Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем обстоятельством, что современному исполнителю, играющему в ансамбле с духовыми инструментами, недостаточно просто хорошо владеть инструментом, ему необходимо обладать историко-теоретическими знаниями, которые помогут ему глубже понять авторский замысел и стилистические особенности сочинения. Изучение традиционной культуры народов Сибири, связанной с историей духовых свистковых инструментов, не теряет своей актуальности. Изучение истории исполнительства на духовых свистковых инструментах необходимо для более глубокого освоения музыкального наследия прошлого и для понимания перспектив развития современной музыки.
Проблема духового свисткового инструментария Сибирского региона в настоящее время остается недостаточно изученной, несмотря на сравнительно большое число выпущенных монографий и научных публикаций, посвященных вопросам духового музыкального искусства.
Объект исследования – история и современные тенденции развития духовых свистковых инструментов в Сибирском регионе.
Предмет исследования – особенности сохранения и реконструкции духовых свистковых инструментов в Сибирском регионе.
Цель настоящей работы заключается в исследовании особенностей развития, сохранения и реконструкции духовых свистковых инструментов в Сибирском регионе.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1) раскрыть понятие духовых свистковых инструментов и их значение в отечественной музыкальной культуре;
2) рассмотреть исторические аспекты появления духовых свистковых инструментов в Сибирском регионе;
3) охарактеризовать виды сибирских духовых свистковых инструментов;
4) провести анализ современных тенденций развития музыки в контексте духового искусства в Сибири;
5) проанализировать деятельность народного мастера А.И. Гнездилова и других барнаульских мастеров в сфере сохранения и реконструкции духовых свистковых инструментов.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания спецкурсов и спецсеминаров по истории и современному состоянию духовых свистковых инструментов в учебных заведениях.
Методы исследования: описание, аналитический метод, метод логического анализа, метод сбора фактов.
Теоретико-методологическую основу работы составляют научные труды исследователей, среди которых следует выделить исследование этнографа XIX века протоиерея В.И. Вербицкого. Среди собранного им материала особый интерес представляют записи фольклора алтайцев о духовых свистковых инструментах, которые были использованы нами при написании данной работы.
Вопросам становления и современного состояния духовой музыкальной культуры в России посвящены работы А.С. Алпатовой, К.А. Верткова, Р.И. Грубера, А.Е. Клименко, Т.Н. Ливановой, Н.А. Огаркова и других исследователей. Научные труды Е.А. Алексеенко, Г.И. Благодатова, Ю.И. Шейкина посвящены непосредственно вопросам, связанным с развитием духовых свистковых инструментов в Сибирском регионе. Практическим аспектам реконструкции и сохранения духовых свистковых инструментов Сибири посвящено исследование А.В. Соловьева и И.В. Соловьевой.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы. Во введении обоснованы актуальность, практическая значимость исследования; указаны объект, предмет исследования, его теоретико-методологическая основа, методы исследования; сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе рассмотрена история духовых свистковых инструментов в Сибирском регионе и представлены их классификации. Во второй главе проанализированы особенности использования, усовершенствования и реконструкции духовых свистковых инструментов в Сибирском регионе.
1 История духовых свистковых инструментов в Сибирском регионе
1.1 Понятие и значение духовых свистковых инструментов в русской музыкальной культуре
Духовые инструменты в русской музыкальной культуре представляют собой яркое и самобытное явление. В различных документальных источниках можно обнаружить многочисленные свидетельства, подтверждающие популярность духовых инструментов во всех видах музыкальной практики. К.А. Вертков, определяя сущность духовых свистковых инструментов, подчеркивает их следующую специфическую особенность: источником духовых свистковых инструментов является вибрация воздуха, они не имеют мембран и струн [Вертков 1975: 7-29].
Существуют разнообразные подходы к классификации духовых свистковых инструментов, базирующиеся, прежде всего, на их региональной специфике. Основной является классификация Хорнбостеля-Закса [Классификация Хорнбостеля-Закса / Система Хорбостеля-Закса [Электронный ресурс], в которой выделены следующие типы духовых свистковых инструментов (аэрофонов):
1) свободные аэрофоны (инструменты, в которых пластины или зубцы начинают колебаться при попадании воздуха); вибрирующий объем воздуха не содержится в инструменте (шпулька, шпулька с раструбом);
2) собственно духовые инструменты (вибрирующий воздух находится внутри инструмента) или самозвучащие: жужжалка, пищики-манки, костяные флейты [Пагин 2017: 122-129].
Современными исследователями на основе этнографических материалов значительно расширен перечень духовых свистковых инструментов, приведенный в классификации Хорнбостеля-Закса. Например, А.Н. Голубкова и Р.А. Чуракова относят к нему: чипсон (свистульку из липовой коры, из кости или глины), чипчирган (продольную трубу из полого стебля травянистого растения, длиной до 2 м) шулангумы или шулан, изготавливаемый из веток молодой липы и чаще используемый в ритуальных действиях [Голубкова, Чуракова 2018: 29-30]. А.А. Кузнецов упоминает в своем труде о быз (бызгетон, удмуртской волынке, изготавливаемой из стеблей тростника, а также об узьыгумы (дудке, которую изготовляли из стебля зонтичных растений, в основном, дудника, длиной до 100 см) [Кузнецов 2019: 7-29].
