Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Осуществленный в РФ переход к рыночной системе экономики сопровождался большим количеством трудностей, формированием большого количества проблем в социально-экономической сфере. Одной из них является проблема занятости, неразрывным образом связанная с людьми, их деятельностью в производственной сфере.
Конкуренция на трудовом рынке такова, что не всегда имеется реальная возможность найти работу даже довольно квалифицированным специалистам, если на этой стадии на конкретную специальность нет спроса.
В первую очередь, организационно-правовые формы обеспечения занятости населения устанавливаются в качестве определенных государством юридических и организационных средств и приемов, способствующих гражданам получить возможность трудиться (либо быть охваченными конкретной формой занятости) в выбранной области деятельности в соответствии с призванием, образованием, способностям, исполнять конкретную работу на время временной незанятости, а также определенную профессиональную подготовку для этого, во-вторых, трудоустройство выступает в качестве гаранта реализации гражданских прав в трудовой сфере; в-третьих, трудоустройство и занятость непосредственным образом призваны регулировать деятельность граждан, которая связана с удовлетворением потребностей общества и личных потребностей.
Юридический механизм политики государства в сфере трудоустройства и занятости на данный период времени включает две главный группы положений. Положения первой группы прямо направлены на защиту работников от неправомерных увольнений и выплату сумм денежных средств, обладающих компенсационным характером. Они находятся по большей части в Трудовом кодексе РФ. Во вторую группу входят нормы права, непосредственным образом регулирующие трудоустройство, занятость и его формы, гарантии и объем льгот гражданам, потерявшим работу и нуждающимся в государственной поддержке.
В целом юридический институт занятости населения обладает комплексным характером, т.к. включает положения не только трудового, но финансового, административного права, а также права социального обеспечения.
Институт пособия по безработице нуждается в значительных преобразованиях в нашем государстве вследствие низких размеров пособия по безработице, лишь незначительная часть безработных граждан обращается в службы занятости населения, и встает на учет, все остальные предпочитают обходиться своими силами, избегая при этом неприятные бюрократические процессы.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с социальным обеспечением безработных граждан, их правами и обязанностями.
Предмет исследования – нормы права, регламентирующие порядок социального обеспечения безработных граждан по российскому законодательству РФ.
Цель данной работы – комплексное исследование социального обеспечения безработных граждан, их прав и обязанностей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие безработного;
2) изучить порядок и условия признания гражданина безработным;
3) исследовать систему мер социальной защиты безработных граждан;
4) определить размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице;
5) изучить особенности профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан.
Нормативную основу исследования составили Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция Международной организации труда «О политике в области занятости», Конвенция Международной организации труда «О содействии занятости и защите от безработицы», Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых, как Черенданова Ю.В., Лукинова С.А., Царенко И.В., Филиппов И.А., Рузаева Е.М., Токолова А.Ю., Наумочкина О.А., Сулейманова Г.В., Соловьева О.В., Зин Н.В., Салахов Ю.Г., Соловьев С.Г., Попандопуло К.Д., Блохина И.М., Радонова А. В., Зливко А. П., Репьева П. В., Некрасова И.Е., Веретехина С.В., Гарина И. С. и др.
Эмпирическую основу исследования составили материалы правоприменительной практики, а именно Челябинского областного суда, Пермского краевого суда.
Методологическая основа работы представлена общенаучными и частнонаучными методами познания: диалектический, исторический, системный, сравнительный, формализации, сравнительно-правовой, формально-юридический.
Структура работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Правовой статус безработного как субъекта права социального обеспечения
1.1. Понятие безработного
В ч. 3 ст. 37 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на защиту от безработицы, которое обязывает государство проводить политику, направленную на реализацию указанного права. Обязанность государства проводить такую политику следует не только из содержания Конституции, но и из содержания международно-правовых актов. Так, Всеобщая декларация прав человека в ст. 23 провозглашает право каждого на труд, свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы.
Конвенция МОТ №122 «О политике в области занятости» (1964 г.) определяет в качестве целей политики государства «обеспечение того, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу, чтобы такая работа была как можно более продуктивной, чтобы существовала свобода выбора занятости и самые широкие возможности для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден».
В России основополагающим нормативным актом, в котором регламентируется данный круг вопросов, является Закон РФ «О занятости». Указанный нормативный правовой акт является комплексным, содержит нормы не только трудового права, но и административного и иных отраслей. Закон «О занятости» призван определить систему мер, способов и средств осуществления государством политики на рынке труда, имеющей целью содействие осуществлению гражданами права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Несомненно, что такая политика должна строиться на определенных принципах .
Действующее законодательство не закрепляя непосредственно определения безработного, определяет условия, при которых лицо может получить статус безработного. Так в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона РФ от «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Такое положение, в целом, соответствует требованиям международных актах, согласно которым безработным считается лицо, понесшее определяемую законодательством страны временную утрату заработка, вызванную невозможностью надлежащего обеспечения лица, способного и готового работать, получить подходящее занятие, действительно ищущего работу.
