Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который находится в соответствии с новыми социальными запросами и в котором значительное внимание предоставляется работе с родителями.
В ФГОС ДО сказано, что при работе с родителями должен использоваться разный подход, учитывающий социальный статус, семейный микроклимат, желания родителей, уровень родительского интереса к деятельности дошкольных образовательных учреждений и педагогической культуре семьи. Также высказаны требования по организации взаимодействия с родителями. Примечательно, что одним из правил дошкольного воспитания является сотрудничество и организация работы с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, в формировании индивидуальных способностей и в необходимой коррекции нарушений в их развитии. Одним из требований психолого-педагогических условий является обязанность по оказанию психолого-педагогической поддержки семье и повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны способствовать разработке части образовательной программы организации, формируемой участниками образовательных отношений с учетом образовательных потребностей, увлечений и мотиваций детей, их семей и педагогов.
Достижение отличного качества образования наших воспитанников, полного удовлетворения потребностей родителей и интересов детей, создание единого образовательного пространства ребенка возможно только при создании новой системы взаимодействия детского сада и семьи. развитый. Эта формулировка совершенно необходима для познавательного развития детей дошкольного возраста.
Современные тенденции развития дошкольного образования объединяет один важный и важный критерий - его качество, которое напрямую зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Особенность семейного воспитания, распространение воспитательных возможностей семьи, увеличение обязательств родителей за воспитание своих детей - важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их урегулирование возможно при условии всесторонней психо лого - педагогической подготовки семьи, родителей к исполнению своих воспитательных обязанностей. Именно этими условиями диктуется потребность постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, потребность и актуальность организации различных форм образования. Качественное познавательное развитие дошкольников возможно только при соответствующем отношении родителей к познанию, к познавательной активности ребенка.
В данной работе мы опирались на труды по изучению познавательного развития детей дошкольного возраста таких ученых как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.И. Зинченко, З.М. Истомина и др.
Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОО и семьи занимались Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А.Маркова, Л.В.Виноградова, А.В. Козлова, О.В.Солодянкина и др.
В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Т.Н. Доронова, Т.А.Маркова, Е.П. Арнаутова), раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А.В.Козлова, Е.П. Арнаутова), предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова , О.В. Солодянкина).
Цель исследования - теоретически изучить и апробировать педагогические условия взаимодействия дошкольной образовательной организации (ДОО) и семьи в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс организации взаимодействия ДОО и семьи по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в познавательном развитии детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование познавательного развития детей дошкольного возраста будет эффективным, если реализовать следующие педагогические условия:
1. Повышать педагогическую культуру родителей по вопросам
познавательного развития детей дошкольного возраста;
2. Использовать методы и формы организации познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада;
3.Организовывать взаимодействие детского сада и семьи в вопросах создания предметно-развивающей среды в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую методическую литературу по проблеме познавательного развития.
2) Рассмотреть основные понятия: «познавательное развитие»,
«познание», «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе.
3) Раскрыть содержание педагогических условий взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в вопросах познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
4) Провести первичное исследование.
5) Организовать работу по реализации педагогических условий.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, изучение практического опыта), практические (наблюдение, анкетирование).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Познавательные способности детей как психологический феномен:
сущность, составляющие, условия развития
Исследования способностей как базовой категории психологической науки имеют значительную историю, однако до сих пор в теоретической разработке этой проблемы остается немало вопросов. Прежде всего это касается содержания самого понятия “способности”, определение сущности которого является предметом многочисленных исследований (Б. Г. Ананьев, Т. И. Артемьева, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, Е. А. Голубева, В. М. Дружинин, Д. Б. Эльконин, Е. П. Ильин, А. Г. Ковалев, Г. С. Костюк, О. И. Кульчицкая, М. Д. Левитов, Б. Ф. Ломов, О. М. Леонтьев, н.а. Лейтес, С. Д. Максименко, В. А. Моляко, В. М. Мясищев, Б. М. Теплов, К. К. Платонов, Н.И. Повьякель, Я. А. Пономарев, А. В. Проскура, С. Л. Рубинштейн, Р. А. Семенова-Пономарева, А. К. Тихомиров, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков, В. С. Юркевич и др.).
