- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Взаимосвязь самооценки и агрессивности младших школьников
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Психология и педагогика
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Взаимосвязь самооценки и агрессивности младших школьников"?57 страниц
40 источников
Добавлена 27.07.2023 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие агрессии, агрессивности и самооценки 6
1.2. Особенности проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста 11
1.3. Особенности проявления самооценки у детей младшего школьного возраста 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1. Организация и процедура исследования 22
2.2. Методы и методики исследования 23
2.3. Результаты исследования 26
2.3.1. Результаты описательного анализа 26
2.3.2. Результаты сравнительного анализа 31
2.3.3. Результаты корреляционного анализа 32
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 34
ГЛАВА 3 ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ 35
3.1. Методические обоснования программы 35
3.2. Содержание программы 38
3.3. Особенности реализации программы 47
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Фрагмент для ознакомления 2
На современном этапе развития общества возникает необходимость в воспитании социализированной личности, способной успешно адаптиро-ваться к быстро меняющимся условиям. Исследование особенностей фор-мирования личности и ее поведения на разных стадиях онтогенеза является максимально значимым.
Младший школьный возраст предполагает, что к личности ребенка предъявляются новые требования, касающиеся социально-психологических, физических и интеллектуальных аспектов.
На сегодняшний день учащение агрессивных проявлений является одной из острейших социальных проблем нашего общества. Ведь она ве-дет за собой причинение вреда или ущерба другому живому существу, в какой бы форме не проявлялась. Как и с давних времен, существует боль-шой интерес к данному феномену, так и в наше время, она является пред-метом многих научно-практических исследований.
Поскольку самооценка во многом определяет успешность социаль-ной интеграции, то её изучение приобретает особое значение. В свою оче-редь на формирование самооценки личности влияет неотъемлемое количе-ство факторов, одним из которых является уровень агрессивности.
Люди, для которых характерно проявление агрессивности в различ-ных ситуациях, в дальнейшем приносят вред себе и окружающим, что па-губно сказывается на их авторитетности и социальном статусе в обществе. Можно предположить, что агрессивность это результат занижено или за-вышено неадекватной самооценки.
Не каждый человек способен адаптироваться к новым условиям, тре-бованиям, предъявляемым со стороны общества. Несомненной проблемой выступает такое качество личности, как агрессивность. Особенности разви-тия самооценки и агрессивных поведенческих реакций взаимосвязаны. Не-адекватная самооценка может провоцировать возникновение агрессивно-сти и напротив, агрессивность может быть следствием неадекватной само-оценки. Следовательно, встает вопрос защиты хрупкой человеческой пси-хики и самооценки как ее компонента.
Таким образом, исследуемая тема «Взаимосвязь самооценки и агрес-сивности младших школьников» является актуальной и требует дальней-шего исследования.
Целью исследования является теоретически обосновать и экспери-ментально проверить взаимосвязь самооценки и агрессивности младших школьников.
Объект исследования – личностная сфера детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – взаимосвязь самооценки и уровня агрессив-ности детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятию «агрессия», «агрессивность», «само-оценка».
2. Изучить особенности самооценки и уровень агрессивности в младшем школьном возрасте;
3. Экспериментально определить взаимосвязь самооценки с уровнем агрессивности у детей младшего школьного возраста;
4. Составить программу по формированию адекватной самооценки и снижению агрессии младших школьников.
Базой для написания выпускной квалификационной работы послу-жила школа ГБОУ СОШ №609. В эмпирическом исследовании приняли участие 60 учащихся 2-х классов, в возрасте 8 – 8 лет, из них 30 девочек и 30 мальчиков.
В работе использовались следующие методы исследования:
- общенаучные: подбор научной литературы, её анализ и обобщение полученной информации в виде глав и параграфов работы.
- частнонаучные методы: психологическое исследование и наблюде-ние за детьми, беседа, качественная и количественная оценка полученных результатов.
В работе были использованы следующие методики:
- беседа с классным руководителем, беседа с психологом, метод наблюдения;
- тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут);
- методика «Какой Я?» (модификация методики О.С. Богдановой);
- методика «Лесенка» (Т.Д. Марцинковская).
Теоретико-методологической базой при написании работы послужи-ли труды в области:
- проблематика агрессивного поведения в младшем школьном воз-расте представлены в работах Е.И. Бережковой, А.С. Копового, Н.И. Ко-ротченковой. Среди западных исследователей изучение этой возрастной группы осуществлялось Л. Берковичем, К. Бютнером, А.Миллером, П. Поппером, И. Раншбургом.
