Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную культуру. Глубокие преобразования, которые проходят в РФ и в целом мире сменили ориентиры молодежи в духовно-нравственном воспитании. Для того, чтобы воспитать образованных людей, нужно поднимать уровень личных качеств, которые связаны с высокой нравственностью, формировать сферу нравственности, которая окружает мир маленького человека, развивать в ней уважение и доброжелательность к людям. Воспитывать высоконравственные нормы поведения, нравственную личность.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. В национальном проекте «Образование» представлены два основных направления: обеспечение глобальной конкурентной способности российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года указано: «Система образования призвана обеспечить:
историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов».
Семья является первичной ячейкой общества и природной средой становление ребенка, источником его материальной, моральной, эмоциональной поддержки; семья обеспечивает продолжение рода и материальное благосостояние ребенка. Как основной социальный институт, отвечающий за воспитание ребенка, семья играет приоритетную роль в ее воспитании и развитии, создании условий для приобретения растущей личностью нравственных и духовных качеств, самовыявления в соответствующих действиях и поступках, определении собственного места в жизни.
По мнению ученых-исследователей Т. А. Виноградовой, Т. В. Демьянюк, В. А. Оржеховской, И. П. Погорелой, важная роль в установлении и развитии эффективного родительско-учительского взаимодействия принадлежит учителю, который имеет необходимую профессиональную подготовку, обладает профессиональными знаниями, умениями и в педагогическом треугольнике: «учитель - ученик-родители». Основой такого трехстороннего взаимодействия является единство требований родителей и учителей к растущей личности, взаимоуважение и доверие друг к другу, ответственность и равноправное партнерство.
В то же время современная практика свидетельствует, что, с одной стороны, значительная часть учителей пытается сузить деятельность, которая касается взаимодействия с родителями учеников, а с другой, - наблюдается активизация поисков новых форм и методов работы с родителями, определяются направления обновления содержания их педагогического образования.
Одно из таких направлений, имеющее приоритетную значимость в сегодняшних условиях, но не приобрел должной теоретической и практической проработки, связанный с обеспечением духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Как следствие, имеем противоречия между значимостью методического обеспечения духовно-нравственного воспитания младших школьников и недостаточным вниманием к этим вопросам в семейном воспитании и воспитательной деятельности школы; существенными возможностями, заложенными в этом плане в родительско-учительском взаимодействии, и традиционным подходом к ее организации в общеобразовательных учебных заведениях.
Таким образом, актуальность проблемы и выявленные противоречия стали предпосылкой выбора темы исследования: «Работа педагога с семьей по духовно-нравственному воспитанию младшего школьника».
Цель исследования - изучить теоретические основы работы педагога с семьей по духовно-нравственному воспитанию младшего школьника, обосновать и экспериментально апробировать формы духовно-нравственного воспитания младших школьников в родительско-учительском взаимодействии.