Проблема познавательных способностей в разные периоды развития психологической науки, уже достаточно долгое время привлекала внимание как отечественных, так и зарубежных психологов (Б. Г. Ананьев, С. Д. Бирюков, В. М. Блейхер, А. М. Воронин, Е. А. Голубева, В. М. Дружинин, С. А. Изюмова, М. М. Кабардов, А. И. Кульчицкая, С. Д. Максименко, В. А. Моляко, Н.И. Повьякель, Я. А. Пономарев, Р. А. Семенова-Пономарева, В. В. Тарасун, Б. М. Теплов, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков и др.), как составляющая общих способностей, проявление познавательного развития. К проблематике познавательных способностей обращалось значительное количество специалистов, однако до сих пор отсутствует единое понимание этого феномена. Поэтому специалисты считают целесообразным рассматривать познавательные способности ребенка как общие. Отсутствие единого подхода к пониманию сущности познавательных способностей детерминирует различные взгляды в толковании содержания и структуры познавательных способностей, которые у разных авторов рассматриваются в контексте и представляется в виде набора разных качеств, которые классифицируются по различным принципам и находятся в разном соотношении.
В целом, теоретический анализ понятия “познавательных способностей”, позволяет определить, что познавательные (когнитивные) способности личности проявляют себя в способности человека к познавательной деятельности, к продуктивному решению познавательных задач, которые выступают условием их успешного выполнения. Таким образом, познавательные способности являются одними из ведущих и базовых способностей человека. Познавательные (когнитивные) способности некоторые ученые относят к интеллектуальным, а с учетом особенностей, структуры и возрастных особенностей их проявлений - к общим (Г. С. Костюк, В. О. Моляко, М. О. Холодная, В. М. Дружинин, О.К. Тихомиров и др.); структуру познавательных способностей рассматривали в аспекте изучения интеллекта, общей научаемости, креативности (В. М. Дружинин); некоторые ученые к познавательным способностям относят сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями, знаковыми системами (Л. А. Венгер). Основой развития познавательных способностей детей считается развитие познавательных процессов, среди которых выделяется воображение, память и мышление (С. И. Волкова, Н.Н. Столярова и др.). Обобщая позиции ряда авторов определено, что познавательные способности целесообразно рассматривать как интегрированные базовые способности ребенка, содержит такие составляющие: уровень интеллектуального развития (мыслительной, мнемической, перцептивной составляющей); уровень общей обучаемости ребенка; познавательную активность как системный поведенческий проявление познавательных способностей, что имеет проявление в любознательности, заинтересованности ребенка; уровень креативной способности ребенка к поиска и склонность к решению творческих задач.
Понятие «познание» широко представлено в философии и представляет собой совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Познавательное развитие предполагает рассмотрения понятия «познавательная активность дошкольника".
Раскрытие понятия «познавательная активность» можно начать с научного определения термина активность. Обратимся к словесным источникам. В толковом словаре, активный - энергичный, деятельный; противоположное - пассивный.
Рассмотрим термин «активность» - это понятие, в настоящее время, становится очень трудным и неоднозначным в понимании и видении многими авторами. Одни соотносят активность непосредственно с деятельностью, другие - с результатом деятельности, третьи судят, что активность понятие намного шире по значению, чем деятельность [10, с.14].
Так, по мнению А.Н. Леонтьева активность - это термин, обозначающий способность живых существ осуществлять непроизвольные и произвольные, а также спонтанные движения, изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов, т. е. раздражителей [10, с. 25].
Активность как особенность личности, выявляется в энергичной, интенсивной семьи деятельности: в труде, в обучении, в общественные семьи жизни, разных права видах права искусства, в спорте, в играх. То права есть, человек с такими качествами стремится принимать активное системы права участие системы права во права всём, показывает себя в деятельности [17, c 22].