- проблемами формирования адекватной самооценки младших школьников были посвящены труды В.А. Горбачёвой, Н.С. Яковченко, Т.Д. Жулыбиной и других ученых. А.В. Карпов пишет о том, что более широко изучены проявления самооценки как личностного образования, а иные аспекты самооценки на данный момент недостаточно широко пред-ставлены в психолого-педагогических исследованиях.
Теоретическая значимость заключается в том, что в работе система-тизированы данные по теме исследования, изучены научные труды многих учёных и данные психологических исследований.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что изложенная в работе информация может быть использована для даль-нейшего изучения темы и в качестве дополнительной информации для сту-дентов факультетов «Психологии» и «Педагогике».
Структура ВКР состоит из введения, 3 глав, 9 параграфов, заключе-ния, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМОСВЯЗИ САМО-ОЦЕНКИ И АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие агрессии, агрессивности и самооценки
В настоящее время в социальной психологии рассматривается про-блема в определении терминов агрессия и агрессивность, которые подра-зумевают под собой разное количество действий. Например, американский психиатр Л. Бендер, рассматривает понятие агрессии, как составляющую сильной активности и стремлению к самоутверждению. А испанский нейрофизиолог Х. Дельгадо, определяет агрессию, как акт проявления враждебности, разрушения и атаки, то есть действия, которые побуждают человека вредить другому лицу или объекту.
Анализ научной литературы в области агрессивного поведения поз-воляет сказать, что на сегодняшний день среди психологов нет единого понимания термина «агрессия». Каждым специалистом данный термин трактуется по-разному. Кто-то рассматривает «агрессию» в широком диа-пазоне черт и свойств, а ряд учёных, выделяют в ней специфические осо-бенности.
Слово агрессия происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враж-дебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружаю-щих людей.
В общепринятом понимании под «агрессией» подразумевается обо-значение разнообразных видов и форм поведения, отличных от привычно устроенного. Наиболее полным и распространённым определением данно-го термина является определение зарубежных психологов Д. Креча, Р. Кратчфилда, Н. Ливсона, в котором «агрессией» называется любой вид поведения, приносящий вред другим, физический или моральный. Т.е. под агрессией понимается любая деятельность, направленная против общества [18].
Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди ха-рактеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, бу-дучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем. Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьёзной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определе-ние основного понятия.
К. Бютнер под «агрессией» понимает акт поведения «оскорбляющий, ранящий партнёра или даже направленный на его уничтожение».
В. А. Ситаров и В. Г. Маралов считают, что агрессия – это действия человека, характеризующиеся демонстрацией превосходства в силе или применением силы к другим людям, нанесение им ущерба [1].
Нужно учитывать, что агрессия является неоднородной по своему характеру, говоря о ее причинах. Выделяют разные типы и виды агрессии:
1. Экспрессивная агрессия – непроизвольная реакция, которая со-провождается взрывом ярости и гнева, быстро прекращающийся и целе-направленный, не всегда источник нарушения спокойствия подвергается нападению.
2. Враждебная – предназначение которой, в нанесении вреда объекту агрессии.
3. Инструментальная – агрессия используется в качестве средства, для достижения цели нейтрального характера.
Отечественный психолог Н. А. Фурманов понимает агрессию, как и многие зарубежные исследователи, многообразно, как любую деятель-ность и инициативность человека, считая её «неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности» [38]. Данное определение, по нашему мнению, наиболее приемлемо, так как отражает саму причину по-явления агрессии – ответную реакцию личности раздражающие факторы.
Как отмечает Н.А. Дубинко [10], агрессивное поведение младшего школьника чаще всего выражается в формах враждебности, жестокости и демонстрации.
Агрессивность как личностное качество способно иметь большое ко-личество причин. Так ученые выделяют одну из причин агрессивности, ко-торая выражается в неадекватной самооценке. Самооценка - это оценка личностью, своих качеств и возможностей, представление важности своей деятельности среди других людей и рассмотрение собственных чувств, до-стоинств и недостатков, которые могут выражаться личностью, как откры-то, так и закрыто [10].
