Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время туризм как одна из распространенных форм хозяйственной деятельности является массовым социально-экономическим явлением международного масштаба.
Туризм можно определить как временные выезды граждан определенной страны с постоянного места жительства в профессионально-деловых, образовательных, оздоровительных, религиозных целях в страну временного пребывания. В общей классификации видов туризма «рекреационный» и «образовательный» виды туризма считаются самыми распространенными на практике. Под образовательным туризмом понимаются поездки в другие страны с целью образования и удовлетворения познавательной потребности, образовательные туры, направленные на выполнение определенных задач образовательных учреждений, поездки, совершаемые с целью повышения квалификации и участия в курсах, стажировках и т.д.
Одним из самых распространенных и востребованных видов туристического продукта являются образовательные туры.
Образовательный туризм подразумевает совершение туристами поездки в другую страну с целью получения образования (общего, специального, дополнительного) или повышения квалификации - в форме курсов, стажировок, аспирантуры.
Таким образом, при оценке современных тенденций в области туризма можно отметить, что население страны все больше интересуется образовательными турами, существующими на данном рынке.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что на данный момент особенности разработки и продвижения образовательных туров изучены не в полной мере, а спрос сегодня зачастую превышает рыночное предложение. Разработка образовательного туристского продукта, т.е. создание и организация путешествий в образовательных целях, является чрезвычайно сложным процессом, который предъявляет к специалистам, работающим в туризме, требования профессионализма, глубоких знаний туристских ресурсов, организационно-правовых особенностей поездок, психологии и мотиваций потребителей. Создание образовательного туристического продукта обычно начинается с разработки основной идеи (для чего создается подобный тур) и принятия решения о разработке тура. Завершается процесс создания такого продукта методологией продвижения его на рынке с целью последующих продаж.
Объектом исследования выступает разработка и продвижение лингвистического тура.
Предмет – лингвистические туры.
Цель исследования состоит в разработке и продвижении образовательных туров.
В связи с этой целью ставится ряд основных задач:
раскрыть сущность и понятие образовательных туров,
определить методологию разработки образовательных туров,
изучить деятельность турфирмы,
исследовать тенденции разработки и продвижения образовательных туров в компании,
предложить мероприятия по повышению количества разрабатываемых туров,
оценить эффективность предложенных мероприятий.
Работа состоит из трех основных частей.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты образовательных туров.
Во второй главе анализируются образовательные туры турфирмы.
В третьей главе разрабатывается и оценивается эффективность нового лингвистического тура.
Для раскрытия темы были использованы учебные материалы и исследования современных авторов в области образовательного туризма, нормативно-правовые акты РФ и ресурсы Интернет.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
1.1.Понятие и сущность образовательного туризма и его свойства
Туристический продукт является определенным экономическим благом, которое предназначено для обмена и последующего потребления. Он включает в себя комплекс услуг, работ, товаров, необходимых для удовлетворения потребностей туристов в период их выезда в частности в другую страну [29, c.112].
Рассмотрим основные свойства туристического продукта как определенного вида товара.
Во-первых, туристический продукт имеет потребительскую стоимость, т.е. полезность или способность удовлетворить определенные рекреационные или образовательные потребности физических лиц. Полезность туристического продукта определяется его ценностью для субъектов. Поэтому туроператоры, организующие туры, стремятся к созданию такого продукта, который был бы ценным для максимального количества людей, т.е. для массового потребителя. Массовое потребление товара определяется его меновой стоимостью, которая выражается через количественное отношение обмена продукта на потребительскую стоимость другого товара.
Таким образом, туристический продукт представляет собой совокупность вещественных (предметов потребления), невещественных (услуг) потребительских стоимостей, которые необходимы для полного удовлетворения потребностей туристов [6, c.17].
Туристический продукт состоит из трех основных элементов: тур, дополнительные туристские услуги, товар.
Рис.1.Основные элементы туристского продукта [9, c.119]
Как показано на Рисунке 1, тур является первичной единицей туристского продукта, которая реализуется клиентам как единое целое, продукт труда туроператоров на определенный маршрут и в конкретный срок.
Товары – это специфическая материальная часть туристического продукта, которая может включать в себя необходимые для поездки товары (карты города, планы и т.д.).
В туристический продукт входят основные и дополнительные услуги [11, c.65]:
1. основные услуги входят в туристский пакет и приобретаются непосредственно туристами;
2. дополнительные услуги не предусмотрены договором и доводятся до потребителей в режиме их свободного выбора.
