Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный мир диктует собственные правила поведения в обществе и внутреннего осмысления происходящего вокруг. Детям очень сложно усваивать правильные и конструктивные манеры поведения, поскольку многие взрослые не могут подать хороший пример, рассказать, как правильно поступать в той или иной ситуации.
Возраст школьников от 7 до 11 лет можно назвать максимально подходящим для педагогической работы по формированию и развитию идеалов, ценностей и нравственных традиций. Личность на данном возрастном этапе отличается наибольшей сензитивностью к информации, которую она получает извне, тем более, что младшие школьники отличаются эмоционально-чувственным способом восприятия окружающей действительности.
Нравственные качества – это сложное психологическое образование, которое должно формироваться последовательно и систематично, что говорит о необходимости создавать специальные программы воспитания младших школьников в этом направлении. При этом в рамках учебной деятельности достаточно сложно уделить время этой работе.
Обнаруженные в ходе теоретического исследования выраженные противоречия позволили дать возможность обозначить проблему настоящего исследования: необходимо определить типы и виды педагогических условий, которые будут оказывать эффективное влияние на формирование нравственности учащихся начальной школы в контексте реализации принципов и форм внеурочной деятельности.
На основании обнаруженных противоречий и проблем был осуществлен выбор темы данного бакалаврского исследования, которая сформулирована как «Развитие нравственных качеств у младших школьников в процессе внеурочной деятельности».
Цель исследования - разработать максимально эффективные педагогические условия, реализация которых направлена на формирование нравственности у учащихся начальных классов, а также контроль эффективности организации таких педагогических условий посредством опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования - процесс формирования нравственности у учащихся начальной школы в ходе реализации принципов и форм внеурочной деятельности.
Предмет исследования – педагогические условия, необходимые для формирования нравственности у учащихся начальной школы в ходе реализации принципов и форм внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования – состоит в размышлениях о том, что формирование нравственных качеств у учащихся начальной школы в ходе реализации принципов и форм внеурочной деятельности может эффективно осуществляться в том случае, если:
сконструировать разноплановую и многозадачную программу развития нравственных качеств учащихся начальной школы, которая будет включать в себя ряд педагогических технологий, эффективность которых доказана опытом и рядом экспериментальных педагогических исследований;
использовать игровые технологии для формирования нравственных качеств у учащихся начальной школы;
реализовывать принципы применения активных методов и форм обучения и воспитания учащихся начальной школы, целью использования которых является формирование способности к альтернативным формам поведения в обществе;
применить максимально комфортные педагогические условия, которые позволят повысить мотивацию учащихся начальной школы к формированию нравственных качеств, в том числе:
1) применить системный и комплексный подход к педагогическому воздействию на младших школьников;
2) развивать важные для нравственного познания УУД, которые формируются на основе использования различных форм педагогической работы – творческой, проектной и т.д.;
3) создать благоприятную и гармоничную среду для формирования положительных нравственных качеств, которые могут развиваться в процессе конструктивной коммуникации с педагогом и сверстниками;
4) смоделировать игровые ситуации, в которых младшие школьники могут на практике применять свои нравственные качества в общении с другими людьми посредством постановки проблемы.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) выявить уровень развития нравственных качеств у младших школьников;
3) разработать и реализовать условия развития нравственных качеств у младших школьников во внеурочной деятельности;
4) доказать эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы и разработанных условий развития нравственных качеств у младших школьников.
Методы исследования были использованы следующие:
1) к теоретическим методам, которые использованы в данной работе, можно отнести анализ научной литературы, посвященной формированию нравственности у учащихся начальной школы в ходе реализации принципов и форм внеурочной деятельности, а также классификацию, обобщение, моделирование, сравнительный и хронологический методы;
2) эмпирические методы данного исследования включают в себя: наблюдение, педагогический эксперимент, который структурирован посредством проведения констатирующего, формирующего и контрольного этапов, направленный на выявление и совершенствование формирования нравственности у учащихся начальной школы в ходе реализации принципов и форм внеурочной деятельности.
Новизна исследования определяется выбранными для исследования задачами и методами, которая заключается в создании и апробации педагогических условий, которые максимально совершенствуют качество работы по формирования нравственности у учащихся начальной школы в ходе реализации принципов и форм внеурочной деятельности.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что разработанные педагогические условия, которые являются эффективными для формирования нравственности у учащихся начальной школы в ходе реализации принципов и форм внеурочной деятельности, полезны для организации воспитательной работы в начальной школе и могут быть использованы учителями младших классов и педагогами дополнительного образования в своей работе, связанной с реализацией принципов и форм внеурочной деятельности.