Педагоги рассматривали развитие ребёнка. Такие, как Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо права определяли познавательную активность как естественное системы права стремление системы права детей семьи к познанию.
Познавательная активность - разновидность социальной семьи активности, проявляющейся по права отношению к процессу познания. Формируется в учебные семьи деятельности и самообразовании и обусловливает интенсивность и характер протекания учения и результат научения [15, с. 234].
Другой словарь так трактует понятие познавательной активности: познавательная активность - это состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между сегодняшней ситуацией и прошлым опытом [24, с. 314]. Различают три уровня познавательной активности — воспроизводящая, интерпретирующая, творческая.
Познавательная активность - это .действие эмоционально-оценочного отношения обучаемого .к процессу и результату познания, которое проявляется в стремлении человека .учиться, преодолевая на .пути приобретения знаний, определённые .трудности, прилагая максимум волевых усилий, энергии в умственной работе [5, с. 32].
Е.Б. Зеленина дает такое определение познавательной активности: «Познавательная активность - сложное личностное образование. Она складывается под влиянием самых разнообразных факторов - субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения). Активизация познавательной деятельности предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Самопознание можно представить как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний. Очевидно, что активизация может осуществляться одновременно на всех последовательных этапах, но может возникнуть и на каком-то одном» [13].
Н.Н. Поддъяков считает, что существует два типа детской активности: собственная активность и активность ребенка, стимулируемая взрослым, воспитателем-педагогом, родителем [26, с.75]. Собственную активность
ребенка автор видит в специфической и универсальной формах. По его мнению, она характеризуется многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной [36, с.79]. Так же автор замечает, что собственная активность носит фазовый характер, т. е. в повседневной жизни и на занятиях в детском саду она сменятся его совместной активностью с взрослым, а затем ребенок вновь готов выступать в качестве субъекта собственной активности и т. д. [26, с. 80].
Следовательно, можно утверждать, что активность, в целом, инициируется и выбирается самим объектом - ребёнком, так же она соответствует его внутреннему состоянию.
Теперь, разобравшись с определением понятия «активность», возможно, рассмотреть термин «познавательная активность».
В психолого-педагогической литературе не наблюдается единства в понятии познавательная активность человека. Для обозначения данного явления существует множество терминов: Г.И.Щукина — «ценное личностное Т.И.Шамова — «деятельное состояние», Т.И.Зубкова — «стремление человека к познанию».
В таблице 1 представлен анализ образовательных программ, реализующих образовательную область «Познавательное развитие».
Таблица 1 – Анализ образовательных программ, реализующих образовательную область «Познавательное развитие».
№ Название программы, Автор Задачи по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
1 Детский сад - Дом радости Н.М.Крылова Основные задачи
Содействовать:
— становлению целостной картины мира как системы систем;
— становлению и развитию практико-познавательной деятельности (особенно
экспериментально-поисковой, применяемой для познания в разных каналах личного опыта);
— расширению кругозора ребенка, переводу
знаний из «неясных» в «ясные» — в обобщенные представления («системные знания»),
соответствующие научным знаниям взрослого и превращающиеся в способы самообразования дошкольника;
— амплификации развития конструктивной
деятельности (наиболее значимой для развития мальчика) как интегральной, глубоко связанной с игрой, математикой, архитектурой и другими знаниями из разных областей;
— развитию элементарных математических представлений.
2 Программа «От
рождения до
школы», М.А.
Васильева Развитие познавательно-исследовательской
деятельности:
Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации;
Формирование познавательных действий,
становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
Развитие восприятия, внимания, памяти,
наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова - Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К. А. Абульханова - Славская. - М.: Наука, 1980. - С. - 334.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст]: Учебник. / Г. М. Андреева. -2-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - С. 113.
