Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время категория прав и свобод человека и гражданина занимает особое положение в законодательстве любого правового государства. Такой подход согласуется с требованиями, содержащимися в международных правовых стандартах защиты прав и свобод человека и гражданина. Российская Федерация, являясь правовым государством, обеспечивает соблюдение прав и свобод человека и гражданина от всякого посягательства в любой области, регламентируемой нормами законодательства Российской Федерации. Для достижения этой цели государство в лице соответствующих компетентных органов использует определенные юридические средства воздействия на социум.
Российская Федерация также имеет статус социального государства. Данный статус обязывает ее проводить социальную политику, главной целью которой является создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие каждого гражданина Российской Федерации. Так, в России особое внимание уделяется государственной поддержке материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, организации системы социальных служб, выплате государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Это важно в первую очередь для того, чтобы помогать удовлетворять базовые нужды населения, обеспечивать социальную безопасность человека при наступлении социальных рисков. Поэтому, по нашему мнению, конституционное право на социальное обеспечение следует рассматривать в качестве важнейшего социального права.
Между тем, наделение России статусом социального государства автоматически не приводит к реальным изменениям в условиях жизни российского населения. Формирование социального государства в России находится в стадии развития движения по намеченному пути. Так, в настоящее время остаются нерешенными проблемы декларативности многих федеральных и региональных программ в области социального обеспечения, размеров социальных пособий.
На основании вышеизложенного мы можем утверждать, что конституционное право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение представляет собой одну из главных юридических тем, пробуждающих большой интерес для научно–правового исследования.
Объект исследования – права граждан на социальное обеспечение.
Предмет исследования – судебная защита прав граждан на социальное обеспечение.
Целью работы является проведение исследования судебной защиты прав граждан на социальное обеспечение.
Для реализации обозначенной цели должны быть решены следующие задачи:
изучить формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения;
рассмотреть защиту прав граждан в области социального обеспечения судебными органами;
раскрыть проблемы реализации прав граждан на социальное обеспечение и способы их решения;
представить перспективы развития защиты населения в сфере социального обеспечения.
Теоретическую основу работы составляют труды российских ученых в области конституционного права, общей теории права и права социального обеспечения: М.П. Авдеенковой, Е.Г. Азаровой, Г.М. Азнагуловой, В.В. Андреева, М.М. Аносовой, С.Ю. Арбузова, К.Б. Бароцкой, Г.Н. Комковой и др.
Правовая основа работы сформирована на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов Российской Федерации, международно–правовых документов, указов Президента Российской Федерации, актов федеральных органов государственной власти, законодательства зарубежных стран, нормативных правовых актов РСФСР и др.
Эмпирическую основу работы составили материалы судебной практики, материалы периодической печати по теме выпускной квалификационной работы.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена ее содержанием и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Общие положения о судебной защите права граждан на социальное обеспечение
1.1. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального
обеспечения
Каждый человек мечтает жить в государстве, которое гарантирует ему оказание помощи и поддержки в сложных ситуациях, оценивает его труд и вклад в развитие благополучия страны и её граждан.
Пандемия, вызванная новой коронавирусной инфекцией, является своего рода вызовом для государства. Помимо защиты населения от инфекции, госструктурам требуется приложить максимум усилий, чтобы снизить социально-экономические последствия COVID-19. Безусловно, вирус повлиял на жизнь каждого человека, а многих поставил в сложные условия существования. Российская Федерация, как и другие страны мира, была вынуждена в экстренном порядке реагировать на новую угрозу и вводить разнообразные меры поддержки граждан.
В реализации социальной политики Россия придерживается следующих принципов:
введение новых и увеличение размера уже существующих социальных выплат;
предоставление дополнительного пакета социальных услуг и льгот определенным категориям населения;
поддержка предприятий, малого бизнеса и отдельных секторов экономики;
стимулирование занятости и недопущения сокращения рабочих мест;
принятие решений посредством использования социального диалога.
Рассмотрим в рамках данной работы конкретные меры, которые предпринимает государство в целях стабилизации социально-экономического положения граждан и субъектов экономики.
