Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем обстоятельством, что современному исполнителю, играющему в ансамбле с духовыми инструментами, недостаточно просто хорошо владеть инструментом, ему необходимо обладать историко-теоретическими знаниями, которые помогут ему глубже понять авторский замысел и стилистические особенности сочинения. Изучение традиционной культуры народов Сибири, связанной с историей духовых свистковых инструментов, не теряет своей актуальности. Изучение истории исполнительства на духовых свистковых инструментах необходимо для более глубокого освоения музыкального наследия прошлого и для понимания перспектив развития современной музыки.
Проблема духового свисткового инструментария Сибирского региона в настоящее время остается недостаточно изученной, несмотря на сравнительно большое число выпущенных монографий и научных публикаций, посвященных вопросам духового музыкального искусства.
Объект исследования – история и современные тенденции развития духовых свистковых инструментов в Сибирском регионе.
Предмет исследования – особенности сохранения и реконструкции духовых свистковых инструментов в Сибирском регионе.
Цель настоящей работы заключается в исследовании особенностей развития, сохранения и реконструкции духовых свистковых инструментов в Сибирском регионе.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1) раскрыть понятие духовых свистковых инструментов и их значение в отечественной музыкальной культуре;
2) рассмотреть исторические аспекты появления духовых свистковых инструментов в Сибирском регионе;
3) охарактеризовать виды сибирских духовых свистковых инструментов;
4) провести анализ современных тенденций развития музыки в контексте духового искусства в Сибири;
5) проанализировать деятельность народного мастера А.И. Гнездилова и других барнаульских мастеров в сфере сохранения и реконструкции духовых свистковых инструментов.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания спецкурсов и спецсеминаров по истории и современному состоянию духовых свистковых инструментов в учебных заведениях.
Методы исследования: описание, аналитический метод, метод логического анализа, метод сбора фактов.
Теоретико-методологическую основу работы составляют научные труды исследователей, среди которых следует выделить исследование этнографа XIX века протоиерея В.И. Вербицкого. Среди собранного им материала особый интерес представляют записи фольклора алтайцев о духовых свистковых инструментах, которые были использованы нами при написании данной работы.
Вопросам становления и современного состояния духовой музыкальной культуры в России посвящены работы А.С. Алпатовой, К.А. Верткова, Р.И. Грубера, А.Е. Клименко, Т.Н. Ливановой, Н.А. Огаркова и других исследователей. Научные труды Е.А. Алексеенко, Г.И. Благодатова, Ю.И. Шейкина посвящены непосредственно вопросам, связанным с развитием духовых свистковых инструментов в Сибирском регионе. Практическим аспектам реконструкции и сохранения духовых свистковых инструментов Сибири посвящено исследование А.В. Соловьева и И.В. Соловьевой.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы. Во введении обоснованы актуальность, практическая значимость исследования; указаны объект, предмет исследования, его теоретико-методологическая основа, методы исследования; сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе рассмотрена история духовых свистковых инструментов в Сибирском регионе и представлены их классификации. Во второй главе проанализированы особенности использования, усовершенствования и реконструкции духовых свистковых инструментов в Сибирском регионе.
1 История духовых свистковых инструментов в Сибирском регионе
1.1 Понятие и значение духовых свистковых инструментов в русской музыкальной культуре
Духовые инструменты в русской музыкальной культуре представляют собой яркое и самобытное явление. В различных документальных источниках можно обнаружить многочисленные свидетельства, подтверждающие популярность духовых инструментов во всех видах музыкальной практики. К.А. Вертков, определяя сущность духовых свистковых инструментов, подчеркивает их следующую специфическую особенность: источником духовых свистковых инструментов является вибрация воздуха, они не имеют мембран и струн [Вертков 1975: 7-29].
Существуют разнообразные подходы к классификации духовых свистковых инструментов, базирующиеся, прежде всего, на их региональной специфике. Основной является классификация Хорнбостеля-Закса [Классификация Хорнбостеля-Закса / Система Хорбостеля-Закса [Электронный ресурс], в которой выделены следующие типы духовых свистковых инструментов (аэрофонов):
1) свободные аэрофоны (инструменты, в которых пластины или зубцы начинают колебаться при попадании воздуха); вибрирующий объем воздуха не содержится в инструменте (шпулька, шпулька с раструбом);
2) собственно духовые инструменты (вибрирующий воздух находится внутри инструмента) или самозвучащие: жужжалка, пищики-манки, костяные флейты [Пагин 2017: 122-129].
Современными исследователями на основе этнографических материалов значительно расширен перечень духовых свистковых инструментов, приведенный в классификации Хорнбостеля-Закса. Например, А.Н. Голубкова и Р.А. Чуракова относят к нему: чипсон (свистульку из липовой коры, из кости или глины), чипчирган (продольную трубу из полого стебля травянистого растения, длиной до 2 м) шулангумы или шулан, изготавливаемый из веток молодой липы и чаще используемый в ритуальных действиях [Голубкова, Чуракова 2018: 29-30]. А.А. Кузнецов упоминает в своем труде о быз (бызгетон, удмуртской волынке, изготавливаемой из стеблей тростника, а также об узьыгумы (дудке, которую изготовляли из стебля зонтичных растений, в основном, дудника, длиной до 100 см) [Кузнецов 2019: 7-29].