3. Бабынина, Т. Ф. Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно-исторического опыта [Текст] / Т. Ф. Бабынина, И. З. Хабибулина, Н. И. Харисова. - М.: Казань: Изд-в о МОиН РТ. -2009. - с. 192.
4. Богославец, А. Г. Взаимодействие ДОО и семьи в условиях малого города [Текст] / А. Г. Богославец, А. А. Майер. // Управление ДОО. - 2014. № 5. - С. 8-16.
5. Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ [Текст] / З.А. Богомолова // Дошкольная педагогика. - 2010. - №2. - с.54-58
6. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к
образовательной программе [Текст]/ В.А. Болотов, В.В.Сериков // Педагогика. - 2003.- №10. - С. 33-38.
7. Бутырина, Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей [Текст]: учеб.-метод. пособие/ Н.М.Бутырина, С.Ю.Боруха, Т.Ю.Гущина и др. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. - 177 с.
8. Виноградова, Н.Ф. Детский сад и семья. [Текст] / Виноградова Н.А., Година Г.Н., Загик Л.В. и др. Под ред. Т.А. Марковой. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1986. - с. 207
9. Виноградова, Н.Ф. Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] М: СПУТНИК, 2010. С. 123.
10. Власова, И. В. Новое решение старой проблемы [Текст]/ И. В. Власова. // Детский сад от А до Я. - 2014. - № 14. - С. 4-8.
11. Галеева, Н.П. Организация взаимодействия педагога ДОУ с семьёй [Текст]: учебно-методическое пособие. СПб., 2011 - 52 с.
12. Годовикова, Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников [Текст] /Д.Б. Годовикова // Вопросы психологии. - 2014. - № 1.- с.14.
13. Гребенникова, В.Н. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] М.: Сфера, 2007. - 221 с.
14. Григорьева, Н. Как мы работаем с родителями [Текст] / Н. Григорьева, Л. Козлова // Дошкольное воспитание.- 2008. - N 9. - С. 23 - 31.
15. Гризик, Т. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] /Т. Гризик// Дошкольное воспитание.- 2008.- № 10. - с.22.
16. Давыдова, О. И. Работа с родителями в ДОО [Текст] / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. П. Майер. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 144 с.
17. Данилина, Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом [Текст] / Т. А. Данилина, Т. С. Лагода. - М.: Аркт, 2013. - 226 с.
18. Данилина, Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи [Текст] / Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 1. - С. 41.
19. Доронова, Т.Н. Вместе с семьей [Текст]: пособие по
взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н.Доронова, Г.В.Глушкова, Т.И.Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. - 190 с.
20. Доронова, Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей [Текст] / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3. - С.87-89.
21. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского
развития [Текст]: Методическое руководство для работников образовательных учреждений / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2001.
22. Дуброва, В.П. Теоретико-методические аспекты
взаимодействия детского сада и семьи [Текст] Учебное пособие. Минск: Консорциума, 2007. 156 с.
23. Дядюх, Л. А. Родительский клуб в дошкольном учреждении [Текст] / Л. А. Дядюх. // Детский сад от А до Я. - 2013. - С. 12-18.
24. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
25. Есиркепов, Ж. М. Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса на занятиях по физической культуре в вузе [Текст] / Ж. М. Есиркепов, Ж. А Егизбаев // Молодой ученый. - 2014. - №20.1. — С. 60-62.
26. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1982.- С. 160.
27. Зверева, Г.Н. Взаимодействие ДОУ с семьей [Текст] / Г.Н.
Зверева. - М.: Сфера, 2010. -256 с.
28. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание.
[Текст] / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева // М., 2000. - 256 с.
29. Зверева, О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / О.Л.Зверева // Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 4. - С.74-83.
30. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ [Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера. - 2007. - С. 80.
31. Загик, В. И. Воспитатели и родители [Текст] / В. И. Загик, В. М. Иванова. - М.: Просвещение, 2013. - 260 с.