Еще на начальном этапе борьбы с коронавирусом 25 марта 2020 года Президент Российской Федерации В.В. Путин выступил перед гражданами с обращением, содержащим комплекс мер и предполагаемых действий. Во-первых, был объявлен недельный карантин с сохранением заработной платы. Во-вторых, устанавливалось автоматическое продление социальных пособий и льгот, без предоставления каких-либо документов и хождения по инстанциям. Выплаты ветеранам и труженикам тыла к 75-летию Великой Победы было решено осуществить до майских праздников.
Далее Владимир Путин объявил о необходимости поддержки семей с детьми и предложил выплачивать семьям, имеющим право на материнский капитал и детей в возрасте до 3-х лет, дополнительно по 5 тыс. руб. ежемесячно на каждого ребенка. Выплаты на детей от 3-х до 7 лет рекомендовалось произвести раньше запланированного срока. Нововведения коснулись и выплат пособий по безработице и больничным листам. Их увеличили до уровня МРОТ (12 130 руб.).
Кроме того, появилась возможность оформлять листки нетрудоспособности дистанционно.
Президент также акцентировал внимание на весьма затруднительной ситуации, в которой оказались заемщики, и предложил предусмотреть кредитные каникулы по потребительским и ипотечным кредитам для тех граждан, чей месячный доход сократился более чем на 30% .
Сложившаяся в связи с коронавирусной инфекцией ситуация изменила жизнь каждого человека. Все, что раньше казалось привычным и обыденным, претерпело значительные изменения. Усложнился и обычный поход в аптеку. В условиях карантина и самоизоляции не каждому человеку это было доступно. Поэтому государство реализовало меры по дистанционной покупке лекарств. Вместе с тем, был усилен контроль над оборотом некачественных лекарств. Существенно и то, что больные коронавирусом люди приобрели право на бесплатное получение препаратов, необходимых для лечения.
Деятельность государства по социальной защите населения имеет огромное значение, а особенно в такие сложные периоды как, например, пандемия. В это непростое время люди как никогда нуждаются в поддержке и помощи. Органы власти, понимая серьезность происходящего, пытаются всеми доступными способами минимизировать последствия новой коронавирусной инфекциии и не допустить возникновения разрушающего кризиса в социальной и экономической сферах.
Защита прав граждан по социальному обеспечению - это законная деятельность, направленная на защиту тех прав, свобод и интересов граждан, которые у них имеются. Стоит отметить, что защита прав людей по социальному обеспечению считается одной из главных сфер правового регулирования всех отношений в социуме. Осуществление права на социальное обеспечение эффективно лишь в тех случаях, когда человеку предоставляется возможность защитить это право. Процесс защиты права можно назвать, в каком-то смысле, принудительной деятельностью. Ведь защита права обычно направлена на обеспечение выполнения юридических обязательств и восстановление тех прав граждан, которые были нарушены или оспорены.
К тому же, защита права очень тесно связана с юридической ответственностью. А ведь юридическая ответственность подразумевает применение государственно-принудительных способов и методов восстановления тех прав граждан, которые были нарушены или оспорены. В случае наступления юридической ответственности между самим государством и преступником формируется особый тип правовых отношений. Каждый преступник, совершивший то или иное виновное деяние, просто обязан отвечать за него по закону.
Защита прав по социальному обеспечению представляет собой совокупность способов защиты людей и осуществляется с использованием различных методов и форм, закрепленных с помощью международного законодательства в сфере защиты прав людей, проживающих в стране. Стоит отметить, что защита прав по социальному обеспечению считается одним из способов применения закона в какой-то конкретной форме. Защита обусловлена законной деятельностью государственных компетентных органов, уполномоченных лиц, которая направлена на восстановление утраченных прав человека.
Методы и виды защиты прав по социальному обеспечению формируются именно отраслевым законодательством, создавая при этом такие обстоятельства, при которых потерпевший будет иметь возможность достичь желаемого результата, т.е. сможет восстановить те права, которые были нарушены или оспорены.
