Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования изучение русского языка в основной школе направлено на формирование языковой личности, т. е. личности, владеющей всеми видами речевой деятельности, способной на речевые поступки. В настоящее время в связи с продолжающейся миграцией населения в образовательных учреждениях Российской Федерации наблюдается значительное увеличение классов с полиэтническим составом учащихся. Одним из результатов развития современного общества являются миграционные процессы, приводящие к появлению в школах детей, плохо владеющих русским языком, и возникновению проблемы адаптации этих детей в культурной среде. Кардинальное изменение обычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другой регион или страну, в которой иной язык, другие культурные традиции, приводит к тому, что происходит дезориентация ребёнка из семьи мигрантов. Ребёнок-мигрант, живущий под влиянием мигрантской субкультуры и наталкивающийся ежедневно на культуру большинства, находится в сложной кризисной ситуации. И независимо от того, решила ли его семья окончательно поселиться в этой стране, является ли он вторым и даже третьим поколением иностранцев, для здорового развития его личности необходимо достижение им позитивной этноидентичности и на этом фоне становление этнотолерантности.
Здесь огромную роль играет педагогическая поддержка ребёнка при выборе этноидентичности в форме занятий родным языком и религией, включения в содержание образования культурных архетипов (сказок, песен, игр). Все это способствует развитию языка общения между детьми доминирующей культуры и культуры меньшинства, ускоряет интеграцию ребёнка в новую культуру, в то же время, предотвращая опасность утраты этнической традиции.
Приезжая на территорию Российской Федерации, дети автоматически, при соблюдении определённых правил, могут быть зачислены в школу, детский сад, колледж или высшее учебное заведение. Также наша страна имеет множество международных соглашений, которые позволяют продолжать обучение детям-иностранцам на различных уровнях образования.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» также закрепляет за иностранными гражданами право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом[47]. Иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению методики обучения детей инофонов русскому языку: начальный этап.
Объектом исследования является процесс обучения инофонов русскому.
Предметом исследования является упражнения по обучению детей инофонов русскому языку: начальный этап.
Цель дипломной работы: теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений для обучения инофонов русскому языку.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности детей инофонов: понятие, категории, проблемы.
2. Выделить начальный этап обучения детей инофонов.
3. Предложить упражнения по бучению детей инофонов лексике и письму.
При написании работы применялись следующие методы исследования: теоретические методы - анализ литературы, синтез, обобщение; практические методы - моделирование процесса обучения.
В качестве методологической и теоретической базы использованы научные статьи, рефераты, учебно-методические комплексы, пособия по методике преподавания иностранного языка и психологии таких авторов как А.П. Чудинова, А.В. Белозеровой, Н.Н. Касеновой, Е.Б. Тимофеевой, Richards & Rogers.
Особую ценность для изучения данной проблемы представляют нормативные документы (Федеральный Закон об образовании, Закон о домашнем образовании в России), отражающие основные тенденции современного образования.
Практическая значимость заключается в возможности использования разработанного комплекса упражнений при обучении не только инофонов, но и, в общем, детей младшего школьного возраста в условиях получения домашнего, либо государственного образования в России и за рубежом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимов Э. Г., Щукин А. И. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб., 2017. С. 92.
2. Баранов М.Т. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка: пособие по методике преподавания русского языка (для студентов и учителей). М.: Академия, 2021. С. 232-258.
3. Батарчук Д. С. Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности в условиях полиэтнической образовательной среды // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 12 (102). С. 149–153.
4. Богданова Е.С. Работа над историзмами в ходе формирования умений текстовой деятельности старших школьников // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 1 (41). С. 105-113.
5. Богданова Е.С. Русский язык: сочинение по прочитанному тексту на уроках в старших классах и ЕГЭ: 9-11 классы: монография. М.: АСТ, 2017. 320 с.
6. Борисенко И. В. Русский язык как неродной в русскоязычной начальной школе // Ярославский педагогический вестник. 2019. Т. 2. № 4. С. 121–126.