В науке российского трудового права понятие безработного также основывается на данных положениях и, анализируя различные точки зрения, можно назвать следующие признаки безработного, которые выделяют большинство ученых: трудоспособность, отсутствие работы и дохода, регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, поиск работы и готовность к ней приступить.
Данные условия являются необходимыми для приобретения лицом правового статуса безработного и в совокупности составляют главный элемент содержания правового статуса - правосубъектность, поскольку при ее отсутствии безработный как субъект отношений в сфере занятости не может иметь субъектных прав и обязанностей и соответственно не будет безработного как субъекта трудового права и его юридического статуса.
Фактическая способность к труду (трудоспособность) представляет собой материальное условие правосубъектности безработного как потенциального работника и является одинаковым как для безработного, так и работника. Возникновение трудоспособности связывается с достижением определенного возраста. Так, ст. 2 Закона о занятости, устанавливая возрастной критерий, не позволяет признать безработным гражданина, не достигшего 16-летнего возраста. Однако, ст. 63 Трудового кодекса РФ при определенных условиях допускает возможность заключения трудового договора с лицами, достигшими 15 лет. В связи с этим учеными неоднократно обращалось внимание на несоответствие норм Закона о занятости и ТК РФ и предлагалось установить единую возрастную границу для заключения трудового договора и признания гражданина безработным - 15 лет .
Однако существует и совершенно противоположная позиция. Так, М.В. Филиппова возможность признания гражданина безработным с момента достижением им возраста 16 лет связывает с тем, что приоритетной формой занятости для несовершеннолетних служит подготовка к будущей профессиональной деятельности, поскольку «обучение обеспечивает конкурентоспособность этих лиц на рынке труда в будущем, а значит улучшает перспективы их трудоустройства и уменьшает шансы на безработность» .
На наш взгляд, это не может служить достаточным основанием для установления различного возрастного критерия, поскольку профессиональное обучение в равной степени сохраняет свою значимость как в 15 - 16 лет, так и в более позднем возрасте. Кроме того, в условиях коммерциализации образования, проживания в отдаленных населенных пунктах, в которых отсутствуют учреждения профессионального образования, признание гражданина безработным является порой его единственной возможностью приобрести профессию (специальность) в рамках профессионального обучения по направлению органа службы занятости, так как Закон о занятости предусматривает предложение со стороны органов службы занятости вариантов профессионального обучения в качестве приоритетного для лиц, не имеющих профессии (специальности).
Таким образом, несовершеннолетние лица в возрасте от 15 до 16 лет, на наш взгляд, не должны исключаться из числа лиц, которые могут быть признаны безработными.
При соблюдении гражданином условий, при наличии которых он может быть признан безработным, присвоение статуса безработного происходит на основании акта, принимаемого органами государственной службы занятости, - решения о регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы. Иными словами для возникновения правосубъектности безработного лица требуется специальный акт государственного органа .
Следовательно, правосубъектность безработного, являясь производной от правосубъектности работника, обладает особенностями, которые выражаются в необходимости наличия специального акта государственного органа, отсутствии возможности получения подходящей работы, отсутствии достаточных средств существования, а также поиске подходящей работы и готовности приступить к ней.
1.2. Порядок и условия признания гражданина безработным
Правовое положение безработного включает в себя: определение понятие безработного; комплекс его прав и обязанностей; социальные компенсации и гарантии в случае потери работы и в иных случаях.
Безработными считаются граждане, которые:
1) являются трудоспособными;
2) не обладают работой и заработком;
3) зарегистрированы в установленном порядке в службе занятости;
4) готовы приступить к работе.
Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту его проживания не позже одиннадцати дней с момента соответствующего обращения и предъявления пакета документа. Только со дня предъявления требуемых документов гражданин считается безработным .
Принято выделять разновидности категорий безработных, с учетом имеющихся в настоящее время форм и типов безработицы
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты:
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, N 67, 05.04.1995
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994
3. Конвенция N 122 Международной организации труда О политике в области занятости [рус., англ.] (Заключена в г. Женеве 09.07.1964) // Ведомости ВС СССР. 8 ноября 1967 г. N 45. Ст. 608.
4. Конвенция N 168 Международной организации труда «О содействии занятости и защите от безработицы» (Заключена в г. Женеве 21.06.1988) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 2171 - 2184.
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021)(с изм. и доп., вступ. в силу с 30.11.2021) // Российская газета, N 256, 31.12.2001
7. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 19.11.2021) О занятости населения в Российской Федерации // Российская газета, N 84, 06.05.1996
Научная и учебная литература:
1. Веретехина С.В. Государственная политика формирования эффективного рынка труда и занятости населения // Журнал «Научные исследования». – 2017. – С.62-63
2. Галуева Т.Д. Квотирование рабочих мест для инвалидов: проблемы и пути решения // Актуальные проблемы современной науки: состояние, тенденции развития. Сборник научных статей. - 2019. - С. 250-254.
3. Гарина И.С. Проблемы занятости и безработицы в российской экономике // Современный этап мирового научного развития. Сборник научных статей. - 2019. - С. 36-45.