Экспериментальная база для проведения исследования была выбрана следующая: МБУ «Школа № 11» города Тольятти. Экспериментальная выборка состоит из 25 учащихся 3 «А» класса в возрасте от 9 до 10 лет, и 25 учащихся 3 «Б» класса в возрасте от 9 до 10 лет.
Структура бакалаврской работы: введение, 2 главы, заключение, список используемой литературы и 3 приложения.
Глава 1 Теоретические основы развития нравственных качеств у младших школьников в процессе внеурочной деятельности
1.1 Проблемы исследования нравственных качеств младших школьников в психолого-педагогической литературе
Под нравственностью в научной литературе понимается комплекс духовных внутренних качеств личности, которые использует человек для организации своего поведения в соответствии с этическими принципами, обусловленными наличием или отсутствием нравственности [22, с. 55].
Структура понятия «нравственность», сформулированная И.С. Шереметьевой и А.А. Вологдиной [32, с. 67], представлена ниже. Так, по данным указанных исследователей нравственность включает в себя такие компоненты как:
мораль;
нравы;
формы поведения;
ценности;
идеалы.
Таким образом, в структуре нравственности выделяется 5 основных компонентов, которые необходимо рассмотреть более подробно, опираясь на работу таких исследователей как В.А. Серебрянникова, А.С. Конторенко и М.А. Авдеева [26, с. 23].
Так, мораль – это совокупность социально приемлемых форм общественного поведения, которые являются основой для создания позитивного и негативного имиджа человека как члена общества.
Нравы – это социальные нормы, которые приняты в том или ином обществе, а также желание и способность человека соответствовать этим нормам.
Формы поведения – это устойчивый для каждого человека комплекс представлений о поведенческих особенностях, которые он регулярно применяет для взаимодействия с другими членами социума.
Ценности – особенная значимость определенных стереотипов и явлений для конкретного человека.
Идеалы – это самые высшие ценности, которые существуют у каждого человека и являются основой его мировоззрения и особенностей поведения в обществе.
Как указывает А.П. Марьянова, С.И. Червинникова и П.А. Володин [18, с. 68], нравственный мир ребенка является фундаментальной основой для его воспитания и дальнейшей жизни, потому что именно в период детства формируются основные понятия и стереотипы, оказывающие влияние на мировоззрение и особенности поведения человека в уже взрослом возрасте.
При этом, как отмечает К.М. Казиева [13], на сегодняшний день проблема нравственного воспитания детей стоит очень остро, что связано с доминированием в мире общества потребления, которое не предполагает формирования морально-нравственных качеств личности в том объеме, который необходим для нормального психического и социального развития человека.
Младший школьник возраст отличается рядом факторов, которые характеризуют важность развития нравственных качеств личности именно в этот возрастной период, в частности [1, с. 100]:
повышенная чувствительность психики ребенка к любому внешнему воздействию;
формирование новой социальной реальности (отрыв от постоянного общения с родителями и переход в социальную группу, в рамках которой осуществляется процесс обучения ребенка);
создание ситуации ответственности за собственные действия (учебная деятельность и необходимость выполнять задания);
повышение уровня личной и общественной дисциплины, связанное с постоянным нахождением в социальной группе под контролем взрослого человека;
достаточное развитие мышления и интеллекта для формирования логических связей, лежащих в основе понимания правил поведения и отношения к другим людям;
высокий уровень развития эмоций при восприятии окружающей действительности и доминирование их над разумным началом.
По причинам наличия этих возрастных особенностей младших школьников с ними важно проводить общую и специальную работу по формированию устойчивых нравственных качеств, которой должны заниматься как родители, так и образовательные учреждения, в первую очередь, учителя начальной школы.
Для того, чтобы оценить развитие нравственных качеств у младших школьников, исследователями обычно изучается несколько взаимосвязанных компонентов формирования нравственных характеристик личности [28, с. 105].
Существующие связи между компонентами формирования нравственных характеристик личности представлены ниже.
Формирование нравственной сферы личности младшего школьника включает в себя три структурных компонента – когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Рассмотрим определения этих компонентов в соответствии с данными исследования Е.П. Наговицыной, А.А. Кустовой и Р.А. Визгалова [19, с. 98].
Когнитивный компонент связан с развитием возможности младшего школьника анализировать поведение других людей, причины, по которым окружающие совершают те или иные поступки, последствия реализации поведенческих особенностей себя и окружающих при общении в социуме.
Основой эмоционального компонента формирования нравственной сферы младшего школьника выступает способность к эмпатии, т.е. переживанию и осмыслению чувств других людей, попытка сострадать и искать оправдание не всегда правильным поступкам окружающих, гуманистическая направленность восприятия.
Наконец, поведенческий компонент является фундаментальной основой для взаимодействия младшего школьника с окружающими людьми в соответствии с накопленными нравственными качествами, ценностями, моральными принципами и идеалами [19, с. 99].