Дополнительные услуги не входят в основную стоимость образовательного туристского тура. К ним могут относиться все типы связи, бытовое обслуживание, почта, обмен валюты, дополнительное питание, общественный транспорт и т. п. Эти услуги приобретаются туристами за дополнительную оплату.
Таким образом, отметим, что туристский продукт представляет собой комплекс услуг, работ, товаров, необходимых для удовлетворения определенных потребностей туристов в период их выезда.
Одним из самых распространенных и востребованных видов туристического продукта являются образовательные туры.
Образовательный туризм подразумевает совершение туристами поездки в другую страну с целью получения образования (общего, специального, дополнительного) или повышения квалификации - в форме курсов, стажировок, аспирантуры [18, c.201].
Поскольку в российском законодательстве отсутствует единый термин для понятия образовательного туризма, рассмотрим точки зрения различных авторов по данному вопросу. Образовательный туризм трактуется отечественными учеными как:
- «туристские поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и других познавательных интересов» (И. В. Зорин, В. А. Квартальнов) [16, c.25];
- «познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений» (В. П. Соломин, В. Л. Погодина);
- «поездки до 6 месяцев для получения образования (общего, специального, дополнительного), для повышения квалификации в форме курсов, стажировок в стране (месте) временного пребывания» (Э. А. Лунин);
- «поездки с целью получения образования за рубежом (с целью совершенствования языка, получения бизнес-образования, изучения специальных дисциплин)» (В. Ю. Воскресенский);
- «туры продолжительностью от 15 дней до 3 месяцев с целью повышения квалификации либо углубления знаний по тем или иным дисциплинам» (Д. Ш. Сангинов) [13, c.54];
- «вид отдыха, основной или второстепенной целью которого является изучение зарубежных языков, кулинарий или других дисциплин (экономики, менеджмента, маркетинга и др.), а также удовлетворение любознательности, повышение квалификации и приобретение нового опыта в той или иной профессии или сфере деятельности» (А. Щербинина);
- «поездки отдельных индивидов или их групп в определенные регионы и страны с целью получения образовательных услуг по определенным программам» (Ю. М. Чеботарь).
Зарубежный исследователь Б. Ричи дает следующее определение: «образовательный туризм — это определенный сегмент туризма, для которого основной целью поездок туристов является образование» [12, c.34]. К этому сегменту относятся школьные экскурсии, учебу в языковых школах и университетах.
Согласно Международным рекомендациям по статистике туризма, разработанным Всемирной туристской организацией, поездки с целью образования и профессиональной подготовки связаны с такими основными видами деятельности, как посещение краткосрочных курсов, прохождение определенных программ обучения или приобретение определенных навыков с помощью этих курсов. При этом такие туристы совершают поездки в какие-либо места назначения на срок менее года без цели трудоустройства на предприятиях, зарегистрированных в стране посещения.
А. Р. Лебедев формулирует определение образовательного туризма как экономической категории, т.е. как системы отношений, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением образовательного туристского продукта в рамках народного и мирового хозяйства [8, c.55]. При этом под образовательным туристским продуктом Лебедев понимает материальные и нематериальные блага, необходимые для удовлетворения потребностей путешественников в овладении знаниями, умениями и навыками в течение менее чем одного года.
В Таблице 1 представлены основные подходы к определению понятия «образовательный туризм».
Таблица 1
Основные подходы к определению понятия образовательного туризма [5, c.201]
Подход Определение Автор
Экономический Система отношений, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением образовательного туристского продукта в рамках народного и мирового хозяйства А.Р. Лебедев
Деятельный Поездки с целью образования и профессиональной подготовки, включающие посещение краткосрочных курсов, прохождение определенных программ обучения или приобретение определенных навыков с помощью курсов Всемирная туристская организация
Программно-ориентированный Познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач определенных учебных образовательных учреждений В.П. Соломин
Потребностно-ориентированный Туристские поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и познавательных интересов И.В. Зорин
Таким образом, обобщая вышеприведенные трактовки различных авторов, можем сказать, что «образовательный туризм» — это совершение поездки или тура с образовательной целью, которая и определяет вид совершаемого туризма. Одним из недостатков представленных дефиниций является отсутствие упоминания в них потребителей данного вида туризма, то есть целевого сегмента, для которого предназначены такие образовательные поездки.