А.В. Черных представляет в своей работе классификацию духовых свистковых инструментов, в соответствии с которой они подразделяются на три основных типа. К первому типу относятся продольные флейты, ко второму – поперечные, к третьему – окариновидные или сосудообразные флейты [Черных 1989: 12].
А.Е. Клименко отмечает, что исторический путь развития отечественного исполнительства на духовых инструментах исследователи условно разделяют на три этапа: древнерусский период; период XVIII века и период начала XIX века. Первый этап связан с периодом Древней Руси [Клименко 2017: 12]. Многочисленные документы эпохи сохранили свидетельства о том, что духовые инструменты со времени появления их у древних славян широко употреблялись в быту, сопровождали самые разнообразные стороны народной жизни, использовались ратниками в военных походах. Первые свидетельства о существовании традиций духового музицирования в жизни восточнославянских племен исследователи относят предположительно к VI веку. В частности, арабский географ Омар Ибн-Русте в своей «Книге драгоценных сокровищ» отмечает, что «их свирели длиною в два локтя» [Ибн-Русте О. Книга драгоценных сокровищ. Славяне [Электронный ресурс]. Сведения об использовании духовых музыкальных инструментов древними славянами в VI веке содержатся и в фундаментальном исследовании Н.М. Карамзина, который пишет о том, что «волынка, гудок и дудка были также известны предкам нашим: ибо все народы славянские доныне любят их» [Карамзин 1995: 80].
Начиная с XVII века, исполнительство на духовых инструментах в России складывалось непосредственно во взаимодействии с традициями профессионального западноевропейского искусства. Первоосновой для развития этих традиций стало появление в России иностранных музыкантов, внедрение европейских форм музыкального быта и инструментов. Эти процессы предваряют следующий исторический этап – XVIII век. В России этого времени выделяются три основные сферы бытования духовых инструментов: придворная музыкальная жизнь, домашнее бытовое музицирование и концертное исполнительство. В каждой из них имеются свои виды духовой музыки. Например, как отмечает Ю.В. Келдыш, придворная музыка функционировала как церемониальная, столовая, пленэрная, комнатная, охотничья (роговая), военная и театральная [Келдыш 1965: 101].
Т.Н. Ливанова подчеркивает, что домашнее музицирование включало любительское, участниками которого были русские аристократы, и профессиональное, связанное с деятельностью крепостных капелл. С крепостными капеллами связано процветание роговой музыки, которая восхищала многих наших соотечественников и иностранцев. Для роговой музыки были характерны самобытность, оригинальная техника исполнения и необычный тембр [Ливанова 1953: 39].
По мнению О. Левашовой, Ю. Келдыша и А. Кандинского, концертное музицирование в России XVIII века было тесно связано с искусством иностранных гастролеров, сыгравших значительную роль в области обучения русских музыкантов игре на европейских духовых инструментах. Особую роль в концертной, церемониальной и театральной музыке сыграли военные музыканты. В контексте реформ, проводимых Петром I именно в сфере военной музыки впервые стали обучать игре на европейских духовых инструментах [Левашова, Келдыш, Кандинский 1972: 185].
Третий этап развития отечественного исполнительства на духовых инструментах охватывает первые два десятилетия XIX века. Как отмечает Н.А. Огаркова, многие музыкальные традиции XVIII века получили новое развитие
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алексеенко Е.А. Музыкальные инструменты народов севера Западной Сибири / Е.А. Алексеенко. – М.: 2018. – 101 с.
2. Алпатова А.С. Реконструкция древней музыки и музыкального инструментария: проблемы и перспективы в современной науке / А.С. Алпатова // Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности: Материалы III межрегиональной научной конференции (14 декабря 2007 г., г. Москва). – М.: 2008. С. 141–159.
3. Благодатов Г.И. Музыкальные инструменты народов Сибири / Г.И. Благодатов // Сборник музея антропологии и этнографии. – М.-Л.: Изд-во АН СССР. – Т. XVIII. 1958. – С. 187-207.
4. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы / В.И. Вербицкий. – М.: 1893. – 272 с.
5. Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты / К.А. Вертков. – Л.: Музыка, 1975. – 280 с.
6. Гладышева М.В., Тулянов В.А. Диалог народной и массовой культур в современной литературе и искусстве / М.В. Гладышева, В.А. Тулянов // Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности: Материалы XIII научной конференции с международным участием (22 ноября 2018 г.): Сборник статей. – М.: Институт мировых цивилизаций, 2018. – 504 с. С.61-65.
7. Голубкова А.Н., Чуракова Р.А. Музыкальная культура Удмуртии: Учебное пособие / Под ред. А. А. Разина, А. Н. Перевозчикова. – Ижевск: Издат. дом «Удмуртский университет». 2018. – 348 с.