А.В. Черных представляет в своей работе классификацию духовых свистковых инструментов, в соответствии с которой они подразделяются на три основных типа. К первому типу относятся продольные флейты, ко второму – поперечные, к третьему – окариновидные или сосудообразные флейты [Черных 1989: 12].
А.Е. Клименко отмечает, что исторический путь развития отечественного исполнительства на духовых инструментах исследователи условно разделяют на три этапа: древнерусский период; период XVIII века и период начала XIX века. Первый этап связан с периодом Древней Руси [Клименко 2017: 12]. Многочисленные документы эпохи сохранили свидетельства о том, что духовые инструменты со времени появления их у древних славян широко употреблялись в быту, сопровождали самые разнообразные стороны народной жизни, использовались ратниками в военных походах. Первые свидетельства о существовании традиций духового музицирования в жизни восточнославянских племен исследователи относят предположительно к VI веку. В частности, арабский географ Омар Ибн-Русте в своей «Книге драгоценных сокровищ» отмечает, что «их свирели длиною в два локтя» [Ибн-Русте О. Книга драгоценных сокровищ. Славяне [Электронный ресурс]. Сведения об использовании духовых музыкальных инструментов древними славянами в VI веке содержатся и в фундаментальном исследовании Н.М. Карамзина, который пишет о том, что «волынка, гудок и дудка были также известны предкам нашим: ибо все народы славянские доныне любят их» [Карамзин 1995: 80].
Начиная с XVII века, исполнительство на духовых инструментах в России складывалось непосредственно во взаимодействии с традициями профессионального западноевропейского искусства. Первоосновой для развития этих традиций стало появление в России иностранных музыкантов, внедрение европейских форм музыкального быта и инструментов. Эти процессы предваряют следующий исторический этап – XVIII век. В России этого времени выделяются три основные сферы бытования духовых инструментов: придворная музыкальная жизнь, домашнее бытовое музицирование и концертное исполнительство. В каждой из них имеются свои виды духовой музыки. Например, как отмечает Ю.В. Келдыш, придворная музыка функционировала как церемониальная, столовая, пленэрная, комнатная, охотничья (роговая), военная и театральная [Келдыш 1965: 101].
Т.Н. Ливанова подчеркивает, что домашнее музицирование включало любительское, участниками которого были русские аристократы, и профессиональное, связанное с деятельностью крепостных капелл. С крепостными капеллами связано процветание роговой музыки, которая восхищала многих наших соотечественников и иностранцев. Для роговой музыки были характерны самобытность, оригинальная техника исполнения и необычный тембр [Ливанова 1953: 39].
По мнению О. Левашовой, Ю. Келдыша и А. Кандинского, концертное музицирование в России XVIII века было тесно связано с искусством иностранных гастролеров, сыгравших значительную роль в области обучения русских музыкантов игре на европейских духовых инструментах. Особую роль в концертной, церемониальной и театральной музыке сыграли военные музыканты. В контексте реформ, проводимых Петром I именно в сфере военной музыки впервые стали обучать игре на европейских духовых инструментах [Левашова, Келдыш, Кандинский 1972: 185].
Третий этап развития отечественного исполнительства на духовых инструментах охватывает первые два десятилетия XIX века. Как отмечает Н.А. Огаркова, многие музыкальные традиции XVIII века получили новое развитие
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алексеенко Е.А. Музыкальные инструменты народов севера Западной Сибири / Е.А. Алексеенко. – М.: 2018. – 101 с.
2. Алпатова А.С. Реконструкция древней музыки и музыкального инструментария: проблемы и перспективы в современной науке / А.С. Алпатова // Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности: Материалы III межрегиональной научной конференции (14 декабря 2007 г., г. Москва). – М.: 2008. С. 141–159.
3. Благодатов Г.И. Музыкальные инструменты народов Сибири / Г.И. Благодатов // Сборник музея антропологии и этнографии. – М.-Л.: Изд-во АН СССР. – Т. XVIII. 1958. – С. 187-207.
4. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы / В.И. Вербицкий. – М.: 1893. – 272 с.
5. Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты / К.А. Вертков. – Л.: Музыка, 1975. – 280 с.
6. Гладышева М.В., Тулянов В.А. Диалог народной и массовой культур в современной литературе и искусстве / М.В. Гладышева, В.А. Тулянов // Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности: Материалы XIII научной конференции с международным участием (22 ноября 2018 г.): Сборник статей. – М.: Институт мировых цивилизаций, 2018. – 504 с. С.61-65.
7. Голубкова А.Н., Чуракова Р.А. Музыкальная культура Удмуртии: Учебное пособие / Под ред. А. А. Разина, А. Н. Перевозчикова. – Ижевск: Издат. дом «Удмуртский университет». 2018. – 348 с.