В нашей стране конституционно закреплена обязанность государства соблюдать и защищать все те права и свободы, которые имеются у людей, проживающих в стране. Согласно ч. 1 статьи 45 Конституции нашей страны защита государством различных прав и свобод, имеющихся у людей, проживающих в стране, гарантируется самим законом. Согласно закону абсолютно каждый человек может защищать собственные права и свободы любым способом, не противоречащим закону, то есть граждане, чьи права были нарушены, имеют полное право защищать их в рамках закона и по своему усмотрению .
Осуществление гражданских прав тесно взаимосвязано с их защитой, которая представляет собой деятельность в области устранения препятствий в осуществлении субъективного распоряжения. В этом процессе участвуют граждане, государственные и муниципальные органы и другие субъекты. Средства правовой защиты включают действия граждан, органов, учреждений, предприятий и должностных лиц. Суд при этом выносит решение, постановление и определение. Граждане могут подать апелляцию, иск. Государственные органы, а также органы местного самоуправления, предприятия, должностные лица обязаны реагировать на обращения граждан путем составления протокола, вынесения постановления, распоряжения, предупреждения, протеста и т. д.
Субъектом охранительных правоотношений может выступать: гражданин; какая-либо организация или учреждение, обеспечивающие безопасность; юрисдикционный орган.
Ответственность органов власти, предприятий и учреждений заключается в выполнении решений, принятых подведомственным органом. Существенную роль играет проблема момента возникновения охранительных правоотношений, который зависит от времени возникновения нарушения прав граждан и места обращения граждан за защитой своих прав. В некоторых случаях это происходит на стадии подготовки к обращению за обеспечением, в других же - за обеспечением, то есть в ходе процессуальных правоотношений .
Стоит отметить, что бывают и такие ситуации, когда граждане обращаются за защитой своих прав в сфере материально-правовых отношений. Затем происходит проявление охранительных правоотношений, которые существуют не только вместе с процессуальными и материальными правоотношениями, но и без них. Способы защиты прав граждан по социальному обеспечению Способы защиты права на социальное обеспечение: пресечение противоправных действий; восстановление нарушенных прав; признание права гражданина; принуждение к исполнению обязанности осуществлять и уважать социальные права; признание нормотворческого акта не подлежащим применению; компенсация; возмещение морального вреда; взыскание неустойки.
Способы защиты права на социальное обеспечение представляют собой законодательно закрепленные материально-правовые меры, которые используются для признания (восстановления) оспариваемых (нарушенных) прав и воздействия на правонарушителя. Основными способами защиты прав и свобод тех или иных людей по социальному обеспечению являются: защита профсоюзами; самозащита; государственный контроль за соблюдением нормативных правовых актов; судебная защита.
Самозащита права - это любое действие лица, которое направлено на защиту субъективного права от нарушения его иными лицами. Самозащита может применяться в следующих условиях: способ защиты должен быть соразмерен нарушению; лицо, осуществляющее защиту своего права, должно быть бесспорным, одобренным, доверительным по отношению к его владельцу; самооборона ни в коем случае не должна выходить за рамки необходимых для защиты правовых действий.
Самозащита прав является довольно эффективным способом защиты прав человека, ее нужно осуществлять правильно, чтобы не было обратного результата. Самозащита прав используется очень часто. В большинстве случаев она дает положительные результаты.
Прокуратура защищает социальные права граждан в суде на безвозмездной основе.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее-ГПК РФ) наделяет органы прокуратуры широкими возможностями по защите социальных прав граждан.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
По указанной категории дел основанием для обращения прокурора в суд является наличие письменного заявления гражданина.
В истекшем периоде 2020 года судами удовлетворено свыше 600 исков прокурора.
Рассмотрены и удовлетворены иски прокуроров в защиту пенсионных и иных социальных прав граждан, заявления в защиту прав несовершеннолетних, заявления в области охраны окружающей среды и природопользования, в защиту жилищных прав граждан.
Судом удовлетворено исковое заявление прокурора Шовгеновского района Республики Адыгея в интересах муниципального служащего к администрации муниципального образования о признания увольнения незаконным, восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула .
Судом было установлено, что у ответчика не имелось оснований для применения к муниципальному служащему дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью–Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Действующее международное право. – т. 2.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. – 4 июля. – № 144.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188–ФЗ // Российская газета. – 2005. – № 1.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 1. – ст. 16.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №25. – Ст.2954.
7. Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244–I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1991. – № 21. – ст. 699.
8. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132–I «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – № 30. – ст. 1792.
9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 53 (часть I). – ст. 7598.
10. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403–ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 1. – ст. 15.
11. Решение № 2-1070/2021 2-1070/2021~М-991/2021 М-991/2021 от 27 июля 2021 г. по делу № 2-1070/2021.
12. Решение № 2-611/2020 2-611/2020~М-602/2020 М-602/2020 от 27 ноября 2020 г. по делу № 2-611/2020.
13. Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения. Сборник материалов V межвузовской студенческой научно–практической конференции. – М., 2019. – 264 с.
14. Антипьева Н. В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения / Антипьева Н. В. – М: Проспект, 2020. – 238 с.
15. Афанасьев, М.А. Право социального обеспечения России. Учебное пособие / Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. – М: Проспект, 2020. – 184 с.
16. Васильева Ю.В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы. Монография / Васильева Ю.В. – Пермь, 2021. – 213 с.
17. Благодир А.Л. К вопросу о системе и структуре регионального законодательства в сфере социального обеспечения / Благодир А.Л. // «Законодательство». – 2020. – № 8. – С. 64–65.
18. Богмацера Э.В. Конституционное судопроизводство как форма защиты права на пенсионное обеспечение / Э.В. Богмацера, Е.Е. Новопавловская // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2021. – № 1. – С. 19–26.
19. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: Учебник / Галаганов В.П. – М., 2019.– С. 87–88.
20. Горшков А. В. Право социального обеспечения: моногр. / А.В. Горшков. – М.: Омега–Л, 2021. – 160 c.
21. Григорьев И. В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов / Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. – М: Юрайт, 2019. – 428 с.
22. Гусева Т. С. Право социального обеспечения в России / Т.С. Гусева. – М.: Юркомпани, 2020. – 276 c.
23. Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография / Гусев А. Ю. – М: Проспект, 2020. – 112 с.
24. Дивеева Н. И. Право социального обеспечения. Учебник и практикум / Дивеева Н. И., Доброхотова Е. Н., Захаров А. А. – М: Юрайт, 2020. – 384 с.
25. Захарова Н. А. Право социального обеспечения. Учебное пособие / Захарова Н. А., Горшков А. В. – М: Омега–Л, 2019.– 170 с.
26. Добромыслов К. В. Право социального обеспечения / К.В. Добромыслов, Е.Е. Мачульская. – М.: Книжный мир, 2019. – 416 c.
27. Кауфман А. А. Право социального обеспечения в схемах и определениях / А.А. Кауфман. – М.: Проспект, 2019. – 207 c.
28. Комкова Г. Н. Право социального обеспечения. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата / Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Сычев В. Б. – М: Юрайт, 2019. – 188 с.
29. Косаренко Н.Н. Право социального обеспечения. Учебник / Косаренко Н.Н. – М: КноРус, 2019. – 240 с.
30. Моисеева Е.Н. Защита прав граждан на социальное обеспечение в практике судов общей юрисдикции / Моисеева Е.Н. // Вестник Российского университета кооперации. – 2017. – № 1(27).
31. Николаева Е. Ю. Право социального обеспечения / Е.Ю. Николаева. – М.: РИОР, Инфра–М, 2019. – 559 c.
32. Никонов, Д.А. Право социального обеспечения / Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. – Москва: СИНТЕГ, 2019. – 608 c.
33. Право социального обеспечения. – М.: А–Приор, 2019. – 128 c.
34. Право социального обеспечения. – М.: Юрайт, 2019. – 576 c.
35. Право социального обеспечения. Учебник и практикум / Под ред. Филиппова М. В. – М: Юрайт, 2019. – 406 с.
36. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. – М.: Феникс, 2019. – 352 c.
37. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум / Сулейманова Г. В. – М: Юрайт, 2019. – 430 с.
38. Телегина Т. Д. Право социального обеспечения в вопросах и ответах / Т.Д. Телегина. – М.: ТК Велби, Проспект, 2021. – 208 c.
39. Право социального обеспечения России / Тучкова Э. Г. – М: Проспект, 2020. – 480 с.