Начальная школа как социально-образовательный институт, по мнению А.П. Лопатниковой, И.М. Харламова и В.В. Оганесяна, должна вести целенаправленную и эффективную работу в этом направлении, поскольку она, прежде всего, имеет возможность формировать социально-коммуникативную компетентность младших школьников, в ходе развития которой более успешно может укрепляться понимание детьми различных общечеловеческих ценностей, а также норм поведения и отношения к своим друзьям и взрослым людям [17, с. 80].
Как отмечают исследователи, сам процесс развития у младших школьников нравственных качеств представляет собой серьезную психолого-педагогическую проблему, особенно в современных социально-экономических реалиях. Для положительного результата данной работы необходимо обеспечить достаточные условия взаимодействия педагога или родителей с младшими школьниками, прежде всего, такие условия должны характеризоваться признаком взаимного доверия [3, с. 40].
Исследователи выделяют несколько видов нравственных качеств, на которые делается упор в процессе воспитания младших школьников. [12, с. 36].
Так, в структуре нравственных качеств младших школьников выделяются следующие виды:
доброта;
доброжелательность;
готовность прийти на помощь;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Абраменко И. М., Соколова В. А., Чистяков Б. Ю. Младший школьный возраст как кульминационный период сензитивного развития ребенка // Сборник статей Елабужского государственного университета. Вып. 4. Педагогика. Елабуга: Издательство Елабужского государственного университета, 2021. С. 100–109.
2. Архангельская М. А., Сурков И. С. Эффективность различных форм организации внеурочной деятельности в начальной школе в общей системе воспитательной работы // Сборник статей Саратовского государственного университета. Вып. 3. Педагогика начальной школы. Саратов: Издательство Саратовского государственного университета, 2020. С. 50–63.
3. Балакина Л. Д., Гусева И. С., Щербакова А. В. Психолого-педагогические проблемы воспитания младших школьников в условиях современных условий развития общества // Вопросы социологии и психологии в современном мире. Сборник статей. Вып. 4. Томск: Парадигма, 2020. С. 40–52.
4. Барышникова Я. В., Трезубцева А. М., Заврагина М. В. Программные и творческие компоненты внеурочной работы в младших классах: проблемы и перспективы применения в практической деятельности учителя начальной школы // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы современного образования». Омск: Омский государственный университет, 2018. С. 9–16.
5. Бурунова И. С., Гаврикова А. В., Полунина Т. А. Реализация дидактических принципов в процессе воспитания учащихся начальной школы // Вопросы современной педагогики. Сборник статей. Архангельск: Перекресток, 2018. С. 157–172.
6. Веретенникова А. А., Мануйлов И. С., Пилецкая А. В. Развитие нравственных качеств учащихся начальной школы на занятиях по внеурочной деятельности: методология и проблемные поля // Вестник Барнаульского государственного университета. 2021. № 8. С. 103–114.
7. Головко А. В., Хлебников О. С., Чекмарева М. А. Формы внеурочной деятельности в современной начальной школе // Вопросы педагогического образования. 2021. № 12. С. 24–30.
8. Гурьянова Ю. А., Шведова П. И., Кузнеченкова С. В. Нравственные качества младших школьников и методология их развития в современной начальной школе // Педагогический вестник. 2019. № 25. С. 62–74.
9. Давидян С. О., Месхиева И. В., Карубинова М. И. Принципы воспитания младших школьников в рамках организации внеурочной деятельности: методология и практика применения // Вестник Дагестанского государственного университета. 2022. № 1. С. 206–215.
10. Демьяненко И. М., Огорельцева Е. А., Харитонова О. С. Базовая модель развития нравственных качеств младших школьников в учебном процесс и внеурочной деятельности: методологический аспект и особенности структуры // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 3. Начальное образование. Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2021. С. 65–78.
11. Денисова А.А., Патронова И.С. Методические рекомендации по диагностике нравственного развития школьников. Сургут: Гарант, 2021. 158 с.
12. Иванченко С. А., Широкова Е. Н., Баншикова Я. В. Развитие нравственной сферы личности младших школьников: основные проблемы и методики // Материалы международной научно-практической конференции «Психология и педагогика в XXI веке: проблемы и перспективы теории и практики». Воронеж: Воронежский государственный университет, 2021. С. 36–50.
13. Казиева К. М. Формирование нравственных качеств личности у младшего школьника в процессе обучения // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. Сер. 1. Психологические и педагогические науки. С. 56–60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nravstvennyh-kachestv-lichnosti-u-mladshego-shkolnika-v-protsesse-obucheniya/viewer (дата обращения: 05.03.2022).
14. Капустина И. С., Холмогорова Ю. И., Пятницкая С. В. Внеурочная деятельность как образовательное пространство для нравственного воспитания школьников: теория и методология // Сборник статей Кировского государственного университета. Вып. 1. Педагогические технологии. Киров: Издательство Кировского государственного университета, 2022. С. 52–62.