32. Зорина, Н. Н. Профессионально-личностная готовность студентов - будущих педагогов детских дошкольных учреждений к взаимодействию с семьей в мультикультурной образовательной среде Эстонии [Текст]: дис. канд. псих. наук: 19.00.07: защищена 21.12.2011 / Н. Н. Зорина. - М.: Псков, 2011. - С. 242.
33. Иванова, Н.П. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений [Текст] / Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина // Начальная школа. - 2004. - №3. - С. 6-13.
34. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей [Текст] / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина М.: Сфера, 2004 - 112 с.
35. Крашенинников, Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников, ФГОС [Текст] / М.: Мозаика - Синтез, 2014г. - 63 с.
36. Кригер, Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Э. Кригер. - Барнаул, 2010.- 17 с.
37. Куланина, Л. А. О формах взаимодействия с семьей. [Текст] / Л. А. Куланина. - Детский сад от А до Я. - 2014. - №10. - с. 8-16.
38. Куликова, Т. А. Современная семья: проблемы, тенденции развития [Текст] / Т.А. Куликова // Детский сад от А до Я. - 2014. - №4. - с.12-22.
39. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / М.И. Лисина // Вопросы психологии, 2012.- № 4.- С.18-35
40. Лукина, Л.И. Работа с родителями в ДОО [Текст] / Л. И. Лукина. - Управление ДОУ. - 2014. - №5. - С. 5-12.
41. Майер, А.А. Организация взаимодействия субъектов ДОУ [Текст] /: учебно - методическое пособие. 2 - е изд., доп. и перераб. - 2012. - 176 с.
42. Маркова, Т. А. Детский сад и семья [Текст] / Т. А. Маркова. - М.: Просвещение, 2011. - 186 с.
43. Минина, А. В. Сотрудничество с родителями. Важное направление образовательной программы дошкольных учреждений Берлина [Текст] / А. В. Минина // Справочник старшего воспитателя. - 2013. - № 2. - С. 17-19.
44. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст]: Учеб. Для студ.
Пед. Вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр
«Академия», 2013. - 200 с.
45. Мухина, В.С. Детская психология [Текст]: Учеб. для студентов пед. ин-тов /Под ред. Л.А. Венгера.- 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Просвещение, 1985.-272с.
46. Никитина Т. О. Практикум для родителей «Семья и семейные отношения» [Текст] / Т. О. Никитина, Т. О. Евсеева // Воспитатель ДОО. - 2013. - № 8. - С. 21 - 25.
47. Педагогический терминологический словарь [Текст] / СПб: Российская национальная библиотека. 2006. - С. 13
48. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глобова. И др. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003.- 528 с.
49. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой. М., 2011. - с.90.
50. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах [Текст] / Под общ. ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. - СПб.: КАРО, 2014 г. - 112с.
51. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст] / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб. : Питер, 2002. - 432 с.
52. Салаватулина, Л.Р. Педагогические ситуации в воспитании детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.Р. Салаватулина. Челябинск: Цицеро, 2011 - 42 с.
53. Свирская, Л.Н. Работа с семьёй: необязательные инструкции Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. [Текст] М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. 176 с.
54. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст] / О. В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2004. - С. 77.
55. Социальная педагогика [Текст] / Под ред. В.А. Никитина. - М.: Издательство МГСУ "Союз", 1998. - 326 с.
56. Социологическая энциклопедия [Текст]: В 2т. - М.: Мысль, 2003. Т.1. 694 с.
57. Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа [Текст] // Избранные педагогические сочинения в 3-х т. М., 1979. Т. 2.
58. Тонкова, Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 71-74.
59. ФГОС, Игровое обучение детей 5-7 лет. Методические рекомендации [Текст] /Под ред. Н.В. Ивановой. - М.: ТЦ Сфера, 2008. -112 с.
60. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 179 г. Москва // Российская газета. - 2013. от 25 ноября. - №6241. - С. 2-9.
61. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Доступ из справочно - правовой системы «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637 (Дата обращения: ).
62. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология) [Текст] — М.: Гардарики, 2005. - 349 с.