8. Грубер Р.И. История музыкальной культуры: в 2-х тт.: учебное пособие для историко-теоретических факультетов консерваторий. Т. 1: С древнейших времен до конца XVI века / Р.И. Грубер. – М.; Л., 1941. – 595 с.
9. Джумаев А. Усовершенствование и реконструкция музыкальных инструментов в Средней Азии: от средневековых опытов к систематической практике в ХХ в. / А Джумаев // Вопросы инструментоведения. Вып. 11: сборник статей и материалов XI Международного инструментоведческого конгресса «Благодатовские чтения» (Санкт-Петербург, 23–25 октября 2017 г.) / Российский инсти¬тут истории искусств; [отв. ред. И. В. Мациевский, ред.-сост. О. В. Кол¬ганова]. – СПб: 2017-2018. – 284 c. С.39-45.
10. Доброхотов Б. Александр Алябьев. Творческий путь / Б. Доброхотов. – М.: Музыка, 1966. – 319 с.
11. Карамзин Н.М. История государства российского: в 4 кн. / Н.М. Карамзин. – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1995. – Кн. 1 (т.- I-III). – 512 с.
12. Келдыш Ю.В. Русская музыка XVIII века / Ю.В. Келдыш. – М.: Наука, 1965. – 464 с.
13. Клименко А.Е. Духовые инструменты в русской музыкальной культуре XVII – начала XIX века: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / А.Е. Клименко. – Красноярск. 2017. – 235 с.
14. Кордовский М. Дидактические аспекты популяризации национального фольклора как основа развития современной музыки в контексте духового искусства / М. Кордовский //Современные проблемы сольного и оркестрового Современные проблемы сольного и оркестрового II Международной научно-практической конференции (МГИК, 2021) / науч. ред. О.А. Блок, П.Ю. Делий, В.В. Токмаков. – М.: МГИК, 2021. – 271 с. С. 66-77.
15. Кузнецов А.А. Быз. Узьыгумы. Дымбыр: Методическое пособие / А.А. Кузнецов. – Ижевск: Типография «МарШак», 2019. – 48 с.
16. Лаврентьева А.С. Диалог культур как один из важнейших принципов реализации образовательной функции народного искусства / А.С. Лаврентьева // Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности: Материалы XIV научной конференции с международным участием (24 октября 2019 г.): Сборник статей. – М.: Издательский дом «ИМЦ», 2020. – 584 с.
17. Левашова О., Келдыш, Ю., Кандинский, А. История русской музыки / Левашова О., Келдыш Ю., Кандинский А.; под ред. А. И. Кандинского. – М.: Музыка, 1972. – Т. 1: От древнейших времен до середины XIX века. – 595 с.
18. Ливанова Т.Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом. Исследования и материалы: в 2 т. / Т.Н. Ливанова. – М.: Музгиз, 1953. – Т. 2. – 476 с.
19. Огаркова Н.А. Светская музыкальная культура в России XIX века / Н.А. Огаркова. – СПб: Изд-во Лань, изд-во Планета музыки, 2017. – 64 с.
20. Пагин В.А. Источники по изучению древних и средневековых музыкальных инструментов населения Прикамья / В.А. Пагин. – Ижевск: Издат. дом «Удмуртский университет». 2017. – 132 с.
21. Соловьев А.В., Соловьева И.В. Специфика изготовления, бытования и развития духовых (свистковых) инструментов русской фольклорной традиции в Кузбасском регионе / А.В. Соловьев, И.В. Соловьева // Манускрипт. Том 14, выпуск 5. – 2021. – С. 992-1000.
22. Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах / Ю.А. Усов. – 2-е изд., доп. – М.: Музыка, 1986. – 191 с.
23. Черных А.В. Советское духовое инструментальное искусство / А.В. Черных. – М.: Сов. композитор, 1989. – 320 с.
24. Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование / Ю.И. Шейкин. – М.: Вост. литература, 2002. – 718 с.
25. Hickmann E. Musikarchäologie als Traditionsforschung / E. Hickmann // AcM, lviii, 1985. S. 1-9.
26. Sachs C. The History of Musical Instruments / C. Sachs. – New York: W.W. Norton & Company, 1940.
27. Александр Гнездилов и музыка древности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.3.b-u-b-lic.com› aleksandr-gnezdilov-i-mu (Дата обращения 17.03.2022).
28. Алтайские народные инструменты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: altaykay.narod.ru/instruments.htm (Дата обращения 17.03.2022).
29. Ибн-Русте О. Книга драгоценных сокровищ. Славяне / Омар Ибн-Русте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://helpiks.org/5-8763.html (Дата обращения 09.03.2022).
30. Классификация Хорнбостеля-Закса / Система Хорбостеля- Закса [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (Дата обращения 09.03.2022).
31. Легенды Алтая [Электронный ресурс]. – Режим доступа: altaykay.narod.ru/instruments.htm (Дата обращения 17.03.2022).