Гипотеза исследования: эффективность духовно-нравственного воспитания младших школьников повысится при условии применения разнообразных форм родительско-учительского взаимодействия;
В соответствии с целью нами определены следующие задачи исследования:
1) выяснить состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории;
2) охарактеризовать возрастные особенности детей младшего школьного возраста в контексте их духовно-нравственного воспитания;
3) разработать, обосновать и апробировать формы духовно-нравственного воспитания младших школьников при родительско-учительском взаимодействии;
Объект исследования-процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования - работа педагога с семьей по духовно-нравственному воспитанию младшего школьника.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы, раскрывающие проблему исследования с позиций:
культурологического подхода в образовании (Е. В. Бондаревская, С. И. Гессен, М. С. Каган и др. );
теоретические разработки в области истории Кубанского казачества (Н. И. Бондарь, Б. В. Виноградов, Н. Н. Великая, И. Дмитриенко, П. П. Короленко, А. Н. Малукало, А. Н. Мануйлов, И. Д. Попко, В. Н. Ратушняк, Ю. Ф. Сухарев, Б. Д. Фелицын, Б. Е. Фролов, Ф. А. Щербина и др);
аксиологического подхода (Н. А. Асташова, Е. В. Бондаревская, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, Н. Е. Щуркова и др);
психолого-педагогические подходы к формированию ценностных ориентаций личности (Ю. П. Азаров, А. А. Бодалев, А. Г. Здравомыслов, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельштейн);
личностно-деятельностного подхода (Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская);
диалогического подхода в познании на основе взаимодействия с собеседником (М. М. Бахтин, Т. А. Флоренская);
культурно-исторической парадигмы образования (Л. С. Выготский, Е. В. Бондаревская, М. С. Каган, О. С. Газман, Б. С. Гершунский, Н. Е. Щуркова);
теории нравственного формирования личности (Ш. А. Амоношвили, Е. В. Бондаревская, Б. Т. Лихачев, Г. Н. Филонов);
ценностно-смысловое и культурологическое основание воспитания (Е. В. Бондаревская, Л. М. Лузина, Н. Е. Щуркова);
Для решения поставленных задач исследования, проверки гипотезы применялся комплекс взаимосвязанных методов исследования. Теоретические методы: анализ (философской, социологической, психологической, педагогической литературы) позволил определить объект, предмет, цель исследования, сформулировать его задачи.
Эмпирические методы (беседы, опросы, анкетирование открытого и закрытого типа, педагогические наблюдения, с помощью которых осуществлялся сбор фактического материала относительно состояния духовно-нравственного воспитание младших школьников, подготовленности родителей и учителей к воспитанию в учащихся соответствующих качеств, ценностей и поведенческих умений, а также к обеспечению конструктивного взаимодействия в исследуемом направлении;
Основной экспериментальной базой исследования является МБОУ СОШ №129 г. Челябинска.
ГЛАВА 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младшего школьника
1.1 Духовно-нравственное воспитание в современных научных исследованиях
Понимание духовности как сугубо человеческой черты личности прошло путь от анимистического культурного кода к теологическому, христианскому, который прочно вошел в культурную матрицу человека, заполнив ее и надолго сохраняет господствующее положение (О. Сухомлинская). Но с течением времени, с развитием наук (как гуманитарных, так и естественного цикла), понимание духовности человека постепенно теряет четкие очертания религиозно-церковного культурного кода и наполняется философскими и антропоцентрическими смыслами. Мерой развития точных и социогуманитарных наук понятие духовности приобретает более широкое содержание, где весомую роль начинают играть философия и психология [41].
В философско-этическом понимании духовность предстает, как способность личности развивать себя в направлении высших ценностных инстанций и тесно связана с моралью (М. Бердяев, М. Лосский, С. Франк). В психологическом ракурсе духовность истолковывается как качество личности, определяющее направленность всех ее характеристик: умственных, эмоционально-чувственных, волевых и придающих ей возможность вести осмысленную жизнь. Это фундаментальное достояние человека, в котором аккумулируются культурные достояния человечества.
Вовлекаясь в мир культуры, лицо приобретает духовность как высшее проявление человечности (И. Бех, В. Москалец, Е. Помыткин). В педагогике духовность рассматривается как специфическая научная и практическая деятельность людей, направленная на их духовное развитие, нравственное самосовершенствование, воспитание и самовоспитание, усвоение социального опыта, обеспечения социальных предпосылок собственного развития и развития молодого поколения (А. Богуш, Б. Лихачев, И. Соловцова).
Термин «воспитание» рассматривается как специально организованная деятельность, направлена на формирование определенных качеств человека, которое осуществляется во взаимосвязи педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы.
В педагогическом смысле воспитание личности трактуется как процесс привлечение личности к усвоению выработанных человечеством ценностей, создание благоприятных условий для реализации ею своего природного потенциала и творческого отношения к жизни, направленный на утверждение общественно значимых норм и правил поведения личности.
