Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Эффективная организация социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов является одной из важнейших задач социальной политики. Пожилые люди и инвалиды нуждаются в социальной поддержке и защите со стороны общества и государства. У лиц пожилого возраста и инвалидов возникает большое количество проблем биолого-медицинского характера, вопросов социального и личного быта. Данная часть граждан является наименее защищенной и наиболее уязвимой частью социума. При наступлении преклонного возраста и получении инвалидности, прежде всего, изменяется профессиональный статус пожилых людей. Трудовая деятельность часто ограничивается или прекращается вовсе. Данная группа населения нередко сталкивается с одиночеством в связи с утратой супруга, занятостью родственников. Зачастую пожилые люди и инвалиды вообще живут одни и поэтому всевозможные возрастные недуги способствуют дестабилизации пожилых людей и инвалидов.
Повышенная социальная незащищенность пожилых граждан и инвалидов связана также и с экономическими причинами: небольшими размерами получаемых пенсий и низкой вероятностью трудоустройства.
Из вышесказанного следует, что люди пожилого возраста и инвалиды сталкиваются с рядом проблем, что обуславливает необходимость их социального обслуживания. Ранее обязательство по уходу за пожилыми гражданами и инвалидами лежало на их детях или ближайших родственниках. Сейчас же наметилась тенденция оказания помощи государственными и муниципальными органами, а также учреждениями социальной защиты населения.
Цель работы – изучить стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в Тверской области на примере ГБУ ТО «Геронтологический центр» в г. Твери.
Необходимость достижения цели потребовала решения следующих задач:
– определить правовой статус и социальные проблемы граждан пожилого возраста и инвалидов;
– изучить основные формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
– проанализировать систему социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных условиях в Тверской области;
– провести анализ деятельности ГБУ ТО «Геронтологический центр» в г. Твери по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам;
– предложить направления совершенствования стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Тверской области.
Объект исследования общественные отношения в сфере стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, регламентирующие стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, труды ученых по данной теме.
Методы исследования. В процессе исследования применялись следующие общенаучные методы исследования: анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования, обобщение, описание, систематизация, диалектический метод, метод индукции и дедукции. В настоящем исследовании применяется конкретно-научная методология с использованием методов: системно-структурного, формально-юридического, анкетирование.
1. Теоретическую основу исследования составляют работы ученых-специалистов в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, таких как В. А. Апанасова, Н. В. Герасимова, Н. Л. Гончарова, Е. Е. Гришина, М. Р. Гущина, Г. П. Дегтярев, М. В. Иванов, В. Б. Кефели, Ю. В. Кобзев, П. М. Козырева, М. Н. Кумелина, П. В. Лучкина, О. В. Морозова, А. Е. Назарова, М. С. Нахушева, А. Е. Носырева, М. О. Омаров, А. А. Я. И. Савченко, А. И. Стаценко, Р. М. Хабибуллина, А. В. Шевель, Е. Н. Шлягина и др.
Эмпирической основой исследования послужили официальные данные, представленные в сети Интернет и данные ГБУ ТО «Геронтологический центр» в г. Твери.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАЦИОНАРНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ
1.1. Правовой статус и социальные проблемы граждан пожилого возраста и инвалидов
Правовой статус представляет собой совокупность установленных законом прав, свобод и обязанностей гражданина [31, с. 180]. Содержание правового статуса личности включает социально-правовые возможности, определяющие условия жизни каждого члена гражданского общества [37, с. 184].
В современной России инвалиды и пенсионеры составляют 29% населения трудоспособного возраста [46]. Пожилые люди и инвалиды часто сталкиваются с такими проблемами, как одиночество, злоупотребление алкоголем, депрессия, кризис семейных отношений, психический дисбаланс. Поэтому данная категория граждан может нуждаться в помощи социального работника.
При должном внимании к пожилым людям и инвалидам общественными объединениями, государством и обществом в целом их жизнь может стать полноценной.
Для характеристики социальной группы «граждан пожилого возраста» cтоит проанализировать правовой статус рассматриваемой социально-демографической категории граждан, необходимо определиться с категориальным аппаратом. Зачастую синонимичными выступают такие категории, как старшее поколение, гражданин пожилого возраста, пожилой человек, пенсионер.
Категория «старшее поколение» упоминается в «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» [11] (далее – Стратегия 2025), утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р. Согласно данному акту, при определении указанного термина необходимо учитывать состояние здоровья, продолжительность жизни в стране, пенсионную систему, в связи с чем к старшему поколению необходимо относить граждан с 60 лет. Предполагается, что данная цифра связана с новым пенсионным возрастом (60 лет для женщин), необходимость введения которого обсуждалась еще при разработке указанной Стратегии 2025. Однако, даже несмотря на предложенную характеристику, в документе подчеркивается условность данного описания, поскольку каждому человеку присущи индивидуальные физические, психологические и социально-экономические характеристики.
В пенсионном законодательстве используется термин «пенсионер», который, несмотря на частое упоминание в различных законах, тоже не имеет единого определения. Этот факт обусловлен крайне широкой сферой его применения, поскольку под пенсионером можно понимать лицо, получающее ежемесячную денежную выплату (пенсию) в связи наличием различного рода обстоятельств: не только наступлением определенного возраста, но и, например, инвалидностью, потерей кормильца, выслугой лет [5; 6]. Следовательно, пенсионером не всегда может быть лицо, достигшее старшего возраста. Следует отметить и наличие категории граждан предпенсионного возраста (предпенсионеров), в отношении которых устанавливаются определенные меры социальной поддержки и которые наделяются рядом льгот до достижения пенсионного возраста.
Термин «гражданин пожилого возраста» (пожилой человек) в действующем законодательстве тоже не описывается. Только «ГОСТ Р 58962-2020, утвержденный Приказом Росстандарта от 11.08.2020 № 493-ст [13], говорит, что это лицо, которому назначена страховая пенсия по старости. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ такая пенсия назначается при достижении установленного возраста (к 2028 г. – 60 и 65 лет для женщин и мужчин соответственно), наличии страхового стажа (не менее 15 лет к 2024 г. и в последующие годы, не менее 12 лет в 2021 г.), величине индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не менее 30 [6].
Таким образом, можно констатировать отсутствие в законодательстве РФ единого термина, который бы описывал рассматриваемую социально-демографическую группу населения. В законах и подзаконных актах используется различный категориальный аппарат, который преследует специальные нормотворческие цели (пенсионер – для целей назначения различного вида пенсий, гражданин пожилого возраста для применения мер социальной поддержки) [38, с. 293].
Термин «старшее поколение», описываемый в Стратегии 2025, наиболее полно отражает одновременно и возрастные, и социально-экономические особенности данной категории граждан, подчеркивая условность предлагаемых возрастных пределов – 60 лет и старше. Однако для разработки конкретных мер государственной поддержки необходимо достаточно четкое определение круга субъектов, на которых они будут распространяться. С этим, на данный момент, справляется описание термина «гражданин пожилого возраста», который приравнивается по своему значению к пенсионеру по старости и учитывает переходный период пенсионной реформы, в рамках которого пенсионный возраст постепенно увеличивается. На него и будет упор при анализе далее правового статуса старшего поколения.
Конституция РФ в ст. 7 провозглашает базовый принцип рассматриваемой темы – принцип обеспечения государственной поддержкой пожилых граждан, которая выражается, в том числе, в развитии системы социальных служб, установлении государственных пенсий, пособий и иных гарантии социальной защиты [2].
Инвалиды, среди лиц, не способных самостоятельно обеспечить себе существование, являются наиболее многочисленными.
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [3].
Из определения можно сделать вывод, что все люди с ограниченными возможностями нуждаются в социальной защите, но характер, время и объем деятельности определяются индивидуально для каждого человека и имеют важные характеристики для разных групп пациентов.
Людей с инвалидностью можно разделить на 2 группы: дети и взрослые. В первой статье Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [9] к взрослым инвалидам относятся лица старше 18 лет, которым устанавливается группа инвалидности. Лицам младше 18 лет приписывается категория «ребёнок-инвалид».
На сегодняшний день инвалиды в России составляют одну из самых больших по численности социальных групп, включающих в свой состав представителей различных слоев нашего общества. По данным Росстата на 1 января 2021 г., количество людей в России, которым присвоена инвалидность, составляет 11,9 млн. чел. Трудоспособных из них более 2,5 млн человек, причем 83,3% имеют профессию, подтвержденную дипломом или свидетельством. Однако постоянную работу из числа инвалидов трудоспособного возраста имеют всего лишь 40% [46].
К сожалению, потенциал этой социальной группы до сих пор остается нереализованным. Причинами социальной эксклюзии (социально-психологический феномен, характеризующийся разрывом психологических связей между человеком и социальной системой, когда социальная система перестает быть для человека носителем норм и ценностей) людей с ограниченными возможностями здоровья является множество проблем, в т. ч. низкие шансы на получение образования и трудоустройство, материальные проблемы, изолированность и ограничение в общении и т. д. В этих условиях все большее количество людей с инвалидностью в ответ на патерналистскую (патернализм - система отношений, при которой власти обеспечивают базовые потребности граждан, а граждане в обмен на это позволяют властям диктовать модели своего поведения, как публичного, так и частного характера) социальную политику государства, используя свои реальные возможности, принимают деятельное участие в самостоятельном решении своих проблем, стараясь вести независимый образ жизни, позволяющий им реализовывать личные и необходимые жизненные стратегии. Преодоление ими социальной эксклюзии является результатом их активных действий в достижении цели. Обретая статус и финансовые возможности для независимой жизни, они повышают свою самооценку и получают реальную возможность расширения новых социальных контактов [23, с. 90].
По данным Федеральной службы государственной статистики, большинство людей с инвалидностью (около 70%) находятся за чертой бедности или за ней. Следует отметить, что бедность может быть следствием или даже причиной инвалидности [46].
Уровень жизни может снизиться после приобретения лицом категории инвалидности. Причиной этому служат ограниченные возможности, являющиеся препятствием для осуществления направленной, на получение прибыли, деятельности. Кроме того, в результате получения статуса инвалид гражданин может лишиться прежнего источника дохода в связи с невозможностью выполнять функции, которые он выполнял ранее.
Как было описано выше, бедность может быть причиной инвалидности. Сложные жизненные обстоятельства могут оказать негативное и разрушительное воздействие на здоровье человека в целом, что может привести к приобретению инвалидности. Кстати, анализ, который был проведен в сфере здравоохранения, показал, что в странах, где люди находятся за чертой бедности или непосредственно в категории «бедных», инвалидность там встречается чаще и наиболее ярко выражена. Государственная политика по борьбе с бедностью способствует снижению рисков возникновения и распространения инвалидности в нашей стране [16, с. 89].
Социальная защита людей с ограниченными возможностями включает в себя систему гарантированных государством социальных, правовых и экономических мер, которые предлагают инвалидам условия для преодоления
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
2. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации (с поправками от 14.03.2020 г.). Федеральные конституционные законы (с поправками) : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.]. – М. : Мартин, 2021. – 64 с. – ISBN 978-5-8475-1276-3. – Текст : непосредственный.
3. Европейская социальная хартия (пересмотренная) – Текст : непосредственный : [принята в г. Страсбурге 3 мая 1996 г.] // Бюллетень международных договоров. – 2010. – № 4. – С. 17-67.
4. Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : Федеральный закон № 181-ФЗ [принят Государственной Думой 20 июля 1995 года : одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года]. – Москва : Юрайт, 2022. – 99 с. – ISBN 978-5-534-05572-6. – Текст : непосредственный.
5. Российская Федерация. Законы. О некоммерческих организациях : Федеральный закон № 7-ФЗ [Текст]: [принят Государственной Думой 08 декабря 1995 года]. – Москва : Омега-Л, 2021. – 37 с. – ISBN 978-5-370-04952-1. – Текст : непосредственный.
6. Российская Федерация. Законы. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации : Федеральный закон № 166-ФЗ : [принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года : одобрен Советом Федерации 05 декабря 2005 года]. – Москва : Омега-Л, 2021. – 58 с. – ISBN 978-5-370-04866-1. – Текст : непосредственный.
7. О страховых пенсиях : Федеральный закон № 400-ФЗ [принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года : одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года]. – Москва : Проспект, 2021. – 64 с. – ISBN 978-5-392-35378-1. – Текст : непосредственный.
8. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : Федеральный закон № 442-ФЗ : [принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года : одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года]. – Москва : Центрмаг, 2022. – 40 с. – ISBN 978-5-603080-80-2. – Текст : непосредственный.
9. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474. – Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 30. – Ст. 4884.
10. О порядке и условиях признания лица инвалидом : Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95. – Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 9. – Ст. 1018.
11. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан : Постановление Правительства РФ от 15.04. 2014 № 296. – Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 17. – Ст. 2059.
12. Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года : Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р. – Текст : непосредственный. // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 7. – Ст. 1017.
13. Об отдельных вопросах социального обслуживания граждан в Тверской области : Закон Тверской области от 07 ноября 2014 г. № 79-ЗО : [принят Законодательным Собранием Тверской области 30 октября 2014 года] // Тверские ведомости. – 2014. – № 46.
14. Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Тверской области : Приказ Министерства социальной защиты населения Тверской области от 28 ноября 2014 г. № 284-нп // Тверская жизнь. – 2015. – № 66.
15. ГОСТ Р 52498-2005. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания издание : официальное : [утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 года № 535-ст]. – М., Стандартинформ, 2006.
16. ГОСТ Р 52497-2020. Социальное обслуживание населения. Система обеспечения качества учреждений социального обслуживания : издание официальное : [утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 августа 2020 г. № 495-ст]. – М.: Стандартинформ, 2020.
Литература
17. Апанасова, В. А. Проблемы социальной защиты инвалидов в государстве / В. А. Апанасова. – Текст : непосредственный // Лучшая студенческая статья 2021 : сборник статей XXXVI Международного научно-исследовательского конкурса. – Пенза, 2021. – С. 89-90.
18. Герасимова, Н. В. Удовлетворенность жизнью пожилых граждан, проживающих в стационарном учреждении / Н. В. Герасимова, З. А. Бутуева. – Текст : непосредственный // Социальная безопасность и социальная защита населения в современных условиях : материалы международной научно-практической конференции, Улан-Удэ, 07 июня 2019 года / Ответственный редактор Н.С. Антонова. – Улан-Удэ: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2019. – С. 95-99.
19. Гончарова, Н. Л. О состоянии стационарной формы обслуживания населения старше трудоспособного возраста / Н. Л. Гончарова. – Текст : непосредственный // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 6(41). – С. 79-84.
20. Гришина, Е. Е. Проблемы развития некоммерческого сектора социального обслуживания пожилых / Е. Е. Гришина, Е. А. Цацура. – Текст : непосредственный // Журнал исследований социальной политики. – 2020. – Т. 18. – № 3. – С. 395-410.
21. Гущина, М. Р. Основные направления в государственной политики по развитию инфраструктуры социального обслуживания граждан пожилого возрастав на основе опыта регионов / М. Р. Гущина, В. А. Дегтерева. – Текст : непосредственный // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли : Сборник трудов Всероссийской научно-практической и учебно-методической конференции. В 4-х частях, Санкт-Петербург, 01–04 июня 2021 года. – Санкт-Петербург : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. – С. 32-37.
22. Дегтярев, Г. П. Технологии и стандарты долговременного ухода за пожилыми людьми: международная и российская практика / Г. П. Дегтярев, А. Г. Дегтярев, О. А. Нагибин. – Текст : непосредственный // Проблемы стандартизации в здравоохранении. – 2020. – № 5-6. – С. 37-44.
23. Иванов, М. В. Полипрофессиональный подход к системе долговременного ухода за пожилыми гражданами в стационарном учреждении социального обслуживания / М. В. Иванов. – Текст : непосредственный // Социальная работа: теория, методы, практика. – 2021. – № 3. – С. 173-178.
24. Кефели, В. Б. Инвалиды, возможности изменения социального статуса / В. Б. Кефели, Т. И. Горина. – Текст : непосредственный // Россия реформирующаяся. – 2021. – № 19. – С. 87-105.
25. Кобзев, Ю. В. Актуальные вопросы социальной работы с пожилыми и инвалидами в России и за рубежом / Ю. В. Кобзев. – Текст : непосредственный // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. – 2020. – № 2. – С. 30-39.
26. Козырева, П. М. Динамика социального самочувствия инвалидов: тревоги и надежды / П. М. Козырева, А. И. Смирнов. – Текст : непосредственный // Социологические исследования. – 2019. – № 8. – С. 62-74.
27. Кумелина, М. Н. Организация досуга как один из факторов адаптации пожилых людей к проживанию в стационаре / М. Н. Кумелина. – Текст : непосредственный // Вестник социально-политических наук. – 2020. – № 19. – С. 11-14.
28. Лучкина, П. В. Геронтология в России на сегодняшний день / П. В. Лучкина. – Текст : непосредственный // Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты : сборник статей VII Международной научно-практической конференции. В 2 ч., Пенза, 10 мая 2021 года. – Пенза: Наука и Просвещение, 2021. – С. 187-190.
29. Морозова, О. В. Социально-психологическая адаптация пожилых людей в стационарном учреждении (геронтологическом центре) / О. В. Морозова, Т. И. Целевич. – Текст : непосредственный // Globus. – 2020. – № 11(57). – С. 20-24.
30. Назарова, А. Е. Актуальность геронтологических центров / А. Е. Назарова, О. Г. Мельникова. – Текст : непосредственный // Инновационные технологии в строительстве и ЖКХ - основа формирования городской среды : сборник статей научно-практической конференции, проведенной в рамках студенческого конкурса «Строим новый город», Волгоград, 22–28 апреля 2020 года / Волгоградский государственный технический университет. – Волгоград : Волгоградский государственный технический университет, 2020. – С. 47-49.
31. Нахушева, М. С. Специфика организации стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста / М. С. Нахушева, Ж. В. Юткина. – Текст : непосредственный // Вестник научных конференций. – 2021. – № 4-1(68). – С. 88-90.
32. Носырева, А. Е. Правовой статус личности инвалидов: зарубежный опыт / А. Е. Носырева. – Текст : непосредственный // Правоприменение в публичном и частном праве: материалы Международной научной конференции, Омск, 26 марта 2021 года. – Омск : Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2021. – С. 179-184.
33. Омаров, М. О. Политико-правовые аспекты активизации жизнедеятельности пожилых людей / М. О. Омаров. – Текст : непосредственный // Russian Economic Bulletin. – 2020. – Т. 3. – № 6. – С. 191-194.
34. Социальные услуги для граждан пожилого возраста / А. А. Радионова, О. В. Зацепина, С. И. Константинова, Е. А. Немцова. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной науки и образования: сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 2 ч., Пенза, 27 июля 2021 года. – Пенза : Наука и Просвещение, 2021. – С. 231-233.
35. Социальные характеристики граждан пожилого возраста и инвалидов как субъектов социальной работы / Я. И. Савченко, Е. А. Арчакова, Г. З. Багян, Т. А. Бурдюгова. – Текст : непосредственный // Аллея науки. – 2021. – Т. 1. – № 7(58). – С. 322-327.
36. Стаценко, А. И. К вопросу о необходимости лицензирования деятельности по предоставлению социальных услуг в стационарной форме / А. И. Стаценко. – Текст : непосредственный // Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты : сборник статей XI Международной научно-практической конференции, Пенза, 17 декабря 2021 года. – Пенза : Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 168-170.
37. Хабибуллина, Р. М. Понятие, формы и виды социального обслуживания граждан / Р. М. Хабибуллина. – Текст : непосредственный // Экономика и социум. – 2021. – № 5-2(84). – С. 477-493.
38. Шевель, А. В. Правовой статус инвалидов и механизмы реализации прав и свобод инвалидов в Российской Федерации / А. В. Шевель. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 34. – С. 179-185.
39. Шлягина, Е. Н. Правовой статус старшего поколения в современной России / Е. Н. Шлягина. – Текст : непосредственный // Старшее поколение современной России: материалы международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 13-14 октября 2021 года. – Нижний Новгород : Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2021. – С. 292-296.
Электронные ресурсы
40. Государственное бюджетное учреждение «Тверской геронтологический центр» : официальный сайт. – URL: https://tver-domprestarelyx.ru/ (дата обращения: 20.04.2022). – Текст : электронный.
41. Информация о государственных бюджетных учреждениях стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. – URL: https://xn--80aaccp4ajwpkgbl4lpb.xn--p1ai/sotsialnaya-sfera/sotsialnoe-obsluzhivanie/organizatsiya-sotsialnogo-obsluzhivaniya-naseleniya/?print=y (дата обращения: 20.04.2022). – Текст : электронный.
42. Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания : Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 935н. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172923/ (дата обращения: 20.04.2022). – Текст : электронный.
43. Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания : Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.112014 № 938н. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173936/ (дата обращения: 20.04.2022). – Текст : электронный.
44. Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому: Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 939н. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174090/ (дата обращения: 20.04.2022). – Текст : электронный.
45. Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений : Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 940н. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176085/ (дата обращения: 20.04.2022). – Текст : электронный.
46. Устав Государственного бюджетного учреждения «Тверской геронтологический центр». – URL: https://tver-domprestarelyx.ru/dokumenty/ustav/ustav-2018-god.html (дата обращения: 20.04.2022). – Текст : электронный.
47. Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт. – URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 20.04.2022). – Текст : электронный.