7. Боровикова М. В., Лазутина Е. А. Формирование коммуникативной и социокультурной компетенций, учащихся на примере интегрированного урока (из опыта работы) // Вестник педагогических инноваций. 2015. № 1(37). С. 5–14.
8. Быстрова Е.А. Русский язык в полиэтнической школе. Особенности и задачи // Русский язык в национальной школе. 2019. № 2. С. 4-12.
9. Воителева Т.М. Русский родной язык: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Т.М. Воителева, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирнова, И.В. Текучёва, И.В. Шамшин - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2019. - 144 с.
10. Воителева Т.М., Марченко О.Н. Лингводидактические основы обучения русскому языку как неродному. - М., 2017.
11. Горобец Л.Н. Формирование у учащихся опыта исследовательской деятельности на основе обучающих проектов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 1. С. 133-135.
12. Горских О. В. Образовательный потенциал национально-культурных автономий: к вопросу о формировании национальной картины мира учащейся молодежи (на примере Томской области) // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 127–131.
13. Губанова Т.В., Нивина Е.А. Русский язык в играх: Учебно-методическое пособие. - Тамбов, 2007.
14. Гузеев В. В., Остапенко А. А. Методические основы обучения детей-инофонов младшего школьного возраста письму на неродном русском языке // Педагогические технологии. 2019. № 1. С. 103–111.
15. Данг Тхи Ким Лиен Особенности социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2019. № 105. С. 79–82.
16. Дмитриева Д.А., Еремеева А.П. Коммуникативно-деятельностная направленность в обучении терминологии на занятиях по русскому языку в поликультурной школе // Наука и школа. 2017. № 3. С. 132-135.
17. Дробижева Л. М. Общероссийская идентичность и уровень межнационального согласия как отражение вектора консолидационных процессов // Социологические исследования. 2017. № 1 (393). С. 26–36.
18. Железнякова Е.А. Дети мигрантов в современной российской школе: пути языковой адаптации / Е.А. Железнякова // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2012. – №28. – С. 774–778.
19. Захарова Т.В., Лобанова О.Б., Казакова Т.В. Некоторые аспекты изучения специфики психолого-педагогической работы с детьми-мигрантами // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 5. – С. 60-70.
20. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Обучение детей мигрантов в Западной Европе: существующие подходы и их эффективность // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2016. – Вып. 1(41). – С. 158-167.
21. Каленчук М. Л., Чуракова Н. А., Малаховская О. В. Программа по русскому языку УМК «Перспективная начальная школа». М.: Академкнига/Учебник, 2011. С. 289.
22. Касенова Н. Н., Мусатова О. В., Джурабаева Г. К. Кергилова Н. В., Орлова Р. А., Подзорова С. В., Ушакова Е. В. Работа с детьми мигрантов в образовательных организациях [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. 198 с. URL: https://minregion.nso.ru/sites/minregionnew.nso.ru/wodby_fi les/ fi les/page_6627/uchebnoe_posobie.pdf
23. Касенова Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей-инофонов, билингвов и мигрантов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в условиях ФГОС: учебно-методическое пособие / Н. Касенова, О.В. Мусатова, С.В. Подзорова [и др.]; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Тип. «Кант», 2017. – 92 с.
24. Касенова Н.Н., Кергилова Н. В., Егорычев А. М. Адаптация детейинофонов, билингвов и мигрантов в образовательных организациях как условие эффективной интеграции. // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – том 7. - № 6.- С.101-112.
25. Касенова Н.Н., Кергилова Н.В., Егорычев А.М. Адаптация детей-инофонов, билингвов и мигрантов в образовательных организациях как условие эффективной интеграции в российское общество // Вестник НГПУ 2017. № 6. С. 101-112.
26. Касенова Н.Н., Мусатова О.В. Проблемы психологопедагогического сопровождения детей-инофонов, билингвов и мигрантов в начальной школе. – 2017. – С.87-97.
