Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы обосновывается следующими положениями. В последнее десятилетие внимание ученых приковывает проблема определения правового статуса таможенных служащих, проблема осуществления данным органом государственной власти и правоохранительные функции. Действующее законодательство напрямую не пересматривает и не закрепляет правоохранительный статус таможенных органов. Данной статус также не предусмотрен в Положении о Федеральной таможенной службе , а также в общих положениях о специфике деятельности территориальных органов.
Таможенные органы призваны вести борьбу с правонарушениями и преступлениями в своей юрисдикции, обеспечивать правопорядок на таможенной границе, в связи с чем, их можно с полным правом отнести к правоохранительным органам. Преступность в таможенной сфере является серьезным негативным фактором, непосредственно влияющим на легальное развитие социально экономических и рыночных отношений, валютно-финансовой системы, посягает на установленный порядок и условия перемещения через государственную границу товарно-денежных, культурных, исторических ценностей, взимания таможенных пошлин и платежей, оформления документации на ввозимые и вывозимые грузы и объекты. Так как бюджет РФ значительным образом зависит от работы ФТС, то, чем эффективнее таможня борется с преступлениями, тем большее количество средств поступает в бюджет государства.
На различных исторических этапах развитие таможенной службы было обусловлено общей эволюцией государственной службы России, что привело к последовательному существованию нескольких организационно-правовых моделей ее прохождения .
Приоритетной целью правоохранительной деятельностью таможенной службы выступает борьба с угрозами экономической безопасности РФ. Для более эффективной борьбы с таможенными преступлениями и правонарушениями необходимо создание конкретных условий: разработка стратегий и тактик, которые дают возможность своевременно пресекать любого рода правонарушения, а также укрепление коммуникационной составляющих определенных правоохранительных органов путем их координации и создания общих информационных баз данных .
Объектом работы являются общественные отношения, связанные с правовым статусом таможенных органов
Предмет работы составляют правовые нормы, определяющие и регулирующие правовой статус таможенных органов, а также практика их применения
Цель работы: исследование особенностей правового статуса таможенных органов, а также их место в системе правоохранительных органов
Актуальность и цель работы обусловили выполнение следующих задач:
- рассмотреть понятие правового статуса таможенных органов в системе правоохранительных органов.
- дать характеристику элементов правового статуса таможенных органов.
- изучить права и обязанности таможенных органов.
- изучить гарантии правовой защиты таможенных органов.
- изучить место таможенных органов в правоохранительных органах.
Теоретическую основу исследования составляют труды российских ученых: Козловский А. Ю., Алферов В. Ю., Гришин А. И., Ильин Н.И., Арестова Е.Н., Крюкова Н.И., Никольская А.Г., Сафоненков, П. Н., Зубач А.В., Кучин В.В., Сафоненкова О.А.
Нормативно-правой базой исследования являются ТК ЕАЭС, законодательные и нормативно-правовые акты РФ, Федеральные законы РФ, в частности, Федеральный закон "О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" N 289-ФЗ , отдельные законодательные акты РФ, постановления и распоряжения правительства РФ, приказы ФТС РФ и другие нормативные документы.
Теоретическая значимость: результаты исследования могут послужить теоретической основой дальнейших исследований по данной проблематике.
Практическая значимость результатов исследования определяется конкретной направленностью на решение проблем и совершенствование взаимодействия таможенных постов и правоохранительных подразделений таможенных органов в целях предотвращения нарушений таможенного законодательства.
Методологическую основу исследования составляют методы научного познания, среди которых анализ, синтез, системный подход, статистический и сравнительно-правовой методы.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты правового статуса таможенных органов
1.1 Понятие правового статуса таможенных органов
Сложность поиска наиболее совершенной структурной модели таможни обусловлена особым статусом таможни в системе исполнительной власти России, стоящими перед ними задачами и разнообразием выполняемых ими функций. Решение этой задачи возможно лишь в процессе глубокого анализа действующего законодательства, осмысления подходов, выработанных правовыми доктринами и изучения правоприменительной практики. Указанные обстоятельства обуславливают особую актуальность поиска новых подходов к совершенствованию правовых основ функционирования отечественной таможенной организации .
В словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «статус» определяется следующим образом: «Статус» (от латинского status - состояние, положение) - правовое положение гражданина либо юридического лица. Соответственно под статусом субъекта права понимается его правовое состояние, характеризуемое комплексом юридических прав и обязанностей. А под понятием «правовой статус» можно понимать совокупность прав и обязанностей физических и юридических лиц, а также государственных органов .
В юридической литературе нередко допускается смешение таких понятий как «правовой статус» и «правовое положение». И в то же время существует разногласие во взглядах на содержание указанных категорий. Так, по мнению одних авторов, понятия «правовой статус» и «правовое положение» являются синонимами, поэтому попытки использовать эти термины как отличающиеся по содержанию и значению неприемлемы. Другие ученые констатируют, что понятие «правовой статус» пока не нашло четкого определения в отечественной юридической литературе. При этом они склоняются к тому, чтобы выделить этот термин для общей характеристики положения гражданина или организации в обществе, поскольку термин «правовое положение» чаще применяется для характеристики лица или организации в определенном круге общественных отношений.
Установление правового статуса является одной из форм правового регулирования деятельности субъекта.
Из множества признаков органа исполнительной власти следует выделить то, что он :
а) занимает определенное место в системе государственного механизма;
б) участвует в выполнении функций государства в определенной сфере общественных отношений;
в) имеет определенную организационную структуру, которая соответствует цели его деятельности, собственный штат или рабочий аппарат;
г) обладает способностью действовать от имени государства в форме исполнительно-распорядительной деятельности;
д) наделен публично-властными полномочиями.
Таким образом, чтобы орган исполнительной власти был правоспособен, он должен обрести свой правовой статус, в котором каждый из упомянутых признаков получает правовое оформление и необходимые правовые средства, через которые эти признаки реализуются на практике.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза в ст. 2 устанавливает, что таможенные органы — это таможенные органы государств-членов ЕФАЭС, которыми являются Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия. Безусловно, данное понятие не раскрывает основные черты таможенных органов и, полагаем, для более узкого определения необходимо обратиться к научной литературе. В частности, О. Ю. Бакаева определяет, что таможенные органы — это федеральные органы исполнительной власти
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.11.2021) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
3. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.01.2022) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об оперативно-розыскной деятельности" // "Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3349.
4. Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст. 3586.
5. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
6. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // "Собрание законодательства РФ", 06.08.2018, N 32 (часть I), ст. 5082.
7. Указ Президента РФ от 14.08.1996 N 1177 (ред. от 29.11.2004) "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", 19.08.1996, N 34, ст. 4082.
8. Указ Президента РФ от 09.07.1997 N 710 (ред. от 12.04.1999) "О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации и внесении изменений в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. N 1177" // "Собрание законодательства РФ", 14.07.1997, N 28, ст. 3422.
9. Указ Президента РФ от 16.11.1998 N 1396 (ред. от 30.09.2012) "Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", N 47, 23.11.1998, ст. 5742.
10. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 (ред. от 23.04.2021) "О Федеральной таможенной службе" // "Собрание законодательства РФ", 23.09.2013, N 38, ст. 4823.
11. Постановление Правительства РФ от 23.04.2021 N 636 (ред. от 19.06.2021) "Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.05.2021, N 18, ст. 3146.
12. Приказ ФТС России от 02.08.2012 N 1557 "Об утверждении Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2012 N 25667) // "Российская газета", N 245, 24.10.2012.
13. Приказ ФТС России от 20.09.2021 N 799 "Об утверждении Общего положения о таможенном посте" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.10.2021 N 65548) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 25.10.2021
14. Распоряжение ФТС РФ от 23.01.2006 N 21-Р "Об утверждении Методических рекомендаций начальникам таможенных органов по организации и проведению воспитательно-профилактической работы" // СПС КонсультантПлюс.
15. Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.Н. Козырина и М.А Штатиной. – М.: Спарк, 2003. – 462 с.
16. Антонова А.С. Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ // Вестник магистратуры. 2020. №1-1 (100). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravoohranitelnaya-deyatelnost-tamozhennyh-organov-rf (дата обращения: 11.02.2022).
17. Бакаева, О.Ю. Таможенное право: учеб. пособие / О.Ю. Бакаева. М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. 512 с.
18. Балковая В.Г. «Верная служба» как первая модель государственной службы в таможнях Российского // Вестник Российской таможенной академии. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vernaya-sluzhba-kak-pervaya-model-gosudarstvennoy-sluzhby-v-tamozhnyah-rossiyskogo-gosudarstva (дата обращения: 11.02.2022).
