Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования объясняется тем, что смысл существования предприятия заключен в его миссии. Основываясь на миссии, намечаются цели деятельности, разрабатывается стратегическое управление ресурсами компании. Финансовые, технологические, сырьевые и иные ресурсы могут эксплуатироваться высокоэффективно только при условии организованной системы работы человеческих ресурсов (HR). Для этого и существует классификация методов управления персоналом. Потребности, мотивация и определенные интересы людей служат главной мерой развития компании, а управление персоналом выступает жизненно обоснованной стратегической функцией. Без методологического подхода управленческие решения растворяются в потоке производственных взаимоотношений и теряют свою актуальность.
Способ достижения цели можно определить одним словом – «метод». Существует целая система методов управления персоналом. Метод управления – это обобщенность приемов влияния управленческого субъекта на управляемый объект (нижестоящее звено), разработанный для выполнения задуманных задач. В применении HR-сферы это методы воздействия на персонал, существующие для координации его работы с целью получения положительного результата деятельности.
Методы могут быть общими, частными и локальными, то есть которые приемлемы для определенной сферы деятельности либо органа управления. Они могут быть обращены как к отдельным частям системы, так и к внешней среде: потребителям, посредникам, конкурентам.
Зачастую частные методы характеризуют как приемы управленческой деятельности, а методы управления могут не отличать от методов руководства – рычагов административного воздействия на работников. Эти два понятия взаимосвязаны. Они необходимы для реализации задуманных целей, но основное различие их в том, что первые ориентированы на звено (например, на структурное подразделение) и носят коллективный характер, вторые же – на исполнителей и сфокусированы на индивидуальности личности.
Представление о сущности трудового потенциала предопределяет подходы к его оценке, измерению, прогнозированию, формированию и управлению. К сожалению, несмотря на многочисленные исследования и публикации, посвященные вопросам исследования трудового потенциала, до сих пор не сложилось единого и однозначного понимания такой категории как «трудовой потенциал». Отсюда вытекает множественность используемых подходов к исследованию этой категории, Не отрицая обоснованности и эффективности использования этих подходов при решении конкретных вопросов управления персоналом, необходимо отметить, что актуальной представляется задача расширения класса моделей и методов, позволяющих проводить оценку, анализ и прогнозирование трудового потенциала для целей эффективного управления трудовым потенциалом и, как следствие, для эффективного управления предприятием (организацией) в целом. Существующие подходы в основном ориентированы на использование традиционных и широко известных экономико-математических методов исследования — таких как регрессионный и факторный анализ, методы экспертного оценивания.
В наше время потребность государственных служб в квалифицированных специалистах стала еще более очевидной, особенно это касается тех работников, которые обладают необходимыми характеристиками в области личностных и социально-психологических качеств, подходящих для выполнения их функций на государственной должности.
Особенностью труда такого работника является отсутствие материального воплощения результатов его деятельности, но при этом осуществление им необходимой помощи в реализации государственных функций и задач, за что работник и получает материальное возмещение от государства.
К сожалению, современные исследования, проведенные в среде работников муниципальных служб, показали, что в большинстве случаев образование работающих там специалистов не соответствует должностям, которые они занимают, так же как и практические навыки зачастую оказываются недостаточными. Кроме того, менее 50% из этих работников хотят повысить уровень профессионализма и вообще стремятся к росту по карьерной лестнице.
Вопросам, связанным с проблемой оценки труда и анализа производственных способностей человека, уделяли внимание еще классики политической экономии и их последователи. Можно отметить такие имена как В.В. Адамчук, Ю.П. Кокин, Р.А. Яковлева, В.Р. Веснин, П. Друкер, М.Х. Мескон, Ф. Филлер, Х. Хеккаузен и др. Среди работ, посвященных определению и конкретизации понятия «трудовой потенциал предприятия», можно отметить вклад А.П. Егоршина, О.А. Никитиной, С.Д. Резника, А.И. Рофе, Б.Г. Збышко, В.В. Ишина, П.Э Шлендера, Е.В. Ксенчук и многих др.
Вопросам структуризации трудового потенциала, выделения его компонентов посвящены работы KЛ.Н. Зудиной, Н.И. Кабушкина, С.И. Самыгина, В.В. Куликова, В.И. Терещенко, В.В. Травина, А.Я. Кибанов и др.
Методологические вопросы оценки трудового потенциала были рассмотрены в работах Э.Е. Стародобинской, А.Г. Поршнева, Э.А. Уткина, Р.А. Фатхутдинова, Ф.Д. Конурина, Р.Л. Кричевского, А.В. Карпова, Б. Швальбе.
Наиболее значительными в области исследования проблем формирования, использования и развития трудового потенциала предприятия являются труды Н.П. Карданской, В.М. Кнорринга, И.М. Лемешевской, В.В. Томилова, Д. Иванцевича, П.Э. Шлендера, А.Г. Здравомыслова, С.В. Шекшня.
Цель исследования – изучить и проанализировать проектирование системы управления персоналом в Министерстве экономического развития Хабаровского края.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические и методологические основы формирования и развития системы управления персоналом;
2) рассмотреть методы управления персоналом в Министерство экономического развития Хабаровского края
3) разработать проект системы управления персоналом.
Объект исследования – Министерство экономического развития Хабаровского края.
Предмет исследования – проектирование системы управления персоналом.
Теоретическая значимость работы определена изучением вопроса проектирования системы управления персоналом в государственном учреждении.
Практическая значимость состоит в том, что разработанный проект может быть применен для управления персоналом в Министерстве экономического развития Хабаровского края.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и библиографического списка.
1 Теоретические и методологические основы формирования и развития системы управления персоналом
1.1 Системы управления персоналом как объект исследования
Весь персонал предприятия разделяют на две группы – промышленно-производственный персонал и персонал организаций непромышленного характера.
К первой группе относятся работники основных и вспомогательных цехов, побочных и подсобных производств, заводоуправления и его отделов, заводских складов, охраны, заводских лабораторий, обслуживающих производство.
Ко второй группе – работники ЖКО, общежитий, столовых, врачебно-санаторных учреждений, работники научно-исследовательских и проектных организаций, обслуживающих данное производство.
Рисунок 1 - Классификация трудовых ресурсов
В зависимости от выполняемых обязанностей, функций все работники предприятия подразделяются на две группы – рабочие и служащие.
К рабочим относятся лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, подержанием в работоспособном состоянии машин, механизмов, производственных площадей, перемещением грузов. В свою очередь рабочие могут подразделяться на основных и вспомогательных. Основные рабочие непосредственно принимают участие в технологических процессах: изменяют форму, структуру, характеристики предмета труда, его размещение и т.д. В результате образуются материальные продукты или услуги. Вспомогательные рабочие обслуживают оборудование и рабочие места в основном и во вспомогательном производстве. К рабочим относится также младший обслуживающий персонал, который предоставляет услуги, в основном не связанные с основной деятельностью (дворники, уборщики, курьеры, охранники, гардеробщики, водители персональных автомобилей и др.).
В группе служащих выделяются следующие категории: руководители, специалисты (профессионалы) и другие работники, относящиеся к категории служащих – технические служащие.
Руководители осуществляют функции общего управления. Условно их подразделяют на три уровня: высший (организация в целом) – генеральный директор, директора; средний (основные структурные подразделения) – начальники цехов, отделов, центров; и первичный (руководители непосредственных исполнителей) – начальники бюро, лабораторий, смен и т.д. К руководителям также принадлежат главные специалисты (главный бухгалтер, главный инженер, главный технолог и др.), а также заместители всех названных работников.
К специалистам относятся работники, занятые выполнением работ, связанных с применением положений и использованием методов соответствующих наук – инженерно-технические работники, экономисты, юристы, маркетологи и др.
Технические служащие осуществляют подготовку и оформление документов, учет, контроль, хозяйственное обслуживание, исполняя при этом четко регламентированную чисто техническую работу (чертежники, кассиры, делопроизводители, коменданты, секретари и т.д.).
По характеру и сложности выполняемых работ кадры различают:
- по профессиям – это род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, позволяющих выполнять определенный вид работ (инженер, слесарь и т.д.);
- по специальностям – комплекс приобретенных знаний, умений, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии (инженер механик, энергетик, металлург и пр., слесарь станочник, сантехник и пр.);
- по квалификации – определяет уровень знаний и трудовых навыков работника по специальности.
Различают: явочную, штатную и списочную численность работников.
Явочная численность – минимальное количество рабочих в смену или в сутки, необходимое для обеспечения нормального хода технологического процесса или выполнения планового задания по производству продукции.
Штатный состав (или численность) рассчитывается в непрерывных производствах и учитывает работников, необходимых для подмены неработающих в выходные и праздничные дни.
Списочная численность определяется на основе явочной численности (или штатной в непрерывном производстве) с учетом степени использования фонда рабочего времени.
Система управления персоналом включает методы, приемы, технологии воздействия на сотрудников организации. Она должна тщательно прорабатываться и совершенствоваться. При этом важно отслеживать реакцию подчиненных на нее, в противном случае не избежать серьезных конфликтов, которые оказывают негативное воздействие на эффективность труда, число проданных товаров или услуг.
Система управления персоналом организации находится под контролем высшего руководства, а также менеджеров среднего звена. Постоянный контроль — половина успеха. Если в компании не развита структура, возможны срывы сроков сдачи проектов, выпуск второсортной продукции, снижение качества предоставляемых услуг.
Даже при большом доверии к работникам, предоставлении им права самостоятельно принимать решения, в системе должен участвовать руководитель. Система управления персоналом включает четкое определение организационных целей предприятия, их реализацию и контроль над исполнением. Необходимо подготовить подробный план, включающий основные мероприятия, способствующие развитию структуры, быстрому внедрению.
Должны затрагиваться следующие аспекты:
- планирование кадрового состава;
- набор кадров и создание резерва;
- отбор претендентов на имеющиеся места;
- определение оплаты труда;
- адаптацию и профориентацию сотрудников;
- разработку учебных программ;
- разработку способов и методов оценки эффективности труда;
- методики повышения, понижения в должности или же увольнения;
- подготовку руководящих кадров.
Масштабы системы определяются размерами организации, а также характером выпускаемой продукции. На крупных предприятиях необходимо формирование структурных подразделений, следящих за выполнением всех функций.
Объекты и субъекты системы управления персоналом.
Особенности развития системы управления персоналом, ее роль в организационной системе определяют характеристики ее основных факторов: объекта и субъекта, целей системы, ее функций и структуры.
Объекты системы управления персоналом:
- работники;
- рабочие группы;
- трудовой коллектив.
Субъекты системы управления персоналом:
- функциональный управленческий персонал;
- линейный управленческий персонал;
Нужно налаживать взаимосвязь всех подсистем, работающих с персоналом. Только в комплексе образуется мощная структура, обеспечивающая соблюдение прав и обязанностей, разделение полномочий. При этом важно, чтобы все руководители придерживались единой политики. В компаниях система управления персоналом должна быть подкреплена актами, приказами и внутренними распоряжениями.
Базовым показателем эффективности использования трудовых ресурсов в рамках деятельности по факту осуществляемой в каждом временном периоде субъектом хозяйствования, как и во всех остальных сферах экономики является производительность труда, то есть показатель эффективности трудовой деятельности работников в сфере деятельности субъекта, отношение стоимости в непосредственном порядке используемых ресурсов к стоимости произведенной продукции. Производительность труда работников субъекта хозяйствования в сфере народного хозяйства определяется отношением количества произведенных товаров и услуг к затратам труда. Следует отметить, что от производительности труда зависит развитие общества в перспективном временном периоде и уровень дальнейшего благосостояния населения, непосредственно занятых в означенной сфере. В настоящее время в рамках деятельности по факту осуществляемой в каждом временном периоде субъектом хозяйствования различают производительность живого и совокупного труда. Производительность живого труда определяется, прежде всего, реальными затратами рабочего времени в данном производстве, а производительность совокупного (общественного) труда затратами живого и общественного труда. По мере совершенствования производства, производительность труда в рамках деятельности по факту осуществляемой в каждом временном периоде субъектом хозяйствования увеличивается, но величина затрат живого и общественного труда на единицу продукции в рамках деятельности субъекта хозяйствования в перспективе ежегодно уменьшается.
Производительность труда в рамках деятельности по факту осуществляемой в каждом временном периоде субъектом хозяйствования выступает, как интенсивный фактор увеличения объема продукции; а вот изменение массы затрат рабочего времени является экстенсивным фактором. При этом уровень производительности труда в рамках деятельности по факту осуществляемой в каждом временном периоде субъектом хозяйствования измеряется выработкой продукции в единицу времени, и трудоемкостью изготовления продукции, работ или услуг. Выработка в рамках деятельности по факту осуществляемой в каждом временном периоде субъектом хозяйствования – это количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени или приходящейся на одного среднесрочного работника субъекта хозяйствования в сфере здравоохранения во временной период (год, квартал, месяц и т.п.). Это прямая величина производительности труда: она увеличивается при повышении производительности труда, и уменьшается при ее снижении.
Трудоемкость, как экономический показатель характеризует в рамках деятельности по факту осуществляемой в каждом временном периоде субъектом хозяйствования в затраты рабочего времени на производство единицы продукции или работы. Трудоемкость - обратная величина средней выработки работников в сфере здравоохранения: она уменьшается при росте производительности труда и увеличивается при ее дальнейшем снижении. Следует отметить, что выработка в сфере здравоохранения – это наиболее распространенный и универсальный показатель труда, для ее измерения в рамках деятельности по факту осуществляемой в каждом временном периоде
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 01.04.2017).
2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм., вступ. в силу с 01.01.2017). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения 01.04.2017)
3. Батяев, А.А. Идеальный персонал / А.А. Юатяев. – М.: Альфа-Пресс, 2015. – 210 с.
4. Беляцкий, Н.П. Деловая факторов карьера предприятия / Н.П. Беляцкий, А.В. Маевская. – М.: Высшее результатов образование, 2016. – 208 с.
5. Блинов Л.О. Искусство управления персоналом: Учебное пособие для экономических колледжей и вузов / Л.О. Блинов, О.В. Василевская - М.: Гелан. 2015. - 356 с.
6. Бондар О. Инструмент поиска работы и решения кадровых задач / О. Бондар // Управление персоналом. 2015. № 9(63). - С. 43-46.
7. Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала / Е.А. Борисова - СП6.: Питер, 2013. - 256 с. (Серия «Теория и практика менеджмента»).
8. Бухалков, М.И. Управление изменения персоналом. Развитие изменения трудового является потенциала / М.И. Бухалков. – М.: Инфра-М, 2016. – 70 с.
9. Веснин В.Р. Менеджмент персонала / В.Р. Веснин - М.: Т.Д. «Элит-2000», 2012. - 226 с.
10. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин - М.: Юристъ, 2001. - 312 с.
11. Веснин, В.Р. Управление изменения персоналом: теория жизни и практика деятельности / В.Р. Веснин. – М.: КноРус, 2015. – 325 с.
12. Виханский О.С. Менеджмент. Человек, стратегия, организация, процесс: Учебник для экономических специальностей вузов /О.С. Виханский, А.П. Наумов - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 416 с.
13. Власьевич Ю.Е. Экономика России: эффекты и парадоксы / Ю.Е. Власьевич, С.А. Бартенев - М., 2005. - 98 с.
14. Галенко В.П. Как эффективно управлять организацией? / В.П. Галенко, О.А. Страхова, С.И. Файбушевич / 2-е изд. переработ. и доп. - М.: Баратор, 2014. - 176 с.
15. Галенко В.П. Файбушевич С.И. Управление персоналом и эффективность предприятий / В.П. Галенко, О.А. Астахова - М.: Бератор, 2015. - 168 с.
16. Генисаретский О.II. Концепция человеческого потенциала / О.II. Генисаретский, Н.А. Носов, Б.Г. Юдин // Человек. 2014. № 4. - С. 39-45.
17. Друкер П. Задачи менеджмента в ХХI веке / П. Друкер - М. - СПб - Киев: «Вильямс». 2012. - 254 с.
18. Егоршин А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин 2-е изд. - Н. Новгород: НИМБ, 2013. - 624 с.
19. Егоршин, А.П. Основы управления жизни персоналом: Учебное службы пособие изменения / А.П. Егоршин. – М.: Юрайт, 2016. – 88 с.
20. Журавлев П.В. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера / П.В. Журавлев, С.Л. Карташев, Н.К. Маусов, Ю.Г. Одегов - М.: Экзамен, 2013. - 426 с.
21. Зайцев, Г.Г. Управление изменения деловой операций карьерой операций / Г.Г. Зайцев, Г.В. Черкасская. – М.: Вузовский функции учебник, 2015. – 390 с.
22. Иванов М.А. Организация как ваш инструмент: российский менталитет и практика бизнеса / М.А. Иванов, Д.М. Шустерман - М.: Альпина Бизнес Букс, 2013. - 380 с.
23. Иванцевич, Д.М. Человеческие изменения ресурсы управления: Основы управления жизни персоналом: Учебное службы пособие изменения / Д.М. Иванцевич, А.А. Лобанов. – М: Дело, 2016. – 263 с.
