Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования заключается в исследовании малого предпринимательства в России как сектора российской экономики, который наиболее быстро решает проблемы повсеместного обеспечения занятости населения, насыщения рынка конкурентоспособными и дешевыми товарами отечественного производства, повышения уровня национального благосостояния, расширения налогооблагаемой базы региональных и местных бюджетов, смягчения остроты социально-экономических последствий рыночных реформ.
В современных экономических условиях поддержка малых и средних предприятий (далее - МСП) является одним из главных приоритетов национальной политики. Высокая социально-экономическая значимость малых и средних предприятий определяет необходимость совершенствования национальной системы поддержки для обеспечения благоприятных условий функционирования, сохранения существующего статуса и дальнейшего развития структуры малых и средних предприятий. В связи с высокой степенью экономической дифференциации регионов Российской Федерации и высокой степенью автономии каждого региона в управлении и принятии решений по поддержке МСП очень важно сформулировать рекомендации по совершенствованию национальной политики поддержки МСП, которые отвечают потребностям конкретных регионов. Эта рекомендация может быть реализован только на основе углубленного анализа ситуации в региональном секторе МСП и оценки эффективности государственной поддержки. сравните полученные данные с результатами других территориальных образований и включите элементы "лучших практик" в деятельность SMSP по поддержке объектов инфраструктуры.
Малые предприятия все более последовательно выполняют функцию накопления капитала, устраняя серьезные социальные конфликты, характерные только для переходного состояния российской экономики. Однако некоторые негативные тенденции в малом бизнесе все еще развиваются. Значительное число зарегистрированных предприятий либо не начинали хозяйственную деятельность, либо были быстро ликвидированы. Кроме того, особую озабоченность также вызывает недостаточная скорость развития малых предприятий в промышленности, строительстве и инновациях. В некоторых регионах не уделялось должного внимания и не оказывалась обязательная поддержка развитию малого бизнеса.
Мировой опыт показал, что эффективное функционирование и развитие рыночных отношений невозможно без малых предприятий, которые являются неотъемлемой частью развитой системы управления. Это первое звено в разделении труда в обществе. Именно здесь создается национальный доход. Успех отдельных предприятий влияет на объем создаваемого ВВП, экономическое развитие общества и степень удовлетворения материальных и экономических интересов населения региона.
В настоящее время малый бизнес получил широкую поддержку как на федеральном, так и на региональном уровнях Российской Федерации.
Тем не менее, процесс улучшения российской бизнес-среды протекает сложно и медленно, что требует развития научно-методического обеспечения для решения проблем и разработки форм и методов финансовой поддержки предпринимателей.
Объект данной исследовательской работы – государственное регулирование малого предпринимательства.
Предмет данного исследования – методы государственного регулирования малого предпринимательства в России.
Цель исследования – рассмотреть государственную финансовую поддержку субъектов малого предпринимательства, ее совершенствование.
Задачи работы:
рассмотреть малый бизнес: экономическую сущность;
охарактеризовать государственную поддержку предпринимательства в современной России;
дать анализ развития малого бизнеса в Российской Федерации;
рассмотреть анализ практического функционирования малого бизнеса в РФ;
изучить сравнительный анализ развития малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом;
охарактеризовать современный организационно-экономический механизм функционирования малого бизнеса;
определить совершенствование государственной поддержки малого предпринимательства в России.
Вопросы государственного регулирования малого бизнеса освещены в работах как зарубежных исследователей, таких как Л. Аллен, К. Веспер, Г.Пиншот и других. Среди работ отечественных ученых по данному вопросу следует выделить работы Алимовой Т.А., Виленского А.В., Манухиной А.В., Орловой Л.В., Переверзева М.П., Луневой А.М. и других.