15. Кулешов И. М., Демидова П. В. Роль культуросообразности в системе современного воспитания учащихся начальной школы: методические аспекты // Педагогические технологии. 2021. № 10. С. 10–12.
16. Куликова А.С. Внеурочная деятельность в начальной школе: организация и методики реализации. Хабаровск: Зеркало, 2017. 340 с.
17. Лопатникова А. П., Харламов И. М., Оганесян В. В. Роль начальной школы в формировании ценностей и мировоззрения школьников: теоретический и методологический аспекты исследования проблемы // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и вопросы организации школьного образования в Российской Федерации». Иваново: Ивановский государственный университет, 2019. С. 80–91.
18. Марьянова А. П., Червинникова С. И., Володин П. А. Проблема развития нравственных качеств детей в современных социально-экономических реалиях // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной педагогики: российский и зарубежный опыт». Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. С. 68–80.
19. Наговицына Е. П., Кустова А. А., Визгалов Р. А. Структурные компоненты нравственности человека в разные возрастные периоды жизни // Сборник статей Псковского государственного университета. Вып. 1. Психология. Псков: Издательство Псковского государственного университета, 2022. С. 98–109.
20. Остапенко С. М., Головина А. В., Суржанская И. Т. Внеурочная деятельность как пространство для эффективного воспитания младших школьников: основные формы и методы педагогического воздействия // Вопросы педагогики начальной школы. 2021. № 7. С. 66–78.
21. Островская М. И., Лагушкина О. В., Белебейко С. М. Особенности организации внеурочной работы в современной системе начального образования: теоретико-методологические подходы и практические разработки педагогов // Сборник статей Ростовского государственного университета. Вып. 6. Педагогика. Р.-н.Д.: Издательство Ростовского государственного университета, 2020. С. 36–50.
22. Песков И. М., Фарухова М. И. Нравственность как основа духовной жизни человека и развития зрелой личности: социально-психологический аспект // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. 2020. № 9. С. 55–70.
23. Петрова И. М., Малышев А. А., Курочкина В. А. Современные модели воспитания и развития нравственных качеств учащихся начальных классов: педагогические технологии и проблемы их реализации в современной школе // Вестник Сыктывкарского государственного педагогического университета. 2020. № 3. С. 27–37.
24. Рожков М. И. Методика изучения социализированности личности учащегося // NSPortal. Образовательная социальная сеть. 2018. URL: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2018/10/22/m-i-rozhkov-metodika-izucheniya (дата обращения: 05.03.2022).
25. Саломатина А. М., Иванов И. В., Соколовская С.С. Педагогические условия формирования нравственных качеств учащихся начальных классов в процесс реализации учебной и внеурочной деятельности: теория и методология вопроса // Сборник статей Мурманского педагогического института. Вып. 1. Начальная школа. Мурманск: Издательство Мурманского педагогического института, 2022. С. 90–105.
26. Серебрянникова В. А., Конторенко А. С., Авдеева М. А. Структура нравственных качеств личности и ее осмысление в российской философской и психологической науке // Сборник статей Липецкого государственного университета. Вып. 6. Философия, психология и социология. Липецк: Издательство Липецкого государственного университета, 2017. С. 20–34.
27. Суворовская А. М. Методы психологической диагностики детей и подростков. Воронеж: Спектр, 2020. 388 с.
28. Тарновская Т. А., Хорошева В. А., Пятигорская Я. С. Исследование нравственных качеств младших школьников и их развития в процессе учебной деятельности // Вестник Ярославского государственного педагогического университета. 2020. № 10. С. 105–116.
29. Урманов С. М., Шевченко А. С., Малинина Л. П. Мотивация младших школьников к различным видам педагогического воздействия: учебный процесс и внеурочная деятельность – сравнительный анализ // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. 2020. № 7. С. 89–100.
30. Финогентова Т. В., Урсуляк Ю. В., Хмельницкая А. С. Роль изучения принципов охраны окружающей среды в системе воспитания младших школьников // Вестник Тамбовского государственного педагогического университета. 2019. № 12. С. 33–46.
31. Черниту В. Формирование нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности // NSPortal. Образовательная социальная сеть. 2020. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/02/20/formirovanie-nravstvennyh-kachestv-mladshih (дата обращения: 06.03.2022).
32. Шереметьева И. С., Вологдина А. А. Современные научные подходы к определению понятия «нравственность» и характеристика его структуры // Социально-психологические исследования в России и зарубежных странах. 2018. № 10. С. 67–79.
33. Яковлева А. В., Петрова И. С. Психологическая диагностика младших школьников. М.: Приоритет, 2018. 206 с.