Многие авторы значительно расширяют понятие агрессивности, как специфической формы поведения и агрессии как свойства личности. В по-следнем случае речь идёт об агрессивности как компоненте личностной структуры. В первом случае агрессия трактуется как процесс, имеющий свою функцию и организацию.
И. А. Фурманов отмечает, что тема детской агрессивности долго время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отече-ственной психологии, и даже на сегодняшний день в отечественной науч-ной литературе встречается достаточно мало публикаций на эту тему [38].
Рассмотрение агрессивности как черты личности тесно связано с при-знанием значения её мотивацииn [2]. Утверждение о мотивированности по-ведения человека (в том числе агрессивного) неоспоримо. Однако данный факт не склоняет к упрощённому пониманию мотивов агрессии. В то же время нужно не отрицать тот факт, что изучение мотивов агрессивного по-ведения представляет большой научный интерес и является настоятельной необходимостью.
В психологии самооценка выделяется как один из важнейших компо-нентов личности. Ее ценность и значимость, определяется, когда человек способен наделить отдельные стороны поведения и деятельности своей личности, так и себя в целом. Самооценка человека считается, субъектив-ной оценкой возможностей, нравственных качеств, своего отношения к се-бе и другим, а также места в социуме.
Самооценка представляет собой довольно сложную психическую форму внутреннего мира человека, которая отображает степень ее само-уважения, ценностное принятие себя или же отвержение и уровень притя-заний, несмотря на это, она включает в себя выстроенные личностные зна-чения и характер самоотношения личности, смысл и системные отношения и ценности [26].
Виды и уровни самооценки:
по величине или уровню, самооценка бывает высокой, средней и низкой; по ее проявлению выделяют адекватную и неадекватную, среди которых отмечают
заниженную и завышенную самооценку;
в особенности от строения самооценки, она может быть деструк-тивной и конструктивной или конфликтной и бесконфликтной;
актуальную и прогностическую самооценку выделяют относи-тельно временного отношения;
устойчивой и неустойчивой самооценка может быть, если рас-сматривать ее стойкость.
Самооценка человека выполняет множество различных функций:
― Регуляторная – на ее основе происходит решение задач, кото-рые принимаются личностью. А. В. Захарова разбивает эту функцию на стимулирующую, оценочную, защитную, блокирующую и контрольную.
― Защитная – обеспечивает независимость и относительную ста-бильность личности.
― Развивающая – способствует развитию и совершенствованию личности.
― Отражающая (или сигнальная) – описывает фактическое отно-шение человека к себе, поступкам и действиям, а также дает возможность дать оценку адекватности своих действий.
― Эмоциональная – дает возможность ощущать удовлетворен-ность человеку, собственной личностью, своими качествами и характери-стиками.
― Адаптационная – помогает человеку приспосабливаться к условиям социума и реального мира.
― Прогностическая – контролирует активную деятельность чело-века при выполнении действий.
― Корригирующая – создает условия для контроля процесса вы-полнения деятельности.
― Ретроспективная – описывает возможность для оценивания своего поведения и деятельности на заключительном этапе.
― Мотивирующая – побуждает к действию, для получения пози-тивных реакций, одобрения и удовлетворенности, а также развития гордо-сти и самоуважения.
― Терминальная – заставляет человека прекратить деятельность, если его действия и поступки влияют на появление критики над собой и недовольства самим собой.
Помимо всего вышесказанного, самооценка очень тесно связана с са-мосознанием человека, а также его уровнем притязаний. На формирова-ние, которой влияют: потребности в саморазвитии и самоутверждении, обширная направленность личности, наличие уровня развития когнитив-ных процессов и эмоционально-волевой сферы, общее самочувствие чело-века и его окружение, в особенности мнение и оценка особо - значимых людей [4].
Самооценка имеет способность влиять на эффективность деятельно-сти человека и его развитие личности. Она соотносит отношение человека к окружающим людям, его требовательность и критичность к самому себе, его отношение к успешным и неуспешным ситуациям, из-за того что, она может быть относительно адекватно завышенной или неадекватно зани-женной.
Таким образом, анализируя все приведенные определения можно констатировать, что агрессивность, может пониматься как в узком (как нанесение другим повреждений), так и широком значении («системное со-циально-психологическое свойство»). Не зависимо от трактовки, данное понятие в психолого – педагогической литературе рассматривается как негативная характеристика личности.