При постановке и решении поставленных задач использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации (РФ); учебная литература; статьи, опубликованные в сборниках научно-методических работ, периодическая печать; справочно-информационные системы «Гарант» и «Консультант-Плюс»; информационные ресурсы, размещенные в сети Интернет.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Формирование и развитие малого бизнеса в РФ
1.1 Малый бизнес: экономическая сущность
Малый бизнес - это бизнес, осуществляемый в малой форме, который влияет на предпринимательскую деятельность малых предприятий и малых предприятий. Малый бизнес характерен для некоторых форм и видов услуг, производства и торговли. Предпринимательство - это самостоятельная деятельность, осуществляемая на риск, направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров, использования имущества, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированным в этом качестве, в соответствии с установленными законами Гражданского кодекса Российской Федерации. В большинстве случаев под малым бизнесом понимается мелкосерийное производство, основанное на той или иной форме собственности. В данном случае учитываются только количественные параметры. Фактически предприниматели сами выбирают форму собственности и организацию хозяйственной деятельности .
Основные критерии СМП приведены в Федеральном законе от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ). Согласно статье 4 этого закона, ими могут быть как индивидуальные предприниматели, так и организации – ООО, кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства .
По данным Росстата, 24,5% занятых в оптовой торговле;
21,5% - в сфере сделок с недвижимостью;
12% – Строительная отрасль;
9% – в розничной торговле.
Численность задействованных сотрудников составляет 11 миллионов 743 тысячи человек. Общий оборот малого бизнеса составляет 19,7% ВВП Российской Федерации.
Малые предприятия - это платформа для внедрения большого количества инноваций, содействия научно-техническому развитию страны, формирования среднего класса. Это показатель развитого общества и гарантия социальной стабильности и повышения качества жизни населения страны.
Малые предприятия имеют свои собственные отличительные характеристики, которые определяют конкретные обстоятельства для оценки эффективности этих объектов: небольшая доля рынка, ограниченные средства и управление собственниками.
На сегодняшний день малый бизнес в России представлен различными категориями компаний, как по количеству сотрудников, так и по размеру получаемого ими дохода (Приложение 1).
Субъекты малого предпринимательства (далее именуемые малыми и средними предприятиями) включают следующие субъекты предпринимательства: малые предприятия; микропредприятия; и средние предприятия. Если говорить об организационно-правовых формах, то согласно действующему законодательству субъектами малого предпринимательства являются: коммерческие компании; хозяйственные товарищества; производственные кооперативы; потребительские кооперативы; фермерские (фермерские) хозяйства; индивидуальные предприниматели.
Как показано в Приложении 1, действующее законодательство предусматривает три условия для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства: доля других лиц в уставном капитале коммерческих компаний и хозяйственных товариществ; средняя численность работников; и доход, полученный от предпринимательской деятельности. В то же время, согласно Федеральному закону № 1. 209-ФЗ, основной корпус малых и средних предприятий -микро, категория малых и средних предприятий, определяется исходя из наиболее важных условий отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства с точки зрения средней численности работников и доходов от предпринимательской деятельности .
Предлагаемые характеристики определяют конкретные детали управления малым бизнесом. К ним относятся, в частности :
1. Метод управления: в основном основан на неформальных технологиях. Процесс управления включает в себя проведение маркетинговых исследований и формулирование прогнозов политического и экономического развития. Однако из-за бюджетных ограничений этот вид исследований в большинстве случаев ограничивается изучением поставщиков, потребителей и конкурентов компании.
2. Роль менеджера (собственника): принятие решений основано не только на объективной реальности – экономической ситуации, но и на субъективном желании - самореализации, независимом желании.
3. Финансовое позиционирование предприятия: Из-за ограниченного бюджета предприятия привлечь кредитные средства крайне сложно, и необходимо эффективно использовать имеющиеся финансовые резервы .
Поэтому основными целями анализа эффективности деятельности малого предпринимательства являются: оценка эффективности управления предприятием, изучение возможности рационального использования ресурсов предприятия и изучение потенциала предприятий. Все это определяет необходимость разработки метода оценки эффективности деятельности малого бизнеса с учетом всех характеристик. Современная экономика предлагает достаточно различных методов для оценки эффективности предприятий .
