Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время, в педагогическую действительность введены законодательные акты, регламентирующие содержание дисциплин, выбор методов, форм и средств образования. В рамках этих законодательных актов дисциплина «Физическая культура» рассматривается через призму формирования личностных, метапредметных и предметных результатов. Реализуемые задачи в контексте данной учебной дисциплины направлены на формирование знаний, умений и навыков. Однако, следует подчеркнуть, что несмотря на высокую степень разработанности законодательной базы, существуют проблемы в их практической реализации. Так, в научной литературе, недостаточно методических рекомендаций формировании знаний учащихся о физической культуре, о средствах и условиях их реализации.
В современной педагогической науке, существует значительный интерес ученых к формированию содержания учебной дисциплины «Физическая культура» (Безбородкин П.В, Ермилова Е.Б., Алябышев А.П., Г.П. Богданова, В.П.
Богословский, М.Н. Давыденко, В.И. Дробышев и др.).
Рассматриваемая проблема отличается многогранностью, неоднозначностью интерпретаций, трудностью выделения результатов обучения. Вместе с тем, с учетом возрастных с особенностей учащихся начальной школы, необходимо подчеркнуть сложность исследования познавательной сферы детей.
Следует отметить, что наряду с недостаточностью методических рекомендаций, мало разработаны критерии и средства оценки теоретических знаний о физической культуре.
Актуальность темы исследования связана с реализацией ФГОС-а (федеральный государственный общеобразовательный стандарт) в начальных классах. Так же, известно, что наибольшее количество времени современные учащиеся начальных классов используют при взаимодействии с различными информационными носителями. Таким образом, в данной работе, мы рассмотрим средства визуализации, как условие формирования теоретических знаний о физической культуре у учащихся первых классов.
Цель: на основе анализа ФГОС разработать методические рекомендации по выбору средств визуализации в формировании теоретических знаний по физической культуре у учащихся 1-ых классов.
Объект: формирование теоретических знаний о физической культуре в начальной школе
Предмет: средства визуализации в формировании теоретических знаний о физической культуре в 1 классе.
Гипотеза исследования:
Если разработать методические рекомендации по выбору средств визуализации и внедрить в практику, то это позволит повысить уровень сформированности теоретических знаний о физической культуре у учащихся первых классов.
Задачи исследования:
1. На основе анализа ФГОС разработать основные задачи формирования теоретических знаний о физической культуре учащихся 1 классов
2. Разработать банк средств визуализации, способствующих формированию теоретических знаний по физической культуре у школьников 1-ого класса.
3. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы.
4. Разработать методические рекомендации по выбору средств визуализации, способствующих формированию теоретических знаний по физической культуре детей 1 классов.
Теоретическая и практическая значимость исследования:
1. Представлен анализ ФГОС и определены основные задачи формирования теоретических знаний о физической культуре.
2. Создан банк средств визуализации, способствующих формированию теоретических знаний по физической культуре у школьников 1-ого класса.
3. Разработаны методический рекомендации по выбору средств визуализации, способствующих формированию теоретических знаний по физической культуре детей 1 классов.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из: введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В работе представлены основные понятия, определения, описаны основные социальные и психолого-педагогические характеристики младших школьников.
Глава 1. Основы формирования теоретических знаний о физической культуре учащихся
1.1. Анализ ФГОС и основной образовательной программы начального общего образования
Согласно стандартам ФГОС в начальной школе осуществляется:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Стандарт направлен на развитие личностных качеств ученика ("портрет выпускника начальной школы"): с проявлением чувства патриотизма к родному краю и дому; с уважением к ценностям и традициям своей семьи; любознательный, с интересом к окружающему миру; с умением самостоятельно проявлять интерес к учебе и ее организации, к саморазвитию и самообучению; способный самостоятельно принимать решения и отвечать за них перед родными и социумом; обладающий коммуникативными качествами, способный высказать и отстоять свое мнение; соблюдающий здоровый и безопасный образ жизни, согласно правилам. [ФГОС, стр.4-5].
1.1.1. Требования к результатам освоения ФГОС:
В стандарте содержатся требования к результатам, которые ученики должны получить по прохождению основой образовательной программы начального общего образования. Результаты разделены на личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты, включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивацию к обучению и познанию, ценностносмысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, и межпредметные понятия.
Предметные результаты, включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета, опыт его специфической деятельности, по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира [ФГОС, стр.5].