Самооценка выполняет множество функций и представляет собой до-вольно сложную психическую форму внутреннего мира человека, которая отображает степень ее самоуважения. Так же она тесно связана с самосо-знанием человека, а также его уровнем притязаний, что позволяет адекват-но оценивать свое поведение и результаты деятельности.
1.2. Особенности проявления агрессивности у детей младшего школь-ного возраста
По справедливому мнению С.Н. Ениколопова [12], к сожалению, сложившаяся ныне в обществе системы воспитания детей, принятые к ним требования, отношение взрослых к растущим людям не учитывают осо-бенностей личностного становления, приводя к конфликту с личностями, у которых развивается потребность в самостоятельности, самореализации, избавлении от опеки. Критически осмысливая себя и окружающих, ребе-нок протестует против ханжества взрослых, их мнимой праведности, при нередкой лживости поступков.
Младший школьник жаждет не просто внимания, но понимания, до-верия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Во взрослом же сообще-стве утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активно-сти младшего школьника - он ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и детьми растет психологический барьер, стремясь пре-одолеть который, многие младшие школьники прибегают и к агрессивным формам поведения.
И.А. Фурманов [38] в своих исследованиях также отмечает, что при-чины агрессивного поведения младших школьников разнообразны и зави-сят от многих факторов, однако в основном они относятся к семейному воспитанию. Исследователь выделяет наиболее распространенные из них:
1) Неправильная реакция родителей на не устраивающее их поведе-ние ребенка.
2). Дисгармоничность семейных отношений в целом: отношения между родителями, родителями и детьми, братьями-сестрами.
3). Наказание и степень контроля со стороны родителей. Исследова-тели выявили, что жестокие наказания приводят к высокому уровню агрес-сивности у детей, при этом минимальный контроль и присмотр ведут к вы-сокому уровню асоциальности. Часто эти 2 типа воспитания можно встре-тить в одной семье, когда родители не могут придерживаться единого сти-ля воспитания.
4). Разрушенные эмоциональные привязанности между родителями и детьми. Или враждебные чувства родителей по отношению друг к другу.
5). Родители не требовательны к своим детям или напротив равно-душны к их социальной успешности. Очень важно, чтобы у ребенка были домашние обязанности.
6). Наличие противоречия между воспитуемым и собственным пове-дением родителя, т.е. к ребенку предъявляются взаимоисключающие тре-бования.
7). Использование таких воспитательных методов, как угрозы, уль-тиматумы, сознательное лишение любви, частые изоляции. Реакция лишь усугубляется, особенно если родители не испытывают ни вины ни состра-дания.
Таким образом, агрессивность в личностных характеристиках ребен-ка формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности младшего школьника могут влиять, разумеется, природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоя-нии фрустрации ребенок с подобной психической организацией ищет вы-хода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани и пр. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Тем более что для некоторых детей участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся ли-нией поведения, отражающей нормы, принятые в определенных социаль-ных группах.
То есть в младшем школьном возрасте в силу сложности и противо-речивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности [32].
Известно, что в младшем школьном возрасте происходит переориен-тация одних ценностей на другие. Младший школьник стремится занять новую социальную позицию, соответствующую его потребностям и воз-можностям. При этом социальное признание, одобрение, принятие в мире взрослых и сверстников становится для него жизненно необходимым. Лишь их наличие обеспечивает переживание младшим школьником чув-ства собственной ценности. Неслучайно поэтому истоки агрессивности младшего школьника лежат, как правило, в семье, отношениях ее членов (ссоры, отторжение ребенка, его принуждение, в том числе наказанием, страхом и т.п.) и в меньшей мере в коллизиях со сверстниками, учителями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что младший школьный возраст является одним из сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложив-шихся психологических структур, но возникают новые образования, за-кладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социаль-ных установок. С одной стороны, для этого этапа показательны негатив-ные проявления ребенка, дисгармоничность строения личности, свертыва-ние прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, младший школьный возраст отличается большим количеством положительных фак-торов - возрастает самостоятельность ребенка, значительно более много-образными и содержательными становятся его отношения с другими деть-ми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и другим людям. Все это создает предпосылки для ведения целенаправленной рабо-ты по коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Особые причины формирования агрессивной модели поведения вы-деляются в отношении детей с нарушениями психического развития. На проявление агрессивности у таких детей влияют отклонения со стороны нервной системы, несоответствующее возрастной норме развитие произ-вольной сферы в семьях с агрессивной моделью поведения. Все эти причи-ны, которые могут перерастать в устойчивую личностную черту.