Массовый образовательный туризм стал популярен только в XIX веке. Причина – появление сети железных дорог, что облегчило путешествия на большие расстояния. Это же понятие было введено позже, сделана форма, определены категории.
Последующие этапы развития.
1. Создание первых языковых курсов с возможностью пребывания в стране. Каждое слово можно было услышать от носителя языка.
2. Появление первых предложений с развлекательно-познавательными программами.
3. Развитие внутреннего образовательного туризма. Основателем этого направления стало Русское географическое общество.
4. Совмещение экскурсионно-ознакомительных туров с непродолжительными курсами – языковыми, познавательными.
5. После 1917 года возможность получить основное или дополнительное образование у граждан СССР сократилось.
Существенные изменения в этой отрасли путешествий произошли после 1991 года. Открытие границ, снижение требований к оформлению документов для выезда за рубеж повысило интерес студентов к образовательному туризму за границей. Формируются первые программы обмена, появляется возможность самостоятельно оформить поступление в иностранное учебное заведение.
Сегодня это могут быть курсы повышения квалификации, языковые курсы, тематические воркшопы и семинары, спортивные занятия или получение новых навыков — например, в кулинарии или ремеслах.
Есть два вида образовательного туризма. В первом случае цель поездки — получение образования. Во втором — поездка включает элементы образования: экскурсии по истории и культуре, мастер-классы по народным промыслам, но это скорее дополнение к основной программе путешествия.
Преимущества образовательных туров [20]:
1. Уникальные навыки и знания. Есть возможность пройти курсы, доступные только в определенном месте.
2. Выход из зоны комфорта. Короткие курсы и интенсивы помогают собраться и сконцентрироваться на процессе, не отвлекаясь на бытовые вопросы.
3. Нетворкинг. В образовательной поездке можно познакомиться с людьми из разных городов — если мероприятие масштабное, ждут десятки интересных знакомств.
4. Изучение новых мест. Объединить захватывающее путешествие и увлекательную учебу. Образовательный туризм — это способ сменить обстановку и развеяться, но при этом оставаться продуктивным.
В образовательном туризме важно, чтобы ни одна из составляющих не была больше. Можно слишком увлечься учебой и оставить мало времени на исследование местных достопримечательностей, либо наоборот, расслабиться и не уделять достаточного внимания обучению.
Необходимо составить подробное расписание активностей — в какие часы можно учиться, а в какие – иметь свободное время. Четкий график поможет поддерживать баланс между отдыхом и работой или учебой.
Образовательный туризм – этот совмещение отдыха с обучением за границей. История развития этого направления путешествий начинается с желания получить новые знания за пределами России. Сейчас вид познавательного отдыха разделен на несколько секторов, которые могут существенно отличаться друг от друга. Поэтому для выбора вида образовательного туризма нужно изучить все направления.
Выбор направления зависит от того, какие знания и навыки необходимо получить. Это может быть [25, c.113]:
• хобби — творческие лагеря, воркшопы по художественному мастерству, ремеслам, танцам, вокалу;
• духовное развитие — йога-туры, курсы по медитации;
• кулинарные курсы;
• бизнес-интенсивы — конференции и тренинги с участием предпринимателей и коучей;
• спорт — теннис, конная езда, сплав на байдарках, скалолазание;
• наука — научно-образовательные конференции и фестивали;
• курсы повышения квалификации;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"
2. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ
3. ГОСТ 28681.0-90 Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания
4. Абабков, Ю. Н. Маркетинг в туризме : учебник / Ю. Н. Абабков, М. Ю. Абабкова, И. Г. Филиппова ; под ред. Е. И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 214 с.
5. Агеева, О. А. Управление развитием образовательного туризма в России [Текст] / О. А. Агеева // Инновации и инвестиции. — 2019. — № 3. — С. 2017.–205.
6. Агешкина, Н. А. Основы турагентской и туроператорской деятельности : учебное пособие / Н.А. Агешкина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 567 с.
7. Андреев, В. Д. Организация и методика риск-ориентированного аудита в туризме : учебное пособие / В. Д. Андреев. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. – 392 c.
8. Багдасарян, В. Э. История туризма : учебное пособие / В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, А.Д. Попов. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 190 с.
9. Балабанов И.Т. Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 382 с.
10. Баранов, А. С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма : учебник / А.С. Баранов, И.А. Бисько ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 383 с.