В Таблице 1 приведем основные подходы.
Таблица 1
Основные подходы к оценке эффективности деятельность предприятий
Название подхода Основные идеи подхода
Экспертный подход Эффективность определяется путем оценки достижения целевых показателей. В то же время уровень безработицы, коэффициент напряженности и т.д. Может использоваться в качестве целевого индикатора.
Временный подход Оценка эффективности предприятия может осуществляться в различные календарные периоды времени (месяц, квартал, год). Динамика этих показателей и их сравнение с аналогичными данными однородных предприятий, работающих в сходных природно-географических и экономических условиях, позволяют нам делать выводы об эффективности отдельных хозяйствующих субъектов.
Эффектностный подход Она включает в себя использование понятий "эффективность в широком смысле" и "эффективность в узком смысле". В узком смысле эффективность отражает эффективность фактической экономической деятельности. В данном случае используется система обобщенных показателей и частных показателей экономической и социальной эффективности. Таким образом, экономический эффект от реализации продукции складывается из социальных эффектов и бюджетных эффектов.
Затратный подход Эффективность предприятия может быть оценена путем измерения прибыли и затрат
Ресурсный подход Согласно этому методу, эффективность является одним из основных показателей повышения эффективности, который определяется путем сравнения результатов управления и ресурсов, используемых для достижения этих результатов.
Вышеуказанный метод основан на сумме показателей компании, что детализированным образом позволяет нам охарактеризовать ее уровень развития и ее целесообразность в целом. Однако, на наш взгляд, существенным недостатком предлагаемого способа является большой объем информации, что требует более глубокого и детального исследования данных, и, как следствие, затрат времени и денег, что совершенно неприемлемо.
Поэтому большинство этих предприятий работают по упрощенной системе налогообложения, поэтому в источниках информации отсутствуют данные по таким показателям, как механизация и автоматизация, производительность труда и т.д. Кроме того, предлагаемый метод не учитывает динамическое состояние предприятия, что не позволяет оценить возможность изменений .
Современные малые предприятия - это открытая и развивающаяся система производства и сбыта. Экономические, социальные и финансовые результаты, полученные в результате хозяйственной деятельности, не могут быть оценены только по одному показателю. Необходимо использовать индикаторную систему. Все недостатки, упомянутые выше, а также методы оценки эффективности операций малого бизнеса, принимая во внимание использование всех ресурсов, доступных предприятию, принято решение выбрать номинальный системный метод оценки эффективности данного типа предприятий.
Использование систематических методов оценки эффективности требует последовательных действий для полного охвата взаимосвязанных показателей предприятия. Поэтому целью компании является достижение наивысших результатов при минимизации затрат и сохранении высокого качества обслуживания. Именно размер малых предприятий позволяет им проявлять гибкость в управлении и производстве, а также как можно быстрее ориентироваться в рыночных изменениях .
Другими словами, малый бизнес всегда готов использовать все имеющиеся у него ресурсы, и эти ресурсы часто ограничены в количестве.
Таким образом, эффективность деятельности малого бизнеса в основном связана с улучшением качественных характеристик имеющихся ресурсов. В то же время успех операций малого бизнеса зависит от способностей менеджера. Эффективность малого бизнеса также будет зависеть от его взаимоотношений с контрагентами. Для инвесторов, кредиторов и других партнеров наиболее важной информацией будет информация о прибыльности и прибыльности компании, а также показатели деловой активности и репутации компании. Необходимо еще раз подчеркнуть, что все показатели, характеризующие предприятие, взаимосвязаны. Без анализа динамики платежеспособности и прибыльности невозможно провести грамотную и точную оценку финансовой устойчивости предприятия.
Поэтому оценка эффективности функционирования деятельности малых предприятий не может основываться на каком-то одном показателе. Этот метод должен основываться на комплексном анализе набора показателей предприятия. Однако этот набор показателей, в свою очередь, должен быть непроизвольным, но он должен быть разумным. Выбор показателей должен учитывать цели оценки, а также потребности субъекта и экономическую ситуацию.
