Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы квалификационной работы. Тема формирования новых городских пространств под влиянием современных культурных индустрий очень актуальна. По оценкам ООН, к 2025 году доля городского населения мира составит 63% (известно, что к 1975 году этот показатель был равен 39%). И, это население нужно трудоустроить, и должны быть созданы условия для раскрытия его творческого потенциала.
Креативные индустрии включают искусство, ремесла, дизайн, кино, телевидение, Интернет, компьютерные технологии, деятельность в области средств массовой информации, галерейный бизнес, моду, издательское дело, рекламу, дизайн, архитектуру, культурный туризм и индустрии досуга.
Креативная индустрия сочетает в себе деловые навыки, технологические изобретения и культурные практики, основой которых является творческая и интеллектуально насыщенная деятельность.
Креативные индустрии могут изменить облик города, превратив районы, которые ранее не могли быть представлены, в популярные районы. Так, в Великобритании бывшие промышленные районы Ливерпуля, Манчестера и Шеффилда теперь превратились в отдельные арт-объекты, населенные художниками, музыкантами и дизайнерами, а города с такими устройствами стали новой культурной столицей Европы.
Объект исследования – культурно-образовательный потенциал социокультурной среды современного города.
Предмет исследования – формирование профессионального мышления студентов художественных направлений средствами социокультурных ресурсов современного города.
Цель исследования – разработка наглядного пособия в виде обучающего путеводителя, с целью развития и формирования профессионального мышления для изучения социокультурного пространства, через ряд формирующих факторов, которые развивают профессиональное мышление студентов художественных направлений.
Задачи, исходя из выше перечисленной цели, будут следующие:
1.Рассмотреть стратегии урбанизации и креативного развития, а также факторы и ресурсы формирования социокультурного пространства
2.Проанализировать роль в формировании социокультурного мышления студентов коммуникативной составляющей социокультурного пространства современного города.
3.Разработать путеводитель с иллюстрациями для развития профессионального мышления студентов художественных направлений.
4.Выявить роль и содержание обучающего путеводителя по социальному пространству профессионального мышления студентов художественных направлений.
5.Проанализировать элементы и этапы создания обучающего путеводителя.
6.Составить маршрут, его составляющие по социокультурному пространству города Барнаул.
Глава 1 Исследовательская работа по научной, нормативной и правовой литературе социокультурного пространства современного города
1.1 Город, как социокультурное пространство: стратегии урбанизации и креативного развития
Учитывая состояние социокультурной среды молодежи, содержание понятия "социокультурная реальность", включающего в себя социально-культурную жизнь конкретного общества, которое выступает субъектом социокультурной жизни, социально-культурная сфера общества представляет особый тип реальности, то есть социокультурной реальности. В то же время каждый из них обладает своими собственными пространственно-временными свойствами и соответствующей структурой.
Среди современных российских ученых Н. И. Яблокова анализирует понятие "социокультурный" и указывает, что "такого понятия, как социальная культура, не существует"... В понятиях "социокультурный", "социальный" и "культурный" особым образом синтезируются социальный и культурно-исторический компоненты. То есть важная деятельность социальных субъектов всегда осуществляется в определенной культурной среде.
Отличительной чертой современной ситуации в России является расширение культурного пространства, полиидология, трансформация нормативных и ценностных ценностей, в связи с этим между конкретным отношением личности и изменением социокультурных факторов, устойчивого развития общества, его интеграции, механизмов передачи и необходимы изменения социального культурного наследия. Отсутствие последнего приводит к опасной трансформации механизмов регенерации общества.
Молодые люди с возрастом осваивают новые социальные роли, формируют социальные притязания, личные планы, активно адаптируются к самостоятельной жизни, становятся полноценными представителями своего времени и своего поколения, поэтому это довольно важный жизненный этап. С одной стороны, вся социальная жизнь современного человечества, в частности формы социального общения, доминирующие условия переходного периода российского общества, неопределенность на данном этапе его системы ценностей, кризис социально-экономических и духовных основ жизни людей, с другой стороны, оказывает существенное влияние на процесс формирования жизненных приоритетов молодежи.
Процесс становления, смена ценностей, формирование мировоззрения, процесс социализации происходит на протяжении всей жизни человека. Человек формирует свои собственные ценности, а затем может претерпевать изменения под влиянием социокультурной среды, в которой живет индивид.
Среда молодежи, в силу своих возрастных, социально-психологических и идеологических особенностей, остро нуждается в социокультурной идентификации, поэтому процесс социального становления другой социальной и возрастной молодежи, выбор жизненных путей и стратегий развития осуществляется через обучение и воспитание, усвоение и трансформацию опыта из старшего поколения.
Нет устоявшейся иерархии систем и ценностей не только в среде современной молодежи, но и в современном российском обществе в целом. Вместе с традиционными ценностями, исторически присущими нашему обществу, формируется новая либеральная (потребительская) идентичность, естественным образом приводящая к доминированию потребительских интересов.
За идеологической неопределенностью молодежи (отсутствием идеологических основ смысловой ориентации и социокультурной идентификации), негативным влиянием коммерциализации и СМИ (формирование "имиджа" субкультур), постоянной духовной агрессией Запада и экспансией массовой коммерческой культуры, навязыванием стандартов и психология общества потребления, происходит примитивизация смысла человеческого существования, моральная деградация личности, снижение ценности человеческой жизни. Происходит размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения самобытности национальной культуры, снижение интереса молодежи к национальной культуре, ее истории, традициям и носителям национальной идентичности.
Учащиеся находятся в активной стадии вторичной социализации, которая, очевидно, является двусторонним процессом, и общество всегда является ориентиром для социально приемлемого поведения и мышления. Другим аспектом процесса социализации является развитие индивидом этих организующих и ориентирующих импульсов, которые исходят от общества. Результат социализации является результатом многих разнонаправленных влияний. Однако в студенческой жизни можно говорить только об определенном уровне социализации, который был достигнут в это время, именно поэтому образовательная система используется как институт социализации.
Кроме того, в школьные годы макросоциальная среда начинает все больше влиять на личность, она понимается как источник направления и регулятор выбора жизненных позиций.
В результате направление ценностей, во-первых, во многом отражает направление жизни, которое принято в обществе, а во-вторых, зависит от текущей ситуации и претерпевает адаптивные изменения. В то же время ценности очень автономны и могут передаваться из поколения в поколение не только путем прямого наследования, но и посредством сетевого общения в различных социальных сообществах.
Студенты находятся на этапе становления личности, когда макросоциальная среда воспринимается как источник направления, как регулятор выбора жизни и профессии. В свою очередь, новая система ценностей молодежи является показателем состояния и функционирования различных институтов в обществе: семьи, образования, политической власти. Изучение факторов, влияющих на ценности студентов, направлено на прогнозирование и предотвращение процесса девальвации социально значимых ценностей, определяющих жизненную и профессиональную ориентацию молодежи.
Идентичность связана с культурой, поэтому уместно было бы ввести определение культуры. Культура-совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей и знаковых систем, присущих конкретному социальному обществу. Элементы культуры выполняют функции социальной ориентации, обеспечивают интеграцию человеческого общества вокруг определенных идей и ценностей, а также личностное самоопределение человека. В отличие от различных социальных групп и индивидов, они образуют города. Город живет изменениями и обновлениями. Хотя деревня живет традициями, опытом, постепенным накоплением и сохранением.
Город как культурное пространство представляет собой самоорганизующуюся систему, направленную на восстановление и обновление городского образа жизни с течением времени. Культурное пространство города специфично, его основные черты выражены в следующих особенностях:
1. Распространение различных видов информации с акцентом на широкую аудиторию в контексте переводческо-культурных мероприятий.
2. Избирательность - выбор между культурными ценностями, передаваемыми из прошлого в настоящее и даже в будущее, кодекс поведения гармонично сочетается с современным городским образом жизни.
3. Инновации - внедрение новых технологических разработок для поддержания динамики внутригородских коммуникаций.
4. Вариативность - широкий выбор вариантов: маршруты и транспорт для навигации по городу, места отдыха.
5.Коллективная личность-одиночество в группе (пешеходы, переходящие улицу по дороге на работу, пассажиры троллейбуса, метро).
Основные тенденции современной городской культуры:
1.Индивидуализация граждан.
2.Расширение возможностей для реализации творческого потенциала личности.
3.Постоянный процесс изменения значений и нормалей междугородной связи.
По мнению экспертов института научной информации, город изобилует различными коммуникациями, от инженерных коммуникаций до умных. Лёгкость в становлении современного мегаполиса становится механизмом его распада в социальной, этнической и конфессиональной сферах.
Имеются два способа, которые могут быть представлены в городской культуре. С одной стороны, в глобальном масштабе это ценные произведения искусства, особенно произведения архитектуры. Город живет намного дольше, чем его жители, и время становится ограниченным пространством - городской пейзаж хранит прошлое в архитектуре и архивах для будущего. С другой стороны, город - это коллективная промышленная "болезнь": массовое одиночество, телефонная зависимость, транспортный невроз.
Здесь, рассматривается мегаполис, как центр социальной дифференциации и сложных пересечений социальных систем и рассматривал его как обитель коллективных структур, не столь многозначных, как большинство.
Как социокультурное пространство, город известен не только количеством и расположением малоизвестных культурных объектов и центров, но, и населением, и гостями. Но, это не программа городских властей, не заявление политиков, а определение города людьми, которые живут в нем и приезжают в город с определенными целями, которые точно определяют конкретный социокультурный статус.
Ассоциативный эксперимент проводился среди американских студентов, которые изучали русский язык в культурной столице России Санкт-Петербурге. Вся суть эксперимента заключалась в том, чтобы показать тонкую грань между сохранением необходимого культурного наследия и сохранением старого, что ведет к застою.
Санкт-Петербург в качестве примера "культурной столицы" был выбран не случайно - архитектурный ансамбль города и прилегающего исторического центра включен в список объектов всемирного наследия ИУНЕСКО-организаций образования, науки и культуры ООН, межправительственных организаций, специализированных учреждений ООН. . Также известно, что в 2005 году была принята"Петербургская стратегия сохранения культурного наследия".
В ходе исследования были выявлены следующие ассоциативные реакции участников эксперимента на соответствующие стимулирующие слова "культура" и " город.
Креативная промышленная архитектура города:
1. Говоря о писателях, респонденты называли Пушкина, Достоевского, Гоголя, Ахматову.
2.Следующие ассоциации были связаны с музыкой. Известные русские композиторы-классики-Чайковский, Рахманинов, Мусоргский, Прокофев. Современные музыкальные группы - "5"," ДДТ"," Tattoo ".
3. Эрмитаж, Русский музей, кунсткамера, этнографический музей, Музей хлеба, Музей водки, филармонический оркестр, Марийский театр, Кировский театр.
4.Респонденты также использовали слово "история" и дополняли его ассоциациями, такими как Советский Союз, война и Петр Великий.
Таким образом, по рис.1 и 2 авторы исследования пришли к следующим выводам: культурное пространство Санкт-Петербурга долговременное, наполнено различными культурными традициями и школами, но исторические достопримечательности могут предложить ретроспективный образ города.
Поддержка мероприятий по сохранению культуры среди местных культурных сообществ ставит под угрозу сохранение культуры города. Для Санкт-Петербурга реальным примером этой опасности является фотография городских дорог со столетней историей, которые отражают существенные различия в нарисованном городском пейзаже.
Действительно, производство исторического наследия-ретроспектива-используется как идеологический элемент в пространстве города Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург это не исключение. Городское пространство всей России ориентировано не на будущее, а на прошлое. У него есть традиция, но она оставляет мало места для конкретных творческих форм.
Таким образом, Санкт-Петербург претендует на звание культурной столицы России, но для дальнейшего развития город должен прибегнуть к инновациям Санкт-Петербург существует как памятник архитектуры 18-19 веков, но когда между домами, улицами, площадями и людьми возникает дисбаланс, повсюду царит ужас и коварство нуворишей. Однако город не существует как социокультурное пространство. Чтобы устранить этот дисбаланс, необходимо создать условия для творческих индустрий, которые будут привлекать в город не новые профессии, а креативных специалистов из разных нуворишей.
Термины "творчество" и "творчество" происходят от английского слова" творчество " - творчество. Таким образом, прилагательное "творческий" является синонимом таких характеристик, как остроумный, талантливый, свежий, не банальный.
Творчество означает, что создатель не может создать новый продукт, чтобы интерпретировать существующий метод в оригинальной форме для создания определенного объекта.
Творчество - это способность находить нестандартное решение проблемы. Творчество не всегда противоречит феномену воспроизводства, представляющему собой деятельность полностью соответствующего стандарта, т. е. шаблонов, лоткового производства.
Спрос на большое и среднее творчество во благо бизнеса сегодня велик, не говоря уже о заказах на социальные программы и самостоятельное творчество, но творчество не проявляется там, где созданы правильные
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список источников и литературы
1. Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры. - М.: Третье измерение 2000. - 275 с.
2. Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры. Опыт русской культурологии середины XIX -- начала XX веков. М. 2000.
3. Арнольд М. Культура и анархия. - М.: Классик, 2004. - 321 с.
4. Арутюнов С. А. Культурная антропология / С. А. Арутюнов, С. И. Рыжакова. -- М.: Весь Мир, 2004. - 216 с.
5. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / Под. ред. Ю. А. Здорового -- М.: Медиум, 1996. - 224 с.
6. Вайль П. «Гений места». - М., Изд-во «Колибри», 2006. - 488 с.
7. Вебер М. Избранные произведения. Пер с нем. Сост. Ю.Н. Давыдова. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
8. Голубчиков С.Н., Гутников В.А., Ильина И.Н и др. Экология крупного города (на примере Москвы). Уч. пособие. - М.: ПАСЬВА, 2001. - 192с.
9. Гутнов А., Глазычев В. «Мир архитектуры». - М., «Молодая гвардия», 1990. -659 с.
10. Жихаревич Б. Городские стратегии: вчера, сегодня, завтра. Российское экспертное обозрение. №2 (16) 2006. С.16-17.
11. Зенкин С. Культурный релятивизм: К истории идеи. Французский романтизм и идея культуры. М.: РГГУ, 2001.
12. Лендри Ч. Креативный город. - М.: Издательский дом «Классика - ХХI», 2006.-399 с.
13. Маркарян Э. С. Очерки истории культуры. -- Ереван: Изд. АрмССР, 1968.
14. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. -- М.: Мысль, 1983. Творческие индустрии в России.-С-П.: ООО Светлица, 2004.-135с.
15. Тейлор Б. Art todey. Актуальное искусство 1970 - 2005. - М.: Слово, 2006. - 256 с.
16. Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. -- М.: РОССПЭН, 2004. -- 1064 с.
17. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре / Л. Уайт -- М.: РОССПЭН, 2004. -- 960 с.
18. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - М.: Классика XXI, 2005. - 430 с.
19. Фрисби Д. Разрушение города: социальная теория, мегаполис и экспрессионизм. Хрестоматия по дисциплине «Современная урбанистика». Екатеринбург, 2008. С.46-47.
20. Шматко Н. А. Анализ культурного производства Пьера Бурдье // СоцИс: Соц. исслед. -- М., 2003. -- N 8.
Диссертации, авторефераты
1. Пригода Н.С. Мультикультурализм как фактор формирования современного общества: автореф. на соискание ученой степени канд. философ. наук. - Омск, 2009. - 17 с.
2. Статьи из журналов и газет
3. Города ждут перемен. Российское экспертное обозрение. №2 (16) 2006. С.7.
4. Луков М. В.Обыденная культура и культура повседневности//Знание. Понимание. Умение. -- 2005. -- № 3.
Статьи из энциклопедий и словарей
1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. (социокультурный словарь). М., 1991.
2. Российский Гуманитарный Энциклопедический словарь: в 3 т. Т.2-М.: ВЛАДОС, 2002. - 720 с.
Электронные ресурсы
1. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России [Электронный ресурс] // www.strana-oz.ru - Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?article=1106&numid=25
2. Гнедовский В. Современные проблемы развития постиндустриального общества в городах США и Европы [Электронный ресурс] // www.archipelag.ru - Режим доступа: http://www.archipelag.ru/geoeconomics/postindustrializm/version/contemporary-problem/
3. Зеленцова Е. Культурные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований [Электронный ресурс] // www.mista.in.ua - Режим доступа: http// www.mista.in.ua/ua/actual/1
4. Иноземцев В. Доклад о состоянии городов мира [Электронный ресурс] // ww2.unhabitat.org - Режим доступа: http://ww2.unhabitat.org/istanbul%252B5/statereport.htm
5. Попов А. Креативный класс - это вы [Электронный ресурс] // gazeta.sfu-kras.ru - Режим доступа: http://gazeta.sfu-kras.ru/node/65
6. Княгинин В. Круглый стол «Креативные индустрии Санкт-Петербурга - основа новых публичных пространств?» [Электронный ресурс] // www.archi.ru - Режим доступа: http://www.archi.ru/foreign/extra/news_current.html?nid=15975&fl=3&sl=2
7. Постиндустриальная экономика - что значит это понятие в современном мире? [Электронный ресурс] // Креативная экономика - электронный журнал. - 2009. - Режим доступа: http://creativeconomy.ru/library/prd1073.php
8. Крысанова С. Что такое креативность или придумай то, не знаю что [Электронный ресурс] // www.classs.ru - Режим доступа: http://www.classs.ru/library1/articles/article21/
9. Каци О. Мечты и реальность Нью-Йорка. Лекция [Электронный ресурс] // www.csrnw.ru - Режим доступа: http://www.csrnw.ru/content/announce/default.asp?shmode=2&ids=21&ida=2280.
10. Максимова О.В. «Санкт-Петербургское культурное пространство в восприятии американских студентов» [Электронный ресурс] // www.ideashistory.org.ru - Режим доступа: http://ideashistory.org.ru/pdfs/13maksimova2.pdf
11. Мировой город - новый рубеж для столицы Урала [Электронный ресурс] // Столица Урала - электронный журнал. - Режим доступа: http://capital.ekburg.ru/852_0_0_0/
12. Словарь РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.deport.ru/slovar/bes/r/rossijskaja-federatsija-zakon-o-mestnom-samoupravlenii-v-rossijskoj-federatsii-_chast-6.html
13. Терколио О. Мировая урбанизация: процессы и тенденции [Электронный ресурс] // www.terkolio.ru - Режим доступа: http://www.terkolio.ru/krugosvet/mirovaya-urbanizaciya-processy-i-tendencii.html
14. Фёдоров В. Все больше москвичей выбираю периферию…[Электронный ресурс] // www.all-pages.com - Режим доступа: http://all-pages.com/news/1/26/76/6447.html
15. Хокинс Джонс. Что такое креативная экономика - Лекции - Избранное - Сноб [Электронный ресурс] // www.snob.ru - Режим доступа: http://www.snob.ru/selected/entry/7243
16. Шеллинг Ф. Оригинальная архитектура. Необычные здания [Электронный ресурс] // www.lookatme.ru - Режим доступа: http://www.lookatme.ru/flows/arhitektura/posts/70151-neobyichnaya-arhitektura