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. [ФГОС, стр.5-6].
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) способность ученика ставить цель и искать пути и средства ее достижения; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) способность поиска информации в различных источниках, ее анализ и классификация; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. [ФГОС, стр.6-7].
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны быть отражены с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы. [ФГОС, стр.7].
В нашей работе рассмотрим предметные результаты по физической культуре:
1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). [ФГОС, стр.10].
При итоговой оценке качества освоения ФГОС начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно- познавательных задач на основе системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии; обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности; коммуникативных и информационных умений; системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни. Итоговая оценка качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования осуществляется образовательным учреждением. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования. В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования. Итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится образовательным учреждением и направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.
К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся, может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований. [ФГОС, стр.11-12].
1.1.2. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования
Согласно ФГОС, обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей по предмету физическая культура включают в себя: укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. [ФГОС, стр.15].
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения; формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование установок на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; соблюдение здоровьесозидающих режимов дня; формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания); становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ; формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены; формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. [ФГОС, стр.18-19].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативные правовые акты и нормативные документы:
1. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 17.04.2017) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2007. - №50. – Ст. 6242.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм.
от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2012. - №53(I). – Ст. 7598.
3. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. – 2009. - №33. – Ст. 4110.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - №12. – 22.03.2010.
Монографии, сборники, учебники и учебные пособия
5. Алябышев А.П. Стандартная программа определения способностей детей к сложнокоординированным движениям на этапе начальной спортивной подготовки. - Омск, 2000. - 20 с.
6. Ахмеров Э.К. Спортивные и подвижные игры в школе. Минск: Аспект, 2004.-334c.
7. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: «Физкультура и спорт», 1978. - 223 с.
8. Балакирева М.В. Морфофункциональные особенности организма и
развития двигательных качеств у девочек 7-10 лет в зависимости от биологической зрелости и типа конституции. - М., - 1997. - 22 с.
9. Бальсевич В.К. Методология построения инновационной программы спортивно-ориентированного физического воспитания детей и подростков в условиях общеобразовательной школы. - М., 2002. - 211 с.
10. Баскаков А.А. Спортивные и подвижные игры. М., 2004. - 334 c.
11. Бахрах И.И., Дорохов Р. К, Попов И.М. Спортивно-медицинские аспекты отбора и ориентации. - Смоленск, 2005. -164 с.
12. Благуш Л.К. К теории тестирования двигательных способностей. - М., 1992. - 166 с.
13. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. - Киев, 2001. - 140 с.
14. Гаврилов Ф.К. Военно-спортивные игры. - М., 2006 - 83 c.
15. Галицкий А.В. Путешествие в страну игр. - М., 2001. - 152 с.
16. Губа В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений. - Смоленск, 1996. - 130 с.
17. Губа В.П. Сравнительная характеристика показателей «быстрой» и «медленной» силы при помощи метода компьютерной диагностики у детей и спортсменов. - М., 1999. - 203 с.
18. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Минск, 2002. - 88 с.
19. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики: Учебн. пос. для слушат. ФПК /Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1982. - 319 с.
20. Дмитриев В.Н. Игры на свежем воздухе. М., 2001. - 210 с.
21. Дорохов Р.Н. Физическое развитие детей школьного возраста/ Медицина, подросток и спорт. - Смоленск, 1995. - 267 с.
22. Железняк Ю.Д. Учебное пособие для тренеров. - М., 2005. - 164 с.
23. Жуков М.Н. Подвижные игры. М., 2000. - 56 c.
24. Завьялов, Л.К. Методические основы формирования знаний на уроке.
Физическая культура в школе. - 1982. - №11, 12.
25. Казаков С.В. Спортивные игры. Феникс. Ростов на Дону, 2004.-448 с.
26. Козак О.П. Путешествие в страну игр. СПБ., 2000. - 234 c.
27. Коротков И.М. Подвижные игры для детей. Просвещение. М., 2001. -
42 с.
28. Коротков И.М. Подвижные игры на занятиях спортом. - М., 2001.-120 с.
29. Кумынцев А.С. Подвижные игры на уроках физической культуры. - Спорт в школе. М., 2002. - 123 с.
30. Леднев В.С. Содержание образования: Учебн. пос. - М., 1989. - 360 с.