1.2 Государственная поддержка предпринимательства в современной России
В мировой практике малый бизнес является очень эффективным и динамично развивающимся сектором экономики. Именно малый бизнес выполняет большую часть работы в области передовых исследований и разработок. Крупные промышленные структуры имеют абсолютный приоритет и преимущества в некоторых конкретных отраслях деятельности, а также относительно большие возможности для привлечения финансовых, материальных и трудовых ресурсов, которые могут быть использованы для реализации масштабных инновационных проектов. В то же время существуют и такие сферы деятельности, среди которых организационная форма малых хозяйствующих субъектов представляется наиболее идеальной и экономически эффективной .
На протяжении многих лет Правительство Российской Федерации оказывает помощь малым и средним предприятиям (МСП) и начинающим предпринимателям в рамках различных региональных и федеральных программ. В 2021 году никаких изменений не будет.
Все меры поддержки регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства на территории Российской Федерации".
В рамках федерального плана Минэкономразвития России на помощь региональным предприятиям были выделены огромные средства. Средства из федерального бюджета выделяются регионам на конкурсной основе для оплаты субсидий, предоставляемых региональными программами.
Основной целью национального плана поддержки является поддержка бизнеса на всех этапах его развития: от первоначальных идей до расширения и экспорта. Устраняются многие административные барьеры, а имидж предпринимателей набирает популярность. Экономические показатели страны улучшаются, а количество рабочих мест увеличивается .
В России существуют различные виды государственной поддержки:
Финансы: субсидии, субсидии и льготы.
Единая собственность: Право пользования государственной собственностью предоставляется на льготных условиях.
Информация: Создание федеральных и региональных информационных систем.
Консультация: Предоставление профессиональных консультаций по вопросам создания и функционирования бизнеса в форме обучающих курсов.
Образование: подготовка и переподготовка кадров.
Каждый регион имеет свой собственный план поддержки и выплаты из регионального фонда.
Малый бизнес в значительной степени оказал влияние на сферу инноваций. Это проявляется в следующих моментах:
- малая форма предпринимательской деятельности позволяет организовать наилучшие условия для творчества, что является отдельным параметром;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, № 15, ст. 1691.
2. Гражданский Кодекс Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021) – Доступ из справочноправовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Российская газета. 2007. 31 июля.
4. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 11.06.2021) // «Российская газета» от 30.12.2008
5. Основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013 - 2030 годы [Электронный ресурс] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/c00f2876ab 0dd093b178ab9ee67e1b4a609f34b6/
6. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [Электронный ресурс] : https://base.garant.ru/70644224/
7. Боброва, О. С. Организация коммерческой деятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 332 с.
8. Боброва, О. С. Основы бизнеса: учебник и практикум для вузов / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 330 с.
9. Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса: учебное пособие для вузов / Н. А. Проданова, Е. И. Зацаринная, Е. А. Кротова, В. В. Лизяева; под редакцией Н. А. Продановой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 229 с.
10. Гиляровская, Л. Т. Бухгалтерское дело: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». – 2–е изд., перераб. и доп./ .Л.Т. Гиляровская – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2017. – 423 с.
11. Дудочников, А. И. Анализ финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах России / А.И. Дудочников, Г.Ф. Миначева // Молодой ученый. – 2017. – №26. – С. 114-117.
12. Какодей, И.В. Проблемы развития малого бизнеса в России / И.В. Какодей, В.Д. Волосатов // Современные проблемы управления организациями, территориями, страной: взгляд молодых / материалы студенческой научной конференции. Челябинский государственный университет. 2017. - С. 56-58.
13. Кузьмина, Е. Е. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие для вузов / Е. Е. Кузьмина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 455 с.
14. Кузьмина, Е. Е. Предпринимательская деятельность: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Е. Кузьмина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 455 с.