Наряду с общими особенностями проявления агрессии в поведении детей с ЗПР и с нормальным темпом развития В.В Кисова, И.А. Конева выделяют специфические особенности агрессии у младших школьников с ЗПР [35]:
1. повышенная ситуативная зависимость агрессивных проявлений в силу сниженных адаптивных возможностей детей с ЗПР;
2. ригидность аффективных состояний и длительность их послед-ствий, что зачастую является причиной социальной неадекватности и деза-даптации детей с ЗПР;
3. преобладание в поведении физической агрессии, как возможное отражение алекситимии.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. — СПб.: Речь, 2006.— 336 с.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб., 2001. - 512 с.
3. Блонский П.П. Психология младшего школьника: П.П. Блонский - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Модэк, 2011. - 632с.
4. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я- концеп-цией // Вестник Московского университета. - 2011. - №1. - С. 54–66.
5. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Речь, 2004. - 144 с.
6. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2000. – 351 с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.2. – М.: Книга по требованию, 2012. – 488с.
8. Головей Л. Е. Психология развития и возрастная психология. Учеб-ник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2016 .374с.
9. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.
10. Дубинко Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявления агрессивности в детском возрасте Вопросы психологии: - 2010.- №1.-С. 53-57.
11. Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных) // Обозрение психиатрии и ме-дицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2011. – № 3. – С. 11-16.
12. Ениколопов С. Н. Психология агрессии: основные подходы //Вестник Псковского вольного университета : - 2010, Т. 1. №1.- С. 62-69.
13. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2016. 448 с.
14. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. – М., 2016. – 100 с.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2015.
16. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня при-тязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27, № 3. – С. 18 – 30.
17. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб.: Питер, 2003. 640 с.
18. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. - СПб:, Питер, 2003.- 336 с.
19. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школь-ника. М.: Просвещение, 2017. - 224c.
20. Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2015. 420c.
21. Лебединский В.В., Лебединская К.С. Нарушения психического раз-вития в детском и подростковом возрасте. – М.: «Гаудеамус», 2011. – 304с.
22. Лоренц К. Агрессия. Перевод Швейник Г.Ф., Римис, 2009. – 352 с.
23. Малашихина И.А., Черепкова Н.В. Специальная психология. Психо-логия детей с задержкой психического развития (учебное пособие) // Международный журнал экспериментального образования . – 2009. – №4. – С.17-18.
24. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. – М.: Медицина, 2003. – 337 с.
25. Можгинский Ю.Б. Подходы к анализу тяжелых форм антисоциаль-ного поведения в детском и подростковом возрасте // Юрид. психо-логия. - 2009. - N 1. - С. 8-12.
26. Молчанова О.Н. Низкая самооценка: восемь проблем // Перспектив-ные направления психологической науки. Сборник научных статей. – 2012. – Выпуск 2. – С. 53 – 58.
27. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, дет-ство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 456с.
28. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2003. – 452с.
29. Полети Р., Доббс Б. Самооценка. Основное благо. М.: Изд. дом Ме-щерякова, 2008. – 128 с.
30. Пономарева М. А. Проявления различных форм агрессии у девиант-ных подростков. Вестник Поморского университета: / М. А. Понома-рева. – М. – 2009. – 130 с.
31. Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Издательский центр «Ака-демия», 2010. 272с.
32. Пухтаевич Л.Г. Формирование положительной самооценки в млад-шем школьном возрасте: методич. рекомендации / Л.Г. Пухтаевич. – Волгоград, 2013. – 14 с.
33. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2013. – 350с.
34. Туревская Е.И. Возрастная психология [Текст] / Е.И. Туревская – Тула,2002. – 32с.
35. Францева В. О. Характеристика целевых и мотивационных устано-вок младших школьников // Социальные аспекты здоровья населе-ния. – 2011. – Т. 20, № 4. – С. 19.
36. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. – М.: Фолио, 2010.
37. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: посо-бие для психологов и педагогов. - М.: Владос, 2014. - 351с.
38. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррек-ция : / И. А. Фурманов. – Минск. – 2002. – 192 с.
39. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ В.В. Лебединский и др. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 197 с.
40. Якунин В.А. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие / В.А. Якунин; Европ. ин-т экспертов. - 2-е изд. - СПб. : Изд-во Михайлова, 2000. -348 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней