Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время в систему методов диагностики состояния мозга, наряду с традиционными неврологическими и современными аппаратурными методами (ЭЭГ, РЭГ, МРТ, КТ и др.), в клиническую практику широко внедрен метод нейропсихологической диагностики. В качестве теоретической основы нейропсихологического метода принята теория системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ), а его непосредственной методологической основой является учение о нейропсихологическом синдроме (А.Р.Лурия).
Исследование высших психических функций чрезвычайно актуально в связи с распространенностью инсультов и черепно-мозговых травм с крайне тяжелыми последствиями и инвалидизацией, а также ростом числа детей с задержками развития и нарушением когнитивных функций. На этот процесс влияет целый ряд факторов, к числу которых можно отнести ухудшение экологической и социальной обстановки, недостатки медицинской помощи при родах и улучшение методов выхаживания детей после родовых осложнений.
Прогресс в нейропсихологии выражается в увеличении количества нейропсихологических методик, а также в расширении сферы их применения в неврологии, нейрохирургии, психиатрии, геронтологии, соматической медицине, в сферах нормального и коррекционного обучения и в ряде других областей профессиональной деятельности психологов.
Уникальность метода состоит в том, что он совмещает в себе психологический анализ ВПФ и одновременно с этим выявляет состояние мозговых структур, участвующих в реализации психических функций. Тем самым исследуется класс феноменов, недоступных неврологическому исследованию, и оценивается состояние тех зон мозга, поражение которых протекает без отчетливой неврологической симптоматики. Большая чувствительность метода позволяет выявить даже стертые нарушения ВПФ. Таким образом, нейропсихологическое обследование направлено на решение двух основных диагностических задач: 1) выявление структуры, механизмов, степени выраженности нарушений ВПФ (функциональный диагноз) и 2) определение локализации поражения головного мозга (топический диагноз).
Именно для целей диагностики локальных поражений мозга А.Р.Лурия и были разработаны нейропсихологические методы изучения высших психических функций, которые позволили с большой точностью определять зону поражения мозга. Эти методы направлены на изучение различных познавательных процессов (речи, восприятия, памяти, мышления), произвольных движений и действий (элементарных и сложных) и личностных характеристик, проявляющихся в поведении больного. Они позволяют охарактеризовать состояние изучаемых психических функций, т.е. состояние тех мозговых структур, которые обеспечивают их протекание.
Цель исследования: выявление достоинств и недостатков нейропсихологического обследования как метода диагностики локальных поражений головного мозга в сравнении с аппаратными методами обследования
Объект исследования: диагностика локальных поражений головного мозга;
Предмет исследования: достоинства и недостатки нейропсихологического обследования как метода диагностики локальных поражений головного мозга в сравнении с аппаратными методами обследования.
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения нейропсихологического обследования как метода диагностики локальных поражений головного мозга в сравнении с аппаратными методами обследования
1.1. Нейропсихология как наука, граничащая с психологией и нейронаукой
В начале ХХИ века такие области науки, как педагогика, дефектология, детская неврология, специальная психология и др. проявили повышенный интерес к нейропсихологии и ее методам. Причиной заинтересованности стало увеличение числа детей с разными недостатками здоровья, рост процента неуспевающих в учебе, а также увеличение числа детей с трудностями адаптации к новым школьным условиям. Эти обстоятельства способствовали активному развитию детской нейропсихологии.
Нейропсихология-это область психологии, которая направлена на изучение мозговых механизмов высших психических функций. В рамках клинической психологии наряду с нейропсихологией выделяют еще ряд направлений: патопсихологию, психосоматику, психологию аномального развития, психотерапию.
Нейропсихология как отрасль психологической науки начала складываться в начале ХХ века. Она сформировалась на стыке нескольких научных дисциплин, каждая из которых внесла свой вклад в ее понятийный аппарат – психологии, медицины, физиологии. Учредителем Отечественной нейропсихологии является выдающийся ученый ХХ века, доктор психологических и медицинских наук О. Р. Лурия [3]. Во многом благодаря ему, отечественная нейропсихология известна во всем мире и занимает одно из первых мест среди других нейропсихологических школ в зарубежных странах.
Работы О. Р. Лурия представлены во всех современных зарубежных медицинских изданиях о нарушениях обучения и поведения. Развивать идеи Л. С. Выготского о системном строении высших психических функций, О. Р. Лурия разработал теорию системной динамической локализации психических процессов. Согласно данной теории, мозг как субстрат психических процессов функционирует как высокодифференцированное единое целое, и каждая психическая функция имеет динамическую, меняющуюся мозговую организацию, различную в разные периоды жизни человека. Нарушение одной и той же функции протекают по-разному в зависимости от того, какое звено обнаруживается пораженной. Именно поэтому главной задачей нейропсихологического исследования является проведение качественного анализа нарушения, а не только констатация факта расстройства той или иной функции.