15. Кулмаганбетова, А. С. Инновационный потенциал малого и среднего бизнеса: теория и практика оценки (по материалам предприятий Казахстана): монография / А. С. Кулмаганбетова, И. Н. Дубина, Ж. Б. Рахметулина. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 166 c.
16. Малый и средний бизнес / Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/smallBusiness
17. Маслов Д.В. Малый бизнес. Стратегии совершенствования на основе управления качеством – 2-е изд. (эл.). / Д.В. Маслов, Э.А. Белокоровин. – М.: ДМК Пресс, 2018. - 193 с.
18. Муравицкая Н.К. Особенности ведения бухгалтерского и налогового учета, порядок формирования бухгалтерской отчетности на малых предприятиях: монография / Муравицкая Н.К. – М.: Ай Пи Ар Медиа, 2021. – 134 c.
19. Мурзин, Д. А. Учет и налогообложение на предприятиях малого и среднего бизнеса: учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. А. Мурзин, Н. Г. Барышников, Д. Ю. Самыгин. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 261 с.
20. Мусинова, Н.Н., Сираждинов Р.Ж. Особенности реализации политики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации / Н.Н. Мусинова // Вестник университета. 2019. № 9. - 20-25 c.
21. Никифоров, О. А. История российского предпринимательства: учебное пособие для вузов / О. А. Никифоров, Н. В. Боркина, А. Н. Першиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.
22. Павлюченко, Т.Н. Ошибки в системе управленческого учета / Т.Н. Павлюченко, И.В. Калюгина // Приоритетные векторы развития промышленности и сельского хозяйства Материалы I Междунар. науч.-практ. конф. Макеевка, 2018. – С. 261-266.
23. Павлюченко, Т.Н. Трансформация отчетности российских компаний в соответствии с МСФО / Т.Н. Павлюченко // Принципы и технологии экологизации производства в сельском, лесном и рыбном хозяйстве Материалы 68-й междунар. науч.-практ. конф. Рязань, 2017. – С. 307-312.
24. Росстат впервые раскрыл долю малого и среднего бизнеса в экономике. [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics /05/02/2019/5c5948c59a794758389cfdf7
25. Роль малого бизнеса. [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/457860/
26. Роль малого бизнеса для развития экономики. [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2437513/page:4/
27. Саакян, А.П. Основы построения механизма государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства / А.П. Саакян // Инновации и инвестиции. 2019. № 8. - 108-112 с.
28. Савастенок, Я.А. Государственная поддержка малого бизнеса в РФ /Я.А. Савастенок // Форум молодых ученых. 2019. № 1-3 (29). - 149-151 c.
29. Саидова, Г.А. Анализ зарубежного опыта поддержки предприятий малого бизнеса / Г.А. Саидова // Вестник науки и образования. 2019. № 10-4 (64). - 56-58 c.
30. Солдатова, С.С., Пивкина К.Р. Экономические последствия пандемии «covid19» для России // StudNet. 2020. №2. - 260-265 с.
31. Федеральная налоговая служба. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/index.htm
32. Чеберко, Е. Ф. История предпринимательства: учебник и практикум для вузов / Е. Ф. Чеберко. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 123 с.
33. Чеберко, Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: учебник и практикум для вузов / Е. Ф. Чеберко. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 420 с.
34. Церенова, Б.И. Налоговая поддержка предпринимательства в экономике региона / Б.И Церенова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 4 (22). – С. 253-259.
35. Шевцова, В.В. Развитие малого предпринимательства в России / В.В. Шевцова // Актуальные исследования. 2022. – №5 (84). – С. 83-87.
36. Шулус, А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России / А. Шулус // Российский экономический журнал. - 2017. - № 5-6. - 83-89 с.
37. Щеглов, В.Ю., Скворцов А.О. Проблемы государственной поддержки малого предпринимательства в России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. 2018. №1. - 31-36 с.
38. Официальный информационный портал Малого Бизнеса в РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://мойбизнес.рф
39. Официальный сайт Акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://corpmsp.ru/