11. Безопасность в туризме : учебно-методическое пособие / сост. С. Ю. Махов. – Орел : МАБИВ, 2020. – 118 с.
12. Бизнес-планирование в туризме : учебник для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» / под общ. ред. Т. В. Харитоновой, А. В. Шарковой. – 4-е изд. – Москва : Дашков и К, 2021. – 310 с.
13. Богданов, Е. И. Экономика отрасли туризма : учебник / Е. И. Богданов, Е. С. Богомолова, В. П. Орловская ; под ред. проф. Е. И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 318 с.
14. Боголюбов, В. С. Туристско-рекреационное проектирование. Оценка инвестиций : учебник и практикум для вузов / В. С. Боголюбов, С. А. Быстров, С. А. Боголюбова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 256 с.
15. Боголюбов, В. С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве : учебник для среднего профессионального образования / В. С. Боголюбов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.
16. Бугорский, В. П. Организация туристской индустрии. Правовые основы : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Бугорский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 165 с.
17. Буйленко В.Ф. Туризм. – Ростов на Дону.: Феникс, 2016. – 416 с.
18. Быстров, С. А. Организация туристской деятельности. Управление турфирмой : учебное пособие / С. А. Быстров. – Москва : Форум : ИНФРА-М, 2019. – 400 с.
19. Ветитнев, А. М. Олимпийский туризм: организационно-экономические аспекты и влияние на принимающую дестинацию : монография / А.М. Ветитнев, Н.В. Бобина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 227 с.
20. Горлова И.И. Образовательный туризм в современной России [Электронный ресурс]. Режим доступа https://sbricur.com
21. Грошев, И. В. Туризм для лиц пожилого возраста : монография / И.В. Грошев, Е.П. Корчагин. — Москва : ИНФРА-М, 2021. – 303 с.
22. Губа, Д. В. Лечебно-оздоровительный туризм : курорты и сервис : учебник / Д. В. Губа, Ю. С. Воронов. – Москва : Спорт, 2020. – 240 с.
23. Дехтярь, Г. М. Стандартизация, сертификация и классификация в туризме : практическое пособие / Г. М. Дехтярь. – 4-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 412 с.
24. Джанджугазова, Е. А. Туристско-рекреационное проектирование : учебное пособие для вузов / Е. А. Джанджугазова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 257 с.
25. Дмитриев Н.В. Экономика туристского рынка. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 412 с.
26. Докторов, А. В. Организация транспортного обслуживания в туризме : учебное пособие / А.В. Докторов, О.Е. Мышкина. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 208 с.
27. Долженко, Г. П. История туризма : учебник для вузов / Г. П. Долженко, Ю. С. Путрик, А. И. Черевкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 227 с.
28. Дурович, А. П. Организация туризма : учебное пособие / А. П. Дурович. – Минск : РИПО, 2020. – 295 с.
29. Зорин И.В. Туризм как вид деятельности. – М.: Инфра-М, 2018. – 227 с.
30. Косолапов А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности. – М.: Кнорус, 2017. – 280 с.
31. Кусков А.С. Основы туризма. – М.: Кнорус, 2019. – 401 с.
32. Лебедев, А. Р. Образовательный туризм как экономическая категория [Текст] / А. Р. Лебедев // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. — 2018. — № 6. — С. 5.
33. Пономарева Т.В. Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 139-143.
34. Сангинов, Д. Ш. К вопросу о видах туризма [Электронный ресурс] / Д. Ш. Сангинов. — Электрон. текст. дан. —URL: http://portalus.ru, [дата обращения: 1.04.2022]
35. Шкута А.А. Образовательный туризм как мощный фактор повышения эффективности образования [Электронный ресурс]. –URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.scienceforum.ru%2F2013%2Fpdf%2F3210.pdf&name=3210.pdf&lang=ru&c=581a2fa85a88[дата обращения: 1.04.2022]
36. Щербинина Анна. Образовательный туризм [Эл. ресурс] / А. Щербинина. — Электрон. текст. дан. — URL: http://womanwiki.ru/w/, [дата обращения: 2.04.2022]
37. Новости туризма [Электронный ресурс]. – URL: http://news.turizm.ru/ [дата обращения: 1.04.2022]
38. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. – URL: http://www.russiatourism.ru/[дата обращения: 1.04.2022]
39. Туристическая библиотека [Электронный ресурс]. – URL: http://tourlib.net/[дата обращения: 1.04.2022]
40. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/[дата обращения: 2.04.2022]