Проблемы духовно-нравственного воспитания личности приобрели освещение в трудах отечественных и зарубежных педагогов прошлого и современности (Г. Сковорода, К. Ушинский, Г. Ващенко, В. Сухомлинский). М. Белова, К. Десятник, Д. Левчук, И. Соловцова и др. подходят к определению духовно-нравственного воспитания личности с точки зрения культурологии, то есть освещения в этом процессе средств науки, искусства, языка, народных традиций, обычаев, этики. Доминирующую роль религиозного компонента, реализуемого через духовное просветление и восприятие религиозных ценностей отстаивают в духовно-нравственном воспитании Р. Анисимова, А. Вишневский, М. Евтух, И. Климишин, Б. Нечипоров, И. Петрова, Л. Шугаева и др. [42].
Феномен понятия «духовно-нравственное воспитание» в философской, социологической, педагогической и психологической литературе раскрывается неоднозначно, что свидетельствует о его сложности, многоаспектности. Анализ литературы показал, что духовно-нравственное воспитание имеет прямую связь с развитием духовно-нравственных качеств личности, с определением ценностных установок, которые определяют его духовно-нравственный уровень.
В условиях актуализации предмета исследования, для нас представляют интерес сущность понятий духовность и нравственность. Рассмотрим категории «духовность» и «нравственность» с разных научных точек зрения. В частности, В. В. Макеев пришел к ряду выводов, духовность проявляется в большей степени, чем внутренняя интеллектуальная и нравственная сущность человека, его ценность, его главный ориентир для принятия нравственных решений в жизни. Понятие духовности обязательно предполагает религиозный аспект — воплощение психических проявлений тела, считает В. В. Макеев. В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев, говорят о духовности человека, обозначая его нравственный образ мышления, его способность руководствоваться в своих намерениях, в своем поведении высшими ценностями и идеалами. «Духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир, себя и свое место в мире, в стремлении создавать новые формы общественной жизни в соответствии с известными законами человеческой природы», — говорит В. И. Слободчиков[41].
Многие ученые определяют «нравственность» как мораль, приверженность абсолютным истинам истины, долга, чести и доброй совести. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова «нравственность трактуется как принципы, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также реализацию этих принципов в жизни. Современный этический словарь дает следующее толкование морали: это «сфера практических действий, обычаев и морали. . . сфера нравственной свободы личности, в которой общественные и общечеловеческие потребности совпадают с внутренними человеческими мотивами.
Отсюда можно сделать вывод, что духовность и нравственность являются важными личностными качествами человека, определяющими его мировоззрение, важные и ценностные приоритеты, духовно-нравственные установки, выражающиеся в нравственных принципах, нормах, семейных идеалах, общественно-исторических, религиозных и духовных ценностях, на основе традиций, безусловного осознания важности духовно-нравственного совершенствования на протяжении всей жизни.
1.2 Психолого-педагогические особенности духовно-нравственного воспитания младшего школьника
Одной из основных задач современной школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. «Целью воспитания является формирование морально-духовной жизненно компетентной личности, которая успешно самореализуется в социуме как гражданин, семьянин, профессионал...» [10].
Содержание начального образования-основа разностороннего развития учащихся, формирования у них мышления, познавательных интересов, овладения навыками получения знания. В этот период у младших школьников интенсивно формируются интеллектуальные, социальные и моральные качества. Именно в начальной школе ученики получат основы знаний по учебным дисциплинам, правил поведения, понимания моральных норм, которые будут служить основой их успешной деятельности и поведения на протяжении всей жизни [10].
Современные отечественные психологи (И. Бех, Л. Божович, Д. Эльконин, Н. Боришевский, И. Булах, Г. Горская, С. Карпенко, А. Матвиенко, В. Москалец, Н. Савчин) указывают в научных исследованиях на философско-психологическое истолкование нравственности личности, в частности, на гуманистическое направление в психологии (А. Маслоу, Ое. Фромм, В. Франкл).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абозина, Г. А. Система внеклассной работы «Воспитательные программы» [Текст] / Г. А. Абозина // Классный руководитель. 2003. – № 1. – С. 86-87.
2. Акутина, С. П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей [Текст] / С. П. Акутина // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. №94. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/k-probleme-klassifikatsii-semeynyh-duhovno-nravstvennyh-tsennostey (дата обращения: 15. 03. 2022).