31. Лесгафт П.Ф. Избранные труды. - Физкультура и спорт. М., 1987. - 359 с.
32. Ломов Н.Д. Спортивные и подвижные игры: Учебное пособие.
Просвещение. М., 2002.-232c.
33. Лях В. Комплексная программа физического воспитания учащихся 111 классы. - Просвещение. М., 2007. - 412 с.
34. Махмутов М.И. Современный урок (вопросы теории). - Педагогика. М., 1981. - 191 с.
35. Минаев Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников. - Просвещение. М., 2000. - 220 с.
36. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М., 1991. - 312 с.
37. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М., 1999. - 456 с.
38. Найминова Э.Б. Методика преподавания спортивных игр. Ростов на Дону, 2001. - 256 с.
39. Педагогика: Учебн. пос. для студ. пед. вузов и пед. колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. - 602 с.
40. Подласый В.Р. Педагогика. - М., 2004. - 345 с.
41. Шаулин В.Н., Шаулина Е.Б., Мейксон Г.Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре. - Просвещение. М., 1986. - 378 с.
42. Уроки физической культуры в IV-VI классах: Пособие для учителей / Под ред. Г.П. Богданова. - 2-е изд., доп. - Просвещение. М., 2004. - 208 с.
43. Физическая культура. Учебник для проф. тех. образования. - М., 2002.297 с.
44. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: Пособие
для учителя / В.П. Богословский, М.Н. Давыденко, В.И. Дробышев и др. Под ред. М.Д. Рипы. - Просвещение. М., 1985. - 490 c.
45. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с
46. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2000. - 366 с.
47. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - С.177258.
Статьи в научных сборниках, энциклопедиях и периодической печати
48. Аксёнова А. В. Идеи социального развития младших школьников в процессе физического воспитания в теории и практике П. Ф. Лесгафта и В. С.
Пирусского // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2013. - №375. - С.130-134.
49. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - №1.
50. Бальсевич В.К. Концепция физического воспитания детей и молодёжи // Физическая культура, спорт и здоровье нации: Матер. Междунар. конгресса. - СПб., 1996. - 134 с.
51. Виленская Т. Е., Чернышенко Ю. К. Новые подходы к проблеме физического воспитания младших школьников // Ученые записки университета Лесгафта. - 2008. - №12. - С.11-15.
52. Виленский М.Я., Литвинов Е.Н. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки. Физическая культура в школе. 1990. - №12. - с. 2-7.
53. Воротилкина И. М., Копёнкина Л. В. Формирование контрольнооценочных умений у младших школьников в процессе физического воспитания // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2010. - №1. - С.90-94.
54. Карасева М. А., Павлов И. В. Формирование потребности в здоровом
образе жизни у младших школьников в процессе физического воспитания // Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - №6 (25). - С.109.
55. Клысова Д. Г. Теория и методика обучения и воспитания физической культуре младших школьников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - №31. - С.156-159.
56. Корженевский А.Н., Квашук П.В. Особенности адаптации детей к физическим нагрузкам. Теория и практика физической культуры. - 1993. - №5-6.-С. 18-24.
57. Лубышева Л. И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // ТиПФК. – 1997. - №1.
58. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе. Теор. и практ. физ. культ. - 1990. - №9. - С. 10-17.
59. Неворова Е. В. Оздоровительная направленность физического воспитания младших школьников на основе индивидуального и дифференцированного подходов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - №2. - С.216-218.
60. Селютина А. В. Социальное развитие младших школьников средствами адаптивной педагогики (на примере физического воспитания) // Вестник ТГПУ. - 2012. - №5. -С.175-179.
61. Сергиенко К. Н., Сторожик А. И. Использование мультимедийных технологий в процессе физического воспитания младших школьников // ППМБПФВС. - 2009. - №11. - С.101-103.
62. Степанко А. В., Огнистый А. В., Бирюков А. В. Пути улучшения подготовки учителей начальных классов к физическому воспитанию младших школьников // ППМБПФВС. - 2010. - №4. - С.140-142.
Авторефераты докторских и кандидатских диссертаций
63. Безбородкин П.В. Формирование знаний у учащихся начальных
классов на уроках физической культуры / 13.00.04, автореферат дисс. канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2000. – 239 с.
64. Ермилова Елена Борисовна. Визуализация обучения как средство формирования учебных способностей / 13.00.01, автореферат дисс. канд. пед. наук. – Казань, 1999 – 194 c.