19. Валентов, Д. В. Особенности правового статуса таможен и таможенных постов в Российской Федерации / Д. В. Валентов, Я. Р. Гусаренко, А. А. Шумский // Modern Science. – 2020. – № 8-1. – С. 106-110.
20. Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности / Н. В. Витрук ; Российская академия правосудия. - М.: ИНФРА-М : НОРМА, 2018. - 448 с.
21. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учеб. пособие для колледжей / А.Б. Венгеров .— 3-е изд., стер. — Москва: ИТК "Дашков и К", 2019 .— 238 с. С. 70.
22. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы: учеб. / К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. – М.: Зерцало, 2015. – 240 с. С. 43.
23. Голомбиевский А. А., Ардашев Н. Н. Приказные, земские, таможенные, губные, судовые избы Московского государства // Записки Московского археологического института. Т. 4. Вып. 1. М., 1909. 86 с. С. 43-45.
24. Зубач А.В. Правовое регулирование государственной службы в таможенных органах [Текст] : монография / А. В. Зубач, Я. В. Мирошниченко ; Гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Российская таможенная акад.". - Москва: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. - 155 с.
25. Илюхина С.С. Взаимодействие таможни и бизнеса: вопросы логистики // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2016. N 43. С. 82.
26. Костров Д.Д., Соловьева Е.А. Анализ взаимодействия ФТС России с федеральными органами исполнительной власти в рамках внедрения системы межведомственного электронного взаимодействия. С.-Пб., 2016, С. 45.
27. Коровяковский Д.Г. Правовое регулирование понятия "Таможенная информация" в Российской Федерации и в Республике Беларусь: сравнительно-правовая характеристика // Таможенное дело. 2016. N 1. С. 18
28. Козловский А.Ю. Организация внутриведомственного взаимодействия с участием оперативно-розыскных подразделений таможенных органов России и пути его совершенствования // Вестник Российской таможенной академии. 2016. N 1. С. 32
29. Макарова Г.В., Тиницкая О.В. Электронный документооборот как основа развития таможенных операций // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. N 1. С. 71.
30. Матузов, Н. И. Теория государства и права : учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько. — 5-е изд. — Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. - 528 с. - ISBN 978-5-85006-165-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1085358 (дата обращения: 12.02.2022)
31. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4е изд., доп. М.,2001.
32. Правоохранительные и судебные органы России: Учебник / под.ред. Н.А. Петухова, А.С Мамыкина; 4-е изд., перераб. и дополн. – М.: РГУП, 2019. – С. 343.
33. Поливанов, А. В. Правовой статус таможенных органов Российской Федерации / А. В. Поливанов, А. А. Петроградская // Проблемы развития предприятий: теория и практика. – 2020. – № 1-3. – С. 104-107.
34. Права человека: учебник / Васильева Т. А. и др.// ; отв. ред. Е. А. Лукашева ; Ин-т государства и права РАН. - 3-е изд., перераб. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2015. - 511 с.
35. Структура таможенных органов (на 13 октября 2021 г.) // Федеральная таможенная служба. URL: https://customs.gov.ru/Structure/perechen--tamozhennyx-organov-v-for
36. Слепова В. В. Административная и дисциплинарная ответственность государственных служащих в таможенных органах // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnaya-i-distsiplinarnaya-otvetstvennost-gosudarstvennyh-sluzhaschih-v-tamozhennyh-organah (дата обращения: 11.02.2022).
37. Тихомиров, М. С. Теоретические основы административно-правового статуса таможенных органов, осуществляющих административную деятельность / М. С. Тихомиров // Вестник МГЭИ (on line). – 2021. – № 1. – С. 277-287.
38. Талдыкина, О. В. Система таможенных органов: понятие, принципы, характерные черты / О. В. Талдыкина // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 56-10. – С. 18-21.
39. Трунина, Е.В. Система таможенных органов РФ – требует стабильности или изменений? / Е.В. Трунина // ARS ADMINISTRANDI. Искусство управления. 2016. № 1. С. 45–59. С. 46
40. Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 582 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448911 (дата обращения: 10.02.2022).
41. Чермянинов, Д.В. Таможенное право: учебник / Д.В. Чермянинов. М.: ЮСТИЦИЯ, 2016. 444 с. С. 87.