8. Грубер Р.И. История музыкальной культуры: в 2-х тт.: учебное пособие для историко-теоретических факультетов консерваторий. Т. 1: С древнейших времен до конца XVI века / Р.И. Грубер. – М.; Л., 1941. – 595 с.
9. Джумаев А. Усовершенствование и реконструкция музыкальных инструментов в Средней Азии: от средневековых опытов к систематической практике в ХХ в. / А Джумаев // Вопросы инструментоведения. Вып. 11: сборник статей и материалов XI Международного инструментоведческого конгресса «Благодатовские чтения» (Санкт-Петербург, 23–25 октября 2017 г.) / Российский инсти¬тут истории искусств; [отв. ред. И. В. Мациевский, ред.-сост. О. В. Кол¬ганова]. – СПб: 2017-2018. – 284 c. С.39-45.
10. Доброхотов Б. Александр Алябьев. Творческий путь / Б. Доброхотов. – М.: Музыка, 1966. – 319 с.
11. Карамзин Н.М. История государства российского: в 4 кн. / Н.М. Карамзин. – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1995. – Кн. 1 (т.- I-III). – 512 с.
12. Келдыш Ю.В. Русская музыка XVIII века / Ю.В. Келдыш. – М.: Наука, 1965. – 464 с.
13. Клименко А.Е. Духовые инструменты в русской музыкальной культуре XVII – начала XIX века: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / А.Е. Клименко. – Красноярск. 2017. – 235 с.
14. Кордовский М. Дидактические аспекты популяризации национального фольклора как основа развития современной музыки в контексте духового искусства / М. Кордовский //Современные проблемы сольного и оркестрового Современные проблемы сольного и оркестрового II Международной научно-практической конференции (МГИК, 2021) / науч. ред. О.А. Блок, П.Ю. Делий, В.В. Токмаков. – М.: МГИК, 2021. – 271 с. С. 66-77.
15. Кузнецов А.А. Быз. Узьыгумы. Дымбыр: Методическое пособие / А.А. Кузнецов. – Ижевск: Типография «МарШак», 2019. – 48 с.
16. Лаврентьева А.С. Диалог культур как один из важнейших принципов реализации образовательной функции народного искусства / А.С. Лаврентьева // Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности: Материалы XIV научной конференции с международным участием (24 октября 2019 г.): Сборник статей. – М.: Издательский дом «ИМЦ», 2020. – 584 с.
17. Левашова О., Келдыш, Ю., Кандинский, А. История русской музыки / Левашова О., Келдыш Ю., Кандинский А.; под ред. А. И. Кандинского. – М.: Музыка, 1972. – Т. 1: От древнейших времен до середины XIX века. – 595 с.
18. Ливанова Т.Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом. Исследования и материалы: в 2 т. / Т.Н. Ливанова. – М.: Музгиз, 1953. – Т. 2. – 476 с.
19. Огаркова Н.А. Светская музыкальная культура в России XIX века / Н.А. Огаркова. – СПб: Изд-во Лань, изд-во Планета музыки, 2017. – 64 с.
20. Пагин В.А. Источники по изучению древних и средневековых музыкальных инструментов населения Прикамья / В.А. Пагин. – Ижевск: Издат. дом «Удмуртский университет». 2017. – 132 с.
21. Соловьев А.В., Соловьева И.В. Специфика изготовления, бытования и развития духовых (свистковых) инструментов русской фольклорной традиции в Кузбасском регионе / А.В. Соловьев, И.В. Соловьева // Манускрипт. Том 14, выпуск 5. – 2021. – С. 992-1000.
22. Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах / Ю.А. Усов. – 2-е изд., доп. – М.: Музыка, 1986. – 191 с.
23. Черных А.В. Советское духовое инструментальное искусство / А.В. Черных. – М.: Сов. композитор, 1989. – 320 с.
24. Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование / Ю.И. Шейкин. – М.: Вост. литература, 2002. – 718 с.
25. Hickmann E. Musikarchäologie als Traditionsforschung / E. Hickmann // AcM, lviii, 1985. S. 1-9.
26. Sachs C. The History of Musical Instruments / C. Sachs. – New York: W.W. Norton & Company, 1940.
27. Александр Гнездилов и музыка древности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.3.b-u-b-lic.com› aleksandr-gnezdilov-i-mu (Дата обращения 17.03.2022).
28. Алтайские народные инструменты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: altaykay.narod.ru/instruments.htm (Дата обращения 17.03.2022).
29. Ибн-Русте О. Книга драгоценных сокровищ. Славяне / Омар Ибн-Русте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://helpiks.org/5-8763.html (Дата обращения 09.03.2022).
30. Классификация Хорнбостеля-Закса / Система Хорбостеля- Закса [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (Дата обращения 09.03.2022).
31. Легенды Алтая [Электронный ресурс]. – Режим доступа: altaykay.narod.ru/instruments.htm (Дата обращения 17.03.2022).