Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ 6
1.1. Нарушения слуха, этиология, классификация 6
1.2. Психолого-педагогические особенности слабослышащих детей 9
1.3. Особенности коррекционной работы по развитию памяти со слабослышащими детьми 15
ГЛАВА 2 .ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Изучение уровня развития памяти у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста 23
2.2. Содержание коррекционной работы по развитию памяти у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста 29
2.3. Выявление динамики развития памяти у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Период дошкольного детства является значимым периодом развития детей, в том числе и их памяти, которая отличается своим функционированием у детей с нарушением слуха. Известно, что благодаря слуховому восприятию обогащаются знания ребенка и происходит развитие, аналогичного мнения придерживались такие отечественные педагоги как Л. И. Божович, Л. А. Венгер и др.
При нарушении какого-либо анализатора происходит его компенсация за счет сохранных функций. Поражения слуха запускают компенсаторные механизмы зрительного и кинестетического анализаторов. Следует отметить, что развитие компенсаторных механизмов также играет огромную роль в готовности старшего дошкольника с нарушением слуха к школьному обучению, и последующей адаптации в момент обучения, также развитие данных функций и состояние слуха влияют на дальнейший образовательный маршрут.
В настоящее время нарушения слуховой системы представляет важнейшую медико-социальную работу, и имеет особую актуальность. По данным некоторых авторов, различной степенью слуховой депривации страдают от 6 до 8% населения планеты, из них около 80% имеют сенсоневральные нарушения слуха (Н. Н. Петрова, Т. А. Сичкарева, И. П. Королева).
В специальной психологии и педагогике проблема компенсаторных возможностей у детей с нарушенным слухом анализируется в разных аспектах. Один из подходов связан с инклюзивным образованием и его установкой на то, что любой человек может быть включен в общественные отношения и полноценно в них функционировать.
Изучением особенностей развития памяти у дошкольников с нарушениями слуха занимались Р. М. Боскис, М. М. Нудельман, А. Н. Поросятникова, Т. В. Розанова и другие. Они установили, что развитие памяти у детей с нарушениями слуха имеет отличия, так как ввиду нарушения взаимодействия с миром слышащих приобретение социального опыта существенно отягощено.
Многочисленный познавательный материал, приобретаемый слышащим ребенком внезапно, естественно и достаточно легко, детьми с нарушением слуха усваивается только в специально организованных условиях и при проявлении волевых качеств. Однако проблема развития памяти является изученной в недостаточной мере ввиду особенностей развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Несформированность познавательных процессов нередко является основной причиной сложностей, которые возникают у детей дошкольного возраста с нарушением слуха во время обучения. При этом определяющее место в структуре дефекта интеллектуальной деятельности присуще нарушениям памяти, для которых характерен сниженный объем памяти и быстрота запоминания, превосходство непроизвольного запоминания. Этим подтверждается актуальность нашего исследования.
Цель: Изучить особенности коррекционной работы по развитию памяти у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Объект: Слабослышащие дети старшего дошкольного возраста.
Предмет: Развитие памяти у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Рассмотреть этиологию и классификацию нарушений слуха;
2.Изучить психолого-педагогические особенности слабослышащих детей;
3.Проанализировать особенности коррекционной работы по развитию памяти со слабослышащими детьми;
4.Разработать и апробировать методику развития памяти у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Диагностическая методика «Весёлые рисунки» Автор: С.Д. Забрамная, О.В.Боровик.
4. Диагностическая методика «Особенности зрительной памяти» Авторы: С. Д. Забрамная, О.В. Боровик
5. Диагностическая методика «Веселые картинки» Автор: Т. В. Розанова
6. Математические методы обработки данных.
База исследования: МБДОУ Детского сада компенсирующего вида.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Нарушения слуха, этиология, классификация
К категории лиц с нарушением функций слухового анализатора относятся неслышащие (глухие), позднооглохшие и слабослышащие.
Глухие — лица с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, в результате которого невозможно разборчивое восприятие устной речи; это нарушение является врожденным или приобретенным до того, как у
Позднооглохшие — лица с глубоким, стойким нарушением слуха, возникшем после того, как речевая функция была сформирована (после 3 лет и старше).
Слабослышащие - лица с частичным, в разной степени выраженным снижением слуховой функции, в результате, которого затруднено восприятие устной речи.
Этиология нарушений слуха
Этиология нарушений слуха может быть связана как с экзогенными, так и с эндогенными факторами.
В происхождении экзогенных форм нарушений слуха большую роль играют инфекционные заболевания матери во время беременности, особенно в первые 3 месяца: краснуха, корь, гепатит, а так же врождённый сифилис, токсоплазмоз. Среди постнатальных инфекций - это корь, скарлатина, эпидемический паротит, менингит, менингоэнцефалит. Одной из важнейших причин нарушений слуха у детей считается отит.
Генетические факторы, большей частью связанные с наследственной патологией.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Блонский, П. П. Память и мышление [Текст] / П. П. Блонский. – Москва: ЛКИ, 2007. – 196 с.
2. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология [Текст] / Т. Г. Богданова. – Москва: Академия, 2002. – 360 с.
3. Вартанян, И.А. Звук-слух-мозг / И.А. Вартанян. - М.: Наука, 2019. - 175 c.
4. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных образовательных учреждениях / Г.Н. Пенин и др. - М.: Каро, 2019. - 496 c.
5. Выготский, Л. С. Возрастные и индивидуальные различия памяти [Текст] / Л. С. Выготский; Под ред. А. А. Смирновой. – Москва: Просвещение, 2007. – 300 с.
6. Гаркуша, Ю. Ф. Система коррекционных занятий детей с нарушениями слуха [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша. – М.: Сфера, 2008. – 677 с.
7. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Головчиц. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с.
8. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха / Л.А. Головчиц. - М.: Владос, 2018. - 331 c.
9. Григорьева, Т. А. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением слуха [Текст] / А. Т. Григорьева. – Минск, 2009. – 432 с.
10. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст]: пособие для занятий с детьми 2-7 лет / Н. Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 128 с.
11. Зикеев, А. Г. Дети с нарушенным слухом [Текст] / А. Г. Зикеев. - М.: Педагогика. – 2007. – 455 с.
12. Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха и интеллекта. - Москва: СИНТЕГ, 2018. - 162 c.
13. Королева, И. Дети с нарушением слуха. Книга для родителей и педагогов / И. Королева, П. Янн. - М.: Каро, 2019. - 240 c.
14. Лачугина, Ю. Н. Психология [Текст] / Ю. Н. Лачугина. – Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 226 с.
15. Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Л.П. Назарова. - М.: Владос, 2019. - 980 c.
16. Насырова, Е. В. Развитие образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха / Е. В. Насырова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 2. — С. 135-137.
17. Носкова, Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха / Л.П. Носкова. - М.: Владос, 2019. - 297 c.
18. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития/под ред.Л.А. Головчиц. - М.: ОМИЦ «Граф-пресс», 2006.-128с.
19. Речицкая, Екатерина Григорьевна Коррекционно-педагогическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха. Учебно-методическое пособие / Речицкая Екатерина Григорьевна. - М.: Владос, 2017. - 399 c.
20. Смирнова, Е. А. Детская психология [Текст] / Е. А. Смирнова. – Москва: Владос, 2008. – 336 с.
21. Соколова, Е. И. Готовимся к школе. Развиваем слух и речь. Для детей 5-7 лет / Е.И. Соколова. - М.: Академия развития, 2019. - 32 c.
22. Сунцова, А.С. Если у ребенка нарушен слух: моногр. / А.С. Сунцова. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 546 c.
23. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. – Москва: У-Фактория, 2003. – 240 с.
24. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти у детей [Текст] / Л. В. Черемошкина. – М.: Академия, 2005. – 240 с.
25. Шагунов, А. Д. Диагностика и коррекция нарушения слуха [Текст] / А. Д. Шагунов. - М.: Наука, 2008. – 639 с.