Нейропсихология как самостоятельная наука достаточно молода и ее формирование приходится на XX век, когда она состоит на стыке нескольких научных дисциплин: психологии (общая, социальная, возрастная), физиологии (психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и центральной нервной системы) и медицины (хирургия, анатомия мозга, нейрология, психиатрия,неврология). Сегодня нейропсихологию как научную дисциплину чаще всего рассматривают через структуру медицинской психологии. В этой связи приведем место нейропсихологии в общей схеме психологии как науки. Можно отталкиваться от следующих посылок: нейропсихология, вместе с патопсихологией являющиеся структурными частями клинической психологии, в рамках которой сближаются их предметные области, образуя ядро общей клинической психологии.
Сегодня нейропсихологию как научную дисциплину чаще всего рассматривают через структуру медицинской психологии. В связи с этим приведем место нейропсихологии в общей схеме психологии как науки. Можно отталкиваться от следующих посылок: Нейропсихология, вместе с патопсихологией являющиеся структурными частями клинической психологии, в рамках которой сближаются их предметные области, образуя ядро общей клинической психологии.
Нейропсихология – это раздел клинической психологии, который изучает локализацию высших психических функций в головном мозге и механизмы их развития и взаимосвязи.
Нейропсихология, как и любая другая отрасль медицины делятся на несколько направлений, объединенных общими теоретическими представлениями, но отличающихся специфичностью методов и тактическими задачами. Выделяют такие направления: клиническая нейропсихология, экспериментальная нейропсихология, реабилитационная нейропсихология и психофизиологическая нейропсихология.
Клиническая нейропсихология-основное направление, задача которого заключается в изучении нейропсихологических синдромов, которые возникают при локальных поражениях головного мозга. Объект исследования-мозг больного или травмированного человека. Предмет исследования-причинно-следственные связи между поражением и изменениями со стороны психических процессов различных уровней.
Экспериментальная нейропсихология ставит перед собой задачи экспериментального изучения различных форм психических процессов при локальных поражениях головного мозга, а также исследование развития психических функций с эволюционной точки зрения и насколько это возможно, перенос результатов на человека. Объект исследования-мозг экспериментальных животных . методы экспериментальных исследований подразделяются на хирургические и бескровные ( охлаждение частей мозга, смазывание частей коры и мозга алюминиевой пастой и другими химическими препаратами, временно отключающими функционирование
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. - СПб., 1997.
2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. - М., АСТ, Транзиткнига., 2006.
3. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации. Собр.соч., т.1, М., 1983.
4. Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. - М., 1999.
5. Григорьев В.Н., Ковязина М.С., Тхостов А.Ш. Когнитивыная нейрореабилитация больных с очаговыми поражениями головного мозга. М. УМК «Психология», 2006.
6. Корсакова Н.К.; Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. - М., МГУ, 1988, М., «Академия», 2003.
7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973, 2002.
8. Нейропсихологическая диагностика. (Под ред. Е.Д.Хомской). - М., 1994, 2004.
9. Нейропсихология:. Хрестоматия. 3-е изд. / Под ред. Е. Д. Хомской — СПб.: Питер, 2011. — 992 с.: Атлас. Нервная система человека. Строение и нарушения (Под ред. В.М.Астапова и Ю.В.Микадзе). - М., 2001.
10. Общая психология. Словарь. Под ред. А.В.Петровского. - М.: ПЕРСЭ, 2005.
1. Распространенность когнитивных нарушений при неврологических заболеваниях (анализ работы специализированного амбулаторного приема) / Н. Н. Яхно, И. С. Преображенская, В. В. Захаров [и др.] // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. — 2012. — № 2. — С. 30—35.
2. Реброва О. Ю. Статистический анализ медицинских данных (применение пакета прикладных программ STATISTICA) / О. Ю. Реброва. — 3-е изд. — М.: МедиаСфера, 2006. — 305 с.
3. Роль когнитивных нарушений у больных с сочетанным поражением сонных и коронарных артерий / Д. Ш. Дюба, С. К. Евтушенко, А. В Морозова, Я. А. Гончарова // Журн. неврологии им. Б.М. Маньковского. — 2015. — Т. 3, № 1. — С. 34—38.
11. Романенко В. И. Полиненасыщенные жирные кислоты при умеренных когнитивных расстройствах / В. И. Романенко, Ю. И. Романенко, И. В. Романенко // Міжнар. неврол. журнал. — 2015. — № 2(72). — С. 135— 138.
12. Руководство по диагностике и лечению деменции / пер. С. Матюхи // НейроNEWS. Болезни пожилого и старческого возраста. — 2010. — № 2/1.
— С. 32—36.
13. Свиридова Н. К. Стратегия лечения когнитивных расстройств при хронической ишемии мозга и начальных проявлениях недостаточности кровоснабжения мозга / Н. К. Свиридова, Н. П. Павлюк // Східно¬Європейський неврол. журнал. — 2015. — № 5. — С. 27—34.
14. Слободин Т. Н. Клиническая и нейровизуализационная диагностика деменций / Т. Н. Слободин // Укр. неврол. журнал. — 2012. — № 4. — С. 16—26.