4. Григорьев И. В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — С.201-203
5. Еремина С.Н. Право социального обеспечения: учебник // М.: Право. Юридические науки. – 2017. – С.179-181
6. Желябовская К.В. Безработица в современной России: проблемы и тенденции развития // Журнал «International Journal of Student Research». - 2019. - № 4 (5). - С. 36-44.
7. Зиннатуллина И.И., Максимова М.Н. Пособие по безработице как основная форма материальной поддержки безработных // Журнал «Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности». – 2018. – С. 351-352
8. Зливко А. П., Репьева П. В., Некрасова И.Е. Правовое регулирование социальной защиты граждан от безработицы // Журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки». - 2017. - №2. – 1-4
9. Кандрина Т.В., Бикеев Д.Г. Пособие по безработице как одна из важных организационно-правовых форм социальной защиты населения от безработицы // Журнал «E-Scio». – 2019. – С. 193-195
10. Кдлян Е.Л., Магдесян Г.А. Система социально-правовой защиты безработной молодежи // Журнал «Тенденции развития науки и образования». - 2019.- № 49-6. - С. 45-47.
11. Кицюк С.В. Проблемы правового регулирования трудоустройства граждан в РФ // Журнал «Актуальные проблемы юриспруденции». -2019. – С.125-131
12. Ломов М. А. Правовой статус безработного // Журнал «Научные исследования». – 2017. – С. 57-58
13. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: учебник для вузов / Е. Е. Мачульская. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С.123-125
14. Панова Е.А. Современная система обучения и переобучения безработных: точки роста // Государственное управление РФ: повестка дня власти и общества. Сборник научных статей. - 2019. - С. 1047-1051.
15. Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 406 с.
16. Попандопуло К.Д., Блохина И.М. Социальные гарантии безработным / К.Д. Попандопуло, И.М. Блохина // В сборнике: Научные исследования и современное образование Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков. 2017. - С. 283-287.
17. Проскурякова А.А. Выплата пособия по безработице // Право и правопорядок: приоритетные направления развития. Сборник научных статей. – 2019. – С.246-251
18. Радонова А. В. Правовое регулирование занятости в современной России // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2021. – С.79-81
19. Редькина Д.А. Некоторые вопросы квотирования рабочих мест для инвалидов // Журнал «Молодой исследователь: вызовы и перспективы». – 2020. – 135-137
20. Саая С.В., Седен А.К.О. Пособие по безработице как форма социальной поддержки безработных граждан // Журнал «Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения, инновации». – 2018. – С. 60-62
21. Салахов Ю.Г., Соловьев С.Г. Правовые проблемы занятости и трудоустройства в РФ // Журнал «Студенческий научный форум». – 2018. – С. 184-187
22. Скороходова А.А. О признании лица безработным: анализ судебной практики // Журнал «Аллея науки». -2018. - Т. 3. - № 10 (26). - С. 753-756.
23. Соловьева О.В., Зин Н.В. Трудоустройство молодежи как одна из актуальных проблем трудового законодательства РФ // Журнал «Закон и право». - 2018. - С. 137-141.
24. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. : учебник / Сулейманова Г.В. — Москва : КноРус, 2019. — С.68-69
25. Сулейманова Г.В. Трудоустройство инвалидов: от квотирования рабочих мест до социальной занятости // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2017. - № 4. - С. 74-80.
26. Тарасова Е.С. Проблема занятости и безработицы в современной России // Концепция национальной экономической безопасности РФ и ее реализация на современном этапе. Сборник научных статей. - 2020. - С. 261-265.
27. Токолова А.Ю., Наумочкина О.А. Эффективность профессионального переобучения безработных граждан – как фактор трудоустройства // Журнал «Научно-практические исследования». -2020. -№ 11-7 (34). - С. 53-55.
28. Токсанбаева М.С. Социальная защита трудоспособного населения в условиях современной нестабильности // Журнал «Экономика и бизнес: теория и практика». – 2021. – С. 222-224
29. Филиппов И.А., Рузаева Е.М. Актуальные проблемы пособия по безработице в РФ // Студенческий научный журнал. – 2019. - № 1 (45). – С. 153-154
30. Царенко И.В. Квотирование рабочих мест как одна из основных форм трудоустройства работников с ограниченными возможностями // Журнал «Право и наука в современном мире». - 2020. - С. 178-182.
31. Черенданова Ю.В., Лукинова С.А. Пособие по безработице в РФ: актуальные проблемы и пути их решения // Журнал «Аллея науки». -2017. -Т. 4. № 16. - С. 702-705.
32. Шин Е.В. Теоретико-концептуальные основы изучения профессионального обучения безработных граждан // Журнал «Студенческий». - 2019. - № 19-3 (63). - С. 19-21.
Материалы правоприменительной практики:
1. Апелляционное определение Челябинского областного суда от 04.05.2018 по делу № 11-5479/2018 [Электронный ресурс] — режим доступа URL: http://base.consultant.ru (дата обращения 03.03.2022).
2. Апелляционное определение Пермского краевого суда от 14.11.2018 по делу № 33-12136/2018 [Электронный ресурс] — режим доступа URL: http://base.consultant.ru (дата обращения 03.03.2022).