3. Акутина, С. П. Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи и школы по воспитанию духовно - нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста [Текст] / С. П. Акутина // Образование и общество. №1, 2009. – 120 с.
4. Акутина, С. П. Формирование семейных духовно-нравственных ценностей у современных школьников : теоретико-методологический анализ проблемы [Текст] / С. П. Акутина, В. В. Николина // Гуманизация образования. – 2009. – № 1. – С. 34-38.
5. Алексеева, JI. B. Ценностно-ориентационный подход к нравственному воспитанию в педагогическом наследии М. И. Демкова / JI. B. Алексеева //Аксиологические проблемы педагогики: Сб. науч. трудов. – Смоленск: СмолГУ, 2005. Вып. 2. – 175 с.
6. Ананьев, Б. Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания [Текст] / Б. Г. Ананьев // Избр. психол. труды / под ред. A. A. Бодалева и др. Москва: Педагогика, 1980. – Т. 2. – 247 с.
7. Антонов, А. И. Социология рождаемости [Текст] / А. И. Антонов. – Москва: Статистика, 1980. – 271 с.
8. Антропологические основы формирования духовно - нравственных позиций педагога в условиях модернизации российского образования//Материалы VII Международной научно - практической конференции (10 декабря 2010 года) [Текст]. – Ставрополь, 2010. – 320 с.
9. Артюхов, A. B. Государственная семейная политика и ее особенности в России [Текст] / A. B. Артюхов // Социс 2002. – 7 с.
10. Асташова, H. A. Концептуальные основы педагогической аксиологии [Текст] / H. A. Асташова // Педагогика. 2002. – № 8. – с. 14-16.
11. Бабурова, И. В. Пример в воспитании ценностных отношений у школьников: монография [Текст]/ И. В. Бабурова. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. – 224 с.
12. Бестужев-Лада, И. В. История твоих родителей: Разговор с молодым поколением [Текст] / И. В. Бестужев-Лада. – Москва : Просвещение, 1988. – 111 с.
13. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд. Москва : Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1998. – 595 с.
14. Бондаревская, Е. В. Антикризисная направленность современного воспитания [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 2007. – № 3. – С. 11-12.
15. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностного ориентированного воспитания [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. – № 4. – С. 76-78.
16. Бородина, Е. Н. Воспитательный потенциал православной педагогики / Е. Н. Бородина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г. ). Т. I / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 26-28.
17. Бородина, Е. Н. Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи, школы и церкви по воспитанию духовно-нравственных семейных ценностей у детей младшего школьного возраста / Е. Н. Бородина // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г. ). Т. I / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – с. 22-27.
18. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога [Текст] / Н. М. Борытко. – Москва: Академия, 2006. – 285 с.
19. Буре, P. C. Когда обучение воспитывает [Текст] / P. C. Буре. – Москва: Детство-Пресс, 2002. – 112 с.
20. Воробьев, К. А. Социология: уч. пособие для вузов [Текст] / К. А. Воробьев. – Москва: Академический проект, 2005. – 512 с.
21. Выготский, JI. C. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология [Текст] / под ред. Д. Б. Эльконина. Москва: Педагогика, 1984. – 432 с.
22. Газман, О. С. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя) [Текст] / О. С. Газман // Вестник образования: Справ. - информ. изд. Мин-ва образ. РСФСР. 1991. – № 8.
23. Галицких, Е. О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. Метод, пособие [Текст] / Е. О. Галицких. – Санкт Петербург: «Паритет», 2003. – 160 с.
41. Голянко Т. О. Духовно-нравственное развитие младших школьников как одна из ключевых задач системы образования в условиях ФГОС [Текст] / Т. О. Голянко, Т. А. Морозова, Е. А. Шиленко // Педагогика и психология: перспективы развития : материалы XI Междунар. науч. -практ. конф. (Чебоксары, 20 март 2020 г. ) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. – С. 10-11.
24. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / И. В. Гребенников. – Москва: Просвещение, 1991. – 158 с.
25. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно - ценностное общение: пособие для учителя общеобразовательных учреждений [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – Москва: Просвещение, 2011. – 66 с. – (Работаем по новым стандартам).
26. Гусинский, Э. Н. Философия образования [Текст] / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова // Научно-практический журнал «Завуч». 2001. – № 7. – с. 244.
27. Данелюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данелюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – Москва: Просвещение, 2011. – 162 с.
28. Дектярева, М. А. Личность учителя в современном процессе обучения и воспитания [Текст] / М. А. Дектярева//Методист. – 2006. №2. – С. 32-34
29. Дивногорцева, С. Ю. Теоретическая педагогика: учеб. Пособ. [Текст]/ С. Ю. Дивногородцева. – Москва: Изд-во ПСТГУ, 2004. – 195 с.
42. Дуракова, Е. Н. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современном образовательном процессе / Е. Н. Дуракова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 1 (396). – С. 241-243. – URL: https://moluch. ru/archive/396/87385/ (дата обращения: 15. 03. 2022).
30. Евладова, Е. Б. Пути развития внеурочной работы и дополнительного образования в современной школе [Текст] / Е. Б. Евладова // Классный руководитель. 2002. – № 6. – с. 31-33.
31. Здравомыслов, А. Г Потребности. Интересы. Ценности [Текст] / А. Г Здравомыслов. Москва: Политиздат, 1986. – 223 с.
43. Зеньковский, В. В. Педагогика [Текст] / В. В. Зеньковский. – Москва-Париж, 1996. – 155 с.
44. Иванова, Е. О. Теория обучения в информационном обществе [Текст] / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. – Москва: Просвещение, 2011. – 190 с.
45. Ильин, И. А. Путь духовного обновления [Текст] / Ильин И. А. Путь к очевидности. – Москва: Республика, 1993. – с. 46-48.
46. Ильин, И. А. О семье [Текст] // Ильин И. А. Путь духовного обновления. Сочинения. В 10 т. Т. 1 / И. А. Ильин. М. , 1993. – 400 с.
47. Каган, М. С. Философская теория ценности [Текст] / М. С. Каган. – Санкт Петербург: Петрополис, 1997. – 205 с.
48. Каптерев, П. Ф. Задачи семейного воспитания [Текст] / П. Ф. Каптерев. – Москва: Сфера, 2005. – 190 с.
49. Ковалев, C. B. Подготовка детей младшего школьного возраста к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя [Текст] / C. B. Ковалев. – Москва : Просвещение, 1994. – 143 с.
50. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних пед. учебн. Заведений [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
51. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования: Сборник приказов и инструкций Министерства образования РФ. 2002. – № 6. – с. 41-42.
52. Лаврентьева Д. В. Важность духовно-нравственного воспитания в становлении личности // Мастерство педагога: от вопросов к решениям : материалы II Всерос. науч. -практ. конф. с международным участием (Чебоксары, 30 окт. 2020 г. ) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. – С. 11-14.
53. Менщикова Т. А. Возможности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в процессе обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт» [Текст] / Т. А. Меньшикова. – 2016. – Т. 39. – С. 41–44.
54. Монгуш В. Ш. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст]/ В. Ш. , Монгуш, Ш. С. Монгуш // МНКО. 2018. – №5 (72).
32. Петракова Т. И. Духовно-нравственное воспитание школьников в ценностном контексте современного образования / Т. И. Петракова // Ярославский педагогический вестник. 2016. – №5. – URL: https://cyberleninka. ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-shkolnikov-v-tsennostnom-kontekste-sovremennogo-obrazovaniya (дата обращения: 15. 03. 2022).
55. Прот. Александр Зелененко. Проблема обретения взаимоединства семьи, школы и Церкви в воспитании подрастающего поколения [Электронный ресурс]. URL: http://bibliofond. ru/view. aspx?id=95734 (дата обращения: 20. 02. 2022).
56. Ружбеляева, Л. В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современной школе [Текст] / Л. В. Ружбеляева // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2016. – № 9. – С. 231-234.