15. Слободин Т. Н. Когнитивный резерв: причины снижения и защитные механизмы / Т. Н. Слободин, А. В. Горева // Міжнар. неврол. журнал. — 2012. — № 3 (49). — С. 161—165.
16. Современные подходы к диагностике, профилактике и терапии когнитивных нарушений при дисциркуляторной энцефалопатии / В. Ю. Лобзин, А. Ю. Емелин, С. В. Воробьсв, И. А. Лупанов // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. — 2014. — № 2 — С. 51—56.
17. Современные возможности нейровизуализации в
18. Соколова Л. П. Нейровизуализационные методы исследования мозга при додементных когнитивных расстройствах с позиции патогенеза формирования патологии / Л. П. Соколова, М. Н. Пузин, Г. И. Резков // Клиническая неврология. — 2011. — № 3. — С. 19—27.
19. Сорокина И. Б. Умеренные когнитивные расстройства при сосудистых заболеваниях головного мозга: диагностика и принципы терапии / И. Б. Сорокина, А. А. Гудкова, А. Б. Гехт // Трудный пациент. — 2010. — Т. 8, № 3. — С. 9—13.
20. Станжевский A. A. Применение ПЭТ с 18К-ФДГ в дифференциальной диагностике деменций / А. А. Станжевский // Мед. визуализация. — 2008. — № 4. — С. 70—75.
21. Таланкина Н. З. Исследования вызванных потенциалов мозга у пациентов с умеренными когнитивными нарушениями и у пациентов с болезнью Альцгеймера / Н. З. Таланкина, С. С. Видутова // Функциональная диагностика. — 2011. — № 2. — С. 54—56.
4. Тонконогий И. - М., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. - СПб.: Питер, 2007.
22. Успенская О. В. Нейрохимические маркеры нейродегенерации в ранней диагностике болезни Альцгеймера, сосудистой и смешанной деменции / О. В. Успенская, Н. Н. Яхно, Н. Н. Белушкина // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С Корсакова. — 2010. — Т. 110, № 8. — С. 36—40.
23. Фетискин Н.П. Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой) / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2002.—C.360-362.
24. Функциональная нейровизуализация в диагностике деменций / М. М. Одинак, А. Ю. Емелин, А. В. Поздняков [и др.] // Вестн. Рос. воен.-мед. акад. — 2006. — № 1(15). — С. 101—111.
25. Хабусева М. С. Особенности ценностно-смысловой сферы медицинских сестер как предпосылки возникновения профессиональной дезадаптации / М. С. Хабусева // Вісник Харківського нац. ун-ту. — 2013. — № 1065. — С. 122—124.
5. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - М., МГУ, 1987, М.УМК «Психология», 2002. - СПб.: Питер, 2003.
6. Хрестоматия по нейропсихологии. Под ред. Е.Д. Хомской. - М., 1999, 2004.
7. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. - М., 1985, 2004.
26. Чеботарева Л. Л. Клинико-нейрофизиологическая оценка когнитивных функций в динамике лечения пациентов с хронической ишемией мозга / Л. Л Чеботарева, Г. К Червиц, Л. Н. Сулий // Східно-Європейський неврол. журнал. — 2015. — № 6. — С. 38—44.
27. Юнкеров В. И. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований / В. И. Юнкеров, С. Г. Григорьев, М. В. Резванцев. — 3-е изд., доп. — СПб.: ВМедА, 2011. — 318 с.
28. — P. 357—367.
29. Aspirin and recurrent intracerebral hemorrhage in cerebral amyloid angiopathy / A. Biffi, A. Halpin, A. Towfighi [et al.] // Neurology. — 2010. — Vol. 75, N 8. — P. 693—698.
30. Association of Depressed Mood and Mortality in Older Adults With and Without Cognitive Impairment in a Prospective Naturalistic Study / H. Lavretsky, L. Zheng, M. W. Weiner [et al.] // Am. J. Psychiatry. — 2010. — Vol. 167, N 5.
31. Association of low ejection fraction with impaired verbal memory in older patients with heart failure / J. R. Festa, X. Jia, K. Cheung [et al.] // Arch. Neurol. — 2011. — Vol. 68, N 8. — P. 1021—1026.
32. Boosting the Chances to Improve Stroke Treatment / E. Cobo, J. J. Secades, F. Miras [et al.] // Stroke. — 2010. — Vol. 41. — P. 143—150.
33. Midlife blood pressure, plasma 0-amyloid, and the risk for alzheimer disease: the honolulu asia aging study / N. S. Shah, J.-S. Vidal, K. Masaki [et al.] // Hypertension. — 2012. — Vol. 59, N 4. — P. 780—786.
34. Mu Y. Adult hippocampal neuro genesis and its role in Alzheimer’s disease / Y. Mu, F. H. Gage // Molecular Neurodegeneration. — 2011. — Vol. 6.
35. Horton, Puente, 1986, p. 18