushhih-biznes-plana-po-zamorozke-ovoshhej/#4_Каналы_сбыта_финансовая_часть_риски_бизнеса
44. Instagram заблокирован на территории РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/tech/news/2022/03/14/17420851.shtml (дата обращения: 21.03.2022)