24. Кадровый рынок России и стран СНГ – перспективы развития. «Круглый стол»: приняли участие Попова Г.В., Крякова О.А., Белоногова Е.М. и др. // Управление персоналом. 2012. № 6(71). - С. 40-43.
25. Кибанов, А.Я. Управление изменения деловой операций карьерой, служебно-профессиональным продвижением потребности и кадровым резервом может / А.Я, Кибанов, Е.В. Каштанова. – М.: Проспект, 2014. – 290 с.
26. Кибанов, А.Я. Управление изменения персоналом может организации связи / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. – М.: Экзамен, 2014. – 205 с.
27. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления / В.И. Кнорринг / Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». - М: Издательская группа НОРМА ИНФРА.М, 2013. - 528 с.
28. Комаров А. Особенности российского кадрового менеджмента на рубеже XXI века А. Комаров, Е. Комаров// Управление персоналом. 2013. № 9(39). - С. 31-34.
29. Коноваленко М.Ю. Управление кадрами. В помощь руководителю / М.Ю. Коноваленко - Ростов н/Д: «Феникс». 2014. - 256 с.
30. Леонтьева, Л.С. Теория жизни менеджмента: Учебник для клиентов бакалавров / Л.С. Леонтьева. – М.: Юрайт, 2016. – 289 с.
31. Магура М.И. Оценка работы персонала. Практическое пособие для руководителей разного уровня и специалистов кадровых служб / М.И. Магура, М.Б. Курбатова - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2015. - 144 с.
32. Магура М.И. Современные персонал-технологии / М.И. Магура, М.Б. Курбатова - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2015. - 376 с.
33. Максимцев, И.А. Управление изменения человеческими состояния ресурсами: Учебник / И.А. Максимцев. – М.: Юрайт, 2016. – 315 с.
34. Маслова, В.М. Управление изменения персоналом: Учебник и практикум для клиентов академического является бакалавриата основных / В.М. Маслова. – М.: Юрайт, 2015. – 200 с.
35. Маслова, Е. Л. Менеджмент: Учебник для клиентов бакалавров / Е. Л. Маслова. - М.: Дашков и К°, 2015. - 336 с.
36. Менеджмент: Век XX – век XXI: сборник статей / Под ред. О.С. Виханского, А.И. Наумова; сост. И.А. Петровская. - М.: Экономистъ. 2014. - 336 с.
37. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 6-е изд., перераб. и доп - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 656 с.
38. Менеджмент: Учебное службы пособие изменения / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 328 с.
39. Менеджмент: Учебное службы пособие изменения / Ред. А.П. Балашов. - М.: Вузовский функции учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 272 с.
40. Методика кадровой работы американских фирм: Для руководителей кадровых служб ПО, предприятий, АО, МП. - М.: Потенциал XXI, 2013.
41. Мильнер Б.З. Системный подход к организации управления / Б.З. Мильнер, Л.И. Евенко - М.: Экономика, 2012. - 224 с.
42. Мильнер, Б.З. Теория жизни организации: Учебник. – 8-е изд. перераб. и дополненное службы / Б.З. Мильнер. – М.: Инфра-М, 2016. – 320 с.
43. Митин А.Н. Антикризисное управление персоналом организации: Учебное пособие / А.Н. Митин, А.Э. Федорова, Ю.А. Токарева, А.В. Овчинников - СПб.: Питер. 2013. - 272 с.
44. Моргунов Е. Метод субъективного оценивания квалификационных требований к должности Е. Моргунов, С. Сергеев // Управление персоналом. 2013. № 8. - С. 52-57.
45. Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение / Е. Моргунов - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2013. - 286 с.
46. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 16. / С.К. Мордовин - М.: Инфра-М. 2013. - 288 с.
47. Мухин Ю.И. Наука управлять людьми: Изложение для каждого / Ю.И. Мухин - М.: Фолиум, 2012. – 315 с.
48. Оксинойд, К.Э. Управление изменения персоналом. Теория жизни и практика. Управление изменения социальным развитием потребности и социальная факторов работа основных с персоналом может организации. Учебно-практическое пособие / К.Э. Оксинойд, Е.В. Розина. – М.: Проспект, 2014. – 138 с.
49. Шапкин, И.Н. Менеджмент. Теория и практика / И.Н. Шапкин. – М.: Юрайт, 2016. – 228 с.
50. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации: Учебное пособие / С.В. Шекшня. – М.: Бек, 2015. –370 с.