27. Кряхтунова О. В. Педагогический статус детей-мигрантов в русскоязычной образовательной среде. // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2018. - № 1 27—37.
28. Кумукова Ф. К. Освоение русского языка детьми-инофонами в условиях школы с полиэтническим составом // Сибирский учитель. 2012. № 3. С. 102–105.
29. Куприна Т. В. Обучение детей-мигрантов в школах России: проблемы и пути их решения. // Многоязычие в образовательном пространстве. – 2017. – С.65-74.
30. Курьянович А. В. Психолого-педагогические, лингводидактические и методические аспекты совершенствования языковой компетенции в школе и вузе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 90–101.
31. Мелицкая-Павловская Г. Социализация как процесс формирования личности // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 4 (32). С. 174-193.
32. Методика обучения русскому языку как неродному под редакцией профессора И.П. Лысаковой. - М., 2015.
33. Михеева Т.Б. Обучение русскому языку учащихся полиэтнических классов: методическое пособие / Т.Б. Михеева. – Ростов¬ н/Д, 2018. – 182 с.
34. Михеева Т.Б. Специфика функционирования полиэтнической школы в России с позиции учителя- русиста // Вестник РУДН. М., 2017. № 1. С. 71-77.
35. Мишатина Н.Л. Концептуальные основы построения лингвоконцептоцентрической речевой среды // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2012. № 14. С. 37-43.
36. Новикова А.К. Использование видеоматериалов в процессе формирования лингвострановедческой компетенции иностранцев, изучающих русский язык // Вестник РУДН, серия Русский и иностранные языки и методика их преподавания. – 2018. – №2. – С. 35-40.
37. Носонович Е.В., Мильруд Р.П. Критерии содержательной аутентичности учебного текста // Иностранные языки в школе. – 2019. – № 2. – С. 6-12.
38. Покровский М.М. Избранные работы по языкознанию. М.: Изд-во «Юрайт», 2018. 378 с.
39. Практика преподавания русского языка как неродного (опыт образовательных организаций Липецкой области) / авт. - сост. Н.В.Углова, Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2019. С.56
40. Рыскина В.Л. Языковой барьер. Социально-языковая среда детей мигрантов / В.Л. Рыскина, С.Н. Цейтлин, М.М. Эпштейн // Проблемы и пути решения. Специальный выпуск журнала «На путях к новой школе». – 2017. C.67
41. Симаева И.Н. Дети-мигранты в системе образования России: новый тренд научных исследований. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2017. № 1. С. 84 — 90.
42. Соколова Ф.Х. Эволюция национальной политики России в конце ХХ - начале XXI века. — 2016. — С.54-67.
43. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков ; 2-е изд. М. : Генезис, 2021. 112 с.
44. Стурикова М.В. Особенности формирования грамматической компетенции у инофонов // Гуманитарные научные исследования. 2016. №6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/06/15520.
45. Углов Д.В. О реализации принципов холистического (целостного) подхода в преподавании предметной области ОРКСЭ и ОДНКНР // РОСТ: Региональное образование: современные тенденции. - 2020. - № 1 (40). - С. 50 - 54.
46. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
47. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1973. 160 с.
48. Хамраева Е. А. Лингводидактические основы измерения коммуникативных умений билингвов. // Наука и Школа. – 2018. – № 3. - С. 29-40.
49. Хамраева Е. А. Русский, родной и иностранный языки в образовательном пространстве ребенка-билингва в России // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2016. № 5. С. 2128–2133.
50. Хамраева Е. А. Современный урок русского языка в поликультурной образовательной среде // Читаем вместе. 2014. № 4. С. 40–42.
51. Харенкова А. В. Анализ особенностей речевого развития детей-билингвов // Проблемы современного образования. 2019. № 2. С. 164–171.
52. Цейтлин С.Н. Иноязычный ребёнок в русской школе. – 2019. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inoyazychnyyrebenok-v